самообразование
статья по рисованию на тему

Атуева Мария Викторовна

Развитие мелкой моторики рук детей  дошкольного возраста посредством художественно – творческой деятельности" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_netradits._metody.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование.

Развитие мелкой моторики рук детей  дошкольного возраста посредством художественно – творческой деятельности"

Цель:

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности

 1.Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук, сенсорику;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Познакомить детей с различными нетрадиционными формами создания апликации

Актуальность

«Источники способностей

и дарований детей -

на кончиках их пальцев…»

(В. А. Сухомлинский)

Уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики рук у детей. Появление футболок, ботинок на липучках, курток на молнии, шапок без завязок, книжек с наклейками исключает мелкие движения пальцев. В результате, то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Еще известный исследователь детской речи М. М. Кольцова писала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

Степень развития тонких движений пальцев рук - первый из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. На сегодняшний день, проблема с речевымразвитием и неготовность большинства дошкольников к письму остается актуальной. Вот почему, работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки ребенка к овладению связной речи и письма.

Существует много приемов и способов развития мелкой моторики, базирующихся на игре и творчестве. Пальчиковая гимнастика, мозаика, конструктор, «Puzzle», шнуровки интересны и полезны детям. А занятие творчеством – это не только способ выразить свои чувства и эмоции, но и необычайно эффективная деятельность, развивающая ловкость пальцев.

Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями, наилучшим средством, на мой взгляд, является нетрадиционные техники. Поэтому, вводя в свою работу по изобразительной деятельности новые способы и материалы, ставлю перед собой цель: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников, через нетрадиционные техники изобразительной деятельности. В соответствии с целью, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и для получения положительных результатов, ставлю перед собой следующие задачи:

1. Развивать и укреплять мелкую моторику;

2. Формировать самостоятельность в работе с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности;

3. Создавать предметно-развивающую среду, благотворно влияющую на развитие мелкой моторики у дошкольников;

4. Познакомить родителей с нетрадиционными техниками изобразительнойдеятельности для детского творчества дома.

Доказано, что у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, сформирована мыслительная деятельность – он умеет логически рассуждать, достаточноразвиты память и внимание, связная речь. Именно поэтому, опираясь на Программу художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, в своей работе по изобразительной деятельности использую нетрадиционные художественные техники, которые не только дают возможность для развития творческих способностей дошкольников, но и помогают в формировании координации движения пальцев рук. Взаимодействие с детьми осуществляю с учетом дифференцированного подхода, включая разнообразные формы и методы работы:

• подгрупповая и индивидуальная деятельность;

• дидактические игры;

• театрализация;

• выставки рисунков и поделок.

Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, я учу их держать деревянную палочку, кусочек поролона, добиваясь свободного движения руки во время рисования.«Шедевр», выполненный нетрадиционным способом (оттиск поролоном, рисованиеладошкой, пальцами, и т. д., дарит ребенку новую широкую гамму ощущений, развиваетвоображение и фантазию.

Используя в детской деятельности нетрадиционные техники аппликации (обрывная, объемная, с использованием оригами, мятых салфеток, природного материала, и т. д., я обучаю ловкости в работе с материалом, что способствует у детей:

• укреплению моторики рук;

• обогащению сенсорного впечатления;

• обогащению словаря;

• развитию мыслительной деятельности;

• развитию аккуратности и усидчивости.

А использование игрового самомассажа, в сопровождении легко запоминающихся стихов, позволяет организовать веселые и эмоциональные минутки отдыха, и в то же время, повышают эффективность работы.

Для более результативного решения задачи по развитию мелкой моторики рук у детей, мной в группе создана предметно-развивающая среда. Понятие «развивающая среда» - создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. В моей группе, в свободном доступе, находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры. Для развития руки и пальцев имеются разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

Для ежедневного развития моторики в игре, имеются такие предметы, как:

• бельевые прищепки для развития координации движений пальцев рук;

• клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон для развития дифференцированных движений пальцев рук;

• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки.

Все эти пособия и игры находятся в свободном доступе для ребёнка. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанников.

Оборудованные мной полочки, с необходимым материалом для эффективного решения задачи по развитию мелкой моторики (игры дидактические «Шнуровки», «Puzzle»,«Выложи узор» (из камешков, и многое другое, ежегодно пополняются, цели, и задачи игр усложняются.

Для развития ручной умелости большое значение имеют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т. д.). В группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение в, организованном мной, центреизобразительной деятельности. Он оборудован таким образом, что ребенок в любое время может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. По мере взросления детей, содержимое полочки меняется (большие кисточки – на маленькие, гуашь – на акварель, увеличивается цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т. д.).

Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я, прежде всего, думаю о том, чему полезному могут научить ребенка самые обычные предметы, окружающие его каждый день.

Только систематическая работа по развитию мелкой моторики позволяет достичь положительных результатов. Но, ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия семьи. Вот почему работа с родителями – одно из важнейших направлений в этой области. Совместную работу с семьей разделила на несколько этапов:

• объяснение значимости нетрадиционных техник изобразительной деятельности для подготовки руки к письму;

• расширение знаний родителей о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности;

• обучение приемам нетрадиционных техник для детской деятельности дома.

Родители всегда проявляют заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка. С такими родителями провожу индивидуальные беседы и привлекаю к творческой деятельности, приглашая на открытыйпросмотрнепосредственной образовательной изобразительной деятельности с применениемнетрадиционной техники.

Благодаря этому, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития мелкой моторики рук, повышается эффективность всего воспитательного процесса.

предполагаемый результат:

Средняя группа.

  • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах
  • Разовьют мелкую моторику рук.

Старшая группа

  • Овладеют различными приемами преобразования материалов.
  • Освоят обобщенные способы работы.
  • Разовьют познавательные, конструктивные способности.
  • Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Подготовительная группа

  • Разовьется поисковая деятельность.
  • Освоят умение анализировать поделку.
  • Сформируется положительное отношение к труду.
  • Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
  • Подготовится рука к письму.

Этапы самообразования:

1.Подбор и изучение методической литературы

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4.Представление опыта работы по теме.

 предполагаемые сроки выполнения каждого этапа

1.Изучение методической литературы

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня

литература по теме самообразования

дата

название автор

источник

(сайт; издательство,

год издания)

результат

Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии.

– 2-е изд. – М.: Джан-гар, 2012. – 864 с.

Смотреть тетрадь по самообразованию

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. –

СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Смотреть тетрадь по самообразованию

Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду",

М. 2004; 

Смотреть тетрадь по самообразованию

Любина Г. Рука развивает мозг.

Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.

Смотреть тетрадь по самообразованию

 Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”,

Педагогическое общество России, М: 2002г.;

Смотреть тетрадь по самообразованию

Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”,

М: “Просвещение”, 1979 г.;

Смотреть тетрадь по самообразованию

 Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”.

Ростов н/Д: Феникс, 2002..

Смотреть тетрадь по самообразованию

+Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы?Вырезки, копии, цитаты…

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

участие в методической работе детского сада

дата

тема

форма участия

«Веселые пуговицы»

Мастер- класс

«Развитие

мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности

»

Консультация для педагогов

+ фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

«Наши пальчики играют»

Создание картотеки

Артикуляционная гинастика

картотека

нетрадиционные

методы изобразительной деятельности

Создание картотеки

 «Развивающие игры для ребёнка, чему они способствуют».

Анкетирование родителей

Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп в соответствии с ФГОС

Создание картотеки

«Моя коллекция»

Знакомство с различными материалами

«РИСУЙКА»

Создание художественно-творческого центра изобразительной деятельности

 «Ум ребенка на кончиках пальцев»

Изготовление папки-передвижки

«Наши достижения»

Фотовыставка

Влияние нетрадиционной художественной деятельности на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Консультация в каждую группу ДО

  • Анализ выполнения программы (диагностика)

Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
 Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)

4.Представление опыта работы по теме.

  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе
  • Формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными:
  • Выступление на педсовете
  • Консультация
  • Семинар-практикум
  • Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми
  • Выставки детского творчества

«Развиваем пальчики, улучшаем речь».

Консультация для родителей

“Рисуем шерстью”

Открытое НОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...