Тематическое планирование по художественно - эстетическому воспитанию
календарно-тематическое планирование по рисованию по теме

Сересова Татьяна Васильевна

Тематическое планирование на все возрастные группы детского сада. Тема: Приобщение дошкольников к миру искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тематическое планирование28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

Младший дошкольный возраст(3-4 года)

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

сентябрь

Художники - иллюстраторы

Знакомство с творчеством художников — иллюстраторов.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

К.И.Чуковский «Петушок» (Сутеев). Игра «Кто это?» (составление петушка с помощью геометрических фигур). Отгадывание загадок, чтение потешек. Лепка птенцов из солёного теста.

Знакомство с творчеством художников — иллюстраторов. Рассматривание иллюстраций В.Лебедева в книге С.Я.Маршака          «Усатый — полосатый». Беседа. Игра «Соображалка»(разрезанные картинки). Игровые упражнения и перевоплощения. Знакомство с понятием «книга» (не только развлечение, но и источник познавательных интересов). Изготовление книжек — малышек по произведению.

Чтение А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» и рассматривание иллюстраций И.Билибина к произведению. Беседа «Образ матери в живописи». Знакомство с понятием «художник — иллюстратор». Беседа «Книга — мой лучший друг». Сюжетно — ролевая игра «Библиотека». Дидактическая игра «Разрезная мозаика». Инсценирование отрывка из сказки.

Знакомство с художниками — иллюстраторами (В.Конашевич, В.Лебедев, Е.Чарушин, Ю.Коровин).Чтение С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный», рассматривание иллюстраций В.Конашевича к произведению. Беседа.

Знакомство с графическими изобразительными материалами, возможностями их использования в собственной деятельности. Коментированное рисование. Викторина «Художник». Презентация «Сочиняем и иллюстрируем сказку».

октябрь

Жанр  натюрморт

Рассматривание овощей, фруктов, определение их свойств.

Игра сенсорная «Узнай по вкусу и на ощупь», «Чудесный мешочек».

К.С.Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне»- Просмотр, наблюдение.

Аппликация «Яблоко».

Знакомство с понятием «натюрморт».

Рассматривание и беседа по натюрмортам смешанного характера «Яблоки и листья» И.Репин. «Яблоки на столе у печки» Кончаловский.

Сенсорные и худ.-развивающие игры «Составь натюрморт из овощей», «Подбери краски, которые художник использовал в картине».

Разучивание стихов и загадок об окружающих предметах.

Выставка уже известных произведений- сравнение, обсуждение (обычный натюрморт и смешанный,оценка цвета).

Знакомство с понятиями форма и композиция, с репродукциями картин «Букет цветов, бабочка и птичка» Ф.Толстой, «Неприбранный стол» И.Э.Грабарь.

Беседы: «Как художник составил натюрморт», «О какой тайне рассказывает натюрморт».

ИЗО : Рисование смешанного натюрморта».

Знакомство с сюжетным натюрмортом.

Рассматривание и обсуждение уже известных натюрмортов и сюжетных «Натюрморт с самоваром» И.И.Машков, «За обедом» З.Е.Серебрякова.

Знакомство с понятием натюрморт, как жанр живописного искусства.

Разучивание стихов и загадок.

Рисование сюжетного натюрморта.

ноябрь

Жанр пейзаж (осень)

Наблюдение на прогулке за окружающими нас деревьями.

Рассматривание репродукций картин- пейзажей.

Отгадывание загадок на осеннюю тему.

Рисование деревьев кистью (примакивание в произвольной форме),проведение прямых линий сверху вниз. Знакомство с приёмами работы с кистью, с основными цветами.

Знакомство с репродукцией картины И.И.Левитана «Золотая оснеь». Чтение стихотворений Авдиенко «Ходит осень по дорожке», А.Н.Плещеев «Скучная картина», И.А.Бунин «Лес, точно терем расписной» - рассуждение какое из них подходит к произведению.

Игровая ситуация «Когда это бывает?», «Чей это цвет?»

Слушание музыки Чайковског П.И. «Времена года».

Знакомство с жанром живописи «пейзаж».

Экскурсия в рощу, парк.

Чтение сказок «Царевна- лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Три медведя».

Организация выставки картин- репродукций И.И.Шишкина «Рожь», «Сосновый бор», «Корабельная роща», «Перед грозой».

Знакомство с творчеством Шишкина.

ИЗО: рисование «Золотой осени».

Эксурсия в парк, лес.

Знакомство с русскими художниками: И.И.Шишкин «Утро в сосновом лесу», В.Д.Поленов «Золотая осень», И.И.Левитан «Золотая осень»(презентация) музыка «Времена года» П.И.Чайковского

Рассматривание и обсуждение репродукции  картины И.И.Шишкина «Осенний лес».

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Унылая пора».

Вспомнить понятие «пейзаж».  

ИЗО: рисование осени.

декабрь

Жанр  анимализм (животные)

Чтениие С.М.Городецкого «Котёнок»,В.Г.Сутеева «Кто сказал мяу?»

Игра «Угадай кота», «Какие они — кошки?»

Рисование котёнка по трафарету паролоном и ватными палочками.

Чтение Е.И.Чарушина «Тюпа, Тошка и сорока», «Про больших и маленьких» и т. д.  Игра «Мы ходили в зоопарк».

Выставка в группе книг Чарушина, беседа о нём.

Игра — викторина по произведениям.

Рассматривание иллюстраций в книгах других авторов(В.В.Бианки,С.Я. Маршака, К.И.Чуковского).

Рисование медведя методом тычка.

Экскурсия в библиотеку «Путешествие в страну сказок».

Беседа «Профессия художник — иллюстратор», «Правила поведения в работе с книгой».

Сюжетно — ролевая игра «Мы писатели и художники».

Создание и выставка детских книг про братьев наших меньших.

Знакомство с творчеством художников — анималистов В.А.Ватагина, И.С.Ефимова, Д.В.Горлова, являющихся основоположниками анималистического жанра в России. Беседа «С первобытных времён в наши дни». Рисование методом штрихования животных. Создание музея «наскальной живописи».

январь

Жанр  исторический

Знакомство с иллюстрациями к к русским народным сказкам.

Знакомство с фольклором

Ряженье .

Колядки, рождественские встречи.

Рассматривание репродукций К.Е. Маковского

«Дети бегущие от грозы» и

современного художника Дональда Золанда с изображением детей. Беседа, обсуждение увиденного. Аппликация.

Рассматривание репродукции В.Г.Перова «Тройка».

Рассказ об авторе, картине, картинных галереях, музеях.

Беседа по картине.

Знакомство с историческим жанром  через живопись о былинных героях. Знакомство с творчеством В.М Васнецова.

«Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами»

В.И. Суриков «Боярыня Морозова». Чтение былин. Беседа.

февраль

Декоративно — прикладное искусство

Рассматривание альбома «Русские матрёшки».

Игры с матрёшками.

Заучивание потешек, отгадывание загадок, прослушивание народных песен.

Приклеивание и раскрашивание бантиков из макорон на матрёшку — трафарет.

Знакомство с дымковскими и филимоновскими изделиями.

Создание музея народно — прикладного творчества (лепка).

Мастер — класс для родителей «Роспись с детьми игрушек».

Познавательный рассказ о хохломских изделиях.

Рассматривание альбомов декоративно — прикладного творчества.

Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах, загадывание загадок.

Тонирование шаблонов хохломской росписи.

 Знакомство с традиционными русскими народными промыслами. Театрализация народных сказок, шуточных попевок, народных игр. Роспись шкафчиков из спичечных коробков городецкой росписью, городецких, досок, гжельских тарелок. Выставка экспонатов в мини - музее.

март

Жанр  портрет

Рассматривание репродукций: Е.М.Сидоркин «Колыбельная», Б.М.Неменский «Тишина», К.С.Петров — Водкин «Мать».

Игра «Поговорим о маме».

 Аппликация к фотографии мамы.

Рассматривание репродукции картины В.А.Серова «Стрекоза» или «Девочка с персиками»

Беседа  и рассказывание  по картине.

Знакомство с понятием портрет.

Посещение электронной картинной галереи.

Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Рассматривание иллюстраций в книге.

Рассматривание репродукции картины В.М.Васнецова «Алёнушка».

Беседа по картине с использованием содержания сказки «Аленушка».

Иркутские художники

  1. М.Васильев «Портрет Баскиной»
  2. Г. Иванов

«Автопортрет»

  1. Знакомство с репродукциями –

Кипренский О.А. портрет А.С.Пушкина:

Крамской И.Н. Портрет А.Н.Толстого

Иркутский художники

Знакомство с жанром портрет, автопортрет.

 

апрель

Жанр  урбанизм (город)

Знакомство с архитектурой города (разные виды зданий, материал, из которого они сделаны). Рассматривание   иллюстраций и фотографий с изображением нашего города. Конструирование «Это наш город».

Знакомство с архитектурой Иркутска. Составление рассказа «Дом, в котором я живу». Рассматривание фотографий и иллюстраций   и репродукциями «Московский дворик» В.Д.Поленов.  знакомство с изображением архитектурных сооружений.

Беседа «Дом на моей улице».  Рисование понравившегося здания.

Знакомство с понятием «архитектура». Беседа «Мир архитектуры».Знакомство с достопримечательностями своего города.

Рассматривание и сравнение репродукций картин                В. Глинского «Иркутск, улица Ленина», Н.Ф.Добровольского «Переправа через Ангару в Иркутске» и фотографий города. Игра «Узнай свой город». Рисование нашего города.

Знакомство с разными видами архитектуры (сказочная, храмовая, древняя, садово_ парковая, старинные здания). Знакомство с репродукциями картин                  Ф. Алексеева «Красная площадь в Москве»,

Х.Родригеса «Вид на Кремль», «Вечерний вид на Москва — сити»,

Т. Жилина «Зимний вечер в Иркутске»,          Л. Мичурина «Иркутск», «Вид на Драматический театр», «Улица Ленина». Рассуждения- диалог   Игра  Экскурсия в музей (с родителями).

май

Жанр  батальный (военные события)

Рассматривание репродукций картин или иллюстраций с изображением моряка, летчика (В.Братченко «Портрет моряка»,  Знакомство с их родом деятельности.  Рассказ о ВОВ. Рисование салюта.

Знакомство с военной техникой. Рассматривание иллюстраций и  репродукций картин Усыпенко Ф.П. «Враг остановлен», «Ночной бой» . Чтение К.П.Алексеева «Рассказы о Великой Отечественной войне». Оригами «Самолёт».  Конструирование из бросового материала «Танк».   Закрашивание трафарета.

Знакомство с историческим прошлым нашего народа. Беседа о ВОВ.

Прослушивание песни «Поклонимся великим тем годам» Пахмутовой.

Рассматривание картины М.И.Самсонова «Сестрица».

Беседа о том, какие эмоции ощутили дети.

Игра «Стойкий оловянный солдатик», «Помоги раненому».

Аппликация для дедушек и пап.

Этическая беседа о ВОВ. Просмотр фильма о героях ВОВ. Экскурсия в школьный музей, вечному огню. Знакомство с картиной Ю.М.Непринцева «Отдых после боя». Беседа по картине. Дидактическая игра «Расшифруй план военного похода». Рисование «Мой прадедушка».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный тематический план работы со старшими дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию

Примерный тематический план работы со старшими дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию, рассчитан на 8 недель...

Примерный тематический план работы со старшими дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию

Примерный тематический план работы со старшими дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию...

комплексно-тематическое планирование по художественно-эстетическому воспитанию во 2 младшей группе по программе "Мир открытий"

Создание комплексно-тематическое планирования на основе темообразующих факторов и принципа возрастной адресности, сделать жизнь детей интересной и связать ее с окружающей действительностью....

Презентация на тему: "Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников"

Данная презентация поможет определить основные задачи и средства направленные на развитие художественно-эстетического развития дошкольников...

Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Детская литература как часть общей литературы является искусствомслова. Её особенности определяются воспитательно-образовательнымизадачами и возрастом детей. Детская литератураспособствует развитию эс...