КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ «ЗНАКОМСТВО С ТАТАРСКИМ ОРНАМЕНТОМ»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Конспект занятия по рисованию "ЗНАКОМСТВО С ТАТАРСКИМ ОРНАМЕНТОМ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_izo.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО РИСОВАНИЮ

«ЗНАКОМСТВО С ТАТАРСКИМ ОРНАМЕНТОМ»



Прослушивание избранных музыкальных произведений  Р. Яхина, Н. Жиганова и С. Сайдашева;

Чтение стихотворений о Казани;

Материал к занятию:

Иллюстрации, рисунки, наборы открыток о Казани, альбомы, магнитофон, с татарской национальной музыкой.

Изобразительный материал: акварель, восковые мелки, цветные карандаши, простые карандаши, фломастеры, кисти разных размеров, палитры, баночки с водой, белая бумага альбомного формата, шаблоны фартуков, тюбитеек. 

Знакомство с татарским орнаментом через традиции и обычаи татарского народа 

Введение.

Традиции, обычаи и культура края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Знакомство детей с народной символикой цвета, орнаментом и его разновидностями, стараюсь приблизить детей к традициям и обычаям Татарстана. На данном занятии главная цель, помочь ребенку выразить свое отношение к татарскому декоративно-прикладному искусству через его творчество.

Программное содержание: 

воспитание у детей гражданственности, патриотизма. 
Формирование у детей духовной культуры, приобщению к татарскому народному орнаменту.

Задачи:

 познакомить детей с разновидностями татарского орнамента и его особенностями. Развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание мышления.

Воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям татарского народа через популярные календарные праздники.

Словарная работа: обогащение словаря – Разновидности орнамента: цветочно – растительный, геометрический, зооморфный. Календарные праздники: «Сабантуй», «Науруз».


Материалы и оборудование: куклы в национальных костюмах (мальчик и девочка). Фотографии и иллюстрации, магнитофон, кассеты с записями, альбомы, цветные карандаши.

Предварительная работа: чтение литературных произведений Д.Р. Шарафутдинова “Традиционная культура татарского народа”, Ф. Валеева “Татарский народный орнамент” . Чтение стихотворений воспевающих календарные праздники. Рисование простейших узоров татарского орнамента, закрашивание карандашами и акварельными красками. 

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с республикой Татарстан и  ее праздниками.

 В республике живут люди разных национальностей: чуваши, марийцы, удмурты. Но больше всего русских и татар, которые чтят и помнят свои праздники. И в нашей группе есть ребята и русские, и татары. И все вместе вы играете, гуляете.
Казань – это большой и красивый город. Приехать в Казань можно на самолете, на поезде, электричке. В городе построено метро, на котором можно быстро доехать из одного конца города в другой. Поэты Татарстана посвятили Казани свои стихи:

стихотворения о Казани. Давайте послушаем.

Радостью Казань моя полна 

И светла и зелена.

Город кажется весной 

Белой чайкой над волной.

Чудные парки и сады

Всюду яркие цветы.

В этом городе живет

Дружный труженик - народ.


Хороша ты, Казань, в предрассветную рань

Ты, Казань, как сад весной со всей страной

Цветешь всегда ты, город мой, 

Любимая моя Казань.

Ребята, правда красивые стихи? Только тот, кто действительно любит свой город мог написать такие красивые строки.

Казань- это древний город. Стоит столица на реке Казанке. В городе есть много достопримечательностей: это цирк, зоопарк, театр кукол “Экият”. Но главная достопримечательность это, конечно Казанский Кремль.

Показать иллюстрации :

Благовещенский  собор Казанского Кремля, Спасская башня Казанского Кремля, Мечеть Казанского Кремля Кул-Шариф

Посмотрите, как величественно он стоит на самом высоком месте Казани.

Ребята, а сейчас мы поговорим о праздниках татарского народа.
Науруз,Сабантуй.

На татарском языке праздник переводится как “Байрам”

И действительно один из самых любимых праздников не только татар, но и всех людей, проживающих в Татарстане является Сабантуй. Этот праздник отмечается не только в Татарстане, но и во многих уголках России. Отмечается он когда окончены полевые работы, в конце мая – начале июня. Праздновали его под открытом небом. Место, где проводился праздник украшали шарами, лентами. На Сабантуй собирается очень много народа.
А сейчас послушайте стих, А. Кулибиной, посвященный этому празднику, который так и называется “Сабантуй’’.

После сева летним днем 

Мы станцуем и споем

Победит, кто будет сильным,

Смелым, ловким и удалым.

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь,

Управляет им джигит,

А чуть дальше, посмотри,

На поляне силачи!

Вот высокий лист стоит,

Всех людей к себе манит.

А попробуй-ка в мешке 

Пробежаться по траве!

Ведра, полные воды,

Очень быстро пронесли.

Смех, улыбки, шутки, пляс –

Все здесь это есть сейчас.

Веселись же и ликуй!

Это праздник Сабантуй!

Этому празднику посвящены не только стихи, но и песни. Вот отрывок одной из песни мы сейчас с вами прослушаем. Эта песня так и называется “Сабантуй”…

Понравилась вам эта песня? Действительно очень веселая, задорная.

В заключение “Сабантуя” вечером организовывался праздничный ужин с традиционными блюдами татарского народа (пекли пироги, сладости: чак-чак, хворост.) Праздник Сабантуй укрепляет родственные и дружеские отношения, он проводится во всех селах и городах.

Любой праздник всегда сопровождается демонстрацией одежды.На праздники люди надевали свои лучшие наряды, украшения. Одежда отличалась пошивом, узором на обуви, платье, головном уборе.

Ребята, посмотрите у нас сегодня в гостях кукла Алсу. Она одета в татарский национальные костюм. – Ребята, кто мне скажет, что у Алсу на голове? Во что она одета?

А сейчас посмотрите на иллюстрации. На них изображены девушки и юноши в татарских национальных костюмах. Любимыми цветами являются зеленый, красный, синий, белый. Платье было неизменно широким, внизу- оборки. Поверх платья надевали жилет или фартук.

Вот сегодня давайте все вместе приготовим для нашей девочки подарок- украсим  калфак с татарским национальным орнаментом. И она тоже сможет пойти на праздник нарядной.

Ребята, для того, чтобы красиво нарисовать орнамент, нужно подготовить наши пальчики к рисованию, а для этого надо сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика “замок”

На двери висит замок 

Кто его открыть бы смог?( Руки сцеплены)

Постучали,(не расцепляя кистей рук похлопать)

Покрутили,(покрутить руками)

Потянули 

Расцепили.

Молодцы, теперь наши пальчики готовы к работе. 

Как я уже сказала, сегодня мы будем украшать татарским орнаментом калфак.

Мы с вами уже знаем, что у татарского народа существует три вида орнамента: цветочно-растительный: мотивы волнообразных побегов( в виде виноградной лозы); цветов: тюльпанов, пиона, ромашки, фиалки, трилистника.(Показать на вышивках).Таким видом орнамента украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки. 

2)Второй вид орнамента» геометрический»-применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней.

3) Третий вид-«зооморфный»:среди узоров получили распространение изображения соколов голубей, уток.

Перед вами на столах лежат шаблоны орнаментов, сейчас каждый выберет себе шаблон, можно один, два и разместите его на изделии так каким вы хотели бы видеть свой орнамент. Затем простым карандашом переведите его себе. Для раскрашивания вы можете использовать карандаши, фломастеры, краски, гуашь, ватные палочки или кисточки.(Детям напоминается что они должны закрашивать аккуратно не выходя за контуры и не оставляя просветов)

(Во время работы детей фоном включается кассета с татарской национальной музыкой).

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие красивые, яркие калфаки у нас получились. Давайте примерим . Думаю что наша девочка осталась довольна. Теперь она может часто менять наряды и быть всегда красивой.

( Рассмотреть рисунки детей)

Молодцы! Занятие окончено.

Заключение.

Дети на занятии познакомились с праздниками татарского народа, которые тесно связаны с развитием народного творчества ( в народном прикладном искусстве - татарский народный орнамент.) Знакомство с праздниками пропагандирует здоровый образ жизни наших предков, способствует формированию положительных качеств личности ребенка. Приобщением к традиционной культуре татарского народа воспитывает в детях гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свой край.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в национальной (средней) группе на тему:“Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа”

Интегрированное занятие. Знакомство детей с татарским орнаментом через традиции татарского народа...

“Знакомство с татарским орнаментом через традиции татарского народа”

Познакомить детей с искусством татарского народа, разновидностями татарского орнамента и его особенностями....

Конспект занятия по изобразительной деятельности на тему: «Мотивы татарского орнамента»

- воспитывать у  детей  интерес  к  культуре  татарского  народа;- активизировать  познавательную  и  речевую  деятельность, развивать  творчески...

Конспект по рисованию «Знакомство с Гжелью. Гжельская роспись с детьми среднего дошкольного возраста»

Конспект по рисованию «Знакомство с Гжелью. Гжельская роспись с детьми среднего дошкольного возраста»Программное содержание:1. Познакомить детей с гжельской росписью,ее элементами,колорито...