Обучение дошкольников технике декоративного рисования: информационно-рецептивный метод
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

Шунина Анна Андреевна

Развитие детского рисования выступает как определенная сторона целостного психического развития детей, овладение рисованием - это усвоение одной из видов знаковой деятельности и должно рассматриваться в контексте общего развития сознания ребенка.

         По данным ряда психолого-педагогических исследований у дошкольников наблюдается тенденция к снижению интереса в процессе обучения в образовательном учреждении. Как следствие – слабый уровень подготовленности к школе. В связи с этим появляется необходимость более тщательного рассмотрения влияния методов педагогического воздействия на детей в системе обучающих и развивающих занятий.Успешное овладение навыками декоративного рисования облегчает усвоение  письма к школе, так как обе деятельности имеют много общего. В обоих случаях – это деятельность с орудиями, оставляющими не бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания кисти, ручки. Развитие мышц у детей происходит неравномерно. Вначале развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее – мышцы кисти рук. Письмо в большей степени, чем рисование требует ограничения движения руки в определенном пространстве линеек.

В процессе декоративного рисования дети проводят линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения кисти при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги. Но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме. Такое сопоставление рисования и письма показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом [2]. Новым является освоение движений, быстро изменяющихся направлений на противоположные. Например, при рисовании завитков вправо и влево, петель-восьмерок, криволинейных форм, зигзагов и др. Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться  подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти руки, управляющих действиями карандашом и кистью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shunina-statya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников технике декоративного рисования: информационно-рецептивный метод

Шунина Анна Андреевна

старший воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 53 Адмиралтейского района, г. Санкт-Петербург

Развитие детского рисования выступает как определенная сторона целостного психического развития детей, овладение рисованием - это усвоение одной из видов знаковой деятельности и должно рассматриваться в контексте общего развития сознания ребенка.

        По данным ряда психолого-педагогических исследований у дошкольников наблюдается тенденция к снижению интереса в процессе обучения в образовательном учреждении. Как следствие – слабый уровень подготовленности к школе. В связи с этим появляется необходимость более тщательного рассмотрения влияния методов педагогического воздействия на детей в системе обучающих и развивающих занятий.

Успешное овладение навыками декоративного рисования облегчает усвоение  письма к школе, так как обе деятельности имеют много общего. В обоих случаях – это деятельность с орудиями, оставляющими не бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания кисти, ручки. Развитие мышц у детей происходит неравномерно. Вначале развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее – мышцы кисти рук. Письмо в большей степени, чем рисование требует ограничения движения руки в определенном пространстве линеек.

В процессе декоративного рисования дети проводят линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения кисти при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги. Но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме. Такое сопоставление рисования и письма показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом [2]. Новым является освоение движений, быстро изменяющихся направлений на противоположные. Например, при рисовании завитков вправо и влево, петель-восьмерок, криволинейных форм, зигзагов и др. Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться  подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти руки, управляющих действиями карандашом и кистью.

Особенность декоративного рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки, необходимый на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя [4].

Правильные технические навыки и умения формируются постепенно, от занятия  к занятию при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия.

Так как определяется взаимосвязь между методами, которые использует воспитатель на занятиях и формированием значимой для каждого ребенка мотивацией, достижение успеха максимально способствует повышению интереса, эмоционального настроя, и как следствие – хорошей продуктивности. Наиболее эффективным методом по обучению дошкольников технике рисования на наш взгляд, является информационно-рецептивный метод [3]. Сущность его заключается в организации  наблюдения с детьми, обследования предметов, знакомства с новыми приемами и способами изображения.

Показ способов действия играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста рисованию. Чтобы дети овладели формообразующими движениями руки, способами создания изображения появляется необходимость показа и объяснения.

Было бы неправильно показывать способы изображения на каждом занятии. Это делается лишь тогда, когда тот или иной  прием изображения встречается впервые. Показ способов изображения может быть полным, когда воспитатель последовательно создает изображение. Использование частичного показа позволяет педагогу активизировать детей, обращаться к их опыту.

Показ способов изображения производиться тем же инструментом, который дается детям. В качестве напоминания способов действия, направления линий при рисовании, формообразующих движений используется показ жестом, движением. К таким действиям привлекаются дети. После показа способов рисования дошкольники должны иметь возможность сразу повторить новое действие несколько раз, поупражняться и закрепить способ, который им показали.

Овладение детьми техникой рисования зависит от постепенного развития движений рук, способности направлять и регулировать процесс обучения. Несмотря на то, что техническое выполнение работы не является самым главным без овладения этим средством невозможно развитие других сторон  деятельности. Прочность усвоения навыка достигается только при условии повторения и многократных упражнений. Ребенок должен думать о содержании своей работы и решением декоративной задачи.  Технические навыки прочны, когда ребенок владеет ими свободно.

        Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен педагогом, с том, чтобы дети прежде всего восприняли те особенности предмета, которые важны для последующего изображения. Такое организованное воспитателями восприятия детьми предмета называется обследованием. Формирование навыка происходит быстрее у того ребенка, который предварительно знакомится с заданием и способами его выполнения и лишь затем переходит к выполнению системы рабочих движений, чем у того, который сразу приступает к осуществлению задачи без предварительной ориентировки в ситуации [1]. Обучая детей способу изображения важно развивать разнонаправленные движения руки. Такое воздействие нужно потому, что двигательный опыт, а тем более опыт действия с инструментами (кистью) незначителен у детей дошкольного возраста.

        Некоторыми двигательными навыками и умениями дети овладевают самостоятельно в процессе деятельности, без обучающего воздействия взрослых. Однако такой путь нельзя считать эффективным. Дети активно воспринимают показ способов действия, который сопровождается объяснением. Самостоятельная художественная деятельность возникает всегда по инициативе детей и проходит, как бы без непосредственно руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью. Особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельному рисованию, создавая благоприятные педагогические условия.

Таким образом, нельзя пренебречь значением показа при обучении детей рисованию. Так как иногда возникают трудности у детей в овладениями навыков, которые могут быть вызваны отставанием развития движений рук, неумением сосредоточиться и проявить упорство в достижении результата, неоценима значимость индивидуального показа способов действия.

По мере овладения системами сенсорных эталонов происходит усложнение и совершенствование перцептивных действий детей [4]. Если  вначале эти действия характеризуются одиночными сопоставлениями свойств предметов с известными ребенку эталонами, то постепенно ребенок усваивает обобщенные способы обследования предметов, в которых применяются разнообразные эталоны. Перцептивные действия дошкольников приобретают моделирующий характер – ребенок строит эталонные модели, воспроизводящие особенности сложных  орнаментов. В овладении техникой декоративного рисования ребенок формирует специфические для него формы перцептивных действий, которые складываются в систему постепенно. В образовании новых форм перцептивных действий решающее значение имеют внешние формы воздействия на ребенка, такие как показ и объяснение. Именно эти методы служат исходным пунктом для формирования, развития и овладения детьми техническими навыками в рисовании. Специально организованное обучение, ориентированное на взаимосвязь развития навыков рисования у детей и восприятия информации как теоретического, так  и практического характера от педагога, повышает эффективность данных процессов.

Список литературы:

  1. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005.
  2. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская,  Е.И. Васильева, Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1977. - 253с.
  3. Соломенникова О.А. Радость творчества: Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством: Программа дополнительного образования.- М.: Мозаика-Синтез, 2006. -132с.
  4. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учёба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 254 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по обучению грамоте и декоративному рисованию в старшей группе «В гостях у мастера карандаша».

В процессе образовательной деятельности дети закрепляют свои знания о звуках и народном искусстве Хохлома, раскрыта интеграция таких образовательных областей как: социально-коммуникативное развитие, р...

Мастер класс: «Обучение дошкольников технике рисования пластилином -пластилинографии».

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников,...

Обучение дошкольников технике рисования отдельных предметов.

В статье содержится материал, направленный на обучение рисованию отдельных предметов....

Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе среднего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники декоративного рисования солью «Морозные узоры»

формирование эстетического отношения к художественно-творческой деятельности через использование нетрадиционной техники рисования...