"Колючая сказка"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста (рисование штрихом).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolyuchaya_skazka.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию

«Колючая сказка»

(рисование штрихом)

                                                            Провела: воспитатель

д/с «Солнышко»

Горюнова Т. А.

РИСОВАНИЕ ШТРИХОМ

   Этот прием рисования называется «ЧИРКАТЬ» — карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нем видимый след, так называемый штрих. Штрих — это линия, черта, проведенная одним движением руки, короткая или длинная, тонкая или толстая и т.д. Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может быть тоновым, то есть черным или серым. Отвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя,  положительный или, наоборот, отрицательный, выразить свое личное отношение к нему.

Тема: «Колючая сказка»

 Цели занятия:

1.   Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов.

2.  Обучение ритмичному нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу.

3.  Показать выразительные возможности простого карандаша.

4.  Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов — «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.

Материал для занятия:

•   репродукция или фотоиллюстрация с изображением ежа;

•   альбомный лист;

•   простой карандаш ТМ;

•   маска ежика для игры.

Предварительная работа: чтение рассказов М. Пришвина «Еж», Е. Чарушина «Еж», И. Акимушкина «Жил-был ежик», И. Соколова-Микитова «Еж», рассматривание картины «Ежи» из серии «Дикие животные».

Ход занятия

 1. Организационная часть

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной;

 Иголок очень много,

А ниток — ни одной.

Дети. Это еж.

Педагог. Скажите, ребята, а по какому основному признаку вы догадались, что в загадке идет речь о ежике.

Дети. Только у ежика много иголок, он колючий.

Педагог. Верно. А как вы думаете, зачем ежику иголки?

Дети. Защищаться от врагов, переносить на иголках грибы, яблоки, ягоды.

Зачем ежику колючки?

Как-то в открытом поле застиг лису проливной дождь. Заметалась лисонька из стороны в сторону, вдруг видит: стоит у дороги кустик. Недолго думая, со всех ног бросилась к нему. Прибегает, а под кустом еж. От дождя спрятался.

-        Подвинься! - буркнула лиса и толкнула ежа в бок.
Толкнула и взвизгнула от боли.

-        Ай-ай-ай! Да когда же ты наконец пострижешь свои противные
колючки? Не пойму, что в них красивого...

Еж хмыкнул и тихо сказал:

  • А они не для красоты.
  • Вот именно, - подхватила лиса. - Тем более... не упрямься и постриги, не то, попомни мое слово, все друзья станут тебя другой дорогой обходить.
  • Друзья? - усмехнулся еж. - Вот это уж ты, лисонька, ошибаешься. Мои колючки не для друзей.

(В. Росин.)

Педагог. А помимо грибов, яблок и других лакомств, ежик переносит на своих иголках сухие листики, которыми он выстилает свою норку для зимней спячки.

«Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет еж и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно: копна копной!». (Д. Зуев.)

Педагог. А кто из вас хоть раз видел ежика? Как он выглядит?

Дети. Он округлый, чуть вытянутый, с заостренной мордочкой, с колючей спинкой.

Педагог. А что вы еще знаете про ежей? Где он живет, чем питается? Делает ли на зиму запасы? (Ответы детей.)

Педагог. Живет еж в лесу, днем спит, а ночью выходит на охоту: ловить жуков, моллюсков, разных червячков, лягушек, мышей, вступает в схватку даже со змеями. Еж не делает запасов на зиму, так как с наступлением холодов забирается в выстланную листьями норку и спит до весны. Семья ежей очень дружная. Ежи-родители заботятся о своем потомстве, прилежно обучают ежат всему тому, что умеют сами.

физкультминутка «Ежик топал по тропинке»

...Жили-были серый еж                      Хлопки в ладошки.

И его ежиха.

Серый еж был очень тих,         Потягивания - руки вверх с растопыренными пальчиками.

И ежиха тоже.                     Потягивания - руки в стороны.

И ребенок был у них -                     Приседание - плавное опускание рук вниз.

Очень тихий ежик.

Всей семьей идут гулять                 Ходьба на месте с размахиванием руками вдоль туловища.

Ночью вдоль дорожек,                   Ходьба бодрая.

Ночью вдоль дорожек   \

Еж-отец, ежиха-мать

И ребенок-ежик.                   Ходьба замедленная.

Вдоль глухих осенних троп        Ходьба на носочках.

Ходят тихо: топ-топ-топ.

                                                                                                         

                                                          С. Маршак

Педагог. Сегодня мы с вами нарисуем семью колючих ежей, которая гуляет по колючему лесу. А чтобы ежи могли защитить себя от врагов, у них должно быть достаточно иголок. Мы поможем иголкам «вырасти». Нарисуем на спинках ежей много-много штрихов. Штрих — это линия, которая может быть короткой и длинной, прямой и наклонной, в зависимости оттого, что мы рисуем.

Практическая часть

1.  Слева или справа в нижней части листа нарисовать контур туловища большого ежа-мамы: овальной формы с вытянутой заостренной мордочкой, с короткими овальными лапками.

2.   Нанести ряд коротких линий-штрихов с опорой на нижний край контура туловища. Изобразить второй ряд штрихов над первым, затем третий и т.д. Последний ряд штрихов выполняется с опорой на верхний край контура туловища.

3.  Легкими плотными штрихами без нажима на карандаш заштриховать мордочку ежа. Дорисовать маленькие кружочки-глаза, носик.

4.  Тем же способом нарисовать 2—3 ежат, следующих за мамой-ежихой, только меньшего размера.

5.   Пририсовать каждому члену семьи какой-нибудь груз на спине (листик, грибок, яблоко).

6.   Верхнюю часть композиции дополнить еловой веткой: длинная основная линия — ветка с боковыми, короткими ветвями, покрытыми иголками, — мелкими штрихами с двух сторон.

7.   В нижней части композиции выполнить ряд коротких штрихов — траву. Если трава занимает более широкое место, изобразить штрихи подлиннее или расположить траву в несколько рядов. Трава может быть «примятой» под лапками ежей — штрихи под наклоном.

! Способ штриховки — кропотливый труд, требующий усилий и усидчивости. В некоторых случаях, стараясь побыстрее закончить работу, дети начинают ускорять темп движения, от этого нарушаются ритм рисунка, направление штрихов, расстояние между штрихами, страдает качество выполнения композиции, поэтому рекомендуется включение в процесс рисования разминки для пальцев рук.

Физкультминутка

«Еж»                    

Вот свернулся еж в клубок,               Ладони соединить, округлить, пальцы                

                                                            соединить в замок.

Показал колючий бок.                      Поставить ладони под углом друг к другу,            

                                                         переплетенные пальцы распрямить - «еж»      

                                                        выставил свои «иголочки».

Повторить действия еще раз, снова прочитав стихотворение.

3. Итог занятия

Педагог. Ребята, у вас получилась настоящая колючая сказка, главные герои которой колючие и трудолюбивые ежики. Им не страшны ни враги, ни голод, так как многочисленные острые иголки, которые вы им нарисовали, помогут им в трудную минуту.

Ежи Ежовичи

Целый день Ежи Ежовичи  

Собирают фрукты-овощи.

Сливы, яблоки и груши На пеньках и кочках сушат.

Огурцы и помидоры

Осторожно носят в норы...

Значит, если есть еда,

Не страшны и холода.

                                                                           А. Каминчук

В конце занятия проводится подвижная игра «Сонный ежик». По считалке выбирается ежик, которого разбудили после зимы:

 

Ежик, ежик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встать в кружок и ну считать —

Нам водилку выбирать.

Ежику завязывают глаза. У игроков игрушка-пищалка, которую они передают друг другу, а ежик идет на звук, стараясь запятнать того, кто подает сигнал. Тот, кого ежик запятнает, становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в старшей группе тема:"Колючая сказка"

Использование разнообразных методов и приёмов в работе с детьми...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Колючая сказка», с применением нетрадиционной технике рисования (рисование штрихом) по технологии Г. Н. Давыдовой

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Колючая сказка», с применением нетрадиционной технике рисования (рисование штрихом) по технологии Г. Н. Давыдовой...

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе (штрихи) "Колючая сказка"

Цель: создание условий для изображения детьми ёжика при помощи нетрадиционной техники рисования штрихом, доставить детям радость.Образовательные задачи:- создать условия для ознакомления детей с нетра...

Конспект Организованной образовательной деятельности по художественному – эстетическому развитию «Колючая сказка».

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по художественному – эстетическому развитию«Колючая сказка».  ВоспитательИсаева М.В...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Колючая сказка"

Цели занятия: Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов.Обучение ритмичному нанесению шт...

Конспект занятия по рисованию "Колючая сказка"

Цели занятия: Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов.Обучение ритмичному нанесению шт...