программа по дополнительному образованию
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему

Красюкова Марина Александровна

Программа по дополнительному образованию "В мире прекрасного" (пластелинография)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД"ТЕРЕМОК"


Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол №1

от "27" сентября 2017г.    

Утверждаю

Заведующий МБДОУ ЦРР - д/ с "Теремок"

__________________Е.Н. Лебедь

Приказ №92 от 29.09.2017г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дополнительному образованию

Студия «В мире прекрасного»

«Художественно-изобразительное развитие детей старшего дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционных техник»

разработана с учётом Основной образовательной программы

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок»

срок реализации программы 2017-2018г.

                    Разработчик

Воспитатель Красюкова Марина Александровна

г. Северобайкальск

2017г.

Содержание

№ страницы

1

Актуальность

2

2

Цели и задачи

3

3

Пояснительная записка

3

4

Механизм выполнения

8

5

Ожидаемые результаты

9

6

Календарный план

10

7

Заключение

16

8

Педагогическая диагностика

17

9

Примерные занятия

20

10

Список литературы

31

 

         Студия «Вмире прекрасного» »  художественно-эстетического развития -   МБДОУ  «Центр развития ребенка-детский сад «Теремок»  обеспечивает воспитание личности каждого ребенка с целью раннего выявления и развития творческих способностей детей 5-7 лет .Программа разработана на основе  основной образовательной  программы Муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения  Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок» (далее - Программа) является программным документом, регламентирующим образовательный процесс, обосновывающим выбор цели, содержания, технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса, режима работы в МБДОУ ЦРР - д\с «Теремок». Программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.В. Вераксы, Комаровой Т.С., Васильевой М.А., Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 и обеспечивает  развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных и индивидуальных, психологических и физиологических особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

Нормативно – правовое обеспечение Программы:

Конвенция о правах ребёнка

Декларация прав ребёнка

Гражданский кодекс

Трудовой кодекс

Семейный кодекс

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. (Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы»)

План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р) I. Изменения в дошкольном образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ № 706 от 15.08.2013г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»

Постановление Правительства РФ от 10.07.2013г. № 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации"

Постановление главного государственного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Актуальность

             Стремительный бег времени заставляет пересмотреть подход к образованию. Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек,такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. У детей закрепляется представление о том, что каждый человек может создавать прекрасное и этим доставлять большую радость людям. Через ознакомление с изобразительным искусством дети подводятся к пониманию того, что изобразительное творчество – это не просто изображение какого-нибуть предмета, человека или явления,а передача отношения к нему оценка его положительного или отрицательного характера. Особое внимание направлено на взаимосвязь эстетического и художественного восприятия с собственной деятельностью детей. Учитывая такую осбенностьискусства,как тяготение различных его видов к взаимосвязи, данная програма базируется на принципах интеграции в подаче материала, превышающая государственные стандарты.Использование разнообразной художественно-творческой деятельности взрослого и ребенка в образовательном процессе стали основным правилом в построении системы дополнительных занятий с детьми.

За время работы с детьми я поняла, что существует  проблема – очень слабое развитие мелкой моторики рук. Современные дети большую часть свободного времени  проводят за компьютором  и у телеэкрана поэтому неко-торыеиз них неправильно держат карандаш или кисть в руке,  она у них очень слобо развита.  Чтобы решить эту проб-лему ярешила проводить с ними занятия в нетрадиционной технике- рисование пластилином,живопись на камне. По моему мнению эти техники способствуют укреплению мелкой моторики рук через подушечки пальцев( масируют их), тем самым делают их сильнее, и это очень важно ведь мы педагоги дошкольного образования подготавливаем детей к школе (подготовка руки к письму).

Цели и задачи

   Студия  «Вмире прекрасного»  МБДОУ  «Центр развития ребенка-детский сад «Теремок» художественно-эстетического развития обеспечивает воспитание личности каждого ребенка с целью раннего выявления и развития творческих способностей детей 5-7 лет .

Цель программы: Создание условий  развития эстетического, неравнодушного отношения ребенка к миру, его творческой    самореализации.

Основными задачами являются:

   -  сохранить, укрепить физическое, психическое и эстетическое здоровье через нетрадиционные методы и       формы (техники) изобразительной деятельности;

   -  обеспечить  художественно-эстетическое познавательное, речевое развитияедетей путем знакомства с бурятскими национальными произведениями искусства (через знакомство с природой Сибири, озером Байкал, животными, растениями родного края);  

  -    укрепить  взаимодействие детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей.

   -   воспитание и развитие детей  с учетом ярко выраженных индивидуальных особенностей;

   -   воспитание творческой, яркой, эмоционально окрашенной  инициативной личности, способной не только понимать прекрасное, но и самому создавать элементарные художественные ценности.

Пояснительная записка

     Группа художественно-изобразительного развития детей комплектуется детьми в возрасте от 5 до 7 лет на основании заявления родителей и родительского договора, согласно Устава учереждения, с сентября по май.

Начиная со старшей группы ведется по два занятия в неделю во вторую половину дня по 25-30 мин соответственно возраста. В системе интегрированных занятий проводятся: игра-занятие, игра-сказка, игра-путешествие и др. Для  осуществления воспитательно-образовательного процесса разработан перспективный план занятий по изобразительной деятельности( прилагается), который составлен с учетом санитарно-гигиенических требований к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста.При проведении занятий используются новые методики: Венгер А.А., Дьяченко О.М. «Одаренный ребенок»; Копцева Т.А. «Природа и художник»,Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд»; Страунинг А.М. «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности»; ТРИЗ; Марина Левина «365 веселых уроков труда»; Цамуталина Е.Е. «100 поделок из бумаги»; Панова Е.А.,Кожохина С.К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче».Г.Н. Давыдова «Пластилинография». Структурной особенностью программы является тематическое планирование занятий.

Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства –пластилинография.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «поластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнения замысла,  Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображениемболее или менее выпуклых, полуоъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Важное значение приобретает цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваиваю приём «вливания одного цвета в другой».

        На решение поставленных задач используются педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно-творческой деятельности, художественно-эстетическая предметная среда. На всем этапе работы с детьми идет знакомство с элементами новых техник, определениями, новым материалом. Первая группа методов ориентированна на то, чтобы ребенок усвоил эстетические ценности изобразительной деятельности, способы проявления разнообразных эстетических эмоций (удивление, восторг, восхищение, радость, сопереживание и т. п.)

         На втором этапе на первый план выходит необходимость передачи и приумножения опыта творческой деятельности дошкольников. Педагог способствует самореализации личности ребенка в различных видах художественного творчества, стимурирует в детях стремление использовать новые средства художественного выражения (цвет, линия, объем, работа с гуашью, рисование пластилином, живопись на камне) для осуществления своего замысла, быть оригинальным в выборе сюжета, проявлять инициативу

самостоятельность.

              Полученные ребенком знания , умения и навыки являются не целью, а средством приобщения его к мировой культуре и собственному художественному творчеству. Используя перечисленные методы, осуществляется органическое воздействие на зрительные, слуховые, тактильные органы восприятия, что обеспечивает более глубокое погружение ребенка в мир цвета, звука, слова и осознание мира культуры.

              Программа предполагает использование интегрированных занятий бесед, развлечений,праздников, выставок. Данная  работа может быть плодотворной лишь при полном контакте педагога с детьми, их родителями, воспитателями.

             .Реализация программы обусловлена диагностикой- 1 раз в полугодие (вводная,промежуточная, итоговая), выявляющей уровни эстетического отношения к миру:

-   степень эмоционально-эстетического отношения к окружающей действительности;

-   степень эмоционально-эстетического отношения к искусству;

-   самостоятельность в творческих действиях и проявлениях;

-   уровни познавательно-эстетического развития дошкольников.

Этапы работы

1.Вводное занятие.

2. Выполнение подготовительных упражнений.

3. Работа с фоном.

4. Работа с фрагментами основного изображения.

5. Работа с накладными деталями.

6. Оформление рамки. Лакирование.

      В зависимости от способностей детей любому этапу нужно посвятить столько времени, сколько потребуется для успешной и психологически комфортной творческой работы. Формирование творческой личности – процесс тонкий, можно сказать, даже ювилирный, он требует индивидуального подхода, и педагогу порой бывает необходимо проявить все свое мастерство и опыт, чтобы создать для детей комфортную творческую среду и атмосферу психологического успеха, решить поставленные задачи и при этом суметь уложиться во временные рамки занятия.

Знакомство с работами из пластилина.

      К занятию подготавливается выставка работ из пластилина. Выставка состоит преимущественно из детских работ, выполненных различными способами: это объёмные фигурки из пластилина, натюрморты с изображением одного предмета на цветном фоне, сюжетные пластилиновые картины.

      Занятие необходимо начать с рассматривания этой экспозиции. Скорее всего у детей уже есть опыт работы с пластилином, поэтому особое внимание надо уделить  сюжетным картинам  и натюрмортам и обьяснить, что это новый способ работы со знакомым материалом. Также на протяжении всего цикла занятий начиная с первого , необходимо обращать особое внимание ребят на красоту, колорит и качество исполнения творческих работ.

      Рассказать и показать детям , как сделать пластилин податливым, разминая его руками. Рассказать и по возможности показать , что у  батареи отопления пластилин нагреется и станет очень мягким, а в холодильнике – замерзнет и станет твердым как камень.

Подготовка картона.

      Данную работу выплняют педагог и ребенок. С начала необходимо вырезать нужного размера картон(это делает только взрослый), затем дети тонирую его в нужный цвет(цвет неба, воды, земли, песка).Когда краска высохнет картон покрывают лаком(это также делает взрослый).

Знакомство с основными цветами и законами соединения цвета.

       На занятиях  по изобразительной деятельности дети должны быть знакомы с системой цветов и с последовательностью  их расположения в спектре. Дети очень любят рисовать радугу и любят смешивать краски. Нужно обратить внимание детей на то, что знания по части смешивания красок, полученные ими на занятиях по рисованию, очень пригодятся и с пластилином.

Дети должны располагать следующими знаниями о цвете.

Теплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый.

Промежуточный цвет: зеленый.

Холодные цвета: голубой, синий, фиолетовый

      Порядок расположения цветов в радуге легко запомнить с помощью следующей фразы: «Каждый охотник желает знать ,где сидит фазан», где первая буква каждого слова обозначает начальную букву названия цвета.

Основные цвета: красный, желтый, синий. Они называются так потому, что их нельзя получить, смешав другие краски, но зато с их помощью мы сможем получить составные цвета.

Составные цвета: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Для того чтобы их получить, нужно смешать определенные основные цвета.

Красный + желтый= оранжевый;

Желтый+ синий= зеленый;

Синий +красный= фиолетовый.

    Существует понятие контрасных цветов – это такие два цвета, которые резко отличаются друг от друга. Например: чёрный и белый, красный и белый, черный и красный, синий и желтый и т. п.

     Рассказать детям каких цветов бывает пластилин, и обьяснить, что в этой работе он будет выполнять роль краски.

Инструментом для раскрашивания картины будут пальчики, их нужно будет тренировать, и от этого они станут ловкими и умелыми.

Детей необходимо ознакомить со следующими правилами работы с пластилином.

Перед началом работы рабочую поверхность стола накрыть полителеновой пленкой и дощечкой из ленолиума.

Обязательно надеть нарукавники.

Во время работы внимательно следить за тем, чтобы пластилин не падал на пол, не брать пластилин в рот.

В ходе работы грязные руки оттирать от прилипшего пластилина с помощью хлопчатобумажной тряпочки и бумажной салфетки.

Стеки содержать в чистоте на протяжении всей работы.

На рабочем месте и в коробке с пластилином поддерживать чистоту и порядок, нигде не должно быть размазанного пластилина.

После работы сдать педагогу чистые стеки, оттереть от пластилина рабочую поверхность дощечки.

После работы вымыть руки с мылом.

Работа с цветом в пластилине

      Работе с цветом много времени обычно уделяют на занятиях при работе с красками. Работа  цветом в пластилинографии – явление для детей новое. Этому моменту надо посвятить достаточно времени в начале и постоянно уделять внимание в процессе работы.

      Новый цвет можно получить,  разных цветов. Принцип смешивания цвета в пластилине такой же как в красках, с ним мы уже познакомились.Следует объяснить детям, что для составления пластилина нужного цвета нельзя брать большие его куски, так как пластилин нужно разминать и  премешивать в руках и для неокрепших детских пальчиков это поначалу бывает трудно. После этого можно учить детей смешивать пластилин для достижения нужного цвета.               Пусть дети смешивают цвета, это полезное действие для развития цветоразличения и прекрасное упражнениедля развития мелкой моторики.Дети всегда активно используют новые цвета для пластилиновых картин.

     Часто возникает необходимость осветлить пластилин, для этого мы используем белый пластилин, который подмешиваем к нужному цвету. Разминаем кусочки пластилина до тех пор, пока весь пластилин не приобретёт однородную окраску.

      Если полученный оттенок нас устраивает, мы его используем в работе, если не устраивает, то добовляем еще немного белого пластилина и продолжаем процесс, пока не получим необходимый оттенок. Здесь нужно объяснить детям, что белого пластилина в коробке бывает только один брусочек и он быстро пачкается, поэтому с ним нужно бережно обращаться.

       Составление пластилина нужного цвета – процесс трудоёмкий, но очень интересный для детей. Руки на протяжении всей работы по смешиванию пластилина должны быть чистыми и теплыми. Для подогрева рук можно использовать пластиковую бутылку с горячей водой.

Колбаски из пластилина

         

        Нужно научить детей катать тонкие кобаски из отрезанных стекой кусочков пластилина. Сначала их раскатывают между ладошками, при этом ладошки совершают прямые движения вперед-назад. Затем колбаски раскатывают прямыми движениями ладони по поверхности стола. Это упражнение поначалу трудно для детей , так как  начинает просто прилипать к столу и  размазываться.Только в практической работе ребенок приобретает умение соизмерять силу нажима ладошки, словами это необъяснить. Поупражнявшись, дети  научатся чувствовать необходимый для кусочка пластилина нажим, и всё получится. Некоторые дети очень быстро приспосабливаются раскатывать тонкие колбаски с помощью коробки от пластилина, которую они используют вместо ладошки. Для этого кусочек пластилина сначала разогревают в руках и формируют из него колбаску. Затем эту пластилиновую колбаску кладут на открытую дощечку, прижимают коробкой от пластилина и начинают прокатывать коробку прямыми движениями, нажим должен быть небольшим. В этом случае получаются хорошие очень тонкие колбаски.

Шарики из пластилина

         

          После колбасок нужно научить детей формировать из пластилина маленькие шарики – сначала вращательными движениями между ладошек, а затем  - вращательными движениями по столу.

Самое трудное для детей  - делать шарики одинакого размера, но этому можно научиться.

Для этого нужно:

раскатать ровную колбаску;

разрезать её стекой для пластилина на равные части;

скатать шарики одинакового размера вращательными движениями ладони.

Освоение особых приёмов в работе с пластилином:

«придавливание», «разглаживание», «примазывание»

Следует обратить особое внимание на следующие моменты.

Обычно дети хотят примазать сразу большой кусок пластилина, им кажется, что так будет быстрее, но это ошибочное представление. Надо сразу договориться с детьми о том, что в нашей работе есть правило: работать только маленькими кусочками, и пластилин нужно сначала  придавливать  потом  примазывать с достаточно большим усилие и обязательно его нужно  разглаживать , то есть делать его поверхность ровной и гладкой.

Чтобы пластилин хорошо и ровно разглаживался, нужно, чтобы он был теплым.

Работа с фрагментами основного изображения

            Для того чтобы закрыть пластилином фрагменты основного изображения, пластилин нужно подготовить. Нельзя , работать рваными, несформированными кусочками пластилина, так как в этом случае трудно сохранить линии контура.Сприёмами работы в технике   мы уже знакомы, мы посвятили занятие формированию у детей умения скатывать  и шарики из пластилина. Чтобы линия контура изображения получалась ровной и аккуратной, мы сначала скатываем колбаску из пластилина, прижимаем её рядом с котуром изображения, не закрывая его, и примазываем его

в нужном направлении, то есть внутрь контура. Для закрывания деталей сложной формы или очень мелких фрагментов можно скатать маленькие шарики. А затем шарик, так же как и колбаска, придавливается и примазывается в нужном направлении.

Выделение контурных линий

         

           Когда все изображение закрытопластилином, остаются незакрытыми только контурные линии. Для этого чтобы усилить зрительное ощущение от нашей картинки, можно на контурные   наложть очень тонкие колбаски из пластилина черного цвета и прижать их. Попутно мы решаем нашу основную задачу – развиваем мелкую моторику рук и особую чувствительность пальчиков. Если такой приём ребенок не может осилить то для закрытия контурных линий на готовом изображении можно использовать другой. Для этого нужно руки ребёнка погреть- интенсивно и весело похлопать в ладоши или потереть их друг о друга быстро и сильно. Теперь нужно прогреть теплой ладошкой место линии контура и потом просто сдвинуть кромку изображения пальцами в нужном направлении, пока края изображения не соединяся, а линии не спрячутся под слоем пластилина.

Работа с накладными деталями

        

          Когда все изображение закрыто пластилином, ребенку кажется, что работа готова. Но на самом деле теперь начинается самый интересный творческий этап – это работа с накладными деталями. Эти детали очень оживляют картину.

        В процессе одного занятия можно изготовить много накладных деталей. Эту работу лучше проводить в ключе индивидуального показа приемов двум – трем детям сразу.

Механизм выполнения

     В студии изобразительного искусства размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного  и декоративно-прикладного искусства, живописью, графикой, скульптурой, предметами народных промыслов, архитектурой, а также находится оборудывание для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования. Учитывая половые различия детей предоставлены материалы и оборудование для ручного труда и художественного конструирования, интересные как для мальчиков, так и для девочек.

      Включены в среду изобразительных материалов: репродукции картин художников, произведений народного искусства, произведений детского творчества, которое способствует творческой активности детей.

     Окружающая ребенка среда содержит лучшие образцы общечеловеческой культуры,насыщенная классическими и авангардными произведениями не только детской но и «взрослой» живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Для того что бы дети лучше овладели техникой рисования пластилином, рисованием на камне с ними проводятся беседы, показы способов выполнения той или иной техники, посещение выстовок внутри дошкольного учереждения с показом работ по нетрадиционным техникам рисования, все это заинтересовывает детей и вызывает желание заниматься.

       Студия предполагает в процессе работы посещения с детьми городского музея, картинной галереи, школы искусств, библиотек, ДК «Железнодорожник», бурятский традиционный центр «Баяр», дом творчесва «Эврика»,ШТЭО, экскурсии по сбору природного материала (байкальских камней , листьев и пр.)

Ожидаемые результаты

    В результате проведения дополнительных занятий по изобразительной деятельности у детей:

-  сформированы технические навыки в рисовании,  лепке,  превышающие знания и умения, предлагаемые        

 по основной общеразвивающей програме;

 -  понимают язык живописи, знают законы использования цветов и оттенков и особенности их получения;

 -  знакомы с дизайном, как видом изоискусства, знают особенности этого вида;

 -  знакомы с нетрадиционными приемами, техниками, ( пластилинография, фресковая живопись – рисование на камне)      

 -  имеют представления о бурятском национальном, декоративно-прикладном искусстве и основных его особенностях;

 -  владеют приемами декоративного украшения изделий;

 -  знакомы с материалом, фактурой поверхности, формой, цветом, орнаментом и узором, которые используются для украшения изделий, замечают в предметах соответствие эстетическому функциональному;

 -  интересуются произведениями искусства, могут высказать собственную точку зрения, дать оценку произведению;

 -  способны проникнуться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства;

 -  любят заниматься изодеятельностью, конструктивной деятельностью;

 -  умеют выражать свои чувства и настроения;

 -  грамотно используют различные материалы и конструктивные материалы в сочетании;

 -  способны работать и самостоятельно и в коллективе;

 -  передают в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию, колорит;

 -  проявляют художественное (изобразительное) творчество в рисовании, дизайне;

 -  понимают язык эмоций (сопереживание, сочувствие и др.);

 -  умеют находить новые нестандартные решения творческих задач.

                                                                                                                                                         

Календарный план занятий  по дополнительному образованию студии «В мире прекрасного».

Каждое занятие разделено на две части, поэтому занятий в месяц проводится 8 , в неделю 2 раза.

Неделя

Тема занятия

Содержание занятия

Оборудование

Сентябрь  

1

 «Цветы»

Познакомить детей с техникой рисования пластилином, способствовать развитию художественного и пространственного мышления.

Пластилин, дощечка, стека, салфетка, специально подготовленный картон, образец.

2

«Полянка»

Продолжать знакомить детей с техникой рисования пластилином, научить создавать композицию и подбор цвета, развивать мелкую моторику рук. Развивать фантазию и эстетическое восприятие.

Пластилин. дощечка, стека, салфетка, специально подготовленный картон, образцы: цветы, пейзажы.

3

 «Маки»

Повторить с детьми название полевых цветов, расмотреть строение цветка мака, продолжать знакомить детей с техникой рисования пластилином.

Пластилин, дощечка, стека, салфетка, специально подготовленный картон, картинки с изображением полевых цветов, образец.

4

«По замыслу»

Продолжать учить детей технике рисования пластилином .Развивать фантазию, воображение.

Пластилин, дощечка,стека,салфетка, спе-циально подготовленный  картон, браз-цы натюрморты с цветами.

октябрь

1

 «Времена года.Дерево»

Показать детям способы изображения пластилином дерева. Повторить временные изменения деревьев (осень, зима, весна, лето). Развивать мелкую моторику рук, фантазию, художественное  восприятие.

Пластилин, дощечка, стека, салфетка,

                   

 специально подготовленный картон,

образцы:пейзажы.

2

«Край в котором я живу»

Провести беседу с детьми о Республике Бурятия, о городе Северобайкальске, о природе нашего северного края, об озере Байкал. продолжать учить детей способам изображения деревьев, воды, сопок пластилином. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.Укреплять познавательный интерес к природе.

Пластилин, дощечка, стека,

салфетка, специально подготовленный

картон, пейжажи с изображением

города ,озера Байкал.

Неделя

Тема занятия

Содержание занятия

Провести беседу с детьми о Республике Бурятия, о городе Северобайкальске, о природе нашего северного края, об озере Байкал. продолжать учить детей способам изображения деревьев, воды, сопок пластилином. Развивать пространственное мышление, фантазию.

Оборудование

 «Озеро Байкал»

Повторить с детьми технические способы рисования пластилином, продолжать развивать фантазию, воображение.

Пластилин, дощечка, стека,салфетка, специально подготовленный картон, образцы.

4

 «Подготовка картона для выполнения ра-боты в технике рисования пла-стилином»

Научить детей готовить для своих работ цветной картон, закрепить навыки работы гуашью и кистью. Учить самостоятельно выбирать цвет для своей работы.

Картон, гуашь, салфетка,кисть№5, стаканчик с водой.

                                                                                      Ноябрь

1

«Животный мир»

Повторить с детьми название животных живущих в нашем крае, формировать словарный запас детей, развивать фантазию, чувство цвета. Показать и научить детей способам изображения животных в технике рисования пластилином.

Пластилин, дощечка, стека,салфетка, специально подготовленныйкартон, картинки с изображением животных.

2

 «Животный мир» продолжение.»

Продолжать учить детей способам изображения животных  в  технике  рисования  пластилином.

Пластилин, дощечка,  стека,салфетка специально подготовленный картон, картинки с изображением животных.

3

 «Фрукты»

Повторить с детьми название фруктов. Показать способ изображения фруктов в технике рисования пластилином.

Пластилин, дощечка, стека,салфетка, специально подготовленный картон, картинки с фруктами, образец.

4

 «Натюрмотр фрукты»

Повторить и показать детям способ изображения фруктов в технике рисования пластилином. Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, художественное и эстетическое восприятие.

Пластилин, дощечка, стека, салфетка,

специально подготовленный картон,

 картинки с фруктами, образец.

                                        Декабрь

1

 «Ель»

Расмотреть с детьми картинки с изображением ели и ее строение (ствол,ветви). Повторить цвета-светло-зеленый, темно-зеленый, показать способ смешивания цветов и способ и    

изображения ели в технике рисования пластилином.

Пластилин, дощечка, стека, салфетка,

,специально подготовленный картон, картинки с изображением ели.

2

 «Подготовка картона для выполнения работ в технике рисования пластилином»

Продолжать учить детей готовить для работ цветной картон, закрепить навыки и умения работы с гуашью и кистью. Учить самостоятельно выбирать цвет для своей работы.

Картон, гуашь, салфетка,кисть№5, стаканчик с водой.

3

 «Новогодняя елка»

Продолжать с детьми рисовать пластилином ель показывая разные способы изображения, азвивать чувство цвета, художественное и эстетическое восприятие.

Пластилин, дощечка, стека, салфетка,

специально подготовленный картон,

новогодние открытки с изображением        

нарядно украшенной ели.

4

 «Вернисаж»

Формировать взаимоотношения детей в приготовлении своих и работ своих товарищей к выставке.  учить детей радоваться не только за свои работы, но и за работы своих товарищей, вызвать эмоциональное ,положительное отношение.

Детские работы.

                                                                                           Январь

1

 «Зима»

Продолжать учить детей изображать природу в технике рисования пластилином, показать способы смешивания цветов для получения новых оттенков

Пластилин, дощечка, стека, салфетка,

специально подготовленный картон,

картинки с изображением природы.

2

 «Зима.Продолжение.»

Продолжать учить детей изображать зимнюю

 природу в технике рисования пластилином. Развивать самостоятельность, творчество.

Пластилин, дощечка, стека, салфетка,

специально подготовленный картон,

картины с изображением зимней природы.

3

 «Рисование по замыслу»

Учить самостоятельно намечать содержание, выби-рать цвет бумаги. Воспитывать самостоятельность,  активность.

Пластилин, дощечка, стека, салфетка,

специально  подготовленный картон.

                                                                                          Февраль

1

 «Подготовка картона для выполнения работ в технике рисования пластилином.»

Продолжать учить детей готовить для своих работ цветной картон, закрепить навыки рисвония гуашью и кистью. Учить самостоятельно выбирать цвет для своих работ.

Картон, гуашь, салфетка, кисть№5 , стаканчик с водой.

2

 «Подарок для папы»

Провести с детьми беседу о папе, как о Защитнике нашей Родины, вызвать у детей желание нарисовать для папы подарок, закреплять приемы рисования пластилином.

Пластилин, дощечка, стека,салфетка, специльно продготовленный картон,праздничные открытки ко дню Защитника Отечества.

3

 «Подарок для папы.Продолжение.»

Продолжить беседы о Защитниках Отечества, поощрять у детей чувство любви к своей Родине. Укреплять мелкую моторику рук.

Пластилин, дощечка, стека, салфетка, специально полготовленный картон.

4

 «Подарок для мамы»

Провести беседу маме, показать детям рисунки, где изображены портреты мам. Вызвать у детей желание сделать своими руками  для ее подарок.

Пластилин, дощечка, стека, салфетка,

специально подготовленный картон, праздничные открытки посвященные

8 Марта.

                                            Март

1

 «Подарок для мамы. Продолжение.»

Продолжить беседу о маме, вызвать у детей эмоциональное отношение к маме, воспитывать уважение, любовь к маме, бабушке и женщине.

Пластилин, дощечка, стека,салфетка, специально подготовленный картон.

2

 «Живопись на камне»

Познакомить детей с искусством росписи камня, рассмотреть уже завершенные работы, обьяснить детям, что такое миниатюра. Развивать творческое мышление, креативность, развивать устойчивую мотивацию к художественному изобразительному занятию.

Гуашь, кисти № 1 и5,салфетка, стаканчик с водой, байкальские плоские камни, образцы.

3

 «Улитка»

Продолжать знакомить детей с камне-фресковой живописью, закреплять умение пользоваться кисточками №1 и 5, повторить способы смешивания красок для получения разных оттенков.

Гуашь, кисти№1 и 5, салфетка, палитра,

стаканчик с водой, образцы росписи на

камне, байкальские плоские камни.

4

 «Божья коровка»

Познакомить детей с некоторыми видами насекомых(божьей коровкой), расмотреть из каких частей она состоит (голова, туловище, лапки), учить любить и иберечь природу.

Гуашь, кисти №1 и 5, салфетка, палитра,

стаканчик с водой, образцы росписи на камне, байкальские плоские камни.

Апрель

1

 «Гусеница»

Продолжать знакомить детей с некоторыми видами насекомых (гусеница), рассмотреть из каких частей она состоит, развивать фантазию воображение.

Гуашь, кисти № 1 салфетка, палитра, стаканчик с водой, плоские камни.

2

 «Пейзаж»

Познакомить детей с техникой и способами рисования пейзажа на камне, развивать творческое мышление, воображение. Самостоятельно выбирать эпизод и продумывать композицию рисунка.

Гуашь, кисть № 1, салфетка, палитра,

стаканчик водой, плоские камни,

3

 «Пейзаж.Продолжение.»

Продолжать знакомить детей с техникой и способами рисования пейзажа на камне.Разивать мелкую моторику руки, цветовое восприятие, эстетический вкус, чувство ритма аккуратность.

Гуашь, кисти №1 и №5, салфетка, палитра, стаканчик с водой, плоские камни.

4

 «Озеро Байкал»

Провести беседу с детьми о достоянии нашей Ресбублики Бурятии - об озере Байкал, расмотреть иллюстрации, картины где изображено озеро Байкал. Развивать способность к образному восприятию красоты природы и ее передаче с помощью цвета, формы, композиции.

Гуашь, кисти №1 и 5, салфетка, стаканчик водой, плоские камни, картины, иллюстрации.

                                                 Май

1

 «Озеро Байкал.Продолжение .»

Расширять кругозор, знание детей о родном крае, развивать цветовосприятие, поддерживать интерес к изобразительной деятельности, поощрять самостоятельность, творчество.

Гуашь, кисти №1 и 5, салфетка, стаканчик с водой, плоские камни, картины,иллюстрации, картины.,

2

 «Природа художник»

Повторение  и формирование знаний в области изобразительного искусства, повторение приемов работы с различными художественными материалами, формирование творческой активности детей, эмоционально –ценностного отношения к жизни.

Гуашь, кисти, салфетка, стаканчик с водой,листы  бумаги, картон, плоские камни, предыдущие работы  детей.

 

3

 «Вернисаж. Подготовка к выставке»

Вместе с детьми выбрать поравившиеся им работы для выставки это будет стимурировать детей на творчество в многогранных формах его проявления.

Рамки для работ,клей ножницы, полоски бумаги.

4

Итоговая выставка детских работ.

Детские работы.

Заключение

   Дети на моих занятиях получили знания, умения, навыки; закрепили информацию полученную на занятиях по развитию речи, экологии, рисованию, осуществили знакомство с миром разных предметов в процессе использования так называемого бросового материала, расширили свои возможности изобразительной деятельности. Дети научились смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, освоили прием вливания одного цвета в другой.

    Я   не хочу останавливаться на достигнутом результате, разнообразив способы  нетрадиционного рисования  подтолкнуть детей к оригинальным идеям, которые разовьют фантазию и воображение у них , вызовут желание создавать тематические картинки  сначала под моим руководством, а затем в собственном творчестве.

Педагогическая диагностика

Анализ пластилинографии:

1.Владение приемами: 3 – балла справляется со всеми приемами -  придавливает, примазывает,разглаживает; 2 – балла хорошо использует только два приема , примазывает большой кусок пластилина; 1 – балл  работает большим куском пластилина.

2. Работа с фоном: 3 балла–  правильно делит картон на зоны, подбирае нужный цвет; 2 – балла допускает некоторые неточности в изображении и в цвете; 1 – балл плохо ориентируется на плоскости, неправильно подбирает цвета.

3.Работа с основными деталями: 3 – балла работает с формированными кусочками, сохраняет линию контура, примазывает в нужном направлении; 2- балла работает с формированными кусочками слегка искажая линию контура, примазывает в нужном направлении; 1 – работает  рваными несформированными кусочками, трудно сохраняет линию контура, примазывает пластилин в разных направлениях.

4.Предметная: 3 – балла хорошо воспроизводит  форму предмета по контуру и представлению; 2 – балла воспроизводит форму предмета по контуру, по представлению с легким искажением; 1 – балл  не воспроизводит форму по контуру и представлению.

5.Сюжетная: 3 балла -  хорошо развиты фантазия, воображение, самостоятельность, в работе над сюжетом проявляет творчество; 2 балла -  развиты фантазия, воображение, творчество , нуждается в помощи взрослого; 1 – балл  отсутствует самостоятельность, постоянно  нуждается в помощи взрослого.

6.Смешивание цветов: 3 балла -  хорошо различает оттенки цвета, умеет осветлять пластилин и доводить до нужного оттенка; 2 балла -  различает оттенки цвета, но использует основные цвета; 1 балл -  слабо различает оттенки цвета, отсутствует самостоятельность, нуждается в помощи врослого.

Анализ росписи на камне

1.Использование цветов и оттенков:3  балла -  различает все цвета цветового спектра, умеет смешиать основные цвета и получать нужный оттенок; 2 балла -  различает цвета цветового спектра, нуждается в помощи при смешивании цветов и получении нужного оттенка; 1 балл  - путает название цветов и их оттенки, нет самостоятельности.

2. Смешивание красок:3  балла – многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу  и характеристики изображаемого; 2  балла – преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

1  балл – безразличие к цвету, изображение выполненно в одном цвете (или  случайно взятыми цветами) .

3.Предметная:3 балла -  хорошо знает и различает геометрические формы, соблюдает пропорции предметов,  хорошо ориентируется на плоскости; 2 балла -  знает и различает геометрические формы,  присутствуют в работе небольшие искажения в пропорциях, ориентируется на плоскости; 1 балл -  знает геометрические формы, не соблюдает пропорции предметов, слабо ориентируется на плоскости.  

4.Сюжетная:3 балла -  хорошо развиты фантазия, воображение, самостоятельность, в работах проявляет творчество;

2  балла -  развиты фантазия, воображение требует стимуляции от взрослого; 1 балл  - не проявляет самостоятельность постоянно нуждается в помощи взрослого.

5.Навыки и умения:3 балла -  в своих работах использует все навыки и умения полученные на занятиях соответствующие возрасту и знаниям; 2 балла -  использует навыки и умения соответствующие возрасту требует стимуляции взрослого ; 1 балл -  неиспользует в работе полученные навыки и умения.

Шкала уровней: 0 -8 – низкий уровень; 9 – 16 – средний уровень; 17 – 21 – высокий уровень.

Фамилия, имя     ребенка

Пластилинография

Роспись на камне

Владение приемами

Работа с фоном

Работа с основными деталями

Предметная

Сюжетная

Смешивание цветов

Использование цветов и оттенков

Смешивание красок

Предметная

Сюжетная

Навыки и умения

Уровень знаний

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

1

2

Примерные занятия:

 

Времена года. Дерево.

 (пластилинография)

Цели занятия:

  • Показать детям способы изображения пластилином дерева. Повторить временные изменения деревьев (осень, зима, весна, лето).
  • Развивать мелкую моторику рук, фантазию, художественное  восприятие.
  • Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного исскуства – пейзажем.
  • Обучать детей приёмам работы в технике рисования пластилином: лепить отдельные детали  -
  • Придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.

Материал для занятия:

плотный картон с фоном (верхняя часть голубого цвета, нижняя – желтого или коричневого) размер А4, пластилин коричневого (черного)  цвета, осенние листья, картина Северобайкальского художника А.С.Пашкова «Заречный».

 

Ход занятия

1.Организационная часть.

Педагог предлагает детям загадку: Утром мы во двор идём –

                                                                       Листья сыплются дождём,

                                                                        Под ногами шелестят

                                                                        И летят, летят, летят.

                                                                        День всё больше убывает,

                                                                        Когда это бывает

Дети. Оенью.

Педагог.Верно такие признаки характерны для осени. Деревья стоят нарядные, одетые в разноцветные листочки. На прогулке мы с вами часто наблюдаем, как листочки отрываются от веточек и, красиво кружась, падают на землю. Как называется это явление.

Дети. Листопад.                        

             Листья солнцем наливались,

               Листья солнцем пропитались,

  Налились, отяжелели,

Потекли и полетели.

 Зашуршали по лесам,

  Поскакали по кустам.

    Ветер золотой кружит,

           Золотым  дождём шуршит.

                                                                                                                 Ю.Капота

Педагог.Осень – очень красивое время года. Она даже пахнет особенно: чуть горьковатой прелой листвой, ароматной скошенной травой, лесными грибами, сладковатым запахом осенних яблок, а по утрам осенний воздух пахнет свежестью. Всё чаще осенью льют затяжные дожди.

                                                                       

Педагог. А какие  ещё очень важные приметы осени вы знаете

Дети.Звери готовятся к зиме, насекомые прячуться в щели, под кору деревьев, птицы улетают в теплые края.

Педагог. Конечно  же птицы собираются в стаи и  готовятся к отлету в теплые края.

2. Практическая часть.

Этапы выполнения работы

 

  1. Определить с детьми строение дерева: стволы к вершине постепенно утончаются, у земли, напротив , ствол шире; ветки отходят от ствола с двух сторон, короткие наверху ствола, внизу более длинные, по бокам основных веток расположены маленькие  веточки – детки. Нарисовать простым карандашом на картоне силуэты 2-3-х  деревьев.
  2. Раскатать колбаску из коричневого (черного) пластилина, выложить ее по нарисованному стволу дерева. Слегка прижать верхушку, не расплющевая, чтобы она осталась тонкой, в нижней части ствола колбаску слкдует прижать к картону, чтобы она стала шире.
  3. Накатать тонких коричневых (черных) колбасок и выложить их по контуру веточек, длину которых  регулировать стекой, отрезать слишком длинные части.
  4. Скатать желтого и оранжевого цвета колбаски нарезать на маленькие отрезки стекой , раскатать из них много шариков, распределить их на ветках, и прижать. То же сделать с «опавшими на землю» листиками около дерева.

   

Фикультурная пауза во время работы

Выросли деревья в поле.                                                             Потягивание – руки в стороны.

Хорошо расти на воле!

Каждое старается,                                                                        Потягивание – руки вверх.

К небу, солнцу тянется.

Вот подул веселый ветер,                                                            Дети машут руками.

Закачались тут же ветки.

Даже толстые стволы                                                                   Наклоны в перед.

Наклонились до земли.

Вправо – влево, взад –вперед –                                                    Наклоны вправо – влево, вперед – назад.

Так деревья ветер гнет.

Он их вертит, он их крутит.                                                          Вращение туловищем.      

Да когда же отдых будет.

Ветер стих. Взошла луна.                                                              Дети садятся на места.

Наступила тишина.

3. Заключительная часть.

По окончании работы рассмотреть с детьми получившиеся осенние пейзажи, похвалить детей, проявивших творчество в работе: изобразили караван птиц  в небе, кусты в осеннем наряде, грибочки и т. д.

Разные деревья

(пластилинография)

Цели занятия:

1.Способствовать расширению знаний о Республике Бурятия, о городе Северобайкальск, об озере Байкал, о природе нашего северного края.

2. Учить передавать в работе в работе характерные особенности внешнего строения различных деревьев посредствам пластилинографии.

3. Укреплять познавательный интерес к природе.

Материал для занятия:

Плотный картон синего цвета, набор пластилина, стека, сафетка для рук, иллюстрации с изображением разных деревьев, фотографии города Северобайкальска, озера Байкал.

Ход занятия

  1. Организационная часть.

Педагог. Дети, сегодня ко мне на окно прилетела птичка из леса, я насыпала ей зёрен, и в знак благодарности она рассказала мне одну удивительную лесную историю, которую я вам прелагаю.

Однажды на лесную полянку ветер занёс семечко ели, и оно упало между березой и кленом, Летние дожди обильно поливали, а солнышко грело землю , где лежало семя.И в один из летних дней на этом месте появился росток зеленого цвета с мягкими иголочками на веточках.Это была маленькая елочка. И хотя её корешки укрепились в почве но уж слишком она была беззащитна перед миром , ее окружающим. Лесные звери так и норовили схватить ёлочку за зелёную макушку; озорник ветер пригибал малышку низко к земле, а солнце нещадно обжигало нежные веточки.

Рядом стоящие берёза и клен пожалели  бедный росток и принялись опекать ёлочку, как любящие родители. Берёзка своей  густой листвой прикрывала ее от солнечных ожогов летом, осенью засыпала листвой вместо одеяла, зимой склонялась над ней и защищала от стужи, а в весеннее время умывала и поила названную дочку сладким березовым соком. Стоящий с другой стороны могучий клен закрывал малютку своим стволом от сильного ветра.

Окруженная лаской и заботой , ёлочка стала крепнуть и расти и вскоре превратилась в стройную красавицу – ель. Теперь она стояла, возвышаясь над кленом и березой, которые от времени постарели и не были уже такими сильными, как раньше. А елочка теперь сама заботилась о них. Корни елочки со временем оплели корни березы и клена, что помогало старикам удержаться во время ураганов. В жаркое сухое лето ель обнимала их за плечи и прятала в свою тень, а зимой согревала мохнатыми веточками. Спасала от голодных зайцев, которые пытались ободрать кору на беззащитных деревьях, бросая в них шишки.

Так они и стоят, обнявшись, друг с другом, и никакая природная стихия не может их разлучить.

Педагог. Где же случилась эта удивительная история.

Дети. В лесу.

Педагог. Правильно. А что такое лес.

Дети.Лес – это деревья.

Педагог. Верно. Лес – это место в разных уголках нашей планеты, где растет множество деревьев на большом пространстве.

Кто мне скажет , как называется наш город.

Дети. Северобайкальск.

Педагог. Правильно. Скажите ребята . а у нас вокруг города растут леса или нет.

Дети. Да.

Педагог. Есть такие леса, где растут лишь одни сосны, ели, березы.Как вы думаете, как  называются такие леса.

Дети. Сосновый, еловый, березовый лес.

Педагог. Да, правильно. Сосна – это прочное, жизнестойкое дерево. Она не боится ни морозов ни жары. Боится лишь темноты. Ей нужно много света и солнца.В шишках сосны – семена, которые зимой спасают птиц от голода. Воздух в сосновых лесах чист, в нем практически нет микробов.  

В еловом лесу всегда стоит полумрак и тишина. Ель очень нужное дерево. Изнего люди делают строительный материал, бумагу, целофан, музыкальные инструменты, разные лекарства. А ещё в ее зарослях любят селиться лесные птицы и распевать песни.Вы бы хотели их услышать.

Звучит аудиозапись «Волебные голоса природы»

Березовый лес еще называют – березовой рощей. Хорошо бродить по березовой роще. В ней много света, воздух прозрачен и чист.Береза – единственное в мире дерево с белой корой. Даже название свое она получила за цвет коры от слова «бер», означающий «светлый», «ясный», «белый». Многие поэты признавались в любви к русской березке в своих стихах:

Дети, а как вы думаете, какое название может иметь лес, в котором в тесном содружестве растут разные деревья.

Дети. Разный лес.

Педагог. Это смешанный лес. Втаком лесу рядом  растут деревья.

друг с другом могу расти разные деревья: с сосной – береза, с елью – осина,встречаются и другие деревья.Подумайте и кажите, что обьединяе все ранее названные леса. Что между ними общего.

Дети. Во всех лесах.

Педагог. Верно, в каждом из них есть все: и деревья, и грибы, и цветы, и птицы, и животные. Это все и есть лес. Вы немного засиделись, поэтому я предлагаю вам прогулку по лесу

Физкультурная минутка

Выросли деревья в поле                                                     Потягивание – руки в стороны.

Хорошо расти на воле.

Каждое старается,

К небу , к солнцу тянется.                                                    Руки вверх.

На холме стоит рябинка,                                                            Дети стоя прямо, прижав руки к туловищу.

Держит прямо, ровно спинку.

На полянке дуб зеленный                                                          Ноги на ширине плеч, руки вверх.

Потянулся к небу кроной.

Сильный ветер сосны крутит,                                                   Вращение корпусом вправо и лево.

Словно самый тонкий прутик.

Елки ветер крутит тоже,

Мы с тобой на них похожи.

На поляне кедр могучий                                                             Стоят на правой ноге, тянут руки вверх, тоже на левой.

Задевает кроной тучи.

Рядом с ним растет сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней:                                                          Прыжки на двух ногах как можно выше.

Быть он хочет по длиней.

Вместе по лесу идем,                                                                      Ходьба на месте.

Не спешим, не отстаем

А в лесу растет черника,                                                                 Приседания.

Земляника , голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать,

Нагулялись мы с тобой,                                                                    Ходьба на месте.

Корзинку с ягодой несем.

Отдохнуть мы все успели,                                                               Дети садятся на места.

  1. Практическая часть.

Педагог. Посмотрите какие красивые леса находятся рядом с нами (дети рассматривают фотографии с изображением природы нашего района). Сегодня вам предстоит изобразить разные деревья в смешанном лесу при помощи пластилин

Этапы выполнения работы

1.Уточнить строение изображаемых  деревьев.

У березы – ствол белый, веточки напоминают дуги, наверху дерева они короткие, чем ниже, тем длиннее.

У ёлочки – прямой ствол, веточки растут от нижней части ствола до самого верха, внизу – самые длинные, вверху – самые короткие.

2.Ёлочка. Раскатать колбаску из пластилина коричневого цвета – ствол, прижать его к основе по середине: слегка вверху, расплющив внизу. Накатать несколько колбасок и ,и прижав каждую пальчиком промазать, пронянуть каждую уголком, расположить на стволе дерева снизу вверх, начиная с длинных веточек.

3. Березка. Раскатать из белого пластилина колбаску – ствол березы, расположить его слевой или правой стороны от ёлочки. Накатать тонких белых колбасок, поочередно закрепить каждую по обе стороны ствола. Прижать один конец веточки у ствола, изогнуть веточку дугой по направлению вниз, промазать пальчиком. По стволу нанести пятнышки пластилином черного цвета.

Предложить детям украсить деревья листвой из разноцветных шариков: у березки – жето-зеленая.

3.Заключительная часть.

Педагог. На занятии вы узнали много интересного о природном сообществе – лесе: какие бывают виды лесов, какие деревья в них произрастают, какое строение имеют и не только узнали но и смогли их изобразить.

Ко всему сказанному я только хотела добавить, что деревья в лесу не только красивы и разнообразны, но они приносят большую пользу всей нашей планете, поддерживая на ней запас кислорода, очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Так что не стоит ломать веточки у деревьев, срывать просо так на них листики, потому что вы лишите дерево возможности помогать нам дышать свежим чистым воздухом. Лучше оберегать деревья, ухаживать за ними и сажать новые.

Улитка

 (рисование на камне)

Цель занятия:

1.Продолжать знакомить детей  с техникой росписью на камне . Развивать умение создавать сказочные образы, формировать творчество детей.

2.Научить рисовать улитку из двух частей: туловище и раковина(домик);

3.Продолжать учить рисовать кончиком кисти, расширять представление детей об изобразительных возможностях красок.Закреплять умение называть основные цвета, учить подбирать нужный цвет при создании определенного образа.

Материал для занятия:

  • природный материал (байкальский камень),
  • кисточка № 2,
  • гуашевые краски,
  • баночка с водой,
  • салфетка,
  • палитра

Ход занятия

  1. Организационная часть.

Педагог начинает занятие с предложения послушать  загадку:

Теремок ползет.

На себе его везет

Хозяюшка богатая, рогатая.

                                     (улитка)

Педагог. Ребята , кто это.

Дети. Улитка.

Педагог. Правильно. Мы сегодня с вами будем расписывать байкадьские камни – заниматься живописью прямо на камне. Давайте рассмотрим камешек, потрогаем его пальчиками, погладим. Видите какой он плоский и гладкий, таким его сделала вода и нам будет удобно на нем рисовать улитку.Ребята , а из каких частей состоит наша улитка, что у неё есть.

Дети. Дом – раковина, туловище , голова(на голове рожки).

Педагог. Правильно.

  1. Практическая часть.

Педагог. Ребята , вы уже умеете работать с гуашью, поэтому сразу переходим к рисованию. Сначала мы с вами нарисуем улитке туловище – оно у неё длинное, вытянутое, его мы рисуем в нижней части камня для того чтобы у нас хватило места для её домика – раковины.

Этапы выполнения

Педагог. Теперь рисуем домик он у неё круглой спиральной формы, он может быть разноцветным, цвет вы выбираете самостоятельно. Старайтесь чтобы гуашь была достаточно густой и не стекала. Надо подождать пока посохнет краска и нарисовать улитке глаза, рожки.

Физкультурная минутка

На двири висит замок.                                                Дети складывают пальцы в замок.

Кто его открыть бы смог.                                            Пожимают плечами.

Потянули, покрутили                                                   Вытягивают руки, крутят кисти рук(вправо, лево).

Постучали и открыли.                                                  Стучат кулачками друг об друга и раскрывают кулачки, вытягивая

                                                                                           пальцы.

3.Заключительная часть.

Педагог вместе с детьми любуется выполненными работами хвалит детей за проявление фантазии.

Педагог. Ребята давайте я прочту вам стихотворение про улитку и мы вместе ещё раз рассмотрим наши работы.

Улитка – улитка,

        Шагаешь ты прытко:

      От калитки до меня

              Проползешь четыри дня.

Я. Аким

Пейзаж

(рисование на камне)

Цель занятия:

1.Познакомить детей с техникой и способами рисования пейзажа на камне.

2.Развивать воображение, самостоятельность, творчество.

3.Закрепить навык рисования концом кисти.

Материал для занятий

  • байкальский камень,
  • гуашь,
  • палитра,
  • кисточка №2 и №1,
  • баночка с водой,
  • салфетка.

Ход занятия

  1. Организационная часть.

Педогог начинает занятие с показа иллюстраций  Байкальских пейзажев и читает стихотворение Северобайкальского поэта Матченя Л.П.

А я живу на севере Байкала

Других красот я не встречала!

В таёжном северном краю

Душой и сердцем я пою.

Прекрасен наш Байкал чудесен!

А сколько спето о нем песен.

Здесь синева небес и вод

Одним дыханием живет.

Красив он летом и зимой,

И осенью чарует и весной,

Красив когда молчит и спит,

Красиво в шторм волнами он рычит!

Педагог просит ребят рассказать о своих впечатлениях после прочтения стихотворения , понравилось ли им оно и почему. Рассмотреть фотоиллюстрации о природе Байкала,а также познакомить с картиной нашего Северобайкальского ПашковаС.Л. «Омулевый причал»и др

  1. Практическая часть.

Педагог.Ребята перед вами лежит камень с берега озера Байкал, поссмотрите какой он ровный и гладкий, а теперь сравните его с листом бумаги он намного меньше по размерам и нам с вами предстоит на нем нарисовать пейзаж (сопки, озеро, небо). Все это мы с вами будем рисовать тонкой кисточкой и все детали рисунка необходимо рисовать  очень маленького размера, который соответствует размеру камня.

Этапы выполнения работы

  1. Дети сначала наносят на камень землю , соответственно выбирают цвет, затем подбирают оттенок цвета воды и неба. Теперь наш камень разделен на зоны (воды, земли, неба).
  2. Когда гуашь просохнет, дети начинают дорисовывать рисунок – миниатюру дополнительными деталями, придерживаясь своего сюжета и композиции.

Физкультурная минутка

Листья солнцем наливались, зашуршали по кустам,      Дети поднимают руки вверх, качают ими влево, вправо.

Листья солнцем пропитались, поскакали по сучкам,      Дети начинаю подпрыгивать на месте.

Налились отежелели, ветер золото кружит,                       Дети поворачиваются то в лево то вправо.

Потекли и полетели, золото дождём шумит.                     Дети поднимают руки вверх, качают ими влево, право.

М.Лесовая

3.Заключительная часть.

После того как будут закончены все работы, педагог вместе с детьми любуется красивыми пейзажами, над которыми трудились дети. Когда рисунки на камне высохнут они покрываются лаком. 

Литература

1.А.М.Страунинг,Г.А.Лебедева «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности»

2.С.К.Кожохина, Е.А.Панова «Сделаем жизнь наших малышей ярче» Ярославль 2008г.

3.А.А. Венгер, О.М. Дъяченко «Одаренный ребенок»М. 2007г.

4. О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева «Пластилиновая картина» М.2011г.

5.Г.Н.Давыдова «Пластилинография» 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....