Нетрадиционные техники для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
презентация к уроку по рисованию (старшая, подготовительная группа) по теме

Киселева Елена Владиславовна

В данном материале представлено описание углублённой работы педагога по изодеятельности посредством нетрадиционных техник для художественно-эстетического развития детей.

Автор обосновывает применение нетрадиционных техник в работе с детьми, которые развивают у детей художественно-эстетический вкус, творческое воображение, пространственное и абстрактное мышление.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ » Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 станица Родниковская Презентацию подготовила Педагог ИЗО Киселева Е.В.

Слайд 2

Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приёмы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона. «Мир будет счастлив тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, тогда, когда каждый будет находить радость в своём труде.» Роден

Слайд 3

Актуальность исследования определяется интересом к изучению нетрадиционных техник, как результат художественно-эстетического развития; разнообразием и вариативностью работы с детьми.

Слайд 4

Цель: Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники. Задачи: Сформировать у детей технические навыки рисования; Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования; Обогатить и расширить художественный опыт детей; Побудить ребёнка экспериментировать, поощрять и поддерживать творческие находки; Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому;

Слайд 5

Использование нетрадиционных техник: Учит детей свободно выражать свой замысел; Учит работать с разнообразным материалом; Развивает уверенность в своих силах; Развивает пространственное мышление; Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности; Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии; Развивает мелкую моторику рук; Побуждает детей к творческим поискам и решениям; Способствует снятию детских страхов; Во время работы дети получают эстетическое удовольствие;

Слайд 6

Нетрадиционные техники Монотипия (предметная, пейзажная) Рисование ладошкой и пальцами Рисование по сырому Граттаж Отпечатки листьев Эбру Восковые мелки + акварель Рисование мятой бумагой Батик Рисование полусухой кистью Кляксография Рисование мыльной пеной И др.

Слайд 7

Рисование ладошкой, пальчиками. Технология рисования: посередине листа ребёнок рисует ребром ладошки, или ладошкой и пальчиками. Макает в краску и отпечатывает на бумаге так, как необходимо для того рисунка, какой он изображает. Потом краска вытирается салфеткой с пальчиков и ладошек. Материал: альбомный лист бумаги, гуашевые краски, влажные салфетки.

Слайд 8

Рисование мятой бумагой. Технология рисования: развести акварельную краску в блюдце, помять бумагу, окунать в краску и делать отпечаток на бумаге. Потом кисточкой дорисовать детали рисунка. Материал: альбомный лист бумаги, мятая бумага, акварельная краска, блюдце, салфетки.

Слайд 9

Монотипия. Предметная Пейзажная Технология рисования: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половинку изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Материал: плотная бумага, кисти, гуашь или акварель.

Слайд 10

Отпечатки листьев. Технология рисования: ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берётся новый листок. Черешки у листьев дорисовываются кистью. Материалы: лист бумаги, листья разных деревьев, гуашь, кисти.

Слайд 11

Рисование: восковые мелки + акварель. Технология рисования: ребёнок рисует восковыми карандашами на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок восковыми карандашами остаётся незакрашенным. Материал: восковые карандаши, плотная бумага, акварель, кисти.

Слайд 12

Рисование полусухой кистью. Технология рисования: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой, или фактурной поверхности. Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета.

Слайд 13

Рисование мыльной пеной. Технология рисования: гуашь смешать с мыльным раствором, вспенить раствор через трубочку, когда пена начнёт активно выходить из стаканчика – трубочкой аккуратно выкладываем её на лист бумаги. Даём пенному рисунку высохнуть. Дорисовываем рисунок кисточкой. Материалы: гуашевые краски, стаканчики, вода, мыльный раствор для мытья посуды, коктейльная трубочка, листы бумаги.

Слайд 14

Граттаж. Технология рисования: лист бумаги раскрасить свечой в произвольной форме. Смешать чёрную гуашь с зубной пастой в палитре. Полученной краской тонировать весь лист. После высыхания с помощью зубочистки процарапать задуманный рисунок. Материалы: листы бумаги, свеча, гуашь, зубная паста, зубочистка, палитра.

Слайд 15

Батик Технология рисования: закрепив ткань в пяльцах, наносим клей ПВА по контуру рисунка, даём клею высохнуть. Затем специальной краской закрашиваем фон с помощью кисточки, мелкие детали прорисовываем после просушки изделия. Материалы: ткань, пяльца, клей ПВА, краски по ткани, клеёнка, кисти, карандаш.

Слайд 16

Эбру Технология рисования: подготовленный раствор наливаем в специальный лоток. В палитре готовим краски разного цвета. Берём веерную кисть, окунаем в краску и разбрызгиваем над водой – это фон для рисунка. Фон может состоять из двух-трёх цветов. Затем берём спицу и выполняем рисунок. Когда рисунок готов, берём бумагу, кладём а поверхность раствора, поддеваем край листа бумаги спицей и достаём отпечатавшийся с поверхности раствора рисунок. Материалы: краски «Эбру», загуститель, лоток, спицы разной толщины, веерные кисти, гребешки, бумага.

Слайд 17

Рекомендации педагогам Используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную игровую деятельность по освоению нетрадиционных техник рисования; В планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей; Повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приёмами рисования.

Слайд 18

Пусть дети рисуют, творят, фантазируют! Не каждый из них станет художником, но рисование доставит им удовольствие. Они познают радость творчества, научатся видеть прекрасное в обычном. Пусть они растут с душой художника!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №26 станица Родниковская

Тема доклада:

Нетрадиционные техники для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Подготовила педагог ИЗО

Киселева Елена Владиславовна

2017 г.


Нетрадиционные техники для художественно-эстетического развития.

«Мир будет счастлив тогда,

когда у каждого человека

будет душа художника.

Иначе говоря, когда каждый будет

Находить радость в своём труде.»

Роден.

Большое значение в воспитании и образовании ребёнка имеет художественно-эстетическое воспитание. В соответствии с ФГОС, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе - формирование творческой личности. Изобразительная деятельность детей в детском саду - наиболее эффективное средство для этого. Важнейшим средством в познании мира и развитии знаний эстетического восприятия является рисование, так как оно связано с самостоятельной, творческой и практической деятельностью ребёнка.

Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, дети испытывают желание остановить прекрасное мгновение, отобразив своё отношение к действительности на листе бумаги. Но несформированность графических навыков и умений мешает выразить в рисунке задуманное, адекватно изобразить предмет и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия объективного мира.

Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми с применением нетрадиционных техник рисования.

Преимуществом нетрадиционных техник рисования является то, что они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развить умение видеть выразительность форм.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. При всём этом сама идея творческого экспериментирования с материалами и приёмами очень созвучна возрастным особенностям дошкольников (познание мира через действия с предметами и экспериментирование). Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации, художественного конструирования), в процессе создания интересного образа возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование» пластилином, коллаж, набрызг и т.п.). Это позволяет учитывать современные тенденции в искусстве и культуре, в условиях которых живёт современный дошкольник (повышение интереса социума к творческим решениям в дизайне помещений, украшении города, рекламе), и опираться на них в процессе его художественно-эстетического развития.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумывать свою необычную технику.

Дети ощущают незабываемые положительные эмоции, что даёт возможность судить о настроении ребёнка, о том, что его радует и что огорчает.

Использование нетрадиционных техник:

  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Учит работать с разнообразным материалом;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Способствует снятию детских страхов;
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие;

Для составления перспективного плана работы была использована методическая литература авторов А. В. Никитиной, Р. Г. Казаковой, Г. Н. Давыдовой, и поставлены следующие задачи:

  • Сформировать у детей технические навыки рисования;
  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
  • Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники;
  • Обогатить и расширить художественный опыт детей;
  • Побудить ребёнка экспериментировать, поощрять и поддерживать творческие находки;
  • Способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому;

Для решения этих задач создана соответствующая развивающая среда, выставочная зона для готовых детских рисунков, приобретены соответствующие материалы для нетрадиционных техник рисования.

На первых занятиях дети, играя цветом и красками (создавая «колесо цвета смешивали краски, экспериментировали с различными фактурными материалами), ознакомились с возможностями гуаши и акварели. На следующих занятиях дети знакомились с разнообразными техниками рисования:

  • Рисование пальчиками и ладошками;
  • Клише (оттиск);
  • Монотипия (предметная, пейзажная);
  • Рисование по сырому;
  • Кляксография (обычная, с трубочкой);
  • Воскография;
  • Граттаж;
  • Набрызг;
  • Печать листьями;
  • Рисование полусухой кистью;
  • Рисование мыльной пеной;
  • Батик
  • Пластилинография;
  • Рисование мятой бумагой;

В результате работы с детьми, использование нетрадиционных техник рисования дало колоссальный толчок детскому воображению и фантазии, а главное то, что конечный продукт – не рисунок, а развитие личности, уверенной в себе и своих способностях.

В заключении важно отметить, что нетрадиционные техники рисования являются стимулом к художественно-эстетическому развитию детей, демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов, достоинством которых является универсальность их использования, а технология выполнения таких техник интересна и доступна как взрослым, так и детям.

[Введите текст]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

«Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»....

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...