Золотая хохлома
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Сайфутдинова Эльвира Нагимовна

конспект по ознакомлению детей подготовительной группы с хохломским промыслом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hohloma_podg_gr.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект

по изобразительной деятельности

в подготовительной группе

Тема: «Золотая хохлома»

                                       

Составила: воспитатель

Сайфутдинова Э.Н

                                                                                             

г. Ульяновск

Программное содержание:

1. Закреплять и расширять знания детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях. Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

2. Учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные в предшествующих  занятиях цикла. Развивать самостоятельность в выборе посуды (силуэтов), чувство ритма и композиции, творческое воображение, умение презентовать свои работы. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности (кайма, завиток, крупные элементы (ягоды, листья), мелкие элементы: травка, осочки и т.д.).

3.  Активизировать в речи детей слова: хохлома, завиток, травка, шалунишка, трилистник, хохломской мастер, хохломская мебель, хохломская посуда..  

4.  Обогатить детский замысел через стихотворение.

Предварительная работа:

  1. Беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
  2. Чтение художественной литературы по теме.
  3. Рассматривание изделий народного декоративно – прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
  4. Цикл непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие (рисование) по теме.
  5. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов  в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
  6. Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде».
  7. Заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, связанных с народным творчеством.
  8. Прослушивание аудиозаписи песни М.Пахоменко «Хохлома», весёлого наигрыша ансамбля «Русский сувенир».

Материал и оборудование.

Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; силуэты хохломской посуды (вазы, горшочки, тарелки, ложки, бочонки, ковши) жёлтого цвета; кисти беличьи № 2, №5; подставки под кисточки, тычки, банки с водой, бумажные салфетки, подкладные салфетки.

Зрительный ряд: выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия, иллюстрации с изображением хохломской посуды, стилизованные образцы, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, детские работы.

Литературный ряд: стихи о хохломе, пальчиковая гимнастика.  

Музыкальный ряд: русская народная мелодия «Гусли», русские народные наигрыши.

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.

- Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, друзья!

Всех вас видеть очень рада я!

- Любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

- Сегодня день у нас особый,  я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.

         - А вы идти со мной готовы? (Да). Тогда закройте крепче глазки, а на счёт пять откройте (Дети закрывают глаза, и считают).

Звучит тихая народная мелодия.

- Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы! (В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды).

- И чего здесь только нет:

Поварёшки, чашки, ложки и диковины  - ковши.

Вы разглядите, не спешите.

Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!

Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.

(Дети рассматривают выставку).

- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (Варианты ответов детей: радостное, весёлое).

- Почему роспись называется хохломской? (Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно.

- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).

- Вся посуда не простая, а словно – золотая!

С яркими узорчиками, ягодками и листочками!

- А вы не знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотою Хохлому? (Высказывания детей: на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).

- Какой цвет использует  художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).

- Назовите элементы узора в хохломской росписи (Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику).

- Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать. Согласны? (Да!).

Д/игра «Угадай – ка!»

- Хохломская посуда бывает разной. Назовите ту, которая вам знаком. (Дети называют и показывают хохломскую посуду, представленную на выставке).

- Кто хочет выбрать и рассказать о какой – нибудь посуде? Расскажите о ней: какого цвета фон, какими красками расписана, какие ягоды и элементы на узоре. (По желанию 2-3 ребёнка описывают изделия).

- Молодцы! Вы очень много знаете о Хохломе!

- А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и  каждый хочет увезти из России на память какой – нибудь сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!

Через горы и моря, восхищается весь мир –

Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!

И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.

 - Ребята, а давайте откроем свой художественный салон, чтобы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память. Но сначала, нам нужно стать художниками – мастерами и расписать вот эту посуду хохломским узором (На стенде выставлены силуэты различной посуды). Вы согласны? (Да!).

 - Посмотрите, здесь и миски, и ложки и вазы. У них золотой жёлтый фон. Выберите любой понравившийся силуэт и пойдите в нашу художественную мастерскую (Дети выбирают силуэт посуды и проходят на свои места, садятся).

 - Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.

- С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая). Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).

- Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: осочки, капельки, травку, завитки и т.д.).

- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).

         - Молодцы, ребята, всё знаете!

- А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

- Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: (дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими).

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

- Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!

Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (народная мелодия «Гусли»). Проводится индивидуальная работа с детьми.

- Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо! А пока работы сохнут, предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

- А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд в нашем салоне (Работы выставляются на стенд и проводится их анализ).

Анализ работ.

 - Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки. Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!

- А что больше всего понравилось вам, и почему? (2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников).

 - Да, такую посуду не стыдно предложить нашим гостям.

- Внимание, внимание! Наш художественный салон открывается!

Дети читают стихи:

  1. Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!

      Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!

  1. Вот посмотрите!

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился цветок на плошке,

Ягодка клюква поспела на поварёшке.

  1. Листочки, ягодки, цветочки, стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета: чёрный, красный, золотой.

  1. Вот посуда для кашки – окрошки, чудо – блюдо, чашки да ложки.

Вся посуда хороша, так и радуется душа!

  1. Роспись Хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете, нет таких соцветий,

Всех чудесней наша Хохлома!

  1. Гости дорогие, подходите, поглядите,

Товары выбирайте, а понравится – разбирайте,

Для красы и для души!

Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши!

Гости подходят к детям, и дети дарят им свои работы. Взамен детям раздают конфеты (конфеты лежат на хохломском блюде).

 - Гости дорогие, довольны ли вы сувенирами? А  дети наши довольны?

- Отлично! Наш художественный салон закрывается. Всем спасибо! До свидания!

Звучит народная мелодия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»

Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...

Конспект занятия в подготовительной группе "Золотая Хохлома"

К занятию прилагается презентация. Детям занятие очень понравилось. Рекомендую провести со своими детьми....

Интегрированное занятие по теме "Знакомство с золотой хохломой" (средняя группа)

Вводное занятие,проводилось в понедельник - первый день тематической недели.Интеграция: познание и художественное творчество...

Конспект совместной деятельности по теме "Золотая хохлома"

Занятие предполагает интеграцию двух видов деятельности: речевой и художественно-изобразительной. Цель - ознакомление с русскими народными традициями и обрядами, декоративно-прикладной росписью - хох...

Интегрированное занятие "Золотая Хохлома"

Интегрированное занятие (ознакомление с окр.миром, изодеятельность),старшая группа....

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....