Конспект ООД " Ознакомление с портретной живописью"в группе комбинированной направленности.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Закрепление представлений о живописи как виде изобразительного искусства. об особенностях жанров (портрет, пейзаж. натюрморт).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_oznak._s_portretom.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

в подготовительной группе

Тема: «Ознакомление дошкольников с портретной живописью».

Цель: Дать детям представление о портретной живописи как о виде искусства, продолжать учить рисовать портрет.

Программные задачи:

Образовательные:

-Закрепить у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт).

-Познакомить детей с некоторыми новыми репродукциями картин разных жанров.

Развивающие:

-Расширять кругозор, развивать наблюдательность, воображение и умение проводить анализ различных художественных изображений.

-Развивать речь детей, умение аргументировано и развернуто оценивать произведение искусства, осмысленно отвечать на поставленные вопросы.

-Формировать художественный вкус.                                                                                                                                                  

Воспитательные:

-Воспитывать у детей эстетические чувства при восприятии живописи, в частности жанра живописи-портрет. 

Ресурсы, оборудование и материалы: Оборудование мультимедиа: экран мультимедийный проектор, компьютер.

Презентация к занятию (созданная в программе PowerPoint).

Репродукции картин: пейзажи, натюрморты, портреты.

Акварель, восковые мелки, альбомный лист с рамкой.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы: ИКТ, личностно-ориентированная технология,  игровая технология, здоровьесберегающая технология; группа наглядных, словесных, практических методов и приёмов.

Предварительная работа: Знакомство с художниками, рассматривание иллюстраций с изображением произведений живописи, загадывание загадок, использование настольных, дидактических и словесных игр, чтение художественной литературы (Ю. Лермонтова «Бородино»).

Ход ООД:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное мероприятие. Сегодня мы с вами посетим не большую картинную галерею, где вы увидите картины, которые вам уже знакомы и новые не известные вам картины.

Воспитатель: Вот мы с вами  на нашей импровизированной выставке.

(Звучит спокойная мелодия, дети подходят и рассматривают расположенные на стене репродукции картин).

Воспитатель: Рассмотрите картины. Как вы думаете, к какому жанру живописи относятся данные картины?

Дети: Это пейзажные картины.

Воспитатель: Правильно, а как вы поняли, что это пейзажи?

Дети: Нарисована природа.

Воспитатель: Правильно, есть ли среди этих картин знакомые вам? Назовите названия картин и автора.

Дети называют картины и авторов.

Воспитатель: Молодцы! Верно назвали и названия картин, и художников их написавших.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картины. Скажите, эти картины отличаются от тех, которые мы уже рассмотрели?

Дети: Да.

Воспитатель: К какому жанру живописи мы их можем отнести?

Дети: К натюрморту.

Воспитатель: А что такое натюрморт?

Дети: Натюрморт - это картина, на которой изображены предметы повседневной жизни: домашняя утварь, плоды, цветы, дичь, дары моря, вазы с фруктами и цветами, посуда.

Воспитатель: Назовите знакомые вам картины натюрмортной живописи и автора.

Дети называют картины и авторов.

Воспитатель: Молодцы! Хорошо знаете и жанр – натюрморт.

Воспитатель: Ребята, еще  раз посмотрите внимательно на картины. Они все разные и не похожи друг на друга. Как вы думаете, для чего художники пишут свои картины?

Дети: Потому что они любят свою Родину. Они хотят, чтобы люди любовались этими картинами. И когда они смотрят на эти картины, то у них было бы прекрасное настроение.

Воспитатель: Конечно, художники стремятся показать не только свое мастерство. Они стараются передать красоту окружающего мира.

Воспитатель: Давайте пройдем к следующим картинам. Скажите, эти картины отличаются от тех, которые мы уже рассмотрели?

Дети: Да.

Воспитатель: Скажите, что на них изображено?

Дети: На картинах нарисованы люди.

Воспитатель: Да, на всех этих картинах изображены люди. А как называются картины, на которых художник рисует человека.

Дети: Портрет.

Воспитатель: А какие картины портретной живописи вам уже знакомы? Назовите их.

Дети:  Портрет Валентина Александровича   Серова  «Девочка с персиками». 

Воспитатель: Правильно, эту картину портретной живописи мы рассматривали с вами раньше. Кто из вас помнит, как зовут девочку?

Дети: Её зовут Вера.

Воспитатель: Правильно, девочку зовут Вера. Она была дочкой Саввы Ивановича Мамонтова, друга художника,  Валентина Александровича   Серова.  Ребята, вспомните, когда мы рассматривали картину, что мы говорили про Веру?

Дети: Вера только что прибежала с улицы, ее щеки порозовели от бега. Она присела только на одну минутку – ей некогда, она снова куда-то торопится, ведь за окном прекрасная погода, и так хочется погулять в саду.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите другие портреты. Обратите внимание на лица людей, на их выражение, на позу, на каком фоне они изображены.

Дети рассматривают портреты, воспитатель называет название картин и авторов.

Воспитатель: Ребята, что вы заметили, когда рассматривали портреты?

Дети: У всех людей разные выражения лиц.

Воспитатель: Да, когда художник пишет портрет, он передает не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека, его характер, настроение.

Воспитатель: Ребята, пройдите, сядьте за столы. Сейчас я познакомлю вас с новым портретом, это  портрет генерала Василия Алексеевича Перовского – участника Отечественной войны 1812 года. Я вам напомню, что эта война была с французским императором Наполеоном и его армией, которые хотели завоевать Россию. Самое большое сражение произошло недалеко от Москвы, около села Бородино.

Изведал враг в тот день не мало,

Что значит русский бой удалый,

                                 Наш рукопашный бой.

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Во время отечественной войны Перовский был молодым восемнадцатилетним офицером, генералом он стал гораздо позже. Генерал изображен на фоне мрачной грозовой тучи, это напоминание о войне 1812 года. На заднем плане изображен разгоряченный белый конь – Перовский был кавалерийским офицером. Обратите внимание на нарядный мундир генерала, на его серьезный, вдумчивый взгляд. Написал портрет Василия Алексеевича Перовского художник Карл Павлович Брюллов. В этой картине художник выразил свое уважение и восхищение личностью генерала, героя войны.

Физ. минутка: Воспитатель предлагает мальчикам встать в позу генерала, а девочкам оценить, насколько поза и выражение лица похожи на генерала Перовского на портрете.  

Воспитатель: Ребята, скажите, какой праздник наша страна отмечает в феврале?

Дети: День защитника Отечества.

Воспитатель: Многие из ваших пап служили в армии. Кто из вас знает, в каких войсках служил ваш папа? Мы с вами уже рисовали портреты. Вспомните, кого мы рисовали?

Сейчас я предлагаю вам стать художниками – портретистами и нарисовать портрет своего папы.

Давайте ещё раз вспомним схему рисования портрета. Возьмите на столах корзинки с деталями. Я буду вам показывать схему рисования портрета, а вы будете выкладывать портрет у себя на столе.
1. Сначала рисуем тонкими линиями лицо - овал. Затем дорисовываем шею, плечи.  Для облегчения рисования делим его на 3 части: лоб, брови; глаза, нос; рот, подбородок.
2. На верхней линии рисуем дуги-брови. Ниже располагаются глаза. Форма глаз состоит из дугообразных линий. В середине рисуется радужка и зрачок. Глаза у людей разные по цвету. Вспомните, какого цвета глаза у вашего папы? Не забудьте нарисовать ресницы, на верхнем веке они длиннее, чем на нижнем.
3.Рисование носа - нос посередине, начало у бровей. Рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется и сбоку пририсовываются крылья носа и ноздри.
4. Рот находится ниже носа. Рисуем линию рта, сверху верхняя губа-две дугообразные линии, снизу нижняя губа - большая дугообразная линия.
5.По сторонам на уровне носа рисуем уши.
6. Затем волосы: цвет и причёску.

Как известно, настроение у людей бывает разное: радость, смех, печаль, грусть, гнев, спокойствие. Разное выражение лица называется мимикой. Подумайте, с каким выражением лица вы бы хотели  нарисовать своего папу.
- Ребята, рисуйте тонкими линиями, что бы лишние или не точные линии легко было убрать ластиком. 
 ( Дети рисуют, воспитатель подходит, советует, помогает, присутствует музыкальное сопровождение).
Воспитатель: У каждого из вас получился замечательный портрет и к празднику мы с вами организуем выставку портретов, порадуем ваших пап.

Литература:

  1. Е.В.Краснушкин. Изобразительное искусство для дощкольников: натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4-9 лет. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.: цв. вкл.
  2. И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. (Образовательная область «художественно-эстетическое развитие») : учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. – 216 с., перераб. и доп.