Мастер класс для педагогов "Развитие творческого потенциала средствами изобразительной деятельности"
методическая разработка по рисованию на тему

Лукьянова Елена Дмитриевна

Познакомить педагогов с практическими наработками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lukyanova_e.d_master_-_klass_po_izo.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Солнышко» городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»

Выступление на ММО педагогических работников дошкольных образовательных учреждений

 Мастер - класс

«Развитие творческого потенциала средствами изобразительной деятельности»

Подготовила и провела:

воспитатель Лукьянова Е.Д.

2017г.

Актуальность темы.

Ребенок наделен великими возможностями. И если мы действительно стремимся к преображению общества, целью обучения должно стать развитие творческих  способностей.

М. Монтессори

Что дает человеку творчество? Прежде всего, это – сила, позволяющая человеку максимально проявить себя и реализовать заложенные в него природой задатки и способности. Благодаря творческому мышлению каждый способен не только реализовывать и воплощать на практике уже усвоенные им знания, но и придумывать новые, оригинальные способы решения задач, виды действий. Почему развитие творческого потенциала детей младшего дошкольного возраста играет настолько важную роль?

Несмотря на то, что большинство процессов психики развиваются по мере взросления ребенка, выходя на новый уровень с каждым этапом, развитие творческих способностей подчиняется иным закономерностям. И, дойдя до пика своего развития к 5-6 годам, они начинают падать. И, если по результатам данных диагностических методик, дошкольники дают до 90% оригинальных ответов, к 10 годам этот показатель падает до 20%. Взрослые дают, как правило, не более 2%. Творческие задатки имеются у каждого человека уже при рождении и при должном внимании они получают развитие для последующего перехода на уровень способностей и даже таланта. Творческие способности детей в раннем возрасте находят отражение в фантазиях, небылицах, рисунках. Именно в этом возрасте детская психика наиболее восприимчива к развивающим занятиям, чувствительна к методикам раннего развития.

Поэтому Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из основных условий для успешной реализации программы выделяет построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка на развитие индивидуальности, инициативы и творчества ребенка.  Это требует изменения форм организации образовательного процесса, перехода от классно-урочной системы к непринужденной партнерской деятельности вместе с детьми. Воспитатель- партнер работает рядом с детьми, являясь образцом и помощником в общем деле. Он ничего не навязывает детям, а лишь предлагает идею общего дела. Что конкретно сделать и из какого материала, каждый ребенок решает самостоятельно.

А как же обстоит дело с обучением детей, нужны ли умения и навыки для реализации инициативы ребенка, как одного из основных требований образовательного стандарта? Или его творческий потенциал разовьется сам по себе? Знание свойств материалов и умение владеть орудием, не является самоцелью, но является необходимой ступенью для развития личности  ребенка. Малыши никогда не смогут выполнить привлекательное и интересное для них дело – если взрослый не покажет им необходимые приемы рисования.. Навык и инициатива две части одного целого, позволяющие ребенку добиться результата и ощутить себя создателем.Творческий потенциал у ребенка невозможно развивать в случае, если он сам не будет иметь практического опыта творческой деятельности. Поэтому, чем больше видов изобразительного искусства ему будут доступны, тем эффективнее он будет развивать и совершенствовать свои навыки.

Самым популярным и, пожалуй, самым доступным для ребенка видом изобразительного искусства всегда считалось рисование. Начинать лучше всего с разучивания базовых цветов и рисования элементарных геометрических фигур. Желательно, чтобы в его распоряжении были различные художественные материалы: карандаши, фломастеры, краски и т.д. Важно поощрять ребенка за каждый его успех, обсуждать с ним его рисунки – даже если на первый взгляд на них не изображено ничего конкретного. Со временем ребенка можно познакомить с различными свойствами красок; их способностью смешивать и создавать новые цвета. А также переходить от чистых цветов к различным оттенкам и полутонам.

Еще одним из эффективных путей развития творческого потенциала дошкольников является – нетрадиционное рисование. Помимо того, что эта техника вырабатывает у ребенка нестандартное восприятие действительности, но и в немалой степени способствует развитию и совершенствованию процессов воображения, памяти и т.д.

Нетрадиционная живопись сама по себе ценна тем, что ребенок приобретает новые знания о предметах и способах их использования, позволяет действовать с ними, используя новые свойства. Невозможность копировать образец, предусматриваемый традиционной живописью, придает еще больший творческий импульс. А также вырабатывает такие качества, как самостоятельность, инициативу, развитие индивидуальности. Фундаментальной ценностью нетрадиционной живописи является не получившийся в итоге рисунок, а свободная, творчески развитая личность, готовая к самореализации и самоидентификации.

Для нетрадиционного рисования можно использовать абсолютно любые материалы и поверхности: это может быть зубная паста, пластилин, глина и т.д. Инструментом рисования также может быть все, что угодно: самодельные штампы, палочки, губки. Немало положительных эмоций ребенку доставит также возможность порисовать руками (для этих целей выпускаются даже специальные пальчиковые краски).

Еще одним, очень любимым детьми видом изобразительного искусства является лепка. Использовать для лепки можно мягкий пластилин, или полимерную глину,  которые позволяют ребенку развивать в себе фантазию, творческие навыки.  И аппликация также помогает ребенку раскрыть свой творческий потенциал.

Свободное, без принуждения, привлечение детей к любой ценностной деятельности, во многом зависит от того на сколько привлекательным будет то, что предлагает им взрослый.  Интересное задание всегда увлекает воспитанников.  Нужно заинтересовать детей и для этого следует сделать изобразительную деятельность более осмысленной. Педагог должен обратиться к культурно-смысловым контекстам созидательного труда, понятным ребенку: подарок близкому человеку, экспонат для картинной галереи, лакомство для угощения любимой игрушки, предмет для игры, украшение группы и многое другое.

Кто в детстве не мечтает о забавном милом котёнке? С его появлением жизнь меняется, становится интересной и весёлой.И поэтому котята помогут и мне сегодня. Я хочу предложить вам воспользоваться моим опытом работы в данном направлении с детьми средней группы.

Тема: «Котята»

Цель: знакомство с практическими наработками и расширение знаний педагогов в вопросах развития творческого потенциала средствами изобразительной деятельности.

Задачи:

- передача педагогам  своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм работы по изобразительной деятельности.

- совместная деятельность в отработке методических приемов для решения поставленной цели.

- популяризация своей практической деятельности по использованию инновационных идей.

- получение реального продукта деятельности.

Оборудование:

- листы бумаги с нарисованным контуром котёнка;

- гуашь;
- жёсткая кисточка;
- подставка;
- влажная салфетка;
- доски для рисования;
- ватные палочки, спички.

Ход мастер-класса.

Организационный момент

Для проведения мастер – класса мне понадобится помощь 4 человек (выходят).

Задачи:

- совершенствовать рисование жёсткой кистью;

- развивать творческие способности детей, фантазию, эстетичность;

- развивать способность передавать особенности изображаемого предмета;

- самостоятельно подбирать нужный цвет;

- воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

У детей на столах лежат листики бумаги с нарисованным контуром котёнка.

Мотивация.

- Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно:

Пушистый комочек по дому гуляет

И страх на серых мышей нагоняет (котёнок).

- Правильно, это котёнок.(Воспитатель показывает картину, где нарисованы котята)

- А почему вы догадались, что этот пушистый комочек - котенок? (ответы детей)

- Мышки все серые?- А какая шубка у котёнка? (Мягкая, пушистая, тёплая, рыжая, серая, белая, чёрная.)

- У кого из вас есть котята, кошечки, котики? (Ответы детей). А у ваших друзей, знакомых… А какого цвета твой котенок? А твой?

Совместная деятельность.

- А у меня дома живет рыжий котенок, его так и зовут - Рыжик. Смотрите,  я нарисовала его. Какого цвета он получился? (ответы детей) У моего котенка пушистая шерстка.

- Как можно нарисовать пушистую шёрстку? (ответы детей)

- Я хочу своему котенку нарисовать друга. Сейчас я вам покажу, как можно нарисовать шубку котёнку.

- Я набираю немного краски коричневого цвета на сухую жёсткую кисточку и, держа кисть вертикально, делаю сверху тычки, как будто кисточка стучит каблучком. Тычки наношу сначала по контуру потом и внутри рисунка.Мой котенок стал очень похож на Барсика, который живет у моих знакомых. Я его так и назову.

- Но у Барсика есть белое пятнышко. Как же мне его нарисовать?

- Правильно, я нарисую пятнышко белой краской, тем более что коричневая краска уже немного подсохла

- Ребята, а что еще надо будет нарисовать кошке?
- Кошке надо нарисовать глаза, нос и усы.

как и чем мы нарисуем глаза, нос и усы кошке.

Ватной палочкой мы нарисуем кошке глаза и нос, а спичкой усы.

- А вы хотите нарисовать своих котят? (ответы детей)

Если у ребенка нет котенка, предложить нарисовать ему такого котенка о котором он мечтает. Если он не решатся начать, можно предложить ему посмотреть рисунки друзей.

Самостоятельная деятельность.

- На столе лежат листы бумаги с нарисованным контуром котят, я предлагаю вам взять любой лист, и нарисовать котенку- шёрстку

-Какого цвета будет твой котенок? Какую краску ты возьмешь? А кисточка будет мягкой или жесткой? Почему?

- Как надо правильно держать кисточку, чтобы рисовать тычком?
- С чего ты начнёшь раскрашивать?
- Чем ты будешь рисовать глаза и нос коту?
- Что ты будешь рисовать спичкой?
- Ты придумала кличку своему котенку?

Работа детей. Индивидуальная помощь

Посмотрите на рисунки. Каждый котёнок очень красив и мил по-своему.Расскажите, какие у вас получились коты, какие клички вы им придумали?
- Мой кот черный, его зовут …
- Моего кота зовут …, он ласковый.
- Моя кошка Муська любит бегать и прыгать.
- Я нарисовал кота Ваську, у него пушистая шерсть.

Рефлексия.

- Что мы сегодня с вами делали?

- Кого рисовали?

- Вам понравилось рисовать котёнка таким способом?

Молодцы ребята! Мне очень понравилась наша с вами проделанная работа.


Заключение.

Развитие творческих способностей и творческого мышления у детей младшего дошкольного возраста – безусловно, нелегкая задача. Но, подойдя к вопросу с искренним желанием раскрыть в ребенке его таланты, любой педагог непременно добьётся успеха.
Спасибо всем Вам, коллеги, за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Ознакомление с народными традициями через изобразительную деятельность (тестопластику)»

Повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах приобщение к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность (тестопластику)...

«Формирование экологической культуры и развитие творческого воображения средствами изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста

 «Формирование экологической культуры и развитие творческого   воображения средствами изобразительной  деятельности у детей дошкольного возраста...

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельности.

Данная статья посвящена аспектам развития творческого потенциала личности ребёнка....

"Развитие творческого потенциала средствами изобразительной деятельности"

Полноценное развитие личности немыслимо без такого вида деятельности как изобразительная, и в частности рисование....

МАСТЕР-КЛАСС С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (БУМАГОПЛАСТИКА) «СНЕГОВИК»

Ознакомление родителей с нетрадиционной техникой изобразительной деятельности - бумагопластикой....

КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ АППЛИКАЦИИ ВАТОЙ) «ПТИЧКИ ЗИМОЙ»

Материал по развитию творческих способностей детей (с участием родителей), через  использование нетрадиционной техники рисования....