Конспект "Русская матрёшка"
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Щербакова Наталья Николаевна

Конспект занятия по декоративному рисованию средняя группа 

Тема: "Русская матрёшка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по декоративному рисованию средняя группа

          Тема: «Русская матрёшка»

        Автор: Щербакова Н.Н.

Цель: Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством.

Программные задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой;
  2. Учить составлять узор из отдельных элементов;
  3. Упражнять в рисовании узора всем ворсом кисти и её концом, а также ватной палочкой;
  4. Развивать чувство цвета, ритма в узоре.

Оборудование и материалы: силуэты матрёшек из альбомного листа, гуашь, кисти №1-3,ватная палочка,  стакан с водой, салфетка, подставка под кисти, таблица узоров для росписи матрёшек, иллюстрации и игрушки – матрёшки, заготовки матрёшек для росписи у доски, пробники, образцы сделанные педагогом, русская народная музыка, сундучок.

 

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Дети входят в комнату под русскую народную музыку. Их встречает Сказительница в русском народном костюме и приглашает пройти на

стульчики (они стоят полукругом перед столом, на котором стоит сундучок).

Сказительница: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете кто я? Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество. Только сегодня я хочу вам не сказки рассказывать, а показать маленькое чудо.

Вот сундучок расписной. Что в нём? А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой чёрных смородинок – глаз.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская…

Дети: матрёшка

Сказительница: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрёшки. Вот ещё, какая загадка про матрёшек есть, послушайте:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Сказительница: (рассказ сопровождается показом иллюстраций и игрушек – матрёшек)

         Кажется, что матрёшка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но одна из них это то, что её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрёшка – присмотритесь, даже её форма в чём-то напоминает яйцо. Почему игрушку назвали матрёшкой, точно неизвестно. Может быть, потому, что имя Матрёна было наиболее распространённым на Руси.

        На Руси в давние времена у людей в разных местностях были свои

особенности костюма. Поэтому есть такие названия матрёшкам в зависимости от той местности, откуда она родом: Загорские, Семёновские, и т.д. Все эти матрёшки отличаются друг от друга и имеют свои особенности. Сегодня матрёшку знают во всём мире. Дарят её на память о нашей стране,  она стала традиционным русским сувениром.

          Для того чтобы матрёшки получились красивыми, сначала их вытачивают на станке, затем грунтуют, расписывают и после этого покрывают несколько раз лаком. Каждая игрушка хороша по-своему: одна – весёлая, другая задумчивая, третья – озорная. Всё зависит от художника, который старается выполнить неповторимый образ для своей любимицы.

Сказительница: Как вы считаете, почему матрёшка – это русская игрушка?

(Педагог обобщает ответы детей.)

Сказительница: Матрёшка отражает образ русской женщины. Она одета в русский костюм. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки.

Раньше русские женщины носили очень длинные кофты, их называли рубахами. Они были под горло и с длинными рукавами, одного цвета. Поверх рубах носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрёшки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами. Иногда у матрёшки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами. 

2. Основная часть.      

Сказительница: Я сегодня предлагаю вам стать мастерами по росписи матрёшек. Проходите в мастерскую за столы. И первое, что вы должны сейчас решить и начать расписывать это: какого цвета у вас будет платок, лямки и низ сарафана (если окантовка и лямки сарафана красные, то и платок тоже красный)                

         (Педагог показывает заготовки матрёшек, у которых разного цвета платки с лямками  2-3 варианта.)

Дети закрашивают платок, лямки и окантовку сарафана.

Физкультминутка.

Сказительница: А пока наша краска подсыхает, мы с вами поиграем. На Руси издавна умели не только работать, но и веселиться. А какое же веселье без игры! вот и давайте сейчас поиграем в русскую народную игру «Заря».

Проводится игра «Заря» (3-4 минуты)

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ленту.

     Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые – за водой пошла!

     С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих,  который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарёй. Игра повторяется.

         Педагог показывает таблицу узоров для росписи матрёшек.

Сказительница: А вот и набор узоров,  которые использовали мастера при росписи. Они немного отличались друг от друга в зависимости от той местности, откуда пришла матрёшка. Со многими из них вы уже знакомы. Давайте вспомним, как правильно их рисовать кисточкой и ватной палочкой.

         К доске вызываются 2-3 ребёнка для показа некоторых элементов всей кистью и концом кисти, ватной палочкой (цветы, ягодки, стебельки) сначала на пробниках, а потом на заготовках.

         Со всеми детьми вспомнить движение руки при рисовании цветка в «воздухе» (повороты кисти руки).

Сказительница: Узор располагается в центре сарафана (или фартука), а на рубахе украшение по вороту и по краю рукава.

(Показ образцов с разными вариантами использования узоров).  

Дети приступают к росписи своих матрёшек. Во время их работы тихо звучит русская народная музыка. Педагог подходит и подсказывает, подводит детей к тому: как лучше сделать, какие цвета более сочетаются, что ещё можно добавить.

3. Итог занятия.

После окончания работы все матрёшки вывешиваются на ширму. И дети вместе со Сказительницей рассматривают их и выбирают: самую весёлую, яркую, с интересным рисунком на сарафане, самую грустную и т.д.

Сказительница: Ну что ж, за такую замечательную работу положена награда. Вот я вам приготовила медаль, на которой написано «Мастер». Вы её заслужили, потому что поработали на славу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»

Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...

ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ

вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

ООД. ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ

вызвать интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....

СТРОИМ ДОМИК ДЛЯ МАТРЁШКИ. СКЛАДЫВАНИЕ МАТРЁШКИ ИЗ ТРЁХ ЭЛЕМЕНТОВ

учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3–4 слов; обогащать и активизировать словарь ...

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста на тему «Раз матрёшка, два матрёшка»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное ра...

Конструкт (НОД) Тема: «ИГРА С МАТРЁШКАМИ. МАТРЁШКИ ТАНЦУЮТ»

Конструкт НОД по ФЭМП  на тему " Игра  с матрешками. Матрешки танцуют". Цель": формировать умение собирать матрешку из трех предметов....

Организация ННОД детей в младшей группе по теме "Игра с матрёшками. Матрёшки танцуют."

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие...