Знакомство с особенностями декоративно
учебно-методический материал по рисованию на тему

Шубина Татьяна Николаевна

Знакомство с особенностями декоративно

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_osobennostyami_dekorativno.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства

в процессе дидактических игр

 В  практике художественного воспитания дошкольников сложилась довольно стройная система разнообразных форм деятельности. Чаще всего применяются специально организованные занятия разными видами изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и др.). Зачастую эти занятия проводятся в студии. Традиционную форму представляет и самостоятельная изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самих детей. Для этого и создаются в группах зоны творчества, уголки

изобразительной деятельности и т.п. Все шире используется такая форма, как посещение выставок, музеев. Это одно из современных, быстроразвивающихся направлений в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Однако приходится констатировать: в плане художественного развития ребенка дидактическая игра еще не нашла адекватного применения. Итог весьма печален: в образовательном пространстве, реализующем задачи художественного развития, игра все более вытесняется занятиями. Происходит трансформация общественного мнения: отказ от игры в пользу прямого обучения. Нет сомнений, знания нужны, в том числе и об искусстве. Но дело в том, что именно игра может выполнить в этом процессе наиважнейшую роль. В ходе специально созданных игр происходит «развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия, "насмотренности" подлинно художественными произведениями народного искусства, умение высказывать доказательные суждения и оценки увиденного». Такова одна из задач в работе с дошкольниками, сформулированная в программе «Детство». Представления о некоторых видах русского декоративно-прикладного искусства могут быть сформированы не только на занятиях, экскурсиях в музеи, но и в процессе дидактических игр.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребенка. Мы можем назвать значительное число различных  дидактических игр, способствующих   художественному развитию дошкольников. Однако рассмотрим лишь те, которые обеспечивают развитие ребенка в ходе знакомства с декоративно-прикладным искусством.

Условно разделим игры на несколько групп - на те, которые:

• помогают различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам - особенностям материала, из которых они изготовлены; подбору цветового колорита; выбору традиционных для промысла элементов росписи и др.;

  сосредоточивают внимание на стилевых особенностях элементов узора; знакомят с композиционным построением узоров, использованием ритма, симметрии.

В основе этих игр лежат традиционные принципы, но их содержание - освоение особенностей декоративно-прикладного искусства. Игры первой группы, которые мы приводим ниже, направлены на развитие общего эстетического восприятия предметов. Вот несколько примеров: «Найди лишнее», «Что изменилось?», «Магазин сувениров», «Художественный салон».

«Найди лишнее»

Дидактическая задача. Учить находить предметы определенного промысла среди предложенных: развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство.

Материал. Три-четыре изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого.

Игровые правила. Выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т.е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.

Ход игры. Выставляются четыре-пять предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

Варианты. В игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.

«Художественный салон»

Дидактическая задача. Учить устно описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь-описание.

Материал. Различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Игровые правила. Точно описать предмет, который игрок хочет «купить».

Ход игры. Предметы «Художественного салона» выставлены на стеллажах. Выбирается «продавец». Остальные играющие - «покупатели». Они выбирают предмет покупки и точно описывают его «продавцу». «Продавец» может задавать вопросы, например: «Как украшен край изделия? Какой там цветок?». Когда «продавец» определит, что это за предмет, он продает его. Игра продолжается. «Продавец» и «покупатель» меняются ролями.

«Что изменилось?»

Дидактическая задача. Закреплять представление о какой-либо росписи, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.

Материал. Предметы разных промыслов.

Игровые правила. Игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим.

Ход игры. Воспитатель (или ведущий) ставит перед игроками пять предметов различных росписей. Внимательно рассмотрев их, запомнив расположение, игроки отворачиваются. Ведущий меняет предметы местами или убирает какой-либо. Задача играющих: угадать, что изменилось. Если задача решена, выбирается другой ведущий, игра продолжается.

Варианты. Игроки могут не только назвать новый предмет или тот, что убрал ведущий, но и описать его.

С помощью следующей группы игр - «Лото», «Домино». «Найди пару», «Узнай элементы узора» - можно закрепить знания о стилевых особенностях элементов узора. Иными словами: внимание детей педагог сосредоточивает не на узоре в целом, а на отдельных его элементах, учит вычленять их из общего строя орнамента, видеть вариативность одного и того же элемента в узоре на разных изделиях. Так, например, кольцо в дымковской росписи может быть выполнено разным цветом и украшено поверх основного тона мелкими дополнениями: точками, волнистой линией, полосками. Хохломские трилистники отличаются друг от друга формой самого листочка, способом обработки края листа, прожилками. Городецкие розаны могут быть выполнены в различной цветовой гамме, с разным количеством лепестков, неодинаковых по форме, различаются они и оживкой и т.п.

«Узнай элементы узора»

Дидактическая задача. Уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал. Большие карты, украшенные какой-либо росписью, в нижней части которых три-четыре свободных окошка. Маленькие карточки с отдельными элементами узора, среди которых варианты росписи, отличающиеся цветом, деталями.

Игровые правила. Определить, какие из предложенных карточек с изображением элементов росписи подходят к элементам узора основной карты.

Ход игры. Получив большую карту и несколько маленьких, внимательно рассмотрев их, играющие выбирают те элементы, которые встречаются в узоре, и выкладывают их в пустые окошки. Ведущий следит за правильностью выполнения задания.

Варианты.

Игрокам выдают большие карты, маленькие - у ведущего. Он показывает карточки по одной. У кого из игроков найдется такой элемент в узоре на большой карте, забирает его себе. Выигрывает тот, кто первым соберет все элементы своего узора.

Игрокам выдают большие карты, маленькие - у ведущего. Чтобы получить нужную карточку, игрок должен описать ее, например: «Мне нужна карточка на красном фоне, на которой есть черная смородинка». Если задание он выполнил точно и правильно, ведущий выдает ему карточку. Если в описании допустил ошибки, пропускает ход.

•        До начала игры воспитатель составляет комплект из трех-четырех маленьких карточек, элементы которого соответствуют узору одного из изделий. Большие карты перемешиваются. Игроки получают по одному-двум наборам. Их задача: к имеющемуся набору элементов подобрать карту с изделием. Выигрывает тот, кто первым выполнил задание.

«Домино»

Дидактическая задача. Закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, научить различать и сравнивать их между собой, правильно называть, пользуясь названиями, придуманными мастерами промысла, развивать наблюдательность, внимание, быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.

Материал. Карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора; варианты отличаются цветом, деталями.

Игровые правила. Игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало такому же изображению другой карточки. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки. За ход можно выложить только одну карточку.

Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Все карточки выкладываются в центр стола рисунками вниз - это «базар». Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о

чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот, у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной, игрок пользуется «базаром». Если «базар» пуст - пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек.

Вариант. Игрок делает ход и называет элемент росписи. Если название неверное, ход пропускается.

«Лото»

Дидактическая задача. Та же, что в игре «Домино».

Материал. Большие карты с изображением предметов, украшенных какой-либо росписью. По краям карт до шести клеток с изображением элементов данной росписи. Карточки с вариантами элементов узора, отличающихся цветом, деталями.

Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Внимательно следят за ходом игры, не пропуская элементы своей карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все элементы на своей карте.

Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому по одной большой карте, маленькие перемешивает. Затем, вынимая по одной маленькой карточке, ведущий спрашивает, что за элемент на ней изображен и кому нужна такая карточка.

Варианты. Игру можно проводить в форме соревнования команд. При этом каждой команде выдается сразу несколько карт для одновременного заполнения.

«Найди пару»

Дидактическая задача. Та же, что в игре «Домино».

Материал. Прямоугольные карточки, разделенные на две клетки: одна с элементами узора, другая - пустая. Карточки с вариантами элементов узора, образующие пары с рисунками на полосках.

Игровые правила. Игроки подбирают карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Выигрывает тот, кто  первым подберет пары всех элементов на своих карточках.

Ход игры. Принимают участие от двух и более детей. Ведущий раздает каждому одинаковое количество двойных карт, маленькие перемешиваются в центре стола. По команде ведущего играющие подбирают пару элементам на своих карточках.

Варианты.

После выполнения задания игрок называет все элементы росписи. Если название дано неверно, карточка не засчитывается.

Игроки по очереди берут карточки из стопки. Если карточка не подходит, игрок кладет ее вниз колоды и пропускает ход.

«Ручеек» - из числа играющих составляются две команды; одна получает двойные карточки, другая - парные картинки. По команде игрок одной группы должен найти участника из другой группы с такой же карточкой, чтобы образовать пару. Парами игроки подходят к воспитателю, который проверяет правильность выбора. Образуется «ручеек».

«Передай по кругу» - у игроков по три большие карточки, маленькие перемешаны и разложены на столе изображением вниз. Взяв маленькую карточку, играющий закрывает ею свободную клетку; если элемент подходит - пара найдена. Кроме того, он получает право взять следующую карточку из колоды; если карточка не подходит, передает ее дальше, т.е. пропускает ход.

        Игры второй группы обладают значительным преимуществом: атрибуты к ним изготавливают сами дети. Тем самым реализуется одно из классических положений дошкольной дидактики, сформулированное в свое время АЛ. Усовой. Речь идет о сочетании в образовательном процессе трех форм - занятий, дидактических игр и упражнений. В нашем случае это сочетание может быть представлено первоначальными представлениями об особенностях разных видов декоративно-прикладного искусства, которые дети усваивают на занятиях (в ходе бесед, знакомства с изделиями, экскурсий в музеи, на выставки и т.п.), когда, рисуя, учатся изображать элементы узора; когда под руководством воспитателя готовят материалы к дидактическим играм, т.е. упражняются в рисовании отдельных элементов. В этой работе прослеживается весьма важный мотив - точное повторение одного и того же элемента. Именно точное, иначе игра не получится.

Третью группу составляют игры («Составь узор», «Разрезные картинки», «Одень барышню») с композиционным построением узоров, представляющих различные промыслы - Городецкую с гирляндами, хохломскую с волнистыми линиями, гжель с росписью букета, где в центре - главный цветок

«Составь узор»

Дидактическая задача. Учить составлять декоративные композиции -располагать элементы, подбирая их по цвету, - на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Материал. Плоскостные изображения различных предметов; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.

Игровые правила. Составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи (принцип передвижной аппликации).

Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

«Разрезные картинки»

Дидактическая задача. Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в разных промыслах, упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

Материал. Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части(можно подготовить варианты разрезных изделий, поделив их на четыре-восемь частей различной геометрической формы).

Игровые правила. Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом.

Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Варианты.

  • Каждый игрок получает два набора разрезных картинок, чтобы собрать изображение двух предметов.
  • Игроки собирают изображение без образца.
  • Игроки используют силуэты одинаковых предметов, украшенных по-разному.
  • Игроки получают два одинаковых изделия, разрезанных по-разному. Части перемешиваются. Игрок должен составить два предмета.

Дидактические игры и игровые упражнения воспитатель может: а) применять как один из методов проведения самих занятий, так и с целью расширить, уточнить, закрепить знания и умения детей; б) проводить в одно время с занятиями по изобразительной деятельности (варианты: опережать занятия или завершать их).

«Дымковская барышня. Ткань на юбку»

Дидактическая задача. Вызвать интерес к росписи дымковской игрушки, закрепить знания об элементах дымковской росписи, учить располагать узор на геометрической форме - квадрат, прямоугольник, сочетая их по цвету, ввести в активный словарь понятия, связанные с росписью: «булочка», «горошина», названия игрушечных барышень: «водоноска», - франтиха», «нянька».

Предварительная работа. Дидактические игры «Узнай элемент», «Найди пару».

«Домино».

Материал. Демонстрационный: костюм воспитателя - расписанный кокошник, длинная юбка; три образца из альбома Е. Ковальской (№ 1, 2, 3). Раздаточный: для каждого ребенка - листы белой бумаги размером 15x15, 23x18; красная, синяя, желтая, зеленая гуашь; кисти № 2,3.

Ход занятия. Воспитатель (в наряде дымковской мастерицы). Здравствуйте, ребятушки! Узнали меня? Я мастерица из Дымково. Пришла к вам по делу. Скоро у нас в селе будет праздник, именуемый Свистунья. На этот праздник все приходят нарядные, красивые. Много барышень собрались приехать к нам, а наряды-то все поизносились. Отправили меня в магазин за тканью для юбок Да вот беда: не продают в наших магазинах такую ткань, чтобы можно было сшить из нее юбку для дымковской барышни. Ведь не всякую юбку барышня наденет. Дали мне в дорогу вот эти кусочки ткани, чтобы я не ошиблась {выставляются образцы № 1,2). Посмотрите, какие красивые узоры на тканях! А чем они отличаются? Верно, здесь нарисованы кольца, а здесь линии. Кольца на ткани крупные, чтобы издалека на юбке были видны. Какого они цвета? (Ответы?) Почему все одинаковые по цвету? (Ответы) Как расположены полоски на ткани? (Показать жестом, что линии находятся на одинаковом расстоянии) Зачем между линиями оставлено место? (Ответы?)

А вот и третья ткань. Чем отличается этот узор от первых двух? Правильно, эта ткань в клетку. Что нужно сделать, чтобы получились ровные и красивые клеточки? Конечно, рисовать линии на одинаковом расстоянии. Что расположено в клеточках? (Ответы?) Можно ли в одной клеточке нарисовать кольцо, а в другой - булочку? Почему нельзя? (Ответы?)

Видите, сколько секретов надо знать, чтобы украсить ткань на юбку дымковской барышне. Наверное, не все художники знают их. Потому в магазинах нет таких тканей. Пока найду, уж и праздник подойдет, не успеем мы юбки сшить. Может, вы сможете помочь? Тогда распишем ткани! Покажите, как будете рисовать прямые линии. Верно, кистью плашмя. Чтобы рука не дрожала, линия получилась ровная, надо нажать на весь ворс до упора и плавно вести сверху вниз или слева направо. (Показ сухой кистью на образце?) А как можно нарисовать булочки, чтобы все они получились одинаковыми? Вот ведь какие догадливые! Конечно, примакиванием.

        Посмотрите, на ткани есть еще крупные точки. Как их ласково называют? Правильно, горошины. Как их можно нарисовать? Если в вашем узоре будет много горошин, лучше рисовать их тампоном, тогда все они будут одного размера, и узор от этого станет еще краше. Но дымковские барышни не любят мелкие элементы в узоре. Ни одна франтиха не наденет юбку, коли узор не будет виден издалека, поэтому старайтесь рисовать крупно. Сначала нарисуйте все элементы одного цвета, например полоски, а потом все элементы другого цвета, хорошо промыв кисточку. Тогда краски будут чистые, яркие.

А теперь внимательно посмотрите на узоры и постарайтесь придумать свой. Элементы можно взять такие же, а цвета изменить, но так, чтобы в узоре они смотрелись красиво. Ткани могут быть украшены линиями, кольцами или клеточками.

В ходе самостоятельной работы педагог наводящими вопросами помогает определить красивые сочетания цветов. По окончании работы все рисунки собираются на трех столах в соответствии с типом композиции узора (кольца, линии, клетка). Рассматривая совместно с детьми ткани, педагог обращает внимание на то, как один и тот же узор, украшенный линиями, в зависимости от цвета смотрится по-разному. Обращает внимание на ткань, украшенную большими кольцами, которые видны издали; на одинаковый размер колец в узоре; на тканях в клетку особо отмечает ритмичное расположение линий (вертикальных и горизонтальных), обеспечивающих равные клетки в узоре.

Если кто-либо из детей допустил ошибки, педагог предлагает составить узор, пользуясь материалом к дидактической игре «Составь узор».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством"

Представлены материалы в помощь воспитателю по знакомству с декоративно-прикладным искусством - стихи, загадки, планы занятий....

ЦОР«Знакомство детей с декоративным творчеством»

*Формировать основы художественной культуры. Продолжать разви­вать интерес к искусству,  знакомить детей с народным декоративно-прикладным ис­кусством (гжельская, хохломская, жостовская, петриков...

Консультация для родителей «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством»

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики". Е.Флерина....

Знакомство дошкольников с особенностями декоративно-прикладного искусства посредством дидактических игр

Знакомство дошкольников с особенностями декоративно-прикладного искусства посредством дидактических игр...