"Нетрадиционные техники рисования как средство креативного развития дошкольников"
статья по рисованию по теме

Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

    Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие.

     Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством креативного развития.

     В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического отношения к деятельности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (форма, строение, величина, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобретательной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

     Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребёнка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

     Начиная с раннего возраста, необходимо побуждать детей к творчеству, учить видеть мир в живых красках. В дошкольном возрасте активно используется игра. Вначале с детьми обыгрывается сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать детей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Осваивая нетрадиционные методы рисования, мы пришли к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.

     Очень интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках: запах, шум, дорисовывают кляксу. Они умело импровизируют и фантазию, что не всегда удаётся взрослым. На занятиях дети учатся замечать оттенки цветов (лист не просто жёлтый, а красно—жёлтый, жёлто—оранжевый), строить свою диалогическую и монологическую речь.

     Существует много нетрадиционных методик обучения рисованию. Назовём лишь наиболее известные: витраж, граттаж, монотипия, пальцеграфия, пластилинография, принт (отпечатки), тестопластика…Чем же они так привлекают детей? Известно, что ребенок хочет видеть итог своего труда как можно быстрее – сейчас и немедленно. В силу своей мобильности, нетерпимости и неумения делать что-то долго и кропотливо, ребенку интересно сразу получить готовый результат.

     Ткнул жёсткой полусухой кисточкой в лист бумаги, и тотчас получилась звёздочка или цветочек.  Провёл пальчиком с краской по листку, и побежали по морю синие волны. Нечаянно уронил кляксу, и вдруг эта «неправильная» клякса превратилась в рыбку или зайчика. Это очень интересно и необычно. А с помощью восковой свечки и красок можно творить настоящие чудеса. Ещё большему полёту фантазии и развитию креативности детей способствует рисование пальчиками и ладошками. Во что только не превращаются цветные ладошки: в бабочку и дерево, в лебедя и слонёнка, в солнышко и ёжика. Это способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Дети получают подлинное удовольствие и радость от процесса. У них возникает стремление действовать с красками. Вот почему так важно активизировать, закрепить и стимулировать этот процесс.

     Одним из нетрадиционных методов является оригинальная методика санкт-петербургского педагога А.В. Никитиной – рисование при помощи верёвочки. Методика рисования верёвочкой, появившаяся в результате многолетней воспитательной работы, нравится и детям, и взрослым, работающим с ними. Занятия с верёвочкой развивают детское воображение, будят фантазию и творческое мышление. Одним из важнейших преимуществ этой методики является развитие мелкой моторики рук.

     Также очень интересен приём – рисование по мятой поверхности. Живописные образы, запечатлённые на мятой поверхности, создают необычный эффект – по настроению загадочности и таинственности, а по форме напоминают от «кракле» - мятой или треснувшей поверхности, применяемой в батике. В работе можно использовать мятую бумагу в сухом виде и смоченную в воде. Если в первом случае создаваемые образы носят характер «декоративный» и несколько «жёсткий», то в случае использования влажной поверхности образы обретают характер «мягкий», «сказочный», «романтичный».

     Мазковая живопись.

     Рисовать мазками детям очень нравится. Работы получаются насыщенные, интересные. Не у всех детей получаются насыщенные, интересные. Не у всех получается правильный мазок. У кого – то он очень длинный, у кого – то просто похож на примакивание. Поэтому рекомендуется больше рисовать в свободное время на такие темы: «Ёлочка», «Травка» и.т.д. Очень интересны

и такие приёмы рисования, как – монотопия и диотопия (техника печатки).

     Этот метод помогает развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. С детьми мы рисовали «Деревья отражаются в реке». Дети рисовали с удовольствием, им было интересно, как из одной половинки рисунка получается целый рисунок, и даже картина.

     Рисование свечой.

Детям очень нравиться рисовать свечкой. Рисуя невидимые штрихи или ставя точки, а затем нанести на лист краску, то можно увидеть на листе дождь или волны.

     Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского сада мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения.

     Рисование пластилином. Данная техника требует усидчивости, терпения и желания довести дело до конца.

     Также используются и другие нетрадиционные методики рисования:

     рисование мелом;

     рисование с использованием природного материала (камни, песок)

     рисование тычком (жесткой кистью);

     рисование манкой, солью и др. крупами;

     рисование при помощи ниток;

     рисование в стиле «Паспорту»

     рисование на наждачной бумаге

     рисование с помощью тёплой грелки

     Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Интерес у детей появляется ещё и потому, что все занятия проводятся комбинированными. Сначала способом монотопии мы рисуем фон будущего пейзажа, а затем традиционным способом (кисточкой и красками) рисуем деревья и всё остальное, а листопад, кроны деревьев мы вновь рисуем нетрадиционным способом – обычным смятым листочком газетной бумаги. Результат такой работы радует и детей и педагога.

     

     Заключение

     Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому очень важно подвести, постепенно открывая новые возможности изобразительной деятельности и к которому нельзя принуждать.

     Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься этим интересным делом.  Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

     Нетрадиционные способы рисования помогли мне освоить новый стиль общения и сотрудничества с детьми. Если педагогу нравится, когда глаза малышей блестят от восторга; если он стремится, чтобы каждое занятие было праздником; если желает смеяться, удивляться и общаться с умными и творческими детьми, - нужно вместе с ними наблюдать, рисовать, импровизировать и экспериментировать.

                                          Список использованной литературы
1. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч - 1997 - №5
2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997
3. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2
4. Комарова Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве Дошкольное воспитание – 1991 - №12
5.  Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 1990
6. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. – М., 2004
7. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике // Дошкольное воспитание – 1995 - № 11

8. Кожохина С.К. Оригинальные способы рисования и новые художественные материалы//Цветной мир-2008-№6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативных способностей детей.

Использование нетрадиционных техник рисования имеет большое значение для развития креативных способностей ребенка. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной ...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативных способностей детей.

Использование нетрадиционных техник рисования имеет большое значение для развития креативных способностей ребенка. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной ...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативных способностей детей.

Использование нетрадиционных техник рисования имеет большое значение для развития креативных способностей ребенка. Работая по этой методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной ...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития креативности на занятиях по ИЗО в детском саду.

Повышенный спрос на креативных, творческих личностей ставит перед педагогами задачу по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду....

"Нетрадиционные техники рисования как средство креативного развития дошкольников"

Консультация по изобразительной деятельности дошкольниковНетрадиционные техники рисования как средство креативного развития  дошкольников...

Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития креативной личности ребенка» 2020год

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя.Срок - 5 месяцев. Тема - Нетрадиционная техника рисования как средство развития креативной личности ребенка....