Главные вкладки

    Конспект по декоративному рисованию с детьми подготовительной группы "Роспись чаши" по мотивам Хохломской росписи
    план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

    Овчинникова Светлана Владимировна

    На занятии дети знакомятся с росписью на изделиях хохломы, учатся выделять элементы узора, учатся приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_po_dekorativnomu_risovaniyu_hohlomskaya_chasha.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект по декоративному рисованию в подготовительной  группе

    «Роспись чаши по мотивам Хохломской росписи»

    Программное содержание:

    - Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;

    - Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;

    - Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

    - Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;

    - Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров умельцев.

    Оборудование: изделия  и репродукции изделий  Хохломы; листы бумаги  с силуэтами чаши; гуашь красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки, салфетки.

    Ход занятия:

    Воспитатель:- Каждый день мы пользуемся разной посудой: кухонной, столовой, чайной. Эта посуда металлическая, фарфоровая, стеклянная. Есть посуда, которой мы пользуемся ежедневно, а есть красивые праздничные сервизы, которые достают лишь по праздникам, чтобы сервировать стол.

    Сегодня день у нас особый,

    Я приглашаю вас друзья.

    А вы со мной идти готовы?

    В чудесный мир зову вас я.

    Звучит музыка «Ярмарка». В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.

    Воспитатель:- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!

    И чего здесь только нет:

    Разные ложки, и ковши
    Вы разглядите, не спешите.

    Тут травка вьётся и цветы

    Растут нездешней красоты.

    Блестят они как золотые,

    Как будто солнцем залитые.

    Воспитатель:- Посмотрите на эти изделия. Они вам знакомы? Как они называются? (Хохломские изделия)

    Воспитатель:- Полюбуемся изделиями мастеров Хохломы.

    Дети рассматривают работы, воспитатель читает стихотворение Ю. Николаева.

    Воспитатель: - Хохломская роспись –

    Алых ягод роспись,

    Отголоски лета

    В зелени травы.

    Рощи – перелески,

    Шелковые всплески

    Солнечно-медовой

    Золотой листвы.

    У красы точеной

    Сарафан парчовый,

    По волнам узоров

    Яхонты горят.

    Что за чародеи

    Хохлому одели

    В этот несказанный

    Праздничный наряд,

    Роспись хохломская,

    Словно колдовская,

    В сказочную песню

    Просится сама.

    И нигде на свете

    Нет таких соцветий,

    Всех чудес чудесней

    Наша Хохлома.

    Воспитатель:- Возьмите в руки Хохломскую посуду и внимательно рассмотрите ее. Что вы видите? Опишите словесно, какая посуда? (красивая посуда, яркая, радостная, богатая, красочная)

    Из какого материала изготовлена эта посуда? (из дерева)

    Правильно. Эта деревянная посуда, расписанная растительным орнаментом. Что значит растительный? (Это трава, цветы, ягоды)

    Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (Ягоды, листья, завитки)

    А какие ягодки, рисуют мастера? (Малину, клубнику, рябинку, вишенки, крыжовник, бруснику).

    А вы знаете, почему Хохлому называют золотой? (На всех изделиях присутствует золотой цвет: на одном предмете — это фон, на другом листья, ягоды, цветы в узорах).

    Какие еще цвета используют художники в росписи? (Красный, черный, и может присутствовать зеленый).

    А какие цвета мастер использует для фона? (Красный, желтый, черный)

    Воспитатель:- Я вам расскажу легенду, как появилась хохломская роспись.

    Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

    А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Хотите узнать как?

    Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой.

    Практическая часть

    Воспитатель:- Ребята, посмотрите. У меня есть для вас заготовки чаши. Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы. Хотите научиться рисовать узоры и расписать ваши мисочки по мотивам хохломской росписи? 

    — Но сначала мы немножко разомнемся.

    Физкультминутка.

    Мы, листики осенние     руки вверх, покачать ладонями

    На веточках сидели         присесть, руки вниз

    Дунул ветерок     резко встать

    Листья  - полетели  руки вверх, покачать ладонями 

    Воспитатель:- Молодцы! Присаживайтесь!

    Вспомните, как правильно нужно держать кисть, правила работы с красками и кистью. (На кончик кисти набираем немного краски, чтобы она не растеклась. Если нужно поменять цвет краски, то промываем кисть. Работать нужно аккуратно, не пачкать стол.

    Посмотрите у ваших чаши золотой, желтый фон.

    Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (Черный, красный, зеленый)

    Какое главное правило при составлении узора? (Элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно.)

    Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды — тоже концом кисти или приемом тычка). Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки - линиями (дугообразными). И получится гирлянда. Послушайте стихотворение о Хохломе:

    Хохлома, хохлома

    Краше нет нигде тебя.

    Золотые листики,

    Жёлтые цветы.

    Наливные ягодки-

    Доброта земли.

    Хохлома, хохлома

    Мастерам в сердца дана.

    Есть и сказка,

    Есть и быль.

    Золотая в чашке пыль.

    Завиточек золотой

    Распишу я хохломой.

    Здесь цветок,

    Здесь листок,

    Здесь мудреный завиток.

    Краска черная блестит,

    Красна, ягодка горит.

    Чашку в руки возьмешь.

    И от радости замрешь.

    Хорошо в старинку жили,

    Деревянные ложки были.

    Нет столовых, нет десертных,

    Чайных ложек тоже нет.

    Зато много так красивых

    Деревянных, сердцу милых.

    Ложки, плошки и шкатулки

    Расписали хохломой.

    — Эти липовые ложки,

    Блюдца, ковшики, матрешки,

    Расписала нам сама

    Золотая Хохлома!

    Дети приступают к работе под звучание русских инструментов. 

    Воспитатель проводит индивидуальную работу. По окончанию работы дети организуют выставку своих работ и анализируют их.
    Воспитатель:- Молодцы, ребята, у вас получилась самая настоящая хохломская посуда, которая так радует глаз. Теперь наша выставка пополнилась хохломскими изделиями. Посмотрите на ваши хохломские чаши и скажите, какое настроение она у вас вызывает?

    - Спасибо вам, ребята, за такую красоту!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по декоративному рисованию с детьми подготовительной группы "Роспись дымковской барышни»

    Программное содержание: Закрепить знания детей о народных  промыслах. Учить детей раскрашивать полностью фигуру дымковской барышни, кофту и кокошник делать одноцветным, юбку – узорчато...

    Конспект НОД по ФЭМП с детьми подготовительной группы по мотивам мультфильма "33 попугая"

    Конспект по лексической теме - Зоопарк (животные севера и жарких стран)Цель - познакомить детей с объемными геометрическими телами...

    Конспект НОД по ФЭМП с детьми подготовительной группы по мотивам мультфильма "33 попугая" (продолжение)

    Конспект по лексической теме - Зоопарк (животные севера и жарких стран)Цель - закрепить понятие геометрические тела и их названия, познакомить с геометрическим телом - призма...

    Авторская программа кружка "Декоративное рисование с детьми подготовительной группы"

    Автором представлена программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно прикладным искусством....

    Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию с детьми подготовительной группы Тема: «Городецкие узоры»

    Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию с детьми подготовительной группы...

    Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)»

    Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)» Цель: Закрепления знаний детей о дымковской росписи, формирование умения создавать узоры по собственном...