Художественно-эстетический проект для детей старшего дошкольного возраста «Осень на опушке краски разводила»
проект по рисованию (старшая группа) на тему

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования. Поэтому целью нашего проекта является знакомство детей с нетрадиционными изобразительными техниками. Мы запланировали целый комплекс мероприятий итогом которых стала занимательная фотосессия  «Осень- рыжая подружка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2_gruppa_osen.docx383.26 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетический проект для детей старшего дошкольного возраста

«Осень на опушке краски разводила»

 
J:\489d8c33375d97ed1f703aa4ce43178d.jpg

Краткая аннотация проекта      

         Мир  маленького  человека  красочный, эмоциональный. Уже  в  самой  сути ребёнка  заложено  стремление  узнавать  и  создавать. Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность. Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.  Работа  с  разными материалами  расширяет  сферу  возможностей  ребёнка,  обеспечивает его раскрепощение,  развивает  воображение,  фантазию

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.   Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше  мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал   В.А. Сухомлинский.

Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие разнообразных материалов, разнообразие способов   рисования  поможет ребёнку  увидеть  и  передать  на  бумаге  то,  что обычными способами  сделать  намного  сложней. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

  А  главное, нетрадиционная  техника  рисования  даёт  ребёнку  возможность  удивиться  и  порадоваться  миру.

 Некоторые нетрадиционные методики рисования можно осваивать уже с годовалыми малышами. Но обычно творческие эксперименты начинают с детьми от трех лет.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью;
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой ;
  • монотипия пейзажная ;
  • печать по трафарету ;
  • монотипия предметная ;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 Актуальность

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребёнку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание. (использование предметов, которые окружают ребенка каждый, день в новом ракурсе — можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок березки). За счет использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приемов, нуждающихся в точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому, более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.

Цель проекта:
Продолжать знакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками. Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, красоте осенней природы. Прививать интерес к изобразительной деятельности. Способствовать развитию эстетического восприятия, художественного вкуса, творческих способностей.

Задачи:
1. Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества детей.
2. Развивать воображение детей, поддерживая проявление их фантазии, смелости и изложении собственных замыслов.
3. Углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
4. Овладение различными видами нетрадиционной художественной деятельности;

5.Развивать чувство композиции, цветовосприятия, зрительно-двигательную координацию,
6. Развитие способности к эстетической оценке.

Гипотеза
Использование продуктивных видов деятельности, дидактических игр, стихотворений, создание проблемных ситуаций, привлечение родителей дает возможность развивать умение детей свободно ориентироваться в изобразительных техниках.

Участники проекта
Дети, воспитатели, учитель-логопед, родители.

Сроки проекта: краткосрочный (13.10 – 14.11.2014 г.)

Формы и методы реализации проекта

Организуя работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

 Методы работы:

Индивидуальный.

Групповой.

Наглядный.

Формы работы:

Игры.

Беседы, работа с наглядным материалом.

Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Чтение и заучивание художественной литературы.

Рассматривание репродукций картин.

Ресурсное обеспечение

1 Организация развивающей среды в группе

  • Пополнение уголка изобразительной деятельности материалами для нетрадиционного рисования(краска разнообразного состава, кисти, тычки, печатки, валики, тампоны, трафареты, штампы (подручный материал, растения, листья).
  • Оформление дидактических игр
  • Подбор репродукций картин об осени.

2.Методический инструментарий

  • Изучение литературы и материалов образовательных сайтов
  • Разработка конспектов занятий
  • Создание картотеки игр
  • Подборка виртуальных инструкций

Предполагаемый результат:

Для детей

  • использование нетрадиционных способов на занятиях рисования действительно стимулирует художественно-творческое развитие детей;
  •  художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка;
  • использование нетрадиционных способов положительно влияют на подготовку руки к письму;
  • дети станут более смелыми в выборе способов и изобразительных материалов, на таких занятиях нет слов «не умею», «не получается», есть только слова «могу» и «хочу научиться».

Для родителей

  • Родители станут ближе к увлечениям детей
  • Заинтересуются сами нетрадиционными изобразительными техниками

Для педагогов

  • Расширится педагогическое сотрудничество в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.

Повысится уровень педагогического мастерства педагогов

План мероприятий по реализации проекта


1 Подготовительный этап
Задачи:
1. Определить цель и задачи проекта.
2. Изучить и создать информационную базу по проекту.
3. Составить план проекта.
4. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.
2 Основной этап
Задачи:
1. Познакомить детей нетрадиционными техниками рисования
3. Обогащать и активизировать словарный запас. 
4. Развивать связную речь.
5. Развивать интерес к изобразительному искусству.
6. Развивать творческие способности детей.
7. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение).
8. Развивать координацию речи с движением, артикуляционную, тонкую и общую моторику.
9.Прививать художественный вкус.
10.Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества.
11.Воспитывать активность и самостоятельность.
12.Воспитывать интерес к окружающему миру

13.Создать развивающую среду по данной тематике.
14.Оформить выставку.
3 Заключительный этап

Задачи:
1. Подвести итоги проекта.
2. Проанализировать полученные результаты.
3. Определить перспективу на будущее.

Итоги проекта

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах. Наш опыт работы показал, что овладение техникой изображения доставляет ребятам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки ,то яркие ягоды рябины. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого.

Дальнейшее развитие

Мы намерены и в дальнейшем использовать нетрадиционные изобразительные техники в своей деятельности. Задумана коллективная деятельность по созданию композиции «Витражи зимушки-зимы».Большое многообразие для детского творчества дают и весенние мотивы .Планируем послать работы наших воспитанников, выполненные в нетрадиционных техниках, на творческие выставки.

Модель реализации проекта

Направление работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

Работа с детьми

1.Организация непосредственно-игровых ситуаций в мире искусства и художественной деятельности.  

Лепка

« Подарки осени »

Программные задачи: продолжать знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов, объединенных единым содержанием. Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «вливания одного цвета в другой». Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

( Г.Н.Давыдова «Пластилинография», с. 31)

 «Осенние деревья »

Программные задачи: продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства - пейзажем. Обучать детей приёмам работы в технике «пластилинография». Закреплять умение лепить отдельные детали - придавливать, примазывать, разглаживать. Воспитывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе.

( Давыдова Г. Н. стр 11)

Аппликация

«Осенний пейзаж »

Программные задачи: учить детей составлять сюжетную аппликацию, отражать в ней природу «золотой» осени. Закреплять умение использовать два способа изображения - вырезывание и обрывание. Познакомить детей с порядком наклеивания предметов всюжетной аппликации. Воспитывать умение распределять работу между собой, договариваться об общей композиции. ( Г.С. Швайко. «Занятия по изобразительной

деятельности в д/с» стр 36 ) ( Давыдова Г. Н. стр. 11) Аппликация (коллаж)

« Кудрявые деревья»

Программные задачи: учить детей вырезать двойные силуэты деревьев, передавая их характерные особенности строения ствола, кроны (березы, клена). Закреплять навыки симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве. (Лыкова И. А. « ИЗО подготовительная группа », стр. 54)

Рисование

 «Деревья смотрят в озеро» /рисование красками по мокрому /

Программные задачи: познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии, отпечатки). Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно изобразительного средства в детской живописи. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности. (Лыкова И. А. «ИЗО подг. гр.» стр 56)

 «Осенняя фантазия»(оттиск листьев), 

Программные задачи: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных способов изображения объектов природы. Вызывать эмоциональный отклик на произведения художников и поэтов; учить работать в технике оттиска, закрашивать лист полностью; развивать способность к отражению природных явлений с помощью цветовых образов; воспитывать бережное отношение к природе.

«Перелётные птицы»(тычкование), «Лебёдушка»(Оттиск ладошкой). 

2.Использование различных дидактических и развивающих игр

«Азбука цвета», «Разноцветные лепестки», «Составь пейзаж»

3.Экскурсии по экологической тропе «В гостях у Осени» и виртуальные экскурсии:

«Осень в картинах русских художников», «Осенние мотивы»

4.Для обучения технике нетрадиционного рисования использование следующих методов: создание игровой ситуации ,показ воспитателя, использование движения руки, сравнение двух техник. 6.Заучивание стихотворений «Художница-осень», «Ходит Осень по дорожкам», «Миновало лето».

5.Совместная деятельность педагога с детьми

-«Осенний ковёр»(кляксография)

-«Листик берёзки, листик рябины»(оттиск восковыми мелками)

-«Творим без кисточки» (рисуем ладошками, рисуем пальчиками, игры-рисунки)

-Пейзаж в технике выдувания

-Создание коллективного портрета «Осень волшебница» (с использованием различных нетрадиционных техник: тычкование, рисование пальчиками, оттиск листьев, набрызг)

-Организация фотосессии «Осень - рыжая подружка» с использованием коллективного портрета Осени.

Работа с родителями

1.Консультация для родителей «Нетрадиционное рисование дома»

2.Организация выставок работ по аппликации, лепке и рисованию

3 Проведение мастер-класса для родителей детей пяти лет по рисованию в технике выдувания.

4. Оформление стенгазеты для родителей по итогам фотосессии «Осень- рыжая подружка»

Методическое сопровождение

1.Пополнение уголка изобразительной деятельности материалами для нетрадиционного рисования (краска разнообразного состава, кисти, тычки, печатки, валики, тампоны, трафареты, штампы (подручный материал, растения, листья).

2.Оформление дидактических игр «Составь пейзаж»,

3.Подбор репродукций картин об осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по художественно-эстетическому направлению "Капелька" для детей старшего дошкольного возраста

Программа  по художественно-эстетическому направлению "Капелька"  для детей старшего дошкольного возраста...

ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (РИСОВАНИЕ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Организованная образовательная деятельность художественно-эстетической направленности  "Морковка нос, в руке метла, боится солнца и тепла"Цель: учить передавать в рисунке своё отношение к зи...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей старшего дошкольного возраста "Красота космоса"

Коспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по худ-эстет. развитию (рисование)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (конструирование) для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Бантик для золушки»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (конструирование)для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Бантик для золушки»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Кленовые листья»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию(рисование)для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Кленовые листья»...

Организованная образовательная деятельность по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста "Осень и её краски"

Разработанная деятельность направлена на создание условий для систематизации знания детей об осени, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира....