«Морские истории».
методическая разработка (старшая группа) по теме

Старова Саглара Владимировна

Творческий вечер, посвященный   200 - летию со дня рождения И.К. Айвазовского (1817-1900), русского живописца-мариниста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:   «Морские истории».

творческий вечер, посвященный   200 - летию со дня рождения И.К. Айвазовского (1817-1900), русского живописца-мариниста.

Задачи:

- Расширить знания детей о жанрах живописи;

- познакомить с творчеством художника – мариниста И. К. Айвазовского;

- закрепить и уточнить знания детей о композиции, перспективе, линии горизонта на примере морского пейзажа;

- упражнять в создании цвета «морской волны» различной насыщенности, способом  «Вливания цвета в цвет»;

- развивать эмоционально – эстетические чувства, воображение.

Материал и оборудование:

- Презентация «Творчество И.К.Айвазовского»

- Картины И.К. Айвазовского «Девятый вал», «Утро на море», «Среди волн», «Неаполитанский залив. Утро», «Тихое море», «Буря на Ледовитом океане», «Кораблекрушение», «Прибой у крымских берегов», «Берег моря ночью» и т.д.;

- элементы морской одежды для детей;

- аудиозапись шума моря,

- мольберты, акварельные краски, альбомные листы, кисти, простые карандаши, салфетки.

Предварительная работа:

- Чтение сказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» с рассматриванием иллюстраций;

- знакомство с картинами – пейзажами русских художников;

- просмотр иллюстраций, открыток, марок на морскую тему с целью обогащения художественных впечатлений;

- подвижная игра «Море волнуется - раз, море волнуется- два…».

Ход:

Воспитатель: Добрый вечер. Ребята, сегодня, я вам предлагаю окунуться в удивительный мир морских историй. Но прежде, чем начать нашу историю, мне бы хотелось вас познакомить с одним удивительным человеком.

(слайд с изображением И.К.Айвазовского)

Воспитатель: Приближается юбилейная дата, посвященная  200 - летию со дня рождения И.К. Айвазовского (1817-1900), русского живописца-мариниста. И.К. Айвазовский является одним из самых знаменитых художников.

Воспитатель: А где мы можем увидеть картины художников?  (в музее, дома, картинной  галерее)

Воспитатель: Многие из вас посещали картинную галерею, которая находиться и в нашем городе, где вы познакомились с картинами разных художников. Каждая картина рассказывает свою историю. А наша история начинается с прекрасных строк.

(Слайд с изображением морского пейзажа)

Воспитатель. 

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель, и белый иней

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш

Обязательно картина

Называется - ….пейзаж.

Воспитатель. Часто название пейзажа отражает ту местность, которая изображена на картине (показываю).

Дети. (на слайдах - горный пейзаж, сельский, городской, архитектурный, фантастический, исторический и т. д.)

Воспитатель: Также, пейзажи могут отличаться друг от друга, например: по временам года.      

 (Слайды с изображением пейзажей по временам года: весенний, летний, осенний, зимний)

Воспитатель. Как бы вы назвали этот пейзаж?

Дети. (Морской)

Воспитатель. Правильно, но еще его можно называть по- другому.

 Картина, изображающая море, называется - марина, а художник, пишущий морскую стихию - маринистом. Слово маринист не происходит от слова море, хотя и похоже.  Это слово, или название происходит от латинского marinus — морской.

 Марина - картина с морским пейзажем, или морским сражением. Маринист - художник, рисующий такую картину. И очень часто на этих картинах изображаются корабли или парусники.

  Я предлагаю вам увидеть всё своими глазами, посетив национальную  картинную галерею имени И.К. Айвазовского, которая находится в г. Феодосия, республики Крым.  Давайте мы с вами отправимся в наше  морское путешествие.

Воспитатель: Вы готовы к нашему виртуальному путешествию?

(Вбегает Карандаш)

Карандаш: А про меня забыли!  Я – весёлый карандаш.  Я лучший экскурсовод на свете и без меня вам не справиться.

Воспитатель: Ребята, возьмём  весёлого карандаша с собой?  (да).

Воспитатель: А в путешествие мы отправимся на паруснике.

Виртуальная экскурсия в картинную галерею, где размещены полотна знаменитых художников.

(дети проходят на импровизированный парусник из модульного материала).

(Звучит фонограмма) 

Физ. минутка. (показывает Карандаш)

От зелёного причала оттолкнулся пароход (встать)

Он шагнул назад вперёд (шаг назад)

А потом шагнул вперёд (шаг вперёд)

И поплыл, поплыл по речке (движения руками)

Набирая полный ход (ходьба на месте)

Воспитатель: Вот мы с вами и доплыли. Ребята, представьте себе, что вы находитесь в картинной галерее.

Слайд  (фасад галереи)

(просмотр слайдов сопровождается шумом  моря)

  1 часть Биографическая.

Воспитатель:  Самым известным художником - маринистом был Иван Константинович Айвазовский.

И. К. Айвазовский родился в городе Феодосия, который находится на берегу Черного моря. Из окна его дома было видно море и он мог часами наблюдать за ним, или вставал в 5 часов утра и уходил на берег моря и смотрел, как оно меняется. Оно было то спокойное, то взволнованное и всегда разного цвета. Потом он приходил домой и по памяти рисовал. И.К. Айвазовский любил рисовать море, уютные тихие гавани, безграничные дали, огненные закаты, лунное отражение в волнах, стремительно несущиеся по небу тучи, неистовые морские штормы. Он стремился передать изменчивость моря и неба, необычный эффект лунного света, догорающую вечернюю зарю, восходящее солнце, заливающее золотисто-розовыми лучами нежно-голубую гладь моря, полный очарования морской пейзаж. Автор использовал чистые, прозрачные тона — от голубого и ярко-зеленого до нежно-палевого, они переливаются, передавая живую красоту природы — глубокий, эмоционально насыщенный образ.

2 часть экскурсии рассматривание картин.

  Воспитатель. Вы видите репродукции картин И. К. Айвазовского:

1. «Неаполитанский залив»,

2. «Девятый Вал»

   Внимательно присмотритесь к ним и подберите слова – определения, чтобы описать, какое море на этих маринах.

Дети. 

1.Спокойное, тихое, ласковое, мирное (штиль).

2.Взволнованное, грозное, бурное, тревожное (шторм).

          Игра  «Море волнуется - раз, море волнуется - два…».

Воспитатель. Хотите сегодня стать художниками- маринистами и изобразить морской пейзаж?

(Предложить пройти в художественную мастерскую для мастер - класса).

Карандаш. Ребята, проходите за рабочие места, где мы с вами  как настоящие художники будем создавать художественные шедевры.

(садятся за столы, или проходят за мольберты).

Воспитатель. Какие средства выразительности использовал художник для того, чтобы изобразить различные состояния моря?

Дети. (Цвет разный, высота волн).

(Слайд  картины « Волна»  И. К. Айвазовского)

Воспитатель. А на этой картине, какого цвета море?

(Если дети затрудняются, сказать: бирюзовый, он еще называется «цвет морской волны». В наших акварельных красках нет такого цвета. Как можно его получить?

Дети. (Смешать краски)

 Воспитатель: Какие?

Мастер класс продуктивной деятельности

(Карандаш  показывает  смешивание красок).

Воспитатель:  Внимательно смотрите, в какой последовательности мы будем выполнять работу.

(Показ).

 1. Сначала небо способом « размывания».

2. Потом море - тоже способом « размывания».

3. Для получения нужного цвета, используем способ «вливание цвета в цвет»).

Пальчиковая гимнастика.

- пальцы делают зарядку

- чтобы меньше уставать

- раз, два, три, четыре, пять-

- будем, будем рисовать!!!

 (Приглашаются родители и дети к мольбертам. Декларирование стихов известных писателей родителями под звуки моря.)

При рассматривании картин детям можно прочитать отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева.

Как хорошо ты, о море ночное, —

Здесь лучезарно, там сизо-темно...

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно...Можно предложить послушать и отрывок из стихотворения В.Я. Брюсова.

Месяца свет электрический

В море дрожит, извивается;

Силе подвластно магической,

Море кипит и вздымается.

Волны взбегают упорные,

Мечутся, дикие, пленные,

Гибнут в борьбе, непокорные,

Гаснут, разбитые, пенные...

Автор: В.Орлов.

Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!
Я сижу тихонько
Около прибоя —
Окунаю кисточку
В море голубое.

Воспитатель. С каким пейзажем вы сегодня познакомились?

Дети. (Морским, мариной).

Воспитатель. О каком художнике – маринисте я вам рассказала?

Дети. (о И. К. Айвазовском).

Воспитатель. Какой способ изображения вы освоили?

Дети. («Вливание цвета в цвет»).

Карандаш. Вам понравилось рисовать море?

Воспитатель:  Подумайте и скажите, что ещё можно увидеть на картинах  И.К.Айвазовского? (корабли)

Воспитатель: На следующей встрече мы дополним рисунок деталями.

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. До следующей встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД «МОРСКИЕ ИСТОРИИ ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ НА МОРОСКОЕ ДНО» (рисование-экспериментирование)

НОД «МОРСКИЕ ИСТОРИИ ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ НА МОРОСКОЕ ДНО» (рисование-экспериментирование)...

Мастер-класс по интеграции искусств в детском саду по программе И.А. Лыковой" Морская история"

Открытое мероприятие  для воспитателей "Мастер-класс" на тему "Морская история"с использованием программы И .А.Лыковой "Интеграция искусств в детском саду"...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "История Военно-морского флота России"

Презентация к празднованию Дня Военно-морского флота России...

«История российского Военно-морского флота».

Познавательная беседа в подготовительной группе «История российского Военно-морского флота»....

Сценарий педагогического мероприятия (непрерывной образовательной деятельности) с детьми по речевому и художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Морская история»

Сценарий педагогического мероприятия(непрерывной образовательной деятельности) с детьмипо речевому и художественно-эстетическому развитиюв подготовительной к школе группеТема: «Морская история&r...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Морская история"

Занятие по формированию элементарных математических представлений составлено с учётом особенностей конкретной группы детей. В нём созданы ситуации содружества, содеятельности обеспечивающие всем детям...