Организованная образовательная деятельность
план-конспект занятия по рисованию на тему

Художественно-эстетическое воспитание. Роспись дымковской игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_dymkovskaya_igrushka.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Формировать умение выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

Воспитывать любовь к народному искусству.

(Зал оформлен как русская горница)

Воспитатель (в народном костюме): Милости прошу, гости дорогие, себя покажите, посмотрите мою горницу, у меня здесь много необычного. Все создано с любовью народными умельцами. ( Дети подходят к дымковским игрушкам.)Захотелось мне сегодня рассказать вам, ребята, удивительную историю.

Посмотри сюда, дружок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом.

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали и село большое

«Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо - сказки,

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки.

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор

Отвести не в силах взор.

И пошла о дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду,

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз

О древней дымковской игрушке

Поведем сейчас рассказ.

Воспитатель: На низком берегу реки Вятки расположилась старинная слобода под названием Дымково. Здесь русские мастерицы длинными, зимними вечерами лепили разнообразные игрушки: коней, оленей, птиц, индюков, барышень. Посмотрите, над каждой избой поднимается голубой дымок над трубой. Оттого, наверное, и назвали деревню Дымково, а игрушки – дымковскими. Зимой, когда там топят печки, а летом когда туман село стоит как будто в дымке. Поэтому игрушку назвали дымковской. Вот, там в старину и зародилась эта игрушка. Из чего же мастера делали дымковскую игрушку?

Дети: Делали эту игрушку из глины.

Воспитатель: Сначала игрушку лепили, потом подсушивали, обжигали в печи, покрывали белой краской и расписывали. Посмотрите , какие элементы росписи использовали мастера для игрушки?

Дети: круги, полоски, точки, сетка, кольцо.

Воспитатель: Какие цвета используют мастерицы для росписи игрушки?

Дети: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый.

Воспитатель: Яркие, нарядные, веселые, праздничные получились игрушки. А знаете ли вы стихи про дымковские игрушки.

Чтение стихов:

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А ну назовите меня ( дымковская игрушка).

1.Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

2.Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите – пышный хвост

Он у него совсем не прост!

Точно солнечный цветок,

И высокий гребешок.

3.Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

От барыни и водоноски.

Выходит Хозяйка из деревни Дымково.

Хозяюшка:  Видно вы из далека - а…

Ну, так это ж не беда!

 Позову – ка, я ребят на посиделки!

Будут песни, будут пляски и народная игра

Эй, подруженьки – подружки, веселушки , хохотушки,

Приходите навестить и из глины полепить.

 

1-я девочка:

Эх, чай, чай, чай, ты Хозяюшка встречай.

2- девочка

 Ты, Хозяюшка встречай,

У себя нас привечай!

3-я девочка!

У Хозяюшки пройдёт вечерок наш,

Какую, хозяюшка, нам работу дашь?

 

Хозяюшка:

Одним – лепить, другим – расписывать, третьим – играть.

А четвертым – песни напевать!

 

Раздается стук в дверь.

Хозяюшка:

Проходи, честной народ, не пыли дорожка!

Добры – молодцы идут, погулять немножко!

 1-ый молодец:

Обойди хоть всю планету, лучше русской пляски нету»!

2-й молодец:

Балалайка и гармонь, разжигают в нас огонь!

3-й молодец:

Раздайся народ, меня пляска берет!

Пойду, попляшу, на людей погляжу!

 Звучит задорная мелодия. Танец «Барыня»

Хозяюшка:

Танцевать вы мастера, за дело браться нам пора.

 

Пока игрушку будем обжигать, выходите в народную игру «Горелки»

поиграть!

 

 Хозяюшка:

Сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу.

  А теперь частушки

   Споём мы для души!

Частушки

1.      Наши руки крендельком

Щёки словно яблоки

      С нами издавна знаком

      Весь народ на Ярмарке!

 

2.   Дымковские Барыни,

Всех на свете краше,

А гусары – баловни

Кавалеры наши!!

 

3.   С лентами да бантами,

Мы гуляем с франтами,

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

 

4.   Мы игрушки знатные,

Складные, да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся.

 Хозяюшка:

Сегодня мы с вами превратимся в дымковских мастеров и украсим наших красавиц.  Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону, мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Мастера украшали дымковских кукол при помощи красок.

- Как вы думаете с помощью, каких элементов мы можем украсить наших красавиц.

(Геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки).

Ярмарка открывается!!!

(звучит русская народная музыка)

- Какая же ярмарка без карусели, карусели не простые, а для наших мастеров.

(Дети встают в круг и выполняют движения).

Ели-ели, ели-ели

Закружились карусели

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не бегите

Карусель остановите,

Раз, два - раз, два

Вот и кончилась игра.

Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, инд.раб.)

Выставка детских работ.

- А теперь мастера полюбуемся на ваши работы.

 Итог: Вот игрушки так игрушки!

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди, мастера!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной деятельности «Познание» «Если ты заболел».

Конспекторганизованной образовательной деятельностив первой младшей группепо образовательной деятельности «Познание»«Если ты заболел»....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (раздел театрализованная деятельность) Тема: «День рождения медвежонка Маши» средняя группа

Конспектнепосредственно организованнойобразовательной деятельностипо освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»(раздел театрализованная деятельность)Тема: «День рожд...