образовательная ситуация "Зимний лес"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

Поземина Юлия Владимировна

Цель: формировать умение детей рисовать  дерево капустным листом.

Образовательные задачи:

- учить детей видеть силуэт дерева на капустном листе, учить технике нанесения  коричневой  краски (ствол дерева), белой краски (ветки в инее) на капустный лист;

- формировать умение выполнять коллективную творческую работу, согласовывать свои действия с действиями сверстников;

- развивать творческую активность, воображение, цветовое восприятие;

- развивать восприятие поэтических, музыкальных произведений о природе;

- воспитывать в детях интерес к изображению объектов родной природы – деревьев;

- воспитывать дружеские взаимоотношения.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие  (рисование)

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование:  мультимедийное оборудование со звуковым письмом , плакат тонированный,  капустные листья, гуашь коричнево и белого цвета, кисти, листы бумаги, салфетки на каждого ребенка, влажные  салфетки, указка, мольберт.

Логическая основа занятия:

Детская цель: нарисовать львенку и черепахе зимний лес

Затруднение:  незнание способа рисования капустным листом зимнего дерева.

Способ преодоления затруднения: показ и объяснение способа рисования отпечатком капустного листа зимнего дерева.

Новое знание (способы  действия): способ рисования деревьев в инее отпечатком капустного листа.

 

Ход образовательной ситуации:

1.       Введение в ситуацию:

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в творческую деятельность.

Воспитатель собирает вокруг себя детей

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

    - Вот какие мы дружные ребята!

  - Ребята, а что такое дружба? (дружат, помогают друг другу во всем)

 Ребята проходят и садятся на стульчики.

- Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы? У меня есть очень интересный мультфильм, и называется он «Песенка львенка и черепахи», кто хочет его посмотреть? 

Просматриваем фрагмент мультфильма «Песенка львенка и черепахи». Черепаха и львенок поют песенку:

 «Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу.

Все лежу и лежу

И на солнышко гляжу»

Львенок:

- Слушай, Черепаха, а ты видела когда-нибудь зимний лес?

Черепаха:

- Коонееечно, нет! А чтоооо этоо такое?

Львенок:

- Это когда много деревьев, и они все в снегу! А я мечтаю увидеть зимний лес!

Черепаха:

- Давай, ребят попросим, они нам покажут.

Обращается к детям:

-Ребята, мы со львенком никогда не видели зимний лес, покажите нам его!

Львенок:

- Мы будем вам очень благодарны!

 

- Как вы думаете, мы сможем помочь львенку и черепахе?

-А как мы сейчас можем показать им зимний лес? (интернет, сфотографировать и т. д.)

-Как же еще можно показать зимний лес? (нарисовать)

 

   2.Актуализация.

Дидактические задачи:

-актуализировать знания детей о зимнем лесе;

-развивать внимание, мыслительные операции – анализ, синтез.

 

Чтобы нарисовать  лес, давайте сначала рассмотрим, какой бывает зимний лес.

Показ слайда зимнего леса.

- Ребята, скажите, что в  зимнем лесу есть? (много снега, деревья в снегу)

Значит, что должны мы нарисовать? (много деревьев в снегу)

 

3.Затруднение в ситуации:

Дидактическая задача:

- формировать умение выбирать способ действий.

 

- Мои хорошие, а чем же можно изобразить деревья в снегу? (ответы детей)

- Хорошо, молодцы!

А я-то знаю, чем можно еще нарисовать дерево (показываю капустный лист)

Как, вы думаете зачем? (ответы детей)

 

4.Открытия нового знания (способ действия)

Дидактические задачи:

- учить детей изображать дерево  отпечатком капустного листа;

- развивать творческие способности;

-развивать восприятие формы и цвета, глазомер и мелкую моторику рук.

 

Воспитатель раздает детям капустные листья

- На что похож капустный лист? (ответы детей).

- Я, кажется, догадалась, давайте попробуем сравнить его с деревом (показ слайда зимнего дерева).

-Что имеется у дерева? (ствол)

- А кто видит на капустном листе ствол дерева? Иди, Таня, покажи.

- А что есть еще у дерева? (ветки)

- Посмотрите, а на капустном листе можно увидеть ветки дерева? Показ детей.

- Как вы думаете, похож капустный лист на дерево? Конечно, очень похож.

Я знаю способ рисования дерева отпечатком капустного листа. 

Посмотрите, как это можно сделать.

Сначала нужно выбрать более рельефную, выпуклую сторону капустного листа. Возьмите капустный лист и найдите рельефную сторону листа. А теперь пальчиком проведите по центру листа – это ствол. Молодцы! А сейчас найдите веточки дерева. Замечательно!

А теперь положите лист и посмотрите, как можно изобразить зимнее дерево.

С помощью сухой кисти наносим коричневую краску на основную линию листа – это ствол, затем этим же цветом наносим краску по боковым линиям, которые отходят от основной – это ветки. Нам нужно нарисовать еще и снег на ветках – это же зимнее дерево. Поэтому промываем кисть, просушиваем ее  о салфетку, берем белую краску и наносим вокруг веточек, плотно прикладываем к листу бумаги и крепко прижимаем рукой, не сдвигая лист, чтобы получился четкий отпечаток, затем очень аккуратно убираем лист. Дерево готово! Если каждый из нас нарисует одно дерево - получится зимний лес? Давайте вспомним, как называется этот способ рисования дерева(отпечаток капустным листом). Молодцы!

Чтобы наши ручки смогли нарисовать красивые зимние деревья, нужно их разогреть.

Пальчиковая гимнастика.

 Закрутились, завертелись белые снежинки. (фонарики)

Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки. (руки вверх-вниз, шевеля пальцами)

Чуть затихла злая вьюга – улеглись повсюду. (руки вниз)

Заблистали словно жемчуг – все дивятся чуду. (пальцы в щепотку, разжать)

 

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Дидактические задачи:

- формирование умение самостоятельно применять новый способ изображения дерева отпечатком капустного листа

 

Ребята, с чего мы начнем работать?  (ответы детей)

Давайте сначала закатаем рукава. А теперь можно приступить к работе.

Набирайте краски на кисть хорошо, так, чтобы все линии были прокрашены. Воспитатель следит за осанкой детей во время всей творческой работы.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей под музыку. Воспитатель во время работы с детьми проводит индивидуальную работу: какое у тебя получилось замечательное дерево -  белое, пушистое, серебристое, снежное, красивое, волшебное, сказочное, морозное, сверкающее, веселое.

Очень плотно прикладываем и прижимаем к листу бумаги.

Напоминает детям, кто выполнил свою работу, приводят в порядок свое рабочее место и подождем других детей. По окончанию деятельности картина вывешивается на доску.

 

6.Осмысление.

Дидактическая задача: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которых позволили её достичь.

 

- Какие вы молодцы, постарались! Такой замечательный зимний лес  получился. Мне хочется назвать его снежным. А как бы вы его назвали? (индивидуальные ответы детей)

- Кому мы сегодня помогали? Как мы это делали?

Появляется на мультемедео фрагмент мультфильма «Песенка львенка и черепахи»:

Львенок:

- Какой замечательный зимний лес у вас получился!

Черепаха:

- Вы такие дружные, добрые, творческие ребята, вы исполнили нашу мечту: показали нам, каким бывает зимний лес! 

Львенок:

- А мы с черепахой сделали вам на память подарки! Примите их от нас! Черепаха:

- Спасибо вам за помощь!  До свидания!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimniy_les.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Вишенка» Алтайского района Алтайского края

Конспект образовательной ситуации

«Зимний лес»

в подготовительной группе

Разработчик: Ю.В. Поземина,

воспитатель 1 квалификационной категории

Алтайское 2016

Цель: формировать умение детей рисовать  дерево капустным листом.

Образовательные задачи:

- учить детей видеть силуэт дерева на капустном листе, учить технике нанесения  коричневой  краски (ствол дерева), белой краски (ветки в инее) на капустный лист;

- формировать умение выполнять коллективную творческую работу, согласовывать свои действия с действиями сверстников;

- развивать творческую активность, воображение, цветовое восприятие;

- развивать восприятие поэтических, музыкальных произведений о природе;

- воспитывать в детях интерес к изображению объектов родной природы – деревьев;

- воспитывать дружеские взаимоотношения.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие  (рисование)

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование:  мультимедийное оборудование со звуковым письмом , плакат тонированный,  капустные листья, гуашь коричнево и белого цвета, кисти, листы бумаги, салфетки на каждого ребенка, влажные  салфетки, указка, мольберт.

Логическая основа занятия:

Детская цель: нарисовать львенку и черепахе зимний лес

Затруднение:  незнание способа рисования капустным листом зимнего дерева.

Способ преодоления затруднения: показ и объяснение способа рисования отпечатком капустного листа зимнего дерева.

Новое знание (способы  действия): способ рисования деревьев в инее отпечатком капустного листа.

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию:

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в творческую деятельность.

Воспитатель собирает вокруг себя детей

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

    - Вот какие мы дружные ребята!

  - Ребята, а что такое дружба? (дружат, помогают друг другу во всем)

 Ребята проходят и садятся на стульчики.

- Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы? У меня есть очень интересный мультфильм, и называется он «Песенка львенка и черепахи», кто хочет его посмотреть?  

Просматриваем фрагмент мультфильма «Песенка львенка и черепахи». Черепаха и львенок поют песенку:

 «Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу.

Все лежу и лежу

И на солнышко гляжу»

Львенок:

- Слушай, Черепаха, а ты видела когда-нибудь зимний лес?

Черепаха:

- Коонееечно, нет! А чтоооо этоо такое?

Львенок:

- Это когда много деревьев, и они все в снегу! А я мечтаю увидеть зимний лес!

Черепаха:

- Давай, ребят попросим, они нам покажут.

Обращается к детям:

-Ребята, мы со львенком никогда не видели зимний лес, покажите нам его!

Львенок:

- Мы будем вам очень благодарны!

- Как вы думаете, мы сможем помочь львенку и черепахе?

-А как мы сейчас можем показать им зимний лес? (интернет, сфотографировать и т. д.)

-Как же еще можно показать зимний лес? (нарисовать)

   2.Актуализация.

Дидактические задачи: 

-актуализировать знания детей о зимнем лесе;

-развивать внимание, мыслительные операции – анализ, синтез.

Чтобы нарисовать  лес, давайте сначала рассмотрим, какой бывает зимний лес.

Показ слайда зимнего леса.

- Ребята, скажите, что в  зимнем лесу есть? (много снега, деревья в снегу)

Значит, что должны мы нарисовать? (много деревьев в снегу)

3.Затруднение в ситуации:

Дидактическая задача: 

- формировать умение выбирать способ действий.

- Мои хорошие, а чем же можно изобразить деревья в снегу? (ответы детей)

- Хорошо, молодцы!

А я-то знаю, чем можно еще нарисовать дерево (показываю капустный лист)

Как, вы думаете зачем? (ответы детей)

4.Открытия нового знания (способ действия)

Дидактические задачи:

- учить детей изображать дерево  отпечатком капустного листа;

- развивать творческие способности;

-развивать восприятие формы и цвета, глазомер и мелкую моторику рук.

Воспитатель раздает детям капустные листья

- На что похож капустный лист? (ответы детей).

- Я, кажется, догадалась, давайте попробуем сравнить его с деревом (показ слайда зимнего дерева).

-Что имеется у дерева? (ствол)

- А кто видит на капустном листе ствол дерева? Иди, Таня, покажи.

- А что есть еще у дерева? (ветки)

- Посмотрите, а на капустном листе можно увидеть ветки дерева? Показ детей.

- Как вы думаете, похож капустный лист на дерево? Конечно, очень похож.

Я знаю способ рисования дерева отпечатком капустного листа.  

Посмотрите, как это можно сделать.

Сначала нужно выбрать более рельефную, выпуклую сторону капустного листа. Возьмите капустный лист и найдите рельефную сторону листа. А теперь пальчиком проведите по центру листа – это ствол. Молодцы! А сейчас найдите веточки дерева. Замечательно!

А теперь положите лист и посмотрите, как можно изобразить зимнее дерево.

С помощью сухой кисти наносим коричневую краску на основную линию листа – это ствол, затем этим же цветом наносим краску по боковым линиям, которые отходят от основной – это ветки. Нам нужно нарисовать еще и снег на ветках – это же зимнее дерево. Поэтому промываем кисть, просушиваем ее  о салфетку, берем белую краску и наносим вокруг веточек, плотно прикладываем к листу бумаги и крепко прижимаем рукой, не сдвигая лист, чтобы получился четкий отпечаток, затем очень аккуратно убираем лист. Дерево готово! Если каждый из нас нарисует одно дерево - получится зимний лес? Давайте вспомним, как называется этот способ рисования дерева(отпечаток капустным листом). Молодцы!

Чтобы наши ручки смогли нарисовать красивые зимние деревья, нужно их разогреть.

Пальчиковая гимнастика.

 Закрутились, завертелись белые снежинки. (фонарики)

Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки. (руки вверх-вниз, шевеля пальцами)

Чуть затихла злая вьюга – улеглись повсюду. (руки вниз)

Заблистали словно жемчуг – все дивятся чуду. (пальцы в щепотку, разжать)

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Дидактические задачи:

- формирование умение самостоятельно применять новый способ изображения дерева отпечатком капустного листа

Ребята, с чего мы начнем работать?  (ответы детей)

Давайте сначала закатаем рукава. А теперь можно приступить к работе.

Набирайте краски на кисть хорошо, так, чтобы все линии были прокрашены. Воспитатель следит за осанкой детей во время всей творческой работы.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей под музыку. Воспитатель во время работы с детьми проводит индивидуальную работу: какое у тебя получилось замечательное дерево -  белое, пушистое, серебристое, снежное, красивое, волшебное, сказочное, морозное, сверкающее, веселое.

Очень плотно прикладываем и прижимаем к листу бумаги.

Напоминает детям, кто выполнил свою работу, приводят в порядок свое рабочее место и подождем других детей. По окончанию деятельности картина вывешивается на доску.

6.Осмысление.

Дидактическая задача: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которых позволили её достичь.

- Какие вы молодцы, постарались! Такой замечательный зимний лес  получился. Мне хочется назвать его снежным. А как бы вы его назвали? (индивидуальные ответы детей)

- Кому мы сегодня помогали? Как мы это делали?

Появляется на мультемедео фрагмент мультфильма «Песенка львенка и черепахи»:

Львенок:

- Какой замечательный зимний лес у вас получился!

Черепаха:

- Вы такие дружные, добрые, творческие ребята, вы исполнили нашу мечту: показали нам, каким бывает зимний лес!  

Львенок:

- А мы с черепахой сделали вам на память подарки! Примите их от нас! Черепаха:

- Спасибо вам за помощь!  До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...