«Есть одна планета сад…» Занятие кружка «Ступени к творчеству» с использованием нетрадиционной техники рисования «Граттаж» в подготовительной (логопедической) к школе группе
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

БуслаеваНИ

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buslaeva_n.i._konspekt.doc47.5 КБ
Файл prilozhenie_1_grattazh.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Буслаева Надежда Ивановна

учитель – логопед  МБДОУ № 40

высшая квалификационная категория

Республика Татарстан г. Нижнекамск

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Специальные обследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствует о наличии у них особенностей в состоянии двигательной сферы. Это недостаточная координация сложных движений, моторная неловкость. Следует иметь, что чем раньше начато развитие у дошкольников мелкой моторики, которая является составной частью коррекционно-педагогической работы, тем успешнее будет преодолено речевое нарушение. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между речевой и моторной деятельностью.

Для развития кисти, исходя из многолетнего опыта работы, целесообразно организовывать игры с мелкими игрушками, мозаикой, лепкой, занятия с мелким конструктором, выполнение поделок из бумаги, природного материала, изображение предметов, явлений природы, используя нетрадиционные техники рисования. Такие упражнения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени отведенного на выполнение задания.

В связи с этим был составлен перспективный план совместной деятельности педагога с детьми по развитию мелкой моторики и речи с использование нетрадиционных техник рисования и игр с различными материалами: игры с пластилином, бумагой, с семенами, зернами, бусами, орехами, которые способствуют развитию у детей:

- двигательной координации кистей и пальцев рук, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- специальных умений и навыков, подготавливающих руку ребенка к письму;

- точных, координированных действий пальцев, отрабатывают навыки захвата щепотью, двумя пальцами, совершенствуют согласованную деятельность кистей рук.

Использование стихов в проведении таких игр позволяет расширять активный словарь ребенка, знакомит его с названиями семян, растений, различных мелких предметов, проговаривание стихов развивает связную речь и грамматический строй. Выполнение упражнений способствует развитию внимания, мышления, наблюдательности и других познавательных процессов. Использование разнообразных предметов позволяет активизировать интерес ребенка к выполняемой деятельности.

Для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желание и интересы.

При проведении занятий мы используем различные методы и приемы: создание игровой ситуации, сюрпризные моменты, проговаривание последовательности работы, показ педагога, использование мультимедийной презентации с поэтапным изображением работы (Приложение 1), пальчиковые гимнастики и самомассажи, гимнастика для глаз, рассматривание картин, музыкальное сопровождение, оформление выставок, самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Весь полученный опыт и знания дети пытаются отразить в своих рисунках. Коллективное обсуждение своих рисунков формируют и закрепляют не только коммуникативные умения, но создается положительный фон для регуляции речевого поведения, развития монологической и диалогической речи.

Ежемесячно для родителей мы организуем выставки детских работ, в группе. Рисунки наших детей участвовали в городских, всероссийских конкурсах, где были отмечены дипломами Гран – при, дипломами лауреата, сертификатами.

«Есть одна планета сад…»

Занятие кружка «Ступени к творчеству» с использованием нетрадиционной техники рисования «Граттаж» в подготовительной (логопедической) к школе группе

Цель:

- продолжить знакомство с нетрадиционной техникой рисования «граттаж»;

- учить передавать в рисунке форму ракеты и планет, равномерно выполнять штриховку;

- развивать фантазию, воображение, умение использовать в своей работе палочку с заостренным концом;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудованием: проектор, интерактивная доска, мольберты, палочки с заостренным концом, тонированная бумага, запись музыкальной композиции группы «Спейс».

Предварительная работа: знакомство с техникой «граттаж», подготовка фона для рисования, беседа о солнечной системе.

Ход

Ӏ. Оргмомент

Пальчиковая гимнастика. «Космонавт»

В темном небе звезды светят

Космонавт летит в ракете

«Хлопки»

«Кулачки»

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит

«Колечки»

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря

«Лучики»

Видит он весь шар земной

«Кнопочки»

Шар земной – наш дом родной.

«Пальчики здороваются»

ӀӀ. Введение в тему-

1. Путешествие в космос.

- Ребята, вы хотите совершить путешествие в космическое пространство. Я знаю, вам будет очень трудно, но постараюсь вам помочь. Займите места в нашем импровизированном космическом корабле, пристегните ремни. Через несколько секунд взлетим. Во время полета обратите внимание на то, что вы встретите на своем пути, какие планеты, звезды, космические корабли, кометы и метеориты. Три, два, один – пуск.

Демонстрация видеоролика, музыкальное сопровождение группы «Спейс», голос за кадром:

- Мы с вами совершаем увлекательное путешествие в еще малоизвестный нам мир. Мы видим холодные звезды, яркое раскалённое солнце девять планет, среди которых…

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят

Птиц скликая перелетных

Лишь на ней одной увидишь.

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивленно

2. Беседа по теме.

- Вот и закончилось наше путешествие, что вы увидели на своем пути? (ответы детей)

- Какие по форме ракеты (планеты) вы видели?

- В своих работах мы попробуйте отобразить свои впечатления от путешествия.

 - Рисовать мы сегодня будем в технике «граттаж».

- Давайте вспомним, как мы с вами подготовили бумагу для рисования? ( Мы заранее нанесли цветной (желтый) фон акварелью и подсушили бумагу. Весь фон затерли свечой. Смешали черную (синюю) тушь и немного шампуня, тщательно перемешали. Затем покрасили этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов)

- Рисунок, на подготовленный нами лист, мы будем наносить палочками с заостренными концами.

- как вы думаете, почему мы не используем карандаш?

- Давайте покинем наш космический корабль и займем свои места у мольбертов

V. Гимнастика для глаз «Тренировка»

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Раз – налево, два – налево,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше

Убедитесь вы сейчас

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тыщу раз.

VӀ. Самостоятельная продуктивная деятельность детей. (Музыкальное сопровождение) - А теперь возьмем заостренную палочку и начнем выцарапывать рисунок, то, что вы увидели во время своего путешествия.

- Чем не гравюра?

VӀӀ. Анализ работ.

VӀӀӀ. Итог занятия.

Список литературы

1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: АСТ, 2000. – 48 с .

2. В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. - М.: Гном-Пресс, 2000. – 16 с.

3. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. // СПб., ДЕТСТВО-Пресс, 2008. – 64 с.

4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 48 с.

Приложение 1

Показ и объяснение последовательности выполнения работы педагогом с использованием интерактивной доски (показ слайдов в программе Power Point)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рисование в технике « граттаж » Учитель – логопед Буслаева Надежда Ивановна

Слайд 2

Для рисования необходимо:

Слайд 3

Натереть свечой лист бумаги

Слайд 4

Смешать тушь и немного шампуни

Слайд 5

Покрасить смесью парафиновый лист

Слайд 6

«Холст» готов

Слайд 8

Что можно встретить в космическом пространстве

Слайд 13

К О Н Е Ц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план занятий кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования "Маленькие волшебники" для детей второй младшей группы

Основная  цель  программы: Создать для ребенка первичный позитивный опыт познания данного предмета, ввести его в мир изобразительного искусства, обучить первичным навыкам отображения п...

Планирование занятий с использованием нетрадиционных техник рисования (старшая и подготовительная к школе группы)

 Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития сп...

Занятие по овладению нетрадиционной техники-рисования-граттаж в подготовительной группе ,,Белая берёза,,

Занятие по овладению нетрадиционной техники рисования-Граттаж в подготовительной группе ,,Белая берёза,, Задачи:Знакомство с одним из видов графики-граттаж.Повторение правил построения композиции.Выд...

Конспект занятия по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования и ИКТ в подготовительной группе: «Путешествие в космос».

Програмное содержание:Цель: Развивать воображение, фантазию, умение импровизировать.Задачи:Продолжать осваивать технику "граттаж"; закреплять умение использовать художественные средства выразител...

Творческая мастерская в старшей группе "Космическое путешествие" с использованием нетрадиционной техники рисования – граттаж, фроттаж и рисование трафаретами.

Уточнить представления детей о космосе и космических объектах, - вызвать интерес к теме, желание узнать новое о Космосе. Познакомить с новыми техниками рисования - «граттаж», фроттаж, рисо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изо деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми подготовительной логопедической группой на тему: «Розы для мамы».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изо деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми подготовительной логопедической группой на тему: «Розы для ма...