Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Зимняя сказка". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, технология поисково-познавательной деятельности.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Гончарова Галина Владимировна

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема "Дикие животные". Тема: "Игра - путешествие "Зимняя сказка" (по мотивам славянской сказки в обработке С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев"). С использованием современных образовательных технологий: ИКТ (информационно коммуникационная технология), технология поисково - познавательной деятельности, игровые технологии, здоровьесберегающая технология. Цели: Формирование умения детей находить нужную информацию в процессе поисково-познавательной деятельности путём использования научно-познавательной литературы; Повышение качества усвоения материала методом использования информационно-коммуникационных технологий; Формирование интереса к театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_igra-puteshestvie_zimnyaya_skazka.docx44.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Тема: Игра – путешествие «Зимняя сказка»

(по мотивам славянской сказки в обработке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»)

Цели:

  • Формирование умения детей находить нужную информацию в процессе поисково-познавательной деятельности путём использования  научно-познавательной литературы;
  • Повышение качества усвоения программного материала методом использования информационно-коммуникационных технологий;
  • Формирование представления детей о смысле образного выражения: «Лес, как книга»;
  • Формирование интереса к театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Вызвать интерес к художественной литературе;
  • Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, о мире диких животных;
  • Развивать речевой слух, память, мышление;
  • Развивать диалогическую и монологическую формы речи. Закреплять умение давать чёткие ответы развёрнутой фразой на поставленные воспитателем вопросы;
  • Совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, косвенная речь);
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных);
  • Совершенствовать грамматический строй речи (формировать умение образовывать и употреблять существительные с суффиксом увеличительности);
  • Формировать умение детей определять диких животных не только по внешним признакам, но и по следам их жизнедеятельности:
  • Совершенствовать умение создавать выразительные игровые образы. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи. Развивать общие речевые навыки;
  •  Автоматизировать правильное  произношение и дифференцировать ранее поставленные звуки в свободной речевой деятельности;
  • Воспитывать навыки сотрудничества в игре и непосредственно образовательной деятельности, самостоятельности, активности, инициативности, интереса и любви к родной природе.

Интеграция образовательных областей: «Здоровье» (физкультминутка), «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» (развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству), «Безопасность» (представления об опасных в мире природы ситуациях), «Труд» (уборка своего рабочего места).

Материалы и оборудование: ноутбук, DVD «Волк», CD с записью классической инструментальной музыки; популярная научно-практическая энциклопедия «Животные наших лесов», детская энциклопедия «Животные»; театральная кукла Падчерица (в рост ребёнка); плоскостные изображения зайца, лисы, белки, волков; атрибуты настольного театра «Двенадцать месяцев»; изображения следов зайца, лисы, волков. Для оформления группы: ёлочки, ватман.

Предварительная работа: Беседа « Зима», « Зимние явления природы», «Дикие животные зимой». Словарная работа по этим темам. Чтение русских народных сказок «Зимовье зверей», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и заяц».  Беседа о творчестве С.Я.Маршака, чтение сказки «Двенадцать месяцев». Разучивание стихотворных отрывков и ролей из сказки «Двенадцать месяцев»


Оформление группы: Зимний лес. Снег лежит волнистыми сугробами. Ёлочки наполовину засыпаны снегом, и покрыты пушистыми шапками снега. На снегу следы: зайца, лисицы, волков. Под одной из ёлочек шишки и чешуйки от еловых шишек (следы жизнедеятельности белки). Под другой елью лежит «снежный ком» круглой формы. На ёлке белка примостилась в развилине ветвей. Под другой елью сидит, спрятавшись, зайчишка. Вдали в своём логове стая волков.

  1. Организационный момент

Дети входят в группу и здороваются с гостями:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - Солнцу и птицам.

«Доброе утро!» - Улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро продлится до вечера.

Дети садятся на стулья, стоящие полукругом.

Воспитатель загадывает загадку:

Наступили холода,

Перестал медведь реветь,

Обернулась в лёд вода.

В спячку впал в бору медведь.

Длинноухий зайка серый

Кто скажет, кто знает:

Обернулся зайкой белым.

Когда это бывает?

Дети: Это бывает зимой.

Воспитатель: Вы правильно отгадали загадку. А ответьте мне, какое сейчас время года?

Ребёнок: Сейчас время года зима.

  1. Игра «Отгадай, из какой сказки эти строки?»

Дети, я вам читала много сказок, действия в которых происходят зимой. А сейчас я хочу проверить, хорошо ли вы их запомнили. Я буду читать отрывки из сказок, а вы должны ответить из какой сказки эти строки.

  1. «Пришла зима студёная, с вьюгой да со снежными сугробами. Зайка от холода и вовсе побелел, и надумал он себе избу построить».

Воспитатель: Как называется сказка, отрывок из которой  я вам прочитала?

Ребёнок: Это отрывок из сказки «Лиса и заяц».

Воспитатель: А кто её автор?

Ребёнок: Это русская народная сказка.

  1.  «Пришла  лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забилась в подполье, кот на печи, а петух под потолком на жердочке пристроился…»

Воспитатель: Из какой сказки эти строки?

Ребёнок: Эти строки из сказки «Зимовье зверей».

Воспитатель: Кто автор?

Ребёнок: Это сказка русского народа.

  1.  «Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди и приговаривай: ловись, рыбка, мала и велика».

Воспитатель: А как называется эта сказка?

Ребёнок: Эта сказка называется «Лисичка – сестричка и серый волк». Это русская народная сказка.

  1. Воспитатель: Дети, а вы знаете, сколько месяцев в году?

Дети: Двенадцать.

Воспитатель: Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.

Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

Воспитатель: Из какой сказки этот отрывок?

Ребёнок: Это сказка «Двенадцать месяцев».

Воспитатель: Правильно. Дети это славянская сказка, а перевёл её для нас С.Я.Маршак.

Воспитатель: Дети, а вы хотите узнать, что было дальше и совершить путешествие в сказку «Двенадцать месяцев»?

Дети: Да!

Воспитатель: Для того, чтобы попасть в сказку, надо произнести волшебные слова. Встаньте, закройте глаза и произносите за мной: «Крекс – фекс – пекс, вокруг повернись в сказке окажись!»

Пока дети произносят волшебные слова, воспитатель берёт большую куклу (в рост ребёнка) героиню сказки «Двенадцать месяцев».

Дети открывают глаза, а перед ними Падчерица с корзинкой в руке.

  1. Путешествие в зимний лес-сказку «Двенадцать месяцев».

Падчерица; Здравствуйте, дети. Меня мачеха послала в лес за подснежниками. Хотя, какие подснежники зимой? В лесу темно, вечереет и мне одной идти страшно. Пойдёмте со мной.

Дети: Да!

Падчерица: Дети, а вы знаете правила поведения в лесу? Назовите мне их. За каждый правильный ответ, я буду давать вам орешки. Вы их не кушайте, если мы увидим белку, вы угостите её. Итак, правила?

1-ый ребёнок: Мы в лесу гости, а хозяева в лесу дикие животные и растения.

2-ой ребёнок: В лесу нельзя громко кричать, чтобы не испугать животных.

3-ий ребёнок: Нельзя ломать ветки и деревья, потому что это дом или убежище для животных.

4-ый ребёнок: Нельзя разгребать снег и оголять землю, потому что снег – одеяло для растений.

5-ый ребёнок: В лесу нельзя сорить.

6-ой ребёнок: Когда приходишь в зимний лес, приноси угощение для птиц.

Падчерица: Молодцы, дети (за правильные ответы даёт детям орешки ).

Падчерица заходит с детьми в зимний сказочный лес.

Очень тихо звучит классическая инструментальная музыка.

Падчерица: Дети, а вы слышали выражение: «Лес, как книга»?

Дети: нет.

Падчерица: Книгу читаешь, и узнаешь, что происходит. А в лесу можно читать по следам. По следам, по сломанным веткам можно узнать, кто пробегал, кто проходил, кто, где прятался, кто за кем охотился.

Падчерица: Посмотрите, как Зима одела всё в белые одежды. На белом снегу видны все следы. Ой, а чьи это следы?

Дети: Это заячьи следы.

Падчерица: А как вы догадались?

Ребёнок: Впереди след длинный, а сзади короткий. Заяц бежит, выставляя вперед задние ноги.

Падчерица: Хорошо. А почему мы его не видим? Почему его не заметно на снегу?

Ребёнок: Он поменял шубку на белую и спрятался вон под тем кустом.

Падчерица: Дети, а у зайца есть дом в зимнюю стужу?

Дети: Нет.

Падчерица: Правильно.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Ну, что ж, не будем пугать зайца, пойдёмте дальше. Посмотрите, а здесь ещё чьи-то следы? Посмотрите, какие крупные следы и их много. Здесь пробегала целая стая каких-то животных. Как вы думаете, чьи это следы?

Дети: Это волчьи следы.

Падчерица: А почему.

Ребёнок: Следы похожи на собачьи, а собаки потомки волков.

2-ой ребёнок: Волки зимой собираются в стаи, чтобы легче было охотиться.

Падчерица: Дети, я вижу вон там, вдали, логово волков. Можно ли подойти к ним поближе и посмотреть на них?

Дети: Нет.

Падчерица: Правильно, дети, к волкам подходить опасно. Не напрасно волка называют лесным разбойником. Давайте, убедимся в этом, посмотрев маленький отрывок из документального фильма «Волк».

Дети подходят к ноутбуку и садятся на стульчики.

  1. Просмотр отрывка из документального фильма «Волк».

Просмотр маленького отрывка из фильма «Волк» (1-2 мин)

Падчерица: Ну вот, дети мы с вами убедились, что волков надо остерегаться, так как это хищник, а зимой он ещё и голодный. Дети, а как вы думаете, а нужны ли волки?

Ребёнок: Да, волки нужны. Они санитары леса. Они поедают погибших животных и охотятся на больных, ослабленных животных.

Продолжение путешествия в зимний лес-сказку.

Падчерица: Посмотрите, дети, а это чьи следы?

Ребёнок: Это лисьи следы.

Падчерица: А как вы узнали.

Ребёнок: Следы похожи на волчьи, но они более мелкие. Мы видим след одного животного, а лиса охотится одна.

2-ой ребёнок: Мы видим, что сначала следы идут прямо. А вот мышиная норка. Лиса здесь остановилась и прыгала, мышковала, чтобы мыши испугались и выбежали из норки.

Падчерица: Правильно, дети. Послушайте, как об этом говорится в стихотворении:

Бродит по лесу сестрица,

Ищет, чем бы поживиться.

Слышит: возятся, пищат

В норках выводки мышат.

И плутовка быстро, быстро

Разрывает снег пушистый…

А как вы думаете, плутовке удалось полакомиться мышами?

Ребёнок: Нет, потому что не видно мышиных следов.

Падчерица: Наверное, мы её спугнули, видите, вон там за деревьями мелькает её яркая рыжая шубка?

Падчерица и дети подходят к ели, вокруг которой разбросаны чешуйки и стерженьки еловых шишек.

Падчерица: Кто насорил в лесу?

Ребёнок: Это белка.

Падчерица: Ясно, это не мусор. Это белка лакомилась семенами шишек. Дети, а у белки есть домик, где бы она могла спрятаться от мороза?

Дети: Да.

Падчерица: Где живёт белка?

Ребёнок: Белка живёт в дупле.

Падчерица: Дети, посмотрите, между ветками ели выглядывает любопытная мордочка белки. Давайте, оставим белочке наше угощение.

  1. Физкультурная минутка «Белый снег»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

Руки через стороны вверх, покачивая руками над головой.

И на землю тихо

Падает, ложится.

Присели, руки опустили на пол.

И под утро снегом

Встали, покружились на месте.

Поле забелело,

Руки на поясе, повороты туловища влево – вправо.

Точно пеленою

Всё его одело.

Присели, руки опустили на пол.

  1. Поисково-познавательная деятельность «Чьё гнездо?»

Падчерица и дети продолжают своё путешествие по сказочному лесу.

Падчерица находит под елью и показывает детям гнездо из травинок, оно необычной круглой формы, маленькое и очень лёгкое.

Падчерица: Дети, а это что?

Ребёнок: Это гнездо.

Падчерица: А чьё это гнездо?

Ребёнок: Это птичье гнездо.

Падчерица: Дети, у птиц гнездо более плоское и крепкое, да и по размеру больше. А это посмотрите: легкое, совсем маленькое и круглое, а вход в него малюсенький, ни одна птичка не пролезет.

На помощь Падчерице и детям приходит воспитатель.

Воспитатель: Падчерица, дети, мы не знаем ответа на вопрос: «Чьё это гнездо?». Давайте, подойдём к нашему столу информации, там у нас есть энциклопедии. Попробуем в них найти ответ на наш вопрос.

Так как дети ещё плохо умеют читать, воспитатель по содержанию находит в детской энциклопедии «Животные» главу про птиц. И предлагает одним детям по картинкам найти гнездо, похожее на то, которое вы нашли в лесу. Другим детям предлагает энциклопедию «Животные наших лесов», и также по картинкам найти нужное гнездо.

В результате поиска дети находят нужную информацию в энциклопедии «Животные наших лесов».

Воспитатель зачитывает: « В лиственных лесах, в полях и на лугах по всей нашей стране живут мыши-малютки, самые мелкие из грызунов. Для этих крошек травинки – как деревья, по стволам которых они карабкаются вверх, добираясь до съедобных семян. Малютки так легки, что травинки под ними не ломаются. Поселяясь среди высоких трав, малютки строят себе уютные гнёздышки. Аккуратно отгрызая травинки, мышка режет их на ровные полоски и, сидя на задних лапках, плетёт гнездо. Так, потихонечку, между несколькими травинками появляется аккуратное шарообразное гнёздышко с маленьким входом сбоку. К зиме они бросают свои летние гнёздышки и перебираются жить в стога сена или прочие укромные местечки»

Воспитатель: Теперь вы знаете, чьё это было гнездо. Наверное, в еловый лес его принесло ветром.

  1. Игра «со снежным комом» «Это кто такой большой?»

Под ёлочкой лежит «снежный комок круглой формы среднего размера».

Падчерица: Дети, посмотрите, какой круглый «комок снега», а давайте немного отдохнём, и используем его для игры «Это кто такой большой?» Я бросаю вам «снежный комок» и называю вам дикое животное или часть его тела, а вы ловите «снежный комок» и

называете это дикое животное так, чтобы в названии была часть ищ. Например: Бобёр – бобрище.

Воспитатель: Медведь.

1-ый ребёнок: Медведище.

Воспитатель: У медведя не лапы, а

2-ой ребёнок: Лапищи.

Воспитатель: Волк.

3-ий ребёнок: Волчище.

Воспитатель: У волка не зубы, а

4-ый ребёнок: Зубищи.

Воспитатель: Барсук.

5-ый ребёнок: Барсучище.

Воспитатель: У лисы не хвост, а

6-ой ребёнок: Хвостище.

Воспитатель: Кабан.

7–ой ребёнок: Кабанище.

Падчерица: Дети, вы дали правильные ответы, похлопайте себе в ладоши.

Падчерица: Дети, посмотрите,  что-то светится – вон там далеко… А вдруг это волчьи глаза? Да нет, волчьи глаза зелёные, а это золотой огонёк. И дымком теплым как будто запахло. Может это костёр? Так и есть.  Как я замерзла. Ох, ноги не идут, окоченели совсем!

Воспитатель (читает текст от автора): Перед падчерицей и детьми открывается небольшая круглая поляна, посреди которой пылает костёр. Вокруг костра сидят люди, кто поближе к огню, кто подальше. Их двенадцать. Они тихо переговариваются о чём-то…

(Воспитатель незаметно убирает большую куклу - Падчерицу)

  1. Разыгрывание в настольном театре сцены из пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

Дети, давайте разыграем сценку о том, что произошло у костра в сказочной пьесе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Вы – герои сказки, поэтому говорить надо выразительно, правильно и красиво.

Воспитатель (читает текст от автора): Падчерица сначала не решается выйти на поляну, потом, набравшись смелости, медленно выходит из-за деревьев. Двенадцать братьев, замолчав, поворачиваются к ней.

Падчерица (поклонившись): Добрый вечер.

Январь: И тебе вечер добрый.

Падчерица: Позвольте мне у костра вашего погреться!

Январь: Ну, что ж погрейся. А что это у тебя в руках, девочка? Корзинка? За шишками ты, что ли, пришла в лес, да ещё в такую метелицу?

Падчерица: Не по своей воле я пришла и не за шишками, а за цветами…Прислала меня мачеха за подснежниками. Не велела мне мачеха без подснежников домой возвращаться. Обещала наша королева целую корзину золота тому, кто принесёт во дворец корзину подснежников. Вот меня и послали в лес.

Январь: Плохо твоё дело, голубушка! Не время теперь для подснежников, - надо Апреля - месяца ждать.

Падчерица: Я сама знаю, дедушка. Да деваться мне некуда. Ну, спасибо вам, я пойду...(Берет свою корзинку и медленно идёт к деревьям)

Апрель: Погоди, девочка, не спеши! (Подходит к Январю и кланяется ему): Братец Январь, уступи мне на час своё место.

Январь: Я бы уступил, да не бывать Апрелю прежде марта.

Март: Ну, за мной дело не станет. Что ты скажешь, братец Февраль?

Февраль: Ладно, уж, и я уступлю, спорить не буду.

Январь: Если так, будь, по-вашему! (Ударяет о землю ледяным посохом).

Не трещите, морозы,

В заповедном бору,

У сосны, у берёзы

Не грызите кору!

Полно вам вороньё

Замораживать,

Человечье жильё

Выхолаживать!

Воспитатель (читает текст от автора): В лесу становится тихо. Метель улеглась. Небо покрылось звёздами. Январь передаёт свой посох лохматому и хмурому Февралю.

Февраль (ударяет посохом о землю):

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи.

Вихри, вьюги и бураны.

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землею.

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю.

Воспитатель (читает текст от автора): В ветвях гудит ветер. По поляне бежит позёмка, крутятся снежные вихри.

Февраль: Теперь твой черед, братец Март!

Март (берёт посох)

Снег теперь уже не тот,-

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

Воспитатель (читает текст от автора): Снег вдруг темнеет и осядает. Начинается капель. На деревьях появляются почки.

Март: Ну, теперь ты бери посох, братец Апрель.

Апрель (берёт посох и говорит звонко, во весь мальчишеский голос):

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи.

Вылезайте, муравьи.

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник!

Воспитатель убирает «снежное одеяло» и удивлённая падчерица видит на кочках и под деревьями белые подснежники.

Воспитатель: Дети, давайте поможем Падчерице собрать подснежники.

Воспитатель: Молодцы, дети, а сейчас давайте, положим все цветы в корзинку Падчерицы. Поблагодарим братьев месяцев и отправимся в обратный путь.

Падчерица и дети говорят: Спасибо, братья месяцы! До свидания.

  1. Сюрпризный момент.

Падчерица благодарит детей и дарит им картинку-раскраску с сюжетом сказки «Двенадцать месяцев». Прощается с детьми

Воспитатель: Дети, и нам пора возвращаться в группу. А для этого мы снова должны произнести наши волшебные слова. Закройте глаза и произнесите: «Крекс» - «Фекс» - «пекс», вокруг повернись в группе нашей окажись!» (В это время воспитатель убирает куклу – Падчерицу).

  1. Итог.

Воспитатель:

Мы в сказочном лесу

Сегодня, дети, побывали.

И много для себя узнали.

Но пришло время и нам попрощаться с нашими гостями:

До свидания!

Когда мы увидимся снова? –

Никто не ответит заранее…

Сказать остаётся два слова,

И мы говорим:

«До свидания!»


Государственное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад № 17 компенсирующего вида

 Калининского района Санкт - Петербурга.

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей  подготовительной к школе группы с ОНР

Направление «Познавательно – речевое развитие».

Тема: «Игра – путешествие «Зимняя сказка»

(по мотивам славянской сказки в обработке С.Я.Маршака

«Двенадцать месяцев»).

Использование современных образовательных технологий:

ИКТ (информационно коммуникационная технология), технология поисково – познавательной деятельности, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Провела: воспитатель Высшей квалификационной

категории Гончарова Галина Владимировна

Санкт – Петербург

12 декабря 2013 год

        Воспитатель: Гончарова Г.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема "Весна пришла". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, игровые технологии.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Материал разработан в соответствии с требованиями ФГТ. С использованием современных образовательны...

Конспект итоговой логопедической интегрированной непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Сказка о рыбаке и рыбке» с использованием игровых технологий.

Конспект итоговой логопедической интегрированной непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми  подготовительного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Сказка о рыбаке ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по социализации "Я и моя семья" с использованием технологии "Мы вместе"

Задачи: - закрепить представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях;- воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, к своей маме и друг другу;- з...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в средней группе «Путешествие в страну геометрических фигур» ( с использованием современных образовательных технологий ИКТ)

laquo;Путешествие в страну геометрических фигур»Цель:Закрепление у детей знаний о геометрических фигурах на основе словесного описания и зрительного восприятия Задачи:• Закр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием современных технологий «Приключения Царевны-Лягушки»

Планируемые результаты:По образовательным  задачам:- увеличивает и уменьшает число на 1;- выполняет математические действия в пределах 10;- решает  задачи в одно действие и неравенства;- зна...