Конспект по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Узорных дел мастер» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Банникова Наталья Викторовна

Цель:

Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве.

Задачи:

Образовательная:

Умение создавать узоры по мотивам народных росписей (дымковская и филимоновская игрушки, хохлома и городец).

Развивающая:

Формировать умение выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определённого вида.

Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек.

Совершенствовать навыки работы гуашью – рисовать всей кистью, её концом.

Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.

Закрепление техники нетрадиционного рисования (указательным пальцем, тычком).

Воспитательная:

Воспитывать интерес к искусству народных мастеров.

Оборудование: силуэты из бумаги досок, ложек, коней, барышень; гуашь, кисти – толстая и тонкая, баночка с водой, салфетки, подставки для кисточек; предметы народного декоративно-прикладного искусства: дымковская и филимоновская игрушки, городецкие и хохломские изделия.

Предварительная работа: беседа с детьми о народных промыслах, рассматривание с детьми предметов декоративно-прикладного искусства, проведение занятий по изучению каждого промысла; рисование элементов узора каждого вида росписи, расписывание предметов узорами народного творчества.

Ход НОД:

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, нас с вами окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи. Кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?

- Правильно, в музее.

-Ребята, сегодня утром, придя на работу, я на своем столе увидела конверт. На нём написан адрес нашего детского сада и указано: *Детям группы N9* от директора музея. Так как письмо адресовано всем Вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме?

(Зачитывается письмо)

- *Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для экспозиции не хватает экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Спасибо заранее. Сотрудники музея. *

- Ребята, давайте поможем, организовать сотрудникам музея выставку, но сначала мы должны с вами немного вспомнить о видах росписей. У нас с вами в группе есть небольшая выставка некоторых видов декоративно-прикладного искусства.

Рассматривание изделий дымковских мастеров.

-Дети, вы догадались откуда эти удивительные игрушки? (из Дымково)

- Как вы догадались? (По узорам, цвету, белому фону)

Ребёнок рассказывает стихотворение о Дымке:

«. Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое „Дымково" назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо-сказки,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски —

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

- Ребята, расскажите, какими элементами росписи украшают свои игрушки дымковские мастера (круг, точка, прямая и волнистая линии, кольцо, сеточка, мазок)

- По какому фону наносится узор на дымковские игрушки? (по белому)

- А какого цвета узоры на игрушках? (красные, желтые, синие, зеленые, оранжевые, розовые, немного черного, все цвета только яркие, поэтому она такая красивая).

- Как расположены узоры на дымковской игрушке? (Вдоль шеи, вдоль тела, вдоль ног – строго геометрически).

- Молодцы!.

Дети подходят к изделиям филимоновской росписи.

- Скажите, изделия какой росписи здесь находятся? (Это филимоновская игрушка).

- Как вы догадались, что это филимоновская игрушка? (по узору, по цвету)

- Какие цвета в этой росписи? (красные, жёлтые, зелёные)

- Какими элементами украшены филимоновские игрушки? (полоски, солнышко, звёздочка, ёлочка)

- Как расположены узоры? (разноцветными чередующими полосками)

Ребёнок рассказывает стихотворение о филимоновской игрушке:

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Филимоновской игрушкой

Называется оно.

Сильно вытянуты шеи

И корова, как жираф,

И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,

Барышни, солдаты,

И коровы, и медведи

Нравились ребятам.

Чтоб добром и красотою сердце согревало

И чтоб сказка никогда нас не покидала.

А теперь давайте сравним дымковские и филимоновские игрушки.

-Чем они похожи? (Это только игрушки (барышни, птицы, животные, они сделаны из глины).

-Чем они отличаются? (узором, дымковскую игрушку расписывают кисточкой, а филимоновскую-пером.)

- Молодцы!

Дети подходят к изделиям городецкой росписи.

- Кто же сделал это чудо? (Городецкие мастера)

- Расскажите, кто знает стихотворение о Городце?

Ребёнок рассказывает стихотворение:

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

- А какие узоры городецкие мастера рисуют на своих работах? (бутон, купавка, городецкая ромашка, розан, листья).

- Какие цвета любят городецкие мастера? (красный, розовый, синий, голубой, зеленый, и для оживки берут черный и белый цвет).

- Умницы, во всех узорах городецкой росписи есть бутоны, листья, розаны, купавки, цветы с узкими лепестками, и их мастера объединяют в плотные цветочные гирлянды. В середине каждой гирлянды находится крупный цветок, а слева и справа от него расположены цветы и листья поменьше, по краям гирлянды чаще всего рисуют маленькие бутоны. Таким образом, от середины к краям гирлянда постепенно уменьшается. Подобные гирлянды называют симметричными, потому что у них правая и левая стороны одинаковые.

Дети подходят к изделиям хохломской росписи.

- Какую роспись вы здесь узнаёте? (Хохломская)

- А как вы догадались? (по узорам)

- Предметы, сделанные народными умельцами из Хохломы очень яркие, нарядные, праздничные, красочные. Мастера выбирают для узора цвета красок, которые сочетаются с *золотым* фоном.

- Какие цвета характерны для хохломской росписи? (желтый, красный, черный, зеленый).

- На каком ещё фоне расписывают предметы хохломы? (на черном, красном и желтом)

- Какие элементы узора мастера рисуют? (травки, кустики, ягоды: смородина, рябина, малина, крыжовник, клубника, вишня).

- Расскажите, кто знает стихотворение о Хохломе?

Ребёнок рассказывает стихотворение:

Хохлома, хохлома -

Наше чудо дивное!

Мы рисуем хохлому

Красоты невиданной.

Нарисуем травку

Солнечною краской,

А цветы-огоньки

Красной краской от зари.

Роспись хохломская.

Словно колдовская.

В сказочную песню

Просится она

И нигде на свете

Нет таких соцветий -

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

Вот мы с вами и вспомнили некоторые виды росписей, они такие же яркие и красочные, как наша разноцветная физминутка.

Физкультминутка.

Если б всё на свете было

Одинакового цвета,

(наклоны головы вправо-влево)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головы вперед-назад)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

(Руки на поясе, наклоны туловища влево - вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

(ходьба на месте).

- Молодцы! Сейчас, закройте глаза, и с вами произойдет волшебство, когда вы откроете глаза, то превратитесь в мастеров народного промысла, будете расписывать посуду, игрушки для музея.

Дети проходят за свои рабочие места и приступают к росписи.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель помогает детям, которые затрудняются.

- Вы, ребята, молодцы! Славно наши мастера народного творчества потрудились. У вас получились замечательные работы. Какая работа вам больше всего понравилась? Почему? (Дети поочередно высказывают свое мнение)

- Что особенного в работе Димы, Максима, Насти?

- Чем отличается эта работа от других?

- Когда наши работы высохнут, мы их обязательно передадим, в музей.

Воспитатель благодарит детей за проделанную работу и поощряет детей альбомами – раскрасками с разными видами росписей.

На этом наше занятие окончено.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по художественно – эстетическому воспитанию область « Музыка» для детей старше – подготовительной группы « Путешествие в осенний лес»

Познакомить детей с новыми терминами: ритмодекламация, крещендо, диминуэндо.Развивать ориентировку в пространстве: двигаться под музыку по всему залу.Развивать чувство ритма....

Конспект открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый»

Конспект  открытого НОД интегрированное (художественно-эстетическое, познавательное развитие (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Усатый-полосатый...

Конспект НОД по Художественному-эстетическому развитию (рисование) «Осенний пейзаж» в подготовительной группе".

Интеграция образовательных областей:"Познавательное развитие","Социально-коммуникативное развитие"....

Рабочая программа художественно- эстетического направления кружок «Волшебное тесто» с детьми подготовительной группы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯКРУЖОК «ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО» С ДЕТЬМИ 6 -7 ЛЕТ,ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...

Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Зимний пейзаж» в подготовительной группе в техники монотипия

Художественно-эстетическое развитие (рисование)   «Зимний пейзаж»  в подготовительной группе в техники монотипия...