Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «В гостях у гжельских мастеров»
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

Язева Людмила Владимировна

Создание условий для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

начальная школа – детский сад № 662

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Конспект

непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы

«В гостях у гжельских мастеров»

Язева Людмила Владимировна,

воспитатель.

Санкт-Петербург

Кронштадт

                                                 

Содержание

  1. Пояснительная записка ………………………………………………….2
  1. . Описание целевой аудитории мероприятия……………………….2
  2. . Условия проведения мероприятия…………………………………2
  3. . Целевые установки мероприятия  ………………………………… 3
  4. . Планируемые результаты………………………………………….. 3
  1. Ход образовательной деятельности   …………………………………. 4
  2. Список литературы  …………………………………………………….. 7

1.Пояснительная записка

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно - прикладного искусства составляет ручной творческий труд мастера. Наши задачи направлены на воспитание художественной культуры детей, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.  Ребята учатся создавать красоту своими руками. Во время знакомства с народно прикладным искусством не только формируется эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного творчества, но и развиваются трудовые умения и навыки, обогащается их внутренний мир.  Знакомя   с гжельской росписью, ребята учатся изображать элементы росписи, самостоятельно составлять композиции различной сложности, создавать сувениры, поделки своими руками. Актуальность программы:  Актуальность  обусловлена следующими факторами: - целью современного образования, которая заключается в развитии и воспитании личности ребенка; - обращение к народным промыслам способствует нравственно- эстетическому воспитанию ребенка; - необходимостью приобщения детей к истокам русской культуры и духовным традициям родного края. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание нод знакомит детей с народными промыслом, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при изготовлении сувениров, поделок, подарков, участвовать в выставках, конкурсах.

  1. Описание целевой аудитории мероприятия

Участники дети подготовительной к школе группы ГБОУ начальной школы-детского сада №662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга в возрасте 6-7 лет в количестве 15 человек.

  1. Условия проведения мероприятия

За несколько дней до проведения данного мероприятия воспитатель с детьми пишет письмо гжельским мастерам с просьбой о том, чтобы встретиться с ними, больше узнать о гжельской росписи.

Предварительная работа: беседа о гжельском промысле, рассматривание узоров гжели, цветов, бордюров, изучение нанесения основных мазков гжельской росписи, заучивание песни  « Ах, какая гжель!» .

Демонстративное оборудование и материалы: мультимедиа проектор, презентация, гжельская посуда и игрушки, аудиозапись песни « Ах, какая гжель!», русские народные мелодии.

Оборудование для изобразительной деятельности детей: изделия для росписи ( посуда из соленого теста, раскраски, тарелочки из картона ), гуашь синего цвета, тонкие и толстые кисти, баночки с водой, влажные салфетки, ватные палочки, подставки для кисточек.

  1. Целевые установки мероприятия

Создание условий для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении.

Задачи:

Образовательные:

-Способствовать расширению представлений о характерных особенностях гжельской росписи.

-Продолжать знакомить детей с историей появления гжельской росписи, с процессом изготовления гжельской росписи и посуды, гжельским промыслом.

Развивающие:

-Продолжать развивать художественно-эстетическое восприятие; умение создавать узоры по мотивам гжельской росписи.

-Продолжать развивать декоративное творчество детей.

-Развивать чувство цвета и композиции.

-Продолжать развивать коммуникативные умения, эмоциональный контакт между детьми.

Воспитательные

-Воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимание и уважение к творчеству других детей, чувство взаимопомощи и взаимопонимания друг друга.

-Формировать интерес к изучению народной культуры, чувства единства с русским народом, его традициями.

  1.  Планируемые результаты

В результате работы  дети:

- Получают представление об особенностях гжельской росписи.

- Узнают об истории появления  гжельской росписи, с процессом изготовления гжельской посуды, гжельским промыслом.

- Умеют создавать композицию на предметах (силуэтах) разной формы, самостоятельно расписывать изделие.

- Учатся работать как самостоятельно, так и в коллективе.

-Начинают овладевать приемами изучаемой росписи , умением использовать характерные элементы узора(капельки ,точки , штрихи , линии, цветы).

- Приобщаются к исконно русскому творчеству , и даже испытывают себя в роли гжельских мастеров.

- Получают возможность развивать эстетический вкус, фантазию, воображение.

  1. Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята,  сегодня у нас необычная игра .Давайте поздороваемся друг с другом ладошками. (дети по кругу приветствуют друг друга со словами приветствий, прикасаясь ладошками к ладошкам рядом стоящего). В это время входит почтальон с сумкой и достает красивый конверт украшенный узорами гжельской росписи и показывает его детям.

Воспитатель с детьми удивленно смотрят на конверт.

Воспитатель: Посмотрите,  какой красивый конверт! Как вы думаете, откуда пришло письмо?  

Дети: От гжельских мастеров.

Воспитатель: Верно, пришел ответ на ваш ответ на ваше письмо к гжельским мастерам. Вспомните, о чем мы писали в нашем письме?

Дети: В письме мы просили рассказать нам о появлении гжельской росписи, показать какие бывают изделия , о процессе их изготовления.

Воспитатель: Давайте прочитаем ответ. (зачитывает ответ)

« Дорогие ребята, мы, гжельские мастера-умельцы, приглашаем вас к себе в гости. Мы расскажем вам о нашем промысле, о том, как появилась гжельская роспись, приглашаем вас посмотреть на изделия невиданной красы».

Хотите отправиться в гости?

Дети: да!

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. Сегодня мы совершим увлекательное и познавательное путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев, в г. Гжель и увидим с вами гжельский фарфоровый завод. А в этом мне поможет мой волшебный клубочек.

Кидаем клубочек, дети закрывают глаза, хлопают в ладоши и говорят: « Раз, два, три, клубочек волшебный в Гжель нас приведи».

Слайд « Речка»

Воспитатель: Посмотрите на экран. Скажите куда мы попали?

Дети: на речку.

Воспитатель: Как мы уже знаем, узоры на всех изделиях выполнены синей или голубой краской.  Откуда взялся этот цвет? Как вы думаете? ( ответы детей). Мастера рассказывают, что этот цвет подарила река Гжелка и синие полевые цветы .А еще есть сказка-легенда. « Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую и  решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы-травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Слайд « Город»

Воспитатель: Здесь живут удивительные люди - народные мастера. Из белой глины они создают настоящие чудеса. А как они создают ? Кто знает ? ( ответы детей) Процесс росписи всегда происходит только в ручную, поэтому каждое изделие уникально.

Слайд « Мастера»

Воспитатель: Под руками живописцев как бы растут живые цветы и деревья, « поют» птицы. Кто знает, какие изделия изготавливают в г. Гжель?

Дети: чайники, вазы, сувениры, игрушки.

Слайд « Гжельские изделия»

Воспитатель: Посмотрите, какие они красивые. Расскажите , что вы видите? ( ответы детей) . Какие еще изделия вы встречали? ( ответы детей) , Какие узоры видите на изделиях? ( ответы детей ). А вы хотели бы научиться также расписывать любые изделия ? ( ответы детей ). Хотите поиграть с гжельскими цветами? (после того как дети сказали : «да.» воспитатель проводит физминутку).

Физминутка.

Наши синие цветы распускают лепестки. ( дети соединяют ладошки , пальцы отводят назад)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.( дети шевелят пальчиками )

Наши синие цветы закрывают лепестки. (ладошки и пальчики опять соединяют )

Воспитатель: А сейчас мастера покажут узоры гжельской росписи .

Слайд « Узоры»

Воспитатель: Давайте рассмотрим основные узоры гжельской росписи , которыми мы будем украшать изделия. Какие элементы росписи нарисовали нам мастера?

Дети: капельки, точки, травинки, цветы…

Воспитатель: штрихи, линии, бордюры, капельки, былинки. Давайте прорисуем узоры в воздухе (дети берут в руки воображаемую кисть и изображают узоры, которые видят на слайде), проговаривают названия узоров вместе с воспитателем.

Молодцы! Пришло время применить полученные знания на деле. Приглашаю вас в гжельскую мастерскую, где вы в роли мастеров будете расписывать изделия. Вы можете выбрать изделия для росписи . У нас есть раскраски, тарелочки из картона, кухонная посуда из соленого теста. После того как дети выбрали изделия воспитатель предлагает вспомнить правила работы с кисточкой.

Ответы детей: аккуратно, пользоваться подставкой для кисточки , салфетками , отжимать кисточку, не ставить локоть на рисунок и т. д.

Дети приступают к работе под музыку.

Воспитатель наблюдает за процессом, осуществляет индивидуальный подход, личностно- ориентированный подход, подбадривает, подсказывает. Когда дети закончили расписывать изделия воспитатель предлагает детям рассмотреть все работы, дать возможность увидеть красоту гжельской росписи.

Итог образовательной деятельности ( рефлексия)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какую сине- голубую сказку вы создали. Какое настроение было у вас, когда вы расписывали изделия? (ответы детей).

Продолжите предложение: «Если бы я был гжельским мастером , я бы…..( ответы детей ).

Воспитатель: Прекрасно! А где мы можем сейчас применить наши изделия?

Ответы детей: отправить на выставку, подарить, отнести посуду в группу для игр.

Воспитатель: Пришло время возвращаться в детский сад. Давайте возьмем клубочек, закроем глаза и скажем слова: « Раз, два, три, клубочек в детский сад нас верни».

Список литературы

  1. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Учебное пособие по кистевому рисунку Гжели. М.: Народное образование. 1996. -112 с.
  2. Вохринцева С. Гжель. Учимся рисовать / Демонстрационный материал по изобразительному искусству. – Екатеринбург: Изд-во «Страна фантазий», 2003.
  3. Вохринцева С. Учимся рисовать. Гжель 2/ Демонстрационный материал по изобразительному искусству. – Екатеринбург: Изд-во «Страна фантазий», 2005.
  4. Вохринцева С. Учимся рисовать. Гжель 3/ Демонстрационный материал по изобразительному искусству. – Екатеринбург: Изд-во «Страна фантазий», 2005.
  5. Изобразительное искусство в школе. Сборник материалов и документов/сост. Г.Г. Виноградов. М: 1990 – 175 с.
  6. «Хохломская роспись», «Городецкая роспись», «Гжель» / Рабочие тетради по основам народного искусства: Изд-во «Мозаика-синтез»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР "Незнайка собирается в школу".

Интеграция образовательных областей:"Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Здоровье", "Музыка", "Чтение художественной литературы".Цель: Развитие математических способностей, познавательно-речев...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Зимняя сказка". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, технология поисково-познавательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема "Дикие животные". Тема: "Игра - путешеств...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительная деятельность) «Золотая осень»

Стимулировать желание создать свой рисунок (осенний лес) с помощью нетрадиционной техники рисования манной крупой, (заранее окрашенной в различные оттенки). Совершенствовать технику рисования. Заклады...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительная деятельность) «Морозные узоры»

Изобразительная деятельность "Морозные узоры".Методические приёмы:1. Игровая ситуация «Путешествие в сказку».2. Игровая ситуация «Письмо от деда Природоведа».3. Игров...