НОД "Хакасская одежда"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Лайсле Тарина Петровна

Создание условий для  формирования первоначальных знаний о хакасской одежде, украшениях, как одной из составляющей культуры этноса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_hakasskaya_odezhda.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: «Хакасская одежда»

Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности:  

Рабочее пространство при разной форме организации ОД.

 партнерская форма:

Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге

 Разрешено свободное размещение детей

 Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности

 Разрешено свободное общение детей (рабочий гул)

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.

Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.

Возрастная группа: подготовительная общеразвивающей направленности

Непосредственно-образовательная деятельность проводится с детьми подготовительной группы, возраст от 6 до 7 лет. В количестве 11 детей. Длительность 30 минут, что соответствует нормам СанПина

Цель: Создание условий для  формирования первоначальных знаний о хакасской одежде, украшениях, как одной из составляющей культуры этноса.

Задачи:

1.      Создавать условия для обогащения словарного запаса детей на хакасском языке (познавательное развитие);

2.      Обеспечить условия для закрепления навыков работы по плану (познавательное развитие);

3.      Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);

4.      Обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов (социально-коммуникативное развитие);

5.      Создавать условия для побуждения детей к речевой активности на русском и хакасском языках (речевое развитие);

6.      Способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие).

Организация детских видов деятельностей:

  1. общение ребенка с взрослым;
  2. общение ребенка со сверстниками;
  3. исследовательская деятельность (исследовательская практика);

Учебно-методический комплект:

Средства:

  • -наглядные - иллюстрации с изображением хакасских узоров, презентация «Одежда хакасов».
  • -мультимедийные – презентация;
  • -музыкальные – 2 отрывка разно-жанровых музыкальных произведений.
  • -оборудование – ноутбук, проектор, экран,
  • -раздаточный материал: на каждого ребенка-лист с изображением хакаской одежды, цветные карандаши.
  • Предварительная работа: Хакасская сказка «Сказание о просторе»;

Лепка «Пого», Конструирование «Оригами»

«Платье», создание мини-проектов родители с детьми. Беседы о истории Хакасии; Прослушивание песни “Ixенiң часказы

Методы и приёмы:  метод практической передачи и тактильного восприятия, поисковый (исследовательская деятельность), методы словесной передачи (рассказ воспитателя, художественное слово, беседа), методы наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, демонстрация, ИКТ), метод стимулирования познавательной деятельности (сюрпризный момент, игра), метод самоконтроля (рефлексивное задание),(пример).

Ожидаемый результат : результатом проведенного занятия является выставка выполненных творческих работ.

Активизация в речи слов: Чахайах, пого, сигедек

Ход образовательной деятельности

1.Организационный этап: (дети заходят в группу и встают в кружок)

-Ребята, поприветствуйте родителей и подарите им свои улыбки.

Игра на тактильный контакт:

Становитесь дети в круг.

Я - твой друг и ты мой друг

 Крепко  за руки возьмемся

И друг, другу улыбнемся.

У нас в группе гостья. А зовут ее Чахайах.

- Она очень хотела бы познакомиться с вами поближе. Хотите познакомиться? Тогда мы будем передавать Чахайах по кругу, и называть свое имя ласково, по доброму. Держите ее нежно, постарайтесь передать ей свое тепло, частичку своей души. Начнем с меня. (Меня зовут Наташечка). Вот и вернулась Чахайах ко мне. Вы почувствовали, сколько тепла и ласки она нам подарила? Ребята, посмотрите, на нашу гостью у нее необычное имя Чахайах – это хакасское имя, в переводе на русский язык «цветок»

2. Мотивационно - ориентировочный этап.

-Может, оставим ее на нашем занятии.

Вы знаете, у  каждого народа существует своя национальная одежда. Давайте, рассмотрим куклу — хакаску Чахайах в национальной одежде. В такой одежде раньше ходили женщины - хакаски. Это праздничное платье. Оно длинное и широкое. Рукава длинные, широкие и заканчиваются манжетам. Платье синего цвета с отделкой зелёного цвета. Широкое платье необходимо было женщинам - хакаскам, потому, что они, как и мужчины ездили верхом на лошади по степи. Часто плечи украшали вышивкой. В праздник женщины надевали украшения, которые сшили сами. Нагрудное украшение из бисера, перламутровых пуговиц, ракушек, называется пого. На голове женщины носили черный платок, который завязывали назад. Они заплетали много косичек. (Воспитатель проходит мимо детей и даёт им потрогать куклу).

 

3. Поисковый этап.

Поговорим мы с вами, о национальной одежде хакасов. А начнем говорить о женской одежде. (Слайд 1)

Каждый, кто не видел народный костюм хакасов, удивляется многообразию красок орнаментов и украшений, представляющих собой целый комплекс не похожих на костюм других народов южной Сибири и отличающихся национальным своеобразием.

Основным видом одежды служили у женщин - платье. Для повседневной носки их шили из хлопчатобумажных тканей, праздничные - из шёлка (слайд 2, 3)

Женское платье имело свободный покрой. Задний подол делался длиннее переднего и образовывал небольшой шлейф. Предпочтительными для платья служили красные, синие, зелёные, коричневые, бордовые и чёрные ткани. Женское платье никогда не подпоясывалось.

Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам обязательно надевали безрукавку - сигедек. (слайд 4)

Сигедек шили распашным, с прямым разрезом, из четырёх проклеенных слоёв ткани, благодаря чему он хорошо сохранял свою форму, сверху крыли шёлком или плисом. Широкие проймы, ворот и полы украшались радужной каймой (чеек) - нашитыми вплотную в несколько рядов шнурами, вручную сплетёнными из цветных шёлковых ниток.

Головные уборы хакасов были весьма разнообразны. В женских шапках из меха бархатная тулья часто украшалась вышивкой (слайд 5)

В XIX веке к хакасам пришла мода на русские кашемировые платки. Отличительной особенностью ношения этого головного убора у хакасских женщин стала особая манера подвязывания платка. Сложенная  пополам по диагонали большого размера кашемировый платок повязывается плотно на лобной части головы и завязывается высоко на затылке - так, что концы платка длинными концами спускаются по спине женщины. Высокий жесткий околыш фиксируется плотной бумагой (слайд 6)

Хакасские рукавицы (мелей) шились из овчины мехом вовнутрь. Лицевая сторона украшалась растительным орнаментом, вышитым разноцветными шелковыми нитками (слайд 7)

Традиционная хакасская одежда богата разнообразием форм, отделкой и вышивкой. Это один из красивейших костюмов мира.

Проводится игра:

- Ребята, а теперь, давайте поиграем в хакасскую народную игру «Спрячь рукавицу». (под музыку).

(Выбирается водящий. Дети садятся на полу в круг с вытянутыми, слега согнутыми ногами. Водящий стоит в кругу. По знаку воспитателя сидящие быстро и не заметно для водящего передают под ногами рукавицу. Он должен угадать у кого она. Если водящий угадает, они меняются местами. А если не угадает, ребёнок, у которого рукавица, показывает её и говорит«Чик-чик сусличинок». Игра продолжается).

4.Практический этап.

Ребята, наша гостья принесла нам одежду, но пока шла, все цвета и узоры исчезли.

-Давайте, ей поможем и раскрасим одежду хакасскими узорами.

-У хакасов различаются два вида орнамента – прямолинейный и криволинейный. Первый состоит из сравнительно мелких, строго геометрических узоров – полос, квадратов, треугольников, прямоугольников, ромбов. Второй орнамент включает в себя различные мотивы, ближе к растительным и рогообразным (На доске орнаменты).

-А сейчас приступаем к украшению одежды (под музыку).

5.Рефлексивно-оценочный этап.

-  ребята, что мы сегодня с вами делали? Что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось больше всего? А научите родителей тоже рисовать хакасские узоры?

А на других занятиях я познакомлю вас с хакасскими народными сказками, загадками и играми.

- Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одежда: какая она бывает и почему одежду для людей не шьют из бумаги

Непосредственная образовательная деятельность с учетом интеграции образовательных областей...

Консультация для родителей по теме недели "Одежда, обувь, головные уборы (сезонная, домашняя, уличная одежда)".

Родителям даны рекомендации в рамках образовательной работы, Предлагаются задания, которые можно выполнить в домашних условиях....

Проект по патриотическому воспитанию «Одежда кубанских и терских казаков» Название проекта «Особенности одежды казаков »

Содержание деятельности:Дать понятие «Казачество» и его значение в роли защитника государстваРассказать об одежде, ее видах и предназначенииПоказать отличия одежды казака – воина и воина армии.А...

Проект: "По одежде встречают, по уму провожают» в рамках лексической темы календарно-тематического плана «Одежда по сезону»

На сегодняшний день важным аспектом жизнедеятельности ДОУ является охрана детского здоровья. В рамках нашего проекта, мы углубленно изучим тему «одежда», для того, чтобы у детей и родителей было сформ...

Конспект по развитию речи в средней группе «Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».

Технологическая карта по развитию коммуникативно-речевых способностей для детей 4-5 лет.«Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».г. Тамбов д/с «Радуга»  Воспитатель:...

Зимняя одежда. Предметы зимней одежды.

Конспект ООД в средней группеТема: Зимняя одежда. Предметы зимней одежды.            Программные задачи: уточнение и активизация предметного слов...