самообразование
статья по рисованию на тему
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством художественно – творческой деятельности"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование.
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством художественно – творческой деятельности"
Цель:
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности
1.Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук, сенсорику;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Познакомить детей с различными нетрадиционными формами создания апликации
Актуальность
«Источники способностей
и дарований детей -
на кончиках их пальцев…»
(В. А. Сухомлинский)
Уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики рук у детей. Появление футболок, ботинок на липучках, курток на молнии, шапок без завязок, книжек с наклейками исключает мелкие движения пальцев. В результате, то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Еще известный исследователь детской речи М. М. Кольцова писала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
Степень развития тонких движений пальцев рук - первый из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. На сегодняшний день, проблема с речевымразвитием и неготовность большинства дошкольников к письму остается актуальной. Вот почему, работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки ребенка к овладению связной речи и письма.
Существует много приемов и способов развития мелкой моторики, базирующихся на игре и творчестве. Пальчиковая гимнастика, мозаика, конструктор, «Puzzle», шнуровки интересны и полезны детям. А занятие творчеством – это не только способ выразить свои чувства и эмоции, но и необычайно эффективная деятельность, развивающая ловкость пальцев.
Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями, наилучшим средством, на мой взгляд, является нетрадиционные техники. Поэтому, вводя в свою работу по изобразительной деятельности новые способы и материалы, ставлю перед собой цель: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников, через нетрадиционные техники изобразительной деятельности. В соответствии с целью, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и для получения положительных результатов, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Развивать и укреплять мелкую моторику;
2. Формировать самостоятельность в работе с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности;
3. Создавать предметно-развивающую среду, благотворно влияющую на развитие мелкой моторики у дошкольников;
4. Познакомить родителей с нетрадиционными техниками изобразительнойдеятельности для детского творчества дома.
Доказано, что у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, сформирована мыслительная деятельность – он умеет логически рассуждать, достаточноразвиты память и внимание, связная речь. Именно поэтому, опираясь на Программу художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, в своей работе по изобразительной деятельности использую нетрадиционные художественные техники, которые не только дают возможность для развития творческих способностей дошкольников, но и помогают в формировании координации движения пальцев рук. Взаимодействие с детьми осуществляю с учетом дифференцированного подхода, включая разнообразные формы и методы работы:
• подгрупповая и индивидуальная деятельность;
• дидактические игры;
• театрализация;
• выставки рисунков и поделок.
Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, я учу их держать деревянную палочку, кусочек поролона, добиваясь свободного движения руки во время рисования.«Шедевр», выполненный нетрадиционным способом (оттиск поролоном, рисованиеладошкой, пальцами, и т. д., дарит ребенку новую широкую гамму ощущений, развиваетвоображение и фантазию.
Используя в детской деятельности нетрадиционные техники аппликации (обрывная, объемная, с использованием оригами, мятых салфеток, природного материала, и т. д., я обучаю ловкости в работе с материалом, что способствует у детей:
• укреплению моторики рук;
• обогащению сенсорного впечатления;
• обогащению словаря;
• развитию мыслительной деятельности;
• развитию аккуратности и усидчивости.
А использование игрового самомассажа, в сопровождении легко запоминающихся стихов, позволяет организовать веселые и эмоциональные минутки отдыха, и в то же время, повышают эффективность работы.
Для более результативного решения задачи по развитию мелкой моторики рук у детей, мной в группе создана предметно-развивающая среда. Понятие «развивающая среда» - создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. В моей группе, в свободном доступе, находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры. Для развития руки и пальцев имеются разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Для ежедневного развития моторики в игре, имеются такие предметы, как:
• бельевые прищепки для развития координации движений пальцев рук;
• клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки.
Все эти пособия и игры находятся в свободном доступе для ребёнка. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанников.
Оборудованные мной полочки, с необходимым материалом для эффективного решения задачи по развитию мелкой моторики (игры дидактические «Шнуровки», «Puzzle»,«Выложи узор» (из камешков, и многое другое, ежегодно пополняются, цели, и задачи игр усложняются.
Для развития ручной умелости большое значение имеют различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т. д.). В группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение в, организованном мной, центреизобразительной деятельности. Он оборудован таким образом, что ребенок в любое время может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. По мере взросления детей, содержимое полочки меняется (большие кисточки – на маленькие, гуашь – на акварель, увеличивается цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т. д.).
Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я, прежде всего, думаю о том, чему полезному могут научить ребенка самые обычные предметы, окружающие его каждый день.
Только систематическая работа по развитию мелкой моторики позволяет достичь положительных результатов. Но, ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия семьи. Вот почему работа с родителями – одно из важнейших направлений в этой области. Совместную работу с семьей разделила на несколько этапов:
• объяснение значимости нетрадиционных техник изобразительной деятельности для подготовки руки к письму;
• расширение знаний родителей о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности;
• обучение приемам нетрадиционных техник для детской деятельности дома.
Родители всегда проявляют заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка. С такими родителями провожу индивидуальные беседы и привлекаю к творческой деятельности, приглашая на открытыйпросмотрнепосредственной образовательной изобразительной деятельности с применениемнетрадиционной техники.
Благодаря этому, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития мелкой моторики рук, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
предполагаемый результат:
Средняя группа.
- Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
- Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
- Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
- Научатся видеть необычное в обычных предметах
- Разовьют мелкую моторику рук.
Старшая группа
- Овладеют различными приемами преобразования материалов.
- Освоят обобщенные способы работы.
- Разовьют познавательные, конструктивные способности.
- Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
Подготовительная группа
- Разовьется поисковая деятельность.
- Освоят умение анализировать поделку.
- Сформируется положительное отношение к труду.
- Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.
- Подготовится рука к письму.
Этапы самообразования:
1.Подбор и изучение методической литературы
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4.Представление опыта работы по теме.
предполагаемые сроки выполнения каждого этапа
1.Изучение методической литературы
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня
литература по теме самообразования | |||
дата | название автор | источник (сайт; издательство, год издания) | результат |
Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. | – 2-е изд. – М.: Джан-гар, 2012. – 864 с. | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – | СПб: Изд. дом «Литера», 2007. | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду", | М. 2004; | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
Любина Г. Рука развивает мозг. | Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г. | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, | Педагогическое общество России, М: 2002г.; | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
Гульянц З.К. “Учите детей мастерить”, | М: “Просвещение”, 1979 г.; | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
Корчинова О.В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. | Ростов н/Д: Феникс, 2002.. | Смотреть тетрадь по самообразованию | |
+Какие программы, методики, технологии изучены в процессе работы над методической темой? Кто авторы? Какой передовой педагогический опыт изучен? Какие методические рекомендации использованы?Вырезки, копии, цитаты…
2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования
участие в методической работе детского сада | ||
дата | тема | форма участия |
«Веселые пуговицы» | Мастер- класс | |
«Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности » | Консультация для педагогов | |
+ фото и выдержки из материалов (доклады, выступления, рефераты)
3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
«Наши пальчики играют» | Создание картотеки | |
Артикуляционная гинастика | картотека | |
нетрадиционные методы изобразительной деятельности | Создание картотеки | |
«Развивающие игры для ребёнка, чему они способствуют». | Анкетирование родителей | |
Картотека дыхательной гимнастики для всех возрастных групп в соответствии с ФГОС | Создание картотеки | |
«Моя коллекция» | Знакомство с различными материалами | |
«РИСУЙКА» | Создание художественно-творческого центра изобразительной деятельности | |
«Ум ребенка на кончиках пальцев» | Изготовление папки-передвижки | |
«Наши достижения» | Фотовыставка | |
Влияние нетрадиционной художественной деятельности на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста | Консультация в каждую группу ДО |
- Анализ выполнения программы (диагностика)
Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
Выводы по теме. Есть ли положительный результат? (Приложить диаграммы, сравнительный анализ)
4.Представление опыта работы по теме.
- способ демонстрации результата проделанной работы
- форма отчета по проделанной работе
- Формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными:
- Выступление на педсовете
- Консультация
- Семинар-практикум
- Показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми
- Выставки детского творчества
«Развиваем пальчики, улучшаем речь». | Консультация для родителей |
“Рисуем шерстью” | Открытое НОД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
