"Изобразительная деятельность у детей с 2-3 лет"
консультация по рисованию (младшая группа) на тему

Аганина Людмила Александровна

         Дети третьего года жизни отличаются от детей второго года. Они более активны, стремятся к самостоятельным действиям с предметами и материалами; обогащается запас их представлений, развивается речь; они проявляют большой интерес к рисованию.  Необходимо воспитывать у детей с самого начала отношение к рисованию как   к изобразительной деятельности, побуждать их к созданию образов предметов и явлений окружающего.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл изобразительная деятельность18.98 КБ

Предварительный просмотр:

                          Консультация для родителей

   «Изобразительная деятельность у детей от 2- 3х лет»

 Аганина Людмила Александровна. Воспитатель ясельной группы №86 общеразвивающего вида Невского района Санкт-Петербурга.

        «Изобразительная деятельность у детей от2-3 лет»    

Впервые организованное привлечение ребёнка к изобразительной деятельности начинается, когда малыши поступают в первую младшую группу детского сада, поэтому программа обучения в этой группе очень невелика.

Дети третьего года жизни отличаются от детей второго года. Они более активны, стремятся к самостоятельным действиям с предметами и материалами; обогащается запас их представлений, развивается речь; они проявляют большой интерес к рисованию.  Необходимо воспитывать у детей с самого начала отношение к рисованию

как   к изобразительной деятельности, побуждать их к созданию образов предметов и

явлений окружающего.  Надо научить ребёнка замечать нанесённые на бумагу штрихи и линии, учить следить взглядом за движением карандаша (кисти) по бумаге. Постепенно следует учить детей находить сходство получившихся штрихов и линий с предметами.

 Вопрос  взрослого «Что ты нарисовал?» заставит ребёнка задуматься и искать сходство, привлекая свой опыт, полученный в процессе знакомства с окружающим миром. Чаще всего на вопрос воспитателя малыш отвечает молчанием. Это и понятно, так как ребёнок не ставил перед собой цель что-то нарисовать. Но даже когда ребёнок начинает понимать, что карандашом, краской можно что-то нарисовать на бумаге, не всегда похоже на называемый предмет. В таких случаях не надо спешить с опровержением: «Какой же это дом! На дом не похоже».  Ассоциации у детей неустойчивы, быстро разрушаются. Через некоторое время ребёнок уже может не вспомнить как он называл свой рисунок. В период от 2,5 до 3 лет дети начинают давать название некоторым линиям и фигурам в своих рисунках.  Узнавание предмета в рисунке является для ребёнка радостным открытием, но повторить рисунок, в форме которого случайно было найдено сходство, он ещё не может. Однако желание нарисовать что-то уже появляется. Не у всех детей процесс узнавания возникает одновременно. Некоторые просто двигают карандашом или кистью по бумаге. Они обычно молчат. Восприятие следов слабо развито. Те же дети, которые рано находят сходство своих рисунков с каким-либо предметом, обычно проявляют речевую активность. Они пристально всматриваются в наносимые ими пятна, линии, штрихи. Для понимания своего рисунка большое значение имеет рассматривание иллюстраций, в процессе которого взрослые раскрывают содержание изображаемого, помогают сравнивать его с реальными предметами.

Следующим этапом будет подведение детей к осознанному повторению ранее получившихся штрихов. Этот этап является очень важным в овладении изображением: он позволит в данной группе и в последующей воспроизводить в рисунке несложные предметы и явления: дождик капает, снежок идёт, листья опадают и др. Большое значение приобретает слово, которое определяет предметное содержание рисунка.

За год движения, совершаемые рукой ребёнка с карандашом, делаются энергичнее, разнообразнее. Ребёнок уже преднамеренно может производить и повторять определенные движения, например, связанные по воображению с движением машины, поезда. Дети третьего года жизни радуются цветным карандашам, краскам на занятиях. Однако большинство детей в процессе рисования сами не меняют карандаш. Чаще всего это делает воспитатель. И только постепенно, под руководством взрослого, интерес становится более активным.

В красках детей более всего привлекает цвет. Цветовые пятна, мазки, вызывают у детей различные ассоциации. Часто в них дети узнают очертания знакомого предмета. Закрасив пятно синим цветом, малыш замечает, что это река, закрасив жёлтым цветом говорит: «Нарисовал солнце». Рисуя красками, ребёнок одним цветовым пятном может передавать образ предмета. Выбирая какой-либо цвет, он еще не связывает его с содержанием рисунка. Для ребёнка 2 лет рисование пятен, мазков носит увлекательный игровой характер. Этот процесс можно назвать элементарно эстетическим, так как мазки вызывают у ребёнка радость, волнение, желание повторить ещё раз свои действия, с тем чтобы увидеть их результаты на листе.

Для овладения детьми рисованию, необходимо развивать движения рук, добиваться их большей координации, ритмичности, умения многократно, преднамеренно повторять однородные движения. Нужно развивать у детей умение искать и находить сходства рисунка с предметом и называть его; способность понимать, «читать» свой рисунок, находить среди работ свой рисунок, рассказывать, что нарисовал.

 Предлагают детям дорисовывать отдельные недостающие части готового изображения (верёвочку для воздушного шарика, палочку для флажка, дорожку для колобка и т.д.)

Необходимо учить ориентироваться на листе бумаги, предлагая наносить мазки, повторять их ритмично несколько раз.

 На занятиях рисованием детей обучают различению цветов: красного, жёлтого, зелёного, синего-и их преднамеренному использованию в процессе рисования. Дети часть по признаку цвета дают название своему рисунку.

В рисунках младших дошкольников наблюдается стремление к выражению действия и связанного содержания. Он рисует как бы находясь в реальной ситуации.

Уже с первых занятий необходимо приучать детей сидеть правильно, не наклоняясь над столом слишком сильно, рисовать правой рукой, левой придерживать лист бумаги. Правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, придерживая указательным.  На первых занятиях рисованием лучше давать детям фломастеры или цветные карандаши. Малышам нужны мягкие карандаши чёрного, красного, синего и зелёного цветов. Из обычного набора в шесть цветных карандашей сначала целесообразно давать контрастные: красный и чёрный, а затем синий и зелёный карандаши. Жёлтый и коричневый вначале лучше совсем не давать. После трёх-четырёх занятий рисованием карандашом можно перейти к рисованию красками.

Детей учат при рисовании красками обмакивать кист в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю о край баночки. Дети должны рисовать только на бумаге, не пачкать стол и одежду. На первом занятии лучше дать всем детям краску одного цвета, чтобы не отвлекать внимание на цвет. На следующем занятии можно дать всем новую краску одного цвета. Лишь когда дети усвоят немного приёмы рисования, можно на одном занятии ставить на разные столы разную краску. По мере усвоения приема прикладывания кисти к бумаге всем ворсом надо предоставлять детям возможность пользоваться этим приёмом для передачи различного содержания.  В середине года можно подводить детей к простейшему изображению, намечая определенные

дидактические задания.   Можно предложить детям украсить пятнышками платьице кукле, платочек или рукавичку. Дети выполняют все эти занятия с удовольствием. Использование стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием является важным методическим приемом. Целесообразно перед занятием рисованием вызвать активность детей: попросить кого-либо подойти к мольберту и показать, как он будет рисовать солнышко, листочки (можно этот прием повторить). Остальные дети с интересом наблюдают, как их товарищ рисует. Им очень хочется самим взять карандаш или кисть и нарисовать на своем листе. В первой младшей группе применяется сотворчество взрослого с детьми. Взрослый рисуют, например, на большом листе ёлочку или дом, а дети затем “зажигают” на ее ветках и окнах дома яркие огни (рисуют мазками оранжевого, желтого цвета и т.д.). Благодаря совместному усилию взрослого, создается панорама вечерних огней, нарядная новогодняя ёлка. Такие занятия целесообразно проводить с небольшой группой детей (5-6 человек).   С детьми 2.5 лет можно проводить отдельные занятия типа игры “Угадай, что нарисовано”. Детям дают для рассматривания рисунки, и они рассказывают, что нарисовано. Длительность занятия 10 -15минут. Заключительная часть занятия-просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...