Золотая Хохлома
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Агафонова  Ольга Владимировна

Расширение представлений о разнообразии народных художественных промыслов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_risovaniyu.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

       Конспект занятия  по рисованию на тему:

        «Золотая Хохлома».

 Программное содержание:

расширение представления о разнообразии народных художественных промыслов.

 Задачи:

- закреплять представления о народном промысле «Хохлома»;

- закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи (ягоды, легкая изогнутая травка, завиток, капельки, кустики, брусничка);

 - развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности хохломской росписи и передавать их средствами рисунка;

- развивать умения составлять композицию;

 - воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству;

-формировать эстетический вкус и умение видеть красоту созданного изображения.    

  Средства:

 альбом «Золотая Хохлома»; выставка изделий из хохломы; силуэты посуды из тонированной бумаги; гуашь; кисточки тонкие и толстые; подставки для кисточек.

Предварительная работа:

 Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях. Рассматривание изделий и альбомов  декоративно-прикладного искусства. Заучивание стихотворений о русских народных промыслах, в частности о хохломе. Дидактическая игра «Народные промыслы России».

 Методы и методические приемы:

Беседа. Создание проблемной ситуации для мотивации детей на деятельность. Просмотр альбома с изображениями изделий хохломской росписи для определения цели и способов её достижения. Использование художественного слова. Самостоятельная деятельность по изготовлению композиций. Оформление выставки детских работ.  Коллективная оценка совместной деятельности.  

                                                        

  Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся. Молодцы! А теперь я  хотела у вас узнать, куда мы отправляемся, когда нам что-нибудь нужно приобрести?

Дети: В магазин.

 Воспитатель: Верно, в настоящее время – это магазины. А в давние времена не было магазинов. Где же люди покупали товары?

 Дети: На ярмарке.

 Воспитатель: Что бывало на ярмарках?

 Дети: Разные товары, карусели, сладости.

 Воспитатель: Кто изготавливал товары?

 Дети: Мастера.

 Воспитатель: А давайте с вами отправимся на ярмарку,  но в качестве мастеров, а не покупателей! Вы хотите?

 Дети: Да.

Воспитатель: Тогда давайте встанем в хоровод.

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома!

Вот мы с вами и оказались на ярмарке! (дети подходят к хохломскому столику, на котором стоит посуда).  Посмотрите на эти изделия.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой!

Вы догадались, какими мастерами  сегодня будете?

Дети: Мастерами по хохломской росписи.

Воспитатель: Хорошо, тогда выберете то, что вы будете расписывать и садитесь на свои рабочие места. Молодцы! Может, вы мне скажете, какие цвета в хохломской росписи считаются основными?

Дети: Красный, черный, золотой.  

 Воспитатель: Правильно. А теперь для того, чтобы вспомнить основные элементы хохломской росписи, я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Ромашка». Посмотрите на доску, на ней приклеен центр ромашки. У меня на столе находятся лепестки ромашки. На каждом лепестке нарисованы элементы хохломской росписи. Вы будете выбирать по одному лепестку, называть элемент и приклеивать его к центру ромашки. Кто первый подойдет? (Дети подходят, выбирают лепесток, называют элемент и приклеивают к центру ромашки).  

Воспитатель: Мы вспомнили и повторили основные цвета и элементы хохломской росписи. Теперь настало время поработать в качестве мастеров-художников.

 У каждого из вас есть посуда, я предлагаю вам расписать ее своими, близкими сердцу узорами. Это будет настоящее творчество! Но для начала вспомним последовательность действий:

 Кисть держим тремя пальцами почти вертикально; затем рисуем слегка изогнутую ветвь; на ней рисуем листочки и ягодки; после – травку и завитки; и в конце – кайму по краю тарелочки. Теперь закройте глаза и представьте себе узор, который вы хотели бы нарисовать. Разомните ладони, пальцы. Приготовьте руки для работы и скажите волшебные слова.

  Воспитатель вместе с детьми (хором):             

    Кисти, кисти помогите            Хохлому рисовать начните!

  Дети рисуют. Играет негромкая музыка. Воспитатель подходит к детям, подбадривает, подсказывает, поощряет. Дети закончили рисовать.  

 Воспитатель: Дети, у вас получились замечательные изделия народного промысла хохломы. Молодцы! Вы все сегодня хорошо поработали! Я предлагаю вам устроить выставку ваших работ. Все работы выкладываются на большой стол, дети рассматривают их, выделяют наиболее удачные.

 Воспитатель: Ребята, мы побывали на ярмарке. В качестве кого вы там были?

 Дети: В качестве мастеров-художников.

Воспитатель: Что вы готовили для ярмарки?

Дети: Хохломскую роспись.

Воспитатель: Какими элементами вы расписывали свои изделия?

 Дети: Завитки, ягодки, травинки, капельки, кустики и т.д.

Воспитатель: Вы отлично поработали! Молодцы! А теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад, давайте встанем в хоровод.

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума.

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома!

Мы вернулись в садик. Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие? Мне тоже очень понравилось.