Рисование как форма игры
консультация по рисованию (старшая группа) на тему

Аширова Надия Харрясовна

Рисование – столь же естественная и органичная потребность ребёнка, как и игра. Дети рисуют много и охотно, часто не побуждаемые никем из взрослых. Ребёнок рисует всё, что вызывает его искренний интерес, удивление или восхищение. Рисуя, как и играя, он не только отражает мир, но и познаёт его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risovanie.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование как форма игры для формирования художественного творчества дошкольников.

Аширова Н.Х. воспитатель МБДОУ «Лямбирский

                                           детский сад №3 комбинированного вида»

Известно немало исследований и программ, указывающих, как обучать ребёнка рисованию, что он должен уметь рисовать к тому или иному возрасту.

Рисование – столь же естественная и органичная потребность ребёнка, как и игра. Дети рисуют много и охотно, часто не побуждаемые никем из взрослых. Ребёнок рисует всё, что вызывает его искренний интерес, удивление или восхищение. Рисуя, как и играя, он не только отражает мир, но и познаёт его.

Известно, что главные перспективы развития ребёнка дошкольного возраста связаны с игрой, являющейся его ведущей деятельностью. Однако не все знания и впечатления, которые он получает, могут найти своё отражение в игре.

Рисование, помимо отражения тех или иных впечатлений ребёнка, выполняет также и развивающую функцию, обогащая и уточняя представления ребёнка о мире, что точно отражено в известной фразе «Ребёнок рисует то, что знает». Ведь чтобы нарисовать что-нибудь, недостаточно самых общих знаний о предмете или явлении. Известны случаи, когда ребёнок берётся что-то рисовать, но затем обнаруживает, что не может это сделать: у него существует образ предмета, достаточный для его узнавания, но он слишком туманен и расплывчат, когда дело доходит до его изображения. Рисуя, ребёнок идёт от представления к его материальному воплощению – изображению.

Однако выделить основные признаки предмета (т. е. проанализировать его), а потом изобразить их в правильном соотношении (т. е. синтезировать целостный образ) часто непосильно для ребёнка, особенно младшего дошкольного возраста.

В решении этой сложной задачи изображения на помощь ребёнку приходят графические образы и так называемые «схемы», которым его обучает взрослый.

Схемы – это всем известные изображения, которые когда-то рисовал каждый из нас (например, круг с расходящимися от него линиями – солнце, «палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек» и т. п.). Эти схемы позволяют выделить основные, существенные детали предмета и показать, как они изображаются на листе.

Самые первые рисунки ребёнка не являются ими в строгом смысле этого слова, часто они представляют собой своего рода игрушки. Например, черкая карандашом, ребёнок изобразил нечто крестообразное, что вызвало в его воображении образ самолета. И ребёнок бегает, высоко подняв лист, и гудит, как самолёт. Со временем эта игра полностью переходит на лист, и процесс рисования приобретает повествовательный характер: начав рисовать, ребёнок присоединяет всё новые и новые детали, обогащая уже знакомую схему, включая в рисунок новые образы. Для ребёнка его рисунок – не условность.

Вместе со словесными дополнениями он воссоздаёт кусочек реальной жизни. Ребенка увлекает не столько сам процесс изображения, сколько те события, которые он изображает. Неопытные руки малыша не успевают сделать всё красиво и правильно, зато слова (которые взрослый подчас не слышит за своими замечаниями) объясняет всё, что ребёнок хотел передать в рисунке. И что внутреннее содержание рисунка гораздо важнее того, что получилось на листе. Именно с содержанием идет ребёнок ко взрослому, чтобы поделиться радостью, а в ответ получает оценку формы.. В процессе совершенствования формы «убивается» сюжет.

По всей вероятности, рисование в дошкольном возрасте может считаться своеобразной игрой. И в этом случае в рисовании должно происходить познавательное развитие того же уровня, что и в игре. Слишком раннее превращение детского рисования в собственно изобразительную деятельность с её законами передачи информации (так же, как и раннее превращение игры в учебную деятельность) может привести к снижению развивающей функции рисования и шаблонным изображениям.

Чем богаче и интереснее жизнь в детском саду, чем разнообразнее игры и занятия, чем больше накапливается у них впечатлений, тем больше содержание их рисунков.

Огромные возможности для обогащения детского творчества таят в себе различные игры – сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, подвижные, на занятиях дети могут рисовать не только угощения, но и посуду для кукол, создавать декоративно оформленные предметы (занавески, скатерти, салфетки, коврики) для кукольной комнаты. Тем самым не только повышается интерес к изобразительной деятельности, но и обогащается и развивается сама игра. Более того, углубляется познание окружающей жизни. Чем ярче впечатления, тем богаче содержание игр, тем более творчески они могут быть отражены в детском рисунке. Предложение нарисовать о том, как играли в больницу, воспринимается с интересом, нежели изображение того же сюжета на основе жизненных впечатлений, например, посещение поликлиники. Задача воспитателя – помочь ребёнку полнее и выразительнее раскрыть наиболее интересные эпизоды.

Отбирая темы занятий по мотивам игр-драматизаций, желательно варьировать и виды изобразительной деятельности. Для игр-драматизаций дети уже со средней группы могут подготавливать декорации, некоторые детали, костюмы, маски.

С большим интересом и удовольствие обычно воспринимаются предложения воспитателя создать рисунки на темы подвижных игр. Сюжеты многих («Караси и щука», «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши») – незамысловаты, их легко передать в рисунке. А характер игры стимулирует передачу персонажей в движении: рыбки уплывают от щуки, мыши убегают от кошки, Задача изобразить несколько рыбок, птиц обычно вызывает у детей желание изобразить их в движении. Фактически в каждой возрастной группе можно отобрать сюжеты игр, доступные детям для изображения.

Содержанием изображения могут стать и дидактические игры. Дети сами могут изготовить дидактические игры и материалы: домино, лото, парные картинки, даже картинки метки на шкафчиках.

Игровые приёмы обучения на занятиях, создающие радостную необычную атмосферу, повышающие интерес, способствующие более эффективному овладению навыками и умениями, можно использовать во всех возрастных группах.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создаёт личностно значимый для каждого ребёнка мотив деятельности, что обеспечивает её более высокую эффективность и результативность, так как ребёнок не просто рисует, а передает в изображениях образы знакомой игры и создаёт новые игры (дидактические, настольно-печатные).

Особое значение в работе с детьми принадлежит новым педагогическим технологиям, построенным на основе игровой мотивации.

Если на пятом году жизни серьёзные трудности у детей возникают с передачей формы и строения предметов, то, наоборот проведённые психолого – педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей этого возраста в работе с цветом.

Старшие дошкольники уже имеют опыт изобразительной деятельности, облегчающий их приобщение к дизайн – деятельности, к таким его видам как архитектурно - художественное моделирование среды; дизайн одежды; прикладные аранжировки из разных материалов. В живом общении с искусством дети учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды и обстановку для игр, спектаклей и праздничных утренников.

Занимаясь архитектурно – художественным дизайном, дети работают в трёх измерениях: кукольная, детская и взрослая среда. Вначале дети учатся благоустраивать своё ближайшее кукольно – игровое пространство, затем переходят в «детский интерьер» (ширмы – перегородки, мебель, декоративные изделия).

Плодотворна дизайн – деятельность ребёнка в художественно – игровых ситуациях типа «Ярмарка», «Город мастеров; в организации ширм – комнат «Ателье мод», «Дом игрушки», «В гостях у цветов».

В дизайн – деятельности «Дети – модельеры» предусматривается приобщение детей к повседневной и празднично – театральной одежде. Воспитатель учит детей создавать рисунки для тканей, подбирать ткани для разных фасонов. Дети вместе с воспитателем создают яркие композиции (фризы и панно «Детский карнавал», «Бал Золушки» и др.)

Занятия дизайном способствуют формированию у детей устойчивости замысла, мотивации выбора художественных средств, помогают им планировать результат. У детей пробуждаются чувства творческого удовлетворения («Я – декоратор», «Я – модельер», «Я – архитектор»).

В результате занятий дети начинают эмоционально откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявляют более устойчивый интерес к изобразительному искусству, его видам и жанрам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Формирование математических способностей дошкольников в формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм.

Формирование математических способностей дошкольниковв формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм....

Статья "Рисование -как форма обучения"

Статья«Рисование-как форма обучения»Подготовила воспитатель Ступа Наталья Александровна Родители очень часто относятся к рисованию как к бессмысленному время провождению ребенком...

Рисование "Нетрадиционная форма рисования"

Нетрадиционная форма рисования...

Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...

Правополушарное рисование-нетрадиционная форма

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25195551","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25195553","attributes":{"alt":"","class"...

Семинар-практикум по ЗОЖ для педагогов детского сада в форме игры. Тема «Досуг, как одна из форм приобщения дошкольников к ЗОЖ».

Пропаганда здорового образа жизни, популяризация спортивного досуга. Сплочение коллектива, укрепление дружеских связей между членами коллектива детского сада, создание благоприятного психологического ...