Использование ИКТ в работе с детьми с нарушением зрения по обучению сюжетному рисованию.Консультация для педагогов
консультация по рисованию на тему

Шубина Марина Владимировна

В наше время всё чаще используются информационно- коммуникативные технологии(ИКТ). Детский сад, в котором я работаю направлен на коррекцию зрения у детей, поэтому к этой теме мы относимся более скурпулёзно.В своём докладе для коллег я затронула следующие аспекты этой темы: использование компьютерных технологий,достоинства применения компьютерных презентаций в процессе обучения детей с нарушением зрения, подбор ИКТ для занятий с детьми с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ИКТ сюжетное рисование57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  ИКТ

в  работе  с  детьми с нарушением зрения по обучению сюжетному рисованию.

В связи с новыми требованиями в образовании педагогу приходится осваивать информационно-коммуникационные технологии. Это хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работе. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс коренным образом отразилось  на реализации принципа наглядности – одного их основных принципов педагогики.

Использование компьютерных технологий:

  • расширяет возможности слабовидящих детей в получении информации
  • создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации,
  • способно сформировать адекватный зрительный образ
  • является эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения.

Использование ИКТ помогает:

  • многократно использовать подготовленный материал при объяснении нового и  закрепления пройденного;
  • использовать скрытые тексты, рисунки,  а затем показывать во время игровых или сюрпризных моментов;
  • сочетать ряд задач развивающего и коррекционного  характера;
  • подготовить детей к работе со специальными компьютерными программами в процессе лечения.

ИКТ предоставляют широкие возможности использования различных  анализаторных систем в процессе  выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация предметов в  виде доступных для ребёнка образов позволяет активировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Это не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Особое место  в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения занимают мультимедийные презентации, которые помогают реализовать  главный принцип педагогики – принцип наглядности.  Они используются в организованной образовательной деятельности, помогают в разучивании комплексов зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.

Применение компьютерных презентаций в процессе обучения детей с нарушением зрения имеет следующие достоинства:

  • полисенсорное  восприятие материала
  • демонстрация различных объектов  с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде
  • компенсация объема информации, получаемого детьми, благодаря объединению аудио, видео и анимационных эффектов  в единую презентацию  
  • демонстрация объектов, более доступных для восприятия  сохранных анализаторов
  • активизация зрительных функций, развитие глазомера
  • формирование различных способов зрительного восприятия.

         Некоторые слайды из презентаций удобно использовать для вывода информации в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками, имеющими патологию зрения.

Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятия и аналитико-синтетического мышления. Они у ребенка младшего дошкольного возраста еще слишком поверхностны; он прежде всего воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, и часто узнает предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимся ему.

Точно так же ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. Выделить главное, понять отношения и связи объектов сюжета - задачи довольно сложные для дошкольника с нарушением зрения. Они могут быть решены детьми в старшем дошкольном возрасте.

Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. У дошкольников с нарушением зрения слабо  развито непроизвольное внимание, поэтому целесообразно использовать  материал, предъявляемый в ярком, доступном для ребёнка виде.

   Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается у ребенка постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом.

Для привлечения детей к сюжетному рисованию хорошо подойдут мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

 Используя презентации, педагог может показать ребёнку последовательность появления предметов в изображении сюжетной картины.

Детям старшего дошкольного возраста должны быть известны приемы изображения предметов и простых сюжетов.

В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве.

Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.

Педагог при подготовке  презентации должен подбирать картинки естественных размеров и размещать  детали  сюжетной картины в зависимости от плановости.

В подборе ИКТ для занятий с детьми с нарушением зрения должны учитываться следующие моменты:

  • на занятии объём заданий должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям;
  • все  изображения на экране воспринимаются иначе, чем на мониторе компьютера, поэтому подготовив материал, его обязательно надо апробировать на экране до занятия;
  • на экране изображения  предметов не должны быть слишком большими,  ребёнку тяжело целиком охватить их взглядом, т.к. они плохо воспринимаются с близкого расстояния;
  • в работе с детьми экран следует размещать на уровне глаз детей

в работе с детьми с нарушением зрения

 

  Ещё одним техническим средством развития представлений о сюжетном рисовании являются диафильмы. В наше время диафильмы ушли в прошлое. Хотя эту технологию до сих пор используют, например, в учебных целях, ведь диафильмы бывают не только развлекательные, но и учебные. Развивающее значение диафильмов так же велико, как и развлекательное: малыш постарше, который к первому походу в школу уже научился читать, с удовольствием сам озвучит текст. Для предупреждения утомления при демонстрации диафильмов, диапозитивов необходимо обеспечить зрительно-нервный комфорт:

-обязательное проветривание смотровой комнаты перед началом демонстрации и после ее окончания,

-высокое качество изображения на экране, в том числе его яркости и контрастности

-удаление центра экрана от пола при демонстрации диафильмов должно составлять 1,1 - 1,5 м

-недопустимы изменения освещенности на экране, мелькание, выключение и включение общего освещения при демонстрации диапозитивов, показ диафильмов на стене. 

Диафильмы являются отличными помощниками в развитии речи воображения, образного мышления памяти ребенка, его эстетического воспитания, в обучении чтению и письму. После просмотра диафильмов педагог просит передать свои впечатления в рисунке.

 Не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию.

При грамотном использовании ИКТ в  коррекционно-педагогической работе, процесс обучения дошкольников с нарушением зрения является более эффективными и выступает как вид деятельности не только педагога, но и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной готовности детей с нарушением зрения к обучению в школе.

Методические рекомендации, мониторинг  и особенности готовности детей с нарушением зрения к обучению....

Методические рекомендации для родителей по подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе.

Методические рекомендации для родителейпо подготовке детей с нарушением зрения  к обучению в школе:...

«Обучение сюжетному рисованию детей с нарушением зрения»

Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отнош...

Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)

Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...

Использование сюжетно-ролевой игры в обучение детей с нарушениями зрения социально-бытовой ориентировке.

Игры современных детей  все чаще уходят от реальности, поэтому целесообразно проводить занятия по социально-бытовой ориентировке в форме сюжетно-ролевой игры....

Мастер – класс для родителей детей подготовительной группы с функциональными нарушениями зрения по обучению дидактическим играм, направленным на формирование пространственных представлений.

материал могут использовать как педагоги коррекционного направления, так и массовых детских садов для привлечения родителей к формированию у детей 5-7 лет пространственных представлений...