Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ.
статья по рисованию на тему

Давыдова Рамиля Ахмятовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr.docx38.35 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование нетрадиционных техник  рисования  в ДОУ.

Дошкольный период - крайне важный отрезок в жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте ребенок активно изучает и познает окружающий мир. Давыдова Г.Н. отмечает, что развитие ребенка зависит от того, насколько разнообразна его деятельность. Чем больше возможностей у дошкольника изучать, самостоятельно выполнять что-либо, тем быстрее он начнет творчески себя проявлять. Одной из самых известных видов деятельности, которая наиболее способствует творческому самовыражению ребенка, является изобразительная деятельность. Именно здесь ребенок может полностью реализовать себя, творить, создавать новое, экспериментировать, давать волю воображению. Но, как и в любой деятельности, ребенка, нужно направить, показать, как и что нужно использовать.

Изобразительная деятельность - это отражение ребенком окружающего мира через любые доступные способы. У всех детей развитие происходит по-разному, но каждый может творить. Задача педагога найти те методы и приемы, которые будут способствовать развитию личности ребенка

В изобразительной деятельности под техникой понимается совокупность способов, приемов, умений, которые используются для передачи образа.

Традиционными техниками изобразительной деятельности принято считать общепринятые материалы и способы, с помощью которого создается рисунок, изображение. Сюда относятся рисование карандашами и красками, лепка из пластилина, аппликации из бумаги. На сегодняшний день все больше появляется интерес к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности это - способы изображения необычными инструментами и материалами. Например, рисование с помощью частей тела, аппликация из крупы, пуговиц, лепка из соленого теста, из глины с использованием салфеток и т.д.

Дошкольники с интересом пробуют рисовать на ткани, раздувать полой трубочкой краску, рисовать руками, нитками, свечой, создавать аппликации из крупы, пуговиц. Дошкольник учится находить множество способов для создания творческого продукта, решать, какую технику лучше использовать. Они могут в полной мере проявить свое воображение, создать нечто уникальное, необычное. Использование большого количества разнообразных средств и способов способствует развитию воображения, творческого мышления, расширяет кругозор, развивает дошкольника. Очень важно учитывать возрастные особенности дошкольника и подбирать соответствующие техники.

Используя нетрадиционные        техники, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать с различными предметами, их свойствами. Рисуя пальчиками, дошкольники, например, узнают о свойствах краски.

Преимущества нетрадиционных техник изображения заключаются в том, что ребенок, не опираясь на образец, создает уникальное изображение, передает свое видение объекта. Дошкольник не боится сделать что-то неправильно, он проявляет самостоятельность и воображение в процессе творческой деятельности .

Техника способствует решению изобразительной задачи, а не подменяет процесс обучения легким экспериментом. Чтобы не быть голословными, рассмотрим подробнее каждую из неклассических техник. Отметим своеобразие каждой и их изобразительное взаимодействие друг с другом. Это очень важная составляющая педагогического процесса, поскольку ребенок вовлекается в процесс преобразования материала. Иными словами, развивается его творческое мышление, способность экспериментировать. Начнем с самой распространенной техники.

Монотипия  (от греч. monos – один, единичный и typos - отпечаток) – разновидность печатной графики, выполняемая с помощью одного прикосновения. Рисунок в технике монотипии отличается причудливой формой, интересными цветовыми сочетаниями. Получить изображение в техники монотипии очень легко: для работы необходим лишь один лист бумаги, который следует сложить пополам. А далее? Краска наносится другой половину, которая прикрывается другой половиной. Сложенный лист проглаживается. Что остается автору? Дорисовать образованное пятно до образа. Выполнять рисунок можно и гуашевыми красками, и акварелью, и тушью. Разную фактуру может иметь и бумага: шероховатая (для акварели), гладкая (глянцевая для графических работ или для черчения), рыхлая (писчая), тонкая (калька) и т.д.

В технике монотипия выделим несколько разновидностей.

1. Перед тем как нанести краску на одну половинок листа, смочите его водой (если взяли слишком большое количество воды, уберите излишки бумажной салфеткой). Влажная поверхность создает эффект легко растекания. И в этом случае более подходят акварельные краски.

  1. Монотипия может быть монохромной. Для ее выполнения нужна краска одного цвета. Это может быть акварель, гуашь, тушь. Получив пятно, дорисуйте краской такого цвета, контуром (для рисования по стеклу или ткани), где левой ручкой.
  2. Для получения фактурного пятна лучше воспользоваться гуашью. Монотипия в этом контексте получается наиболее яркой, сочной. Данный вариант монотипии позволяет детям наглядно увидеть результат смешения цветов. Самое главное – наносить краски на лист бумаги, не смешивая лаконичные пятна. Смешные произойдет во время проглаживания листа. От этого пятно становится более выразительным.
  3. Интересные сочетания получаются, если совместить несколько материалов, например гуашь и контур. Гуашь передает рисунку фактурность, а контур создает силуэт, который впоследствии станет основой для будущего образа.

Техника монотипии многогранна и разнообразна и тематика ее применения. Самое простое – рисования от пятна, когда автор не продумывает конкретный образ, а руководствуется случайным смешением цветов.

Кляксография. Вид техники, в основе которой – пятно – клякса, содержащее образ. Выполняется очень легко. На лист бумаги ставится клякса, которая слегка раздувается в разных направлениях, после чего образованное пятно дорисовывается образа. В кляксографии можно выделить несколько разновидности:

  1. Монохроматическая кляксография выполняется одним цветом.
  2. Полихромная кляксография – целесообразно использовать сразу несколько цветов.
  3. Лаконичная кляксография, в основе, которой – общее пятно.
  4. Линейная кляксография: нанесения кривых линий – хаотичных и формообразующих.

Любой вид кляксографии направлен на развитие воображения, наглядно – образного мышления. С одной стороны, кляксография очень легка в исполнении, поскольку для нанесения пятна – кляксы не нужны специальные усилия, материал, инструменты (движение кляксы чаще всего не предсказуемо); с другой – пятно-клякса требует внимания, ведь его формообразование нуждается в целенаправленном управлении. Каждый силуэт может иметь несколько трактовок.

Кляксография может выполняться разным материалом: акварелью, тушью, гуашью  .

Нетрадиционные техники должны отвечать следующим критериям:

  1. Быть доступными детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими.
  2. Содержать изобразительно выразительные средства создания художественного образа.
  3. Знакомить с новыми приемами работы (боковой поверхностью мелка, валиком, губкой по трафарету и т. п.).
  4. Развивать ручную умелость.
  5. Соответствовать санитарно – гигиеническим нормам.

В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления. Если дети неправильно держат карандаш (в результате того, что им своевременно не показали, как это надо делать, и у них закрепилась неправильная хватка) — щепотью, в кулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро устает, изображение искажается. И как результат - неудовлетворенность, огорчение, потеря интереса .

Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятия рисованием. Продумывая занятие, воспитатель подбирает тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям и окружающим эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если дети хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала (разумеется, в доступных пределах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическая разработка НОД» (изобразительная деятельность (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования - рисование трафаретом и штампом)

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию.Тема: «Морское путешествие». Возраст: 5-6 лет (старшая группа). ...

Конспект НОД по рисованию с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе тема: «Зимний пейзаж». (с использованием нетрадиционных техник рисования)

Конспект НОД по рисованию с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе тема: «Зимний пейзаж».(с использованием нетрадиционной техники «рисование паралоном, ватными палочкам...

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...