Зима на кончике кисти
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского Муниципального района
Республики Татарстан
Методическое объединение воспитателей старших и подготовительных к школе групп
Сценарий
непосредственно образовательной деятельности
для детей подготовительной к школе группы
Тема: «Зима на кончике кисти»
Воспитатель
МБДОУ №3 «Огонек»
пгт Камские Поляны
Юнусова Е.М.
первая
квалификационная категория
2014 год
Тема: | Краски зимы |
Образовательные области: | познание, музыка, художественное творчество коммуникация, социализация |
Вид: | формирование целостной картины мира, развитие продуктивной деятельности. |
Тип: | Интегрированное |
Программное содержание: | Цель: приобщение детей к национальной культуре через знакомство с художниками Татарстана и их произведениями Задачи: Познание: - познакомить с художниками Татарстана; - учить понимать, как композиторы, поэты, художники, используя разные средства выразительности, передают образ зимы; Художественное творчество: -закрепить умения рисовать деревья, использовать в отображении особенностей явления неживой природы (снег) разные формы техники рисования: набрызгом, линией, тычком -развивать творческое воображение через передачу образов окружающего мира, явлений природы; Коммуникация: -обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой; -совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений; Музыка: -формировать слуховое восприятие различать звуки музыки; Социализация: - развивать эмоциональную отзывчивость на происходящие изменения в природе; |
Методические приемы: | словесный (вопросы, объяснение); наглядный (картины); игровой (пальчиковая гимнастика); практический (работа детей). |
Словарная работа: | -активный словарь: художник, картина, зима, краски, снежная, зимний. - пассивный словарь: галерея, репродукция, экскурсовод, пейзаж, музей, свежевыпавший, мольберт, коллекция, греческий, легенда. |
Оборудование и материалы: | Демонстрационный: репродукции картин И.И.Шишкина «Зима», «Зимой», «Зима в лесу. Иней»; И Муртазина «Потеплело», «Снег», работы выпускников художественной школы поселка; Раздаточный: альбомный лист А-4, кисти, непроливайки, краски, гуашь, салфетки. -бейджики для экскурсоводов. Оборудование: мольберты, столы, стулья, музыкальный центр, диски с музыкой. |
Предварительная работа: |
Совместное наблюдение на участке детского сада за живой и неживой природой; рекомендации по перечню чтения художественной литературы и заучивание стихов о зиме; выставка методической литературы с информацией о художниках Татарстана |
Структура: | Вводная часть – 5 мин:
Основная часть – 20 мин:
Рассматривание картин художника-пейзажиста И.Шишкина; И.Муртазина; учащихся художественной школы Камских Полян.
Заключительная часть – 5- мин:
|
-3-
Предполагаемый ход непосредственно образовательной деятельности
Дети входят в группу и становятся полукругом вокруг воспитателя.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня много гостей. А как вежливые дети приветствуют гостей?
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Посмотрите вокруг, сегодня наша группа выглядит очень необычно. Это потому, что здесь открыта картинная галерея. А что такое картинная галерея?
Дети: Картинная галерея – это дом, в котором живут картины.
Воспитатель: А вы помните, как нужно себя вести в картинной галерее?
Дети: В картинной галерее следует передвигаться бесшумно, громко не разговаривать. Нельзя перебивать экскурсовода, с вопросами обращаться к экскурсоводу во время паузы, подняв руку (это такая профессия, он рассказывает посетителям много нового и интересного о картинах, художниках, которые их нарисовали); не следует становиться перед другим посетителем, загораживая картину; ничего не трогать руками; следует отключить мобильные телефоны.
Воспитатель: А знаете ли вы, где художники создают свои картины-пейзажи?
Дети: Художники пишут картины с натуры, выходя на природу с мольбертом и красками, а также в художественной мастерской по памяти.
Воспитатель: Существует такая легенда. Однажды греческий художник Апеллес написал на холсте гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг прилетели птицы и стали клевать нарисованный виноград.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, Почему так произошло? (Ответы детей).
Воспитатель: Это говорит о том, что художник с помощью красок может очень живо, похоже, передать мир, который мы видим вокруг себя.
Воспитатель: Ребята, предлагаю посетить картинную галерею. Сегодня нашими экскурсоводами будут …..?. (дети встаю по местам) Постарайтесь увидеть, услышать, почувствовать красоту каждой картины. Ну что, идем?
(Дети с воспитателем входят в картинную галерею)
Экскурсовод первого зала: Здравствуйте! Добро пожаловать на нашу выставку! Я ваш экскурсовод зала №1. Проходите. Люди начали изображать природу еще в далекие времена. Художников, которые рисуют картины природы, называют художниками-пейзажистами, а их картины пейзажами. Такие картины рисовали Саврасов А., Левитан И., Шишкин И.
И.И.Шишкин родился и вырос в городе Елабуга, в небогатой купеческой семье. Еще мальчиком он наблюдал за природой зимой, весной, летом, осенью. А когда стал художником, изображал природу в своих картинах.
Многие картины Шишкина находятся в Третьяковской галерее в городе Москве. В городе Елабуга в доме отца художника размещается Дом-Музей Шишкина.
Перед нами картины Шишкина И.И. «Зима», «Зима в лесу. Иней», «Зимой».
На картине Шишкина И.И. «Зима» мы видим зимний лес. Деревья пригнулись под тяжестью снега, а какие-то деревья даже упали, не выдержав такого снежного наряда. Снег укрыл весь лес прекрасным покрывалом, на котором играют лучи солнца. Маленькая птичка притаилась на одном из деревьев. Она напыжилась и пытается согреться, но все равно рада зиме. Зима украсила все вокруг. Как прекрасен зимний лес!
Воспитатель: Кто знает стихи о зиме?
Евдокимова Дарья Зимний сон. Написал Рустам Мингалим
Все за ночь изменилось…
Что сделалось с землей?
Зима ее накрыла
Огромной простыней.
Все скрылось под простынкой,
Не вижу ничего –
Ни речки, ни тропинки…
Какое волшебство!
Куда-то подевались
Дороги и луга.
Под белым покрывалом
Овраги и стога…
И белизной сияют
Просторные поля.
И тишина такая,
Как будто спит земля.
Воспитатель: Ребята, проходите, пожалуйста, в следующий зал.
Экскурсовод второго зала: Исемнесез! Здравствуйте! Я экскурсовод зала №2. Перед вами картины нашего земляка из города Нижнекамска Муртазина Ильдуса. Он окончил художественную школу города Нижнекамска, училище искусств города Набережные Челны, Московский государственный художественный университет имени Строганова. Его картины отличаются своей яркостью. Их можно увидеть в музеях города Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска и даже в других странах.
Перед вами его картины «Потеплело», «Снег».
На картине «Снег» изображен зимний лес, укутанный снегом. Сосны и ели покрыты пушистым свежевыпавшим снегом. Нигде не видно ничьих следов. Из-под снежных шубок виднеются маленькие елочки. Солнце садится, освещая верхушки деревьев. Небо светло-зеленоватого, желтого цвета, на нем нет ни одного облачка. Снег с лилово-голубоватыми тенями от деревьев, скоро наступит вечер.
Воспитатель: Кто знает стихи о зиме на татарском языке?
Варисова Алина читает стихотворение на татарском языке «Кыш килде» написал Галимчан Латып.
Урманнарга бакчаларга
Урман, кырлар остене
Ак мамыктай кубелек кар
Томе де тоше чене.
Хава саф-рехет суларга
Ян-якты ботен урын
Кыш килде кунака
Жир киде йомшак тунын.
Воспитатель: Проходите в следующий зал.
Экскурсовод третьего зала: Добрый день! Мы рады видеть вас! Я экскурсовод зала №3. В нашем зале представлены работы выпускников и учащихся художественной школы нашего поселка на зимнюю тему. Перед вами работы «Зимний день», «Зимнее утро в лесу», «Зимние забавы».
При выполнении данных работ использовались белый атлас и нитки, которые прикреплены на ткань. Краски здесь использовались только для фона дальнего плана, для изображения неба. Атласная ткань создает видимость снежных блестящих сугробов, которые заполняют всю картину. Деревья вышиты коричневыми нитками, каждая ветка и травинка выглядит как живая. Эти картины притягивают взгляд и на них можно очень долго любоваться. А на этом рисунке изображения зимние забавы детей, которые любят все. Здесь дети катаются на санках, Автор очень хорошо изобразил задор на лицах детей, видно, что всем нравится приход зимы.
Приглашаем вас стать учениками нашей художественной школы, и вы тоже многому научитесь.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия. Ребята, вам понравилось? (ответы детей).
Спасибо экскурсоводам за интересные рассказы. В этом году вы пойдете в школу. Чтобы о вас осталась память в детском саду, мы с вами решили собрать коллекцию пейзажей «Времена года». Осенью ваши работы украшали выставку детских работ в холле, нам осталось пополнить коллекцию зимними и весенними пейзажами. Мы начали рисовать зимний пейзаж, осталось его закончить. Но прежде чем приступить к работе, давайте представим, что мы художники, и для начала разомнем наши пальчики.
Пришла зима, | трем ладошки друг о друга |
Принесла мороз. | пальцами массажируем плечи, предплечья |
Пришла зима, | трем ладошки друг о друга |
Замерзает нос. | ладошкой массажируем кончик носа |
Снег, | плавные движения ладонями |
Сугробы, | кулаки стучат по коленям попеременно |
Гололед. | ладони шоркают по коленям разнонаправлено |
Все на улицу — вперед! | одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем) |
Теплые штаны наденем, | ладонями проводим по ногам |
Шапку, шубу, валенки. | ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами |
Руки в варежках согреем | круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони |
И завяжем шарфики. | ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи |
Зимний месяц называй! | ладони стучат по коленям |
Декабрь, Январь, Февраль. | кулак, ребро, ладонь |
Воспитатель: У нас в группе создано три мастерские. В первой мастерской юные художники рисуют снег набрызгом. Кисть в воду не опускаете. Опускаете ее в гуашь, затем направляете на лист бумаги и резко проводите по ней карандашом, по направлению к себе.
Во второй мастерской рисуют снег тычком. Кисть в воду не опускаете . Опускаете ее в гуашь и ударяете кистью по бумаге, держа ее вертикально. Кисточка как будто прыгает. А в третьей мастерской юные художники рисуют иней на деревьях солью. Наносят кисточками клей на ветки у деревьев, берут щепоткой соль и посыпают их. Лишнюю соль, после высыхания клея можно будет аккуратно ссыпать на поднос. Проходите в мастерские к своим незаконченным работам.
Ребята, не забывайте об осанке, приступайте к работе.
Под музыку …дети приступают к созданию своих картин. Воспитатель проводит индивидуальную работу.
Воспитатель: Какие разные, красивые и неповторимые зимние пейзажи у вас получились.
-Придумайте названия для своих картин.
Ребята, вы сегодня побывали в картинной галерее, где любовались картинами наших земляков, и сами попробовали написать картину.
- Картины каких художников вам понравились? (ответы детей)
Воспитатель: Перед вами лежат разноцветные снежинки. Выберите ту снежинку, цвет которой больше всего подходит к вашему настроению.
Звучит музыка, дети берут снежинки.
- Какие чувства вы испытали?
Дети: Чувство радости, восхищения, легкую грусть, захотелось пройти по зимнему лесу, вдохнуть чистый воздух, захотелось нарисовать свой зимний пейзаж, услышали музыку.
Воспитатель: Спасибо за работу. Вы были внимательны и старательны. Давайте попрощаемся с гостями.
Дети прощаются и выходят из группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий тематического занятия "День рождения Музыки" для старших дошкольников с применением информационных технологий - фильм "Как поссорились Кисть и Скрипичный Ключ"
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника "День рождения Музыки" В преддверии праздника "День Музыки" этот сценарий может пригодиться моим коллегам - музыкальным руководителям де...
занятие по лепке с детьми 2-3 лет "Кисть рябины"
Конспект занятия по лепке в младшей группе (2-3 года)«Кистьрябины» Задачи: · Закреплять умение раскатывать мелкие шарики круговыми движениями пальце...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области художественного творчества с детьми второй младшей группы «Рисование. Белоснежная зима». (Тычки жесткой полусухой кистью. Гуашь)
Программное содержание.Цель:Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа.Интеграция образовательных областей:«Художественное творчество», «Комму...
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: УКРЕПЛЕНИЕ КИСТИ РЕБЕНКА, ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО УДЕРЖИВАНИЯ КИСТИ, КАРАНДАША»
Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной....
Конспект НОД во второй младшей группе по художественно-эстетическому развитию рисованию. Тема: «Зима» (рисование кистью и ватными палочками)
Задачи:Образовательные: совершенствовать навыки рисования гуашевыми красками;-умело пользоваться кистью для рисования для изображения сугробов, снега на ёлочках;-закреплять умение рисовать снежинки ва...
Конспект ООД во второй младшей группе по рисованию. Тема: «Зима» (рисование кистью и ватными палочками)
Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования гуашевыми красками;-умело пользоваться кистью для ри...
Конспект по образовательной области «Художественно эстетическое развитие» Рисование с использованием нетрадиционных методов - рисование тычком жесткой полусухой кистью в подготовительной к школе группе Тема: «Бурый медведь зимой»
Конспект по образовательной области «Художественно эстетическое развитие»Рисование с использованием нетрадиционных методов - рисование тычком жесткой полусухой кистьюв подготовительной к ш...