Перспективный план занятий
календарно-тематическое планирование по рисованию (старшая группа) на тему

Агафонова Наталья Валерьевна

 ( старшая логопедическая группа) Нетрадиционное рисование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_zanyatiy_._netradits._v_starsh_gr.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план занятий

 (2 старшая логопедическая группа)

Нетрадиционное рисование.

    Развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных, поиски новых решений. Нетрадиционная техника рисования – способ создания изобразительного образа с помощью различных материалов (бумага, поролон ,вата, нить, пробка и т.д.) безопасных для организации деятельности детей и выразительными средствами ( выдувания, тычок, процарапывания, обрывания, теснения, прикладывания и т. д. ). На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Развиваются так же: координация глаза и руки, владение кистью руки.  Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления  детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

    В   старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету;         монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.

    В своей работе я использую следующие методы: словесный, наглядный, игровой, а также всевозможные приемы: рассказ, беседа, вопросы, рассматривание картин и иллюстраций, наблюдение.  Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Актуальность и новизна. Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.

Сентябрь

3 неделя

« Осенние листья» ( Тема « Осень»)- Печатание листьев.

Программное содержание:  познакомить с техникой печатания листьев. Развивать цветовосприятие . Учить смешивать краски прямо на листьях. Формировать эмоционально- положительное отношение к самому процессу рисования.

Оборудование:  листы формат А3, опавшие листья, гуашь, кисти, салфетки, баночка с водой.

Ход: стр.23. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

4 неделя

« Грибы в корзине» - Рисунки из ладошки.

Программное содержание:  познакомить с техникой рисования с помощью руки. Развивать пространственное мышление,  чувство композиции и цвета, воображение. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Оборудование:  листы формат А3, иллюстрации грибов, корзины, гуашь, простой карандаш, кисти, влажные салфетки.

Ход: стр. 25. Литература та же.

Октябрь

1 неделя

« Зачем человеку зонт» - Печать по трафарету.

Программное содержание:  познакомить с новым методом – печатью по трафарету. Развивать воображение, чувство композиции и ритма. Воспитывать чувство удовлетворенности от совместной художественной деятельности.

Оборудование:  силуэты зонтов, трафареты с изображением различных украшений, поролоновый тампон, гуашь.

Ход: стр. 27. Литература та же.

2 неделя

« Осень вновь пришла» - методом тычка.

Программное содержание: продолжить знакомство с методом тычка,  закреплять и расширять представление о приметах осени. Развивать чувство композиции и фантазию. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Оборудование:  альбомный лист , гуашь, кисточки, салфетки, оборудование для рисования.

Ход:  стр. 42. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».

3 неделя  

«Укрась вазу»- печатками, по трафарету.

Программное содержание: закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания. Развивать чувство композиции.

Оборудование: листы а3, гуашь, кисти, печатки, мисочки, трафареты, поролон, рисунки посуды.

Ход: стр. 120. Р.Г. Казакова « Занятия по рисованию с дошкольниками».

4 неделя  

« Ветка рябины» - рисование пальчиками.

Программное содержание:    помочь детям осознать ритм как изобразительно- выразительное средство. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить прием вливания одного цвета в другой. Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику.

Оборудование:  альбомный лист в форме овала, тонированный тушью черного цвета, дополнительный лист размер ½ А 4, гуашь, кисть , стаканчик с водой , салфетки, гроздь рябины- натура или фотоиллюстрация.

Ход:  стр.11  Г. Н. Давыдова, Нетрадиционные техники рисования в детском саду, часть 1» .

Ноябрь

1 неделя

«Улетаем на юг» . Тема « Перелетные птицы». –Кляксография.

Программное содержание:  совершенствовать умения детей в различных техниках, познакомить с правилами нанесения клякс на стекло и накладывания сверху бумаги. Развивать чувство композиции, воображение.

Оборудование:  бумага , пластиковая ложечка, гуашь в мисочке, кисть.

Ход: стр. 29. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

2 неделя

« Осеннее дерево» - кляксография с трубочкой.

Программное содержание:  знакомить с  рисованием клякс и раздуванием с помощью трубочки. Развивать цветовосприятие, эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве, воображение и инициативу. Продолжать учить располагать изображение по всей поверхности листа.

Оборудование:  бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка ( соломинка для напитков).

 Ход: стр.23. Р. Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». ( стр.37. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».)

3 неделя  

« Колючая сказка» - рисование штрихом.

Программное содержание:    развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов. Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Показать выразительные возможности простого карандаша. Учить изображать качественные признаки  рисуемых объектов- « колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.

Оборудование:  репродукция или фотоиллюстрация с изображением ежа, альбомный лист, простой карандаш ТМ, маска ежика для игры.

Ход: стр. 24 Г. Н. Давыдова, Нетрадиционные техники рисования в детском саду, часть 1»  .

4 неделя

«Хмурая, поздняя осень»- восковые мелки, акварель, монотипия, оттиск печатками.

Программное содержание:    воспитывать эстетическое отношение к природе, учить отображать состояние погоды в рисунках цветом, линиями, оттисками, составлять композиции с использованием разных способов. Упражнять цветовосприятие.

Оборудование: бумага а3, восковые мелки, акварель, гуашь, кисти, печатки, губка.

Ход: стр. 104  . Р. Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».

Декабрь

1 неделя

« Первый снег»- рисование пальчиками.

Программное содержание:  продолжить работать с нетрадиционными техниками рисования- рисование пальчиками, развивать инициативу, закрепить знание цветов, учить составлять композицию. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

Оборудование:  тонированные темно-синим цветом  листы бумаги, иллюстрации с зимними пейзажами, белая гуашь.

Ход:  стр. 39 .  А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

2 неделя

« Мой любимый свитер» . Тема « Одежда».- оттиск печатками.

Программное содержание: знакомить с техникой рисования, закрепить знание цветов и умение украшать свитер простым узором, используя крупные и мелкие элементы. Развивать воображение и инициативу.

Оборудование: свитер, вырезанный из бумаги, разные печатки, гуашь разных цветов.

Ход: стр. 31.  А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

3 неделя

« Моя любимая погода зимой»- печать поролоном, набрызг, рисование пальчиками.

Программное содержание: воспитывать эстетическое отношение к природе, ее изображению в различных изобразительных техниках, упр-ть в отображении состояния погоды в рисунках, развивать чувство композиции.

Оборудование: бумага голубого цвета, гуашь, поролон, жесткие кисти, трафарет, салфетки, кусочки картона для набрызга.

Ход: стр. 111  . Р.Г. Казакова « Занятия по рисованию с дошкольниками».

4 неделя

« Зимний лес»- рисование методом тычка.

Программное содержание: развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Обогащать словарь образной лексикой, учить рисовать зимний лес, используя метод тычка. Воспитывать эстетическое восприятие природы.

Оборудование: альбомный лист, кисти, гуашь, баночка с водой, салфетки, зимние иллюстрации.

Ход: стр. 48. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».

Январь

 2 неделя

« Елочка нарядная». Тема « Новый год»- рисование пальчиком, оттиск поролоном.

Программное содержание:  воспитывать эстетическое восприятие природы, упражнять в рисовании кусочками поролона, в рисовании пальчиками;  закрепить умение изображать елочные игрушки. Учить наносить рисунок равномерно по всей поверхности листа. Развивать воображение и цветовосприятие.

Оборудование: наряженная елка в группе, гуашь, печатки, влажные салфетки, поролон.

Ход: стр.47 . А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

3 неделя

« Животные, которых я придумал»- кляксография, обведение кисти рук.

Программное содержание:  развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения разными  художественными техниками.

Оборудование: белый лист, черная гуашь, простой карандаш, восковые мелки, ложечка.

Ход: стр. 108. Р.Г. Казакова « Занятия по рисованию с дошкольниками».

4 неделя

« Снеговик» - веревочкой.

Программное содержание: научить рисовать с помощью веревочки, совершенствовать зрительное восприятие, развитие мелкой моторики, развитие воображения. Формирование плавности, ритмичности и точности движений.

Оборудование: альбомный лист, веревочки, клей ПВА, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.

Ход: стр. 43. А. В. Никитина « Рисование веревочкой».

Февраль

1 неделя

«Морозный узор» - фотокопия, рисование свечой.

Программное содержание: вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы, развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире, желание отражать увиденное в своем творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования. Развивать воображение, творчество.

Оборудование: альбомный лист, дополнительный лист , размер ½ А 4, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, стаканчик с водой.

Ход: стр.43.Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

2 неделя

«Снегири на ветках» – рисование методом тычка.

Программное содержание:  формировать у детей обобщенное представление о птицах, пробуждать интерес детей к известным птицам, расширять знания детей о перелетных птицах, учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.

Ход: стр. 51. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».

3 неделя

« Пингвины на льдине» - рисование методом тычка.

Программное содержание: познакомить детей с пингвинами и средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире. Учить рисовать пингвинов , используя метод тычка. Развивать чувство композиции и цвета.

Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.

Ход: стр. 46. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».

4 неделя

«По замыслу»

Программное содержание: совершенствовать умения и навыки , необходимые для работы в нетрадиционных техниках. Развивать цветовосприятие, пространственное мышление , чувство ритма и воображение.

Оборудование: все необходимые материалы.

Ход: Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

Март

1 неделя

«Подарок маме» - рисование методом тычка.

Программное содержание: учить детей рисовать разнообразные цветы, используя метод тычка.  Развивать цветовосприятие, пространственное мышление , чувство ритма и воображение. Воспитывать в детях желание делать подарки родным и близким.

Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетки.

Ход: стр. 53. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».

2 неделя

«Сосульки» . Тема « Ранняя весна».- рисование веревочкой.

Программное содержание: развитие активности и самостоятельности , рисование с помощью веревочки, развивать художественно- эстетическое восприятие, четкость изображения. Формирование плавности, ритмичности и точности движений.

Оборудование:  альбомный лист, гуашь, клей ПВА, веревочка, салфетки, кисть , баночка воды.

Ход: стр. 57. А.В. Никитина « Рисование веревочкой».

3неделя

«Ранняя весна» - монотипия пейзажная.

Программное содержание: научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображения в пейзаже.

Оборудование:  бумага, кисти, гуашь, акварель, влажная губка.

Ход: стр. 69. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

4 неделя

«Букет для моей воспитательницы»- набрызг, печать листьями.

Программное содержание: формировать эстетический вкус, учить использовать шаблоны, развивать пространственные представления, чувства ритма, композиции и колорита.

Оборудование:  шаблоны листьев, цветы с лепестками разной формы, цветные карандаши, бумага формата а4, жесткая кисть, картон (5*5), простые карандаши, ножницы, клей, эскизы с изображениями вариантов букетов.

Ход: стр. 123. Р.Г. Казакова « Занятия по рисованию с дошкольниками».

Апрель

1 неделя

«Березы весной» - рисование методом тычка.

Программное содержание:  углублять знания о временах года, уточнять признаки весны, воспитывать любовь к родному краю. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность , память и воображение. Закреплять умение детей рисовать кисточкой разными способами.

Оборудование:  альбомный лист, простой карандаш, гуашь или акварель, баночка с водой, кисть, салфетки.

Ход: К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин « Увлекательное рисование методом тычка».

2 неделя

«Ветка с первыми листьями»

Программное содержание:  углублять знания о временах года, уточнить признаки весны, воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: веточка с листочками, печатки с силуэтом листа, кисточки, гуашь, альбомные листы.

Ход: стр. 71. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

3 неделя

«Звездное небо». Тема - «День космонавтики» - свеча+ акварель.

Программное содержание:  учить создавать изображение звездного неба, используя акварель и свечу. Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками. Развивать цветовосприятие и зрительно- двигательную координацию.

Оборудование:  бумага, кисть , акварель, свеча, салфетки, баночка с водой.

Ход: стр.73. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

4 неделя

«Аквариум» - рисунки из ладошки.

Программное содержание:  продолжить знакомство с художественными техниками,учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. Развивать чувство композиции, цвета, воображение.

Оборудование:  альбомный лист, простой карандаш, гуашь, баночка с водой, кисть, салфетка.

Ход: стр.75. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».        

Май

1 неделя

«Праздничный салют над городом». Тема – « День победы». Проступающий рисунок.

Программное содержание: формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины; закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Усвоить навык проведения непрерывных линий, развивать композиционные навыки.

Оборудование:  репродукция с изображением салюта, альбомный лист А4, набор восковых мелков, акварель, кисть, стаканчик с водой, салфетка.

Ход: стр. 48. Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1.

2 неделя

« Черемуха» - рисование методом тычка.

Программное содержание: воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве, расширять знания и представления детей об окружающем мире, продолжить закреплять рисование методом тычка, формировать чувство композиции и ритма.

Оборудование:  фотоиллюстрация, альбомный лист, гуашь, кисть, стаканчик с водой, 2-3 ватные палочки, салфетка.

Ход: стр. 16. Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1.

3 неделя

« Бабочки, которых я видел летом» – монотипия .

Программное содержание : совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках, развивать пространственное мышление, знакомить с симметрией и асимметрией на примере бабочки.

Оборудование:  бумага, кисть, гуашь, простой карандаш, иллюстрации, стаканчик с водой, салфетка.

Ход: стр. 106. Р.Г. Казакова « Занятия по рисованию с дошкольниками».

4 неделя

« Одуванчики». Тема - « Весенние цветы».- рисование веревочкой.

Программное содержание: закрепить технику рисования веревочкой, воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе. Развивать чувство композиции, цвета, воображение.

Оборудование:  фотоиллюстрация, альбомный лист, гуашь, веревочка, клей ПВА, стаканчик с водой, салфетка.

Ход: стр. 83. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ».

Предполагаемый результат:

Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.

Способы проверки:

- мониторинг в начале и конце учебного года;

- выставки детских работ.

Всё это помогает мне всесторонне развивать личность ребёнка, учить его выражать своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.

Дополнительный материал: презентации, записи- музыкальное сопровождение, обучающие  СД - диски.

«Осень- чудная пора!»

« Времена года»

«Зимний лес»

«Узнать времена года»

«Сказки»

«Рисование для детей. Рисуем оттисками.»

« Техника рисования кляксография»

«Уроки рисования для детей. Монотипия.»

Картинки – рисунки  по нетрадиционному рисованию.

СД диски- «Авторская программа Т. Васильковой « Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчикавая гимнастика».

Список литературы:

  1. Е.А. Янушко « Рисование с детьми раннего возраста».- М.: Мозайка –Синтез, 2006г.
  2. Д.Н. Колдина « Рисование с детьми 4-5 лет». – М.: Мозайка –Синтез, 2008г.
  3. Р.Г. Казакова « Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники , планирование, конспекты занятий». М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  4. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
  5. Г.Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1,2». –М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
  6. Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Ср.гр.».-М.: изд. Центр Владос,2008г.
  7. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду, Ср.гр.».- М.: « Карапуз», 2009г.
  8. К.К. Утробина « Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет». –М.: « Издательство Гном и Д»,2007г.
  9. О.Л. Иванова « Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка». – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011г.
  10. СД диски «Авторская программа Т. Васильковой « Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчикавая гимнастика».
  11.  Т. А. Цквитария « Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ».- М.: ТЦ Сфера, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план занятий к программе "Настроение" по психокоррекции

Мною разработано перспективное планирование по реализации программы на год в виде сетки-схемы, в которой указаны время  проведения занятий, темы, программное содержание занятий и методические при...

Перспективный план занятий по ФЭМП на сентябрь (подготовительная группа)

Перспективный план занятий по ФЭМП составлен с учетом лексических тем на сентябрь. (подготовительная группа) .Предназначен для работы с детьми с нарушением зрения...

Перспективный план занятий по коррекции недостатков познавательного развития (сенсорное развитие)

Перспективный план занятийпо коррекции недостатков познавательного развития(сенсорное развитие) № п/пТема занятияЦель занятияКол-во часов IРазвитие восприятия1.Восприятие качеств величины·...

Перспективный план занятий

Перспективный план занятий предназначен для работы с детьми подготовительной группы по теме: "Моя семья". В него включены разделы: "Здравствуйте, это я!", "Моя родословная", "Мама дорогая", "папа и я-...

Перспективный план занятий художественно-эстетического курса образовательной системы "Детский сад 2100" для детей младшего дошкольного возраста "Кукла Таня", О.Л.Куревина

Данные занятия могут использоваться как кружковая работа и как дополнительный материал по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста...

Перспективный план занятий по экологическому воспитанию детей 2-я младшая группа

План,который я составила,будет полезен молодым специалистам ДОУ.Он прост и доступен в использовании....