Конспект открытого итогового занятия по изодеятельности в подготовительной группе «Три состояния воды и рисование на ней» с элементами исследования воды и экспериментирования в технике эбру
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Котова Ольга Алексеевна

Экспериментальная деятельность старших дошкольников по изучению трех состояний воды и  рисование на воде (техника эбру)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рисование на воде26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Три состояния воды и рисование на ней»

в подготовительной группе

 с элементами исследования воды и экспериментирования в технике эбру.

Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность; развитие познавательной активности детей путем экспериментирования в изодеятельности.

Задачи:

  • актуализация и систематизация знаний детей о свойствах воды: тремя е        ё основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);
  • формировать наблюдательность и любознательность в области «познание»;
  • развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно-следственные связи;
  • воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, к водным ресурсам;
  • познакомить детей с техникой рисования на воде;
  • развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук;
  • воспитывать чувство прекрасного, самостоятельность, аккуратность.

Материал: прозрачные стаканчики, пластиковые тарелки, кисти, гуашевые краски, листы акварельной бумаги (вырезанные по размеру тарелок), клей ПВА, вилки одноразовые, коктельные трубочки, условные обозначения: нос, глаза, рот, салфетки, сахар, лед, ноутбук, аудиозапись «Звуки воды», халаты, фартуки с эмблемой «Юный исследователь», стакан с молоком, зубочистки.

Предварительная работа:

наблюдение во время прогулок за природными явлениями (дождь, снег, лед, туман, иней, сосулька, роса); чтение энциклопедии для любознательных «Обо всем», «Первая энциклопедия», заучивание стихотворения «Капелька», загадок.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, я прошу вас прислушаться, что интересного вы услышали? (звук воды льющейся из крана)

А где вы еще встречались с водой? (на речке, в кране, в ванной, в озере, во время дождя, роса на траве, туман и т. д.)

А как вы думаете, зачем нам нужна вода? (чтобы готовить пищу, поливать огород, пить и т. д.) Посмотрите на экран, где вы увидите, как человек использует воду (кадры на экране ноутбука).

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

А вот представьте себе, что вода на земле исчезла. Что же будет (погибнут растения, животные, люди.)

Без воды нет жизни на земле. Если исчезнет вода, на земле останется безжизненная пустыня. Вода на земле нужна всем для жизни: людям, растениям и животным, поэтому ее нужно беречь. А как можно беречь воду? (не оставлять открытыми краны, не засорять озера и реки.) Конечно, ведь всем приятно купаться в чистой речке, озере или море, а не там, плавает мусор. Я думаю, вы все любите воду. А хотите узнать о воде что-то новое, интересное? Тогда я предлагаю вам заняться исследованием воды. А кто такие исследователи вы знаете? (люди, которые что-нибудь рассматривают, изучают.)

I часть.

Сейчас мы с вами пройдем в лабораторию и займемся исследованием воды. Перед проведением опытов вспомните правила работы в лаборатории (дети надевают халаты, фартуки, повторяют правила в стихах)

Вода всегда и всем нужна,

Она прозрачна и чиста.

Она бежит, течет и льется

Из речки, крана и колодца.

Вода тепла и холодна,

А также мокрая она.

И кто с водой не осторожен

Намочит быстро их она.

ОПЫТ 1.

Возьмите бутылочку с водой и налейте в стакан до половины.

Что делает вода? Какая она? (она льется, она жидкая)

А теперь попробуйте воду на вкус, есть ли у нее вкус? (нет, она безвкусная)

Возьмите ложку и положите в стакан с водой сахар, размешайте и попробуйте. Какая стала вода? (сладкая.)

Посмотрите: опускаю в стакан с молоком трубочку. Она видна? (Нет, потому что молоко не прозрачное). Опустите в стакан трубочки. Что вы увидели? (трубочку) Почему видны трубочки? (потому что вода прозрачная.)

Вывод: чистая вода прозрачная, чистая вода не имеет ни вкуса, ни запаха, вода – жидкая, это жидкость, которая растворяет некоторые вещества.

ОПЫТ 2.

Раздается стук в окно, педагог открывает окно, достает коробку.

Снежная королева прислала нам посылку. Что же в ней? (открываю и показываю). (Лед) (раздаю по льдинки на тарелочку.) Возьмите льдинку руки, что происходит со льдом? Почему он тает? (руки у нас теплые, а лед в тепле тает) Во что он превращается? (в воду) Вытрите руки салфетками, какими они стали? (влажными)

Вывод: лед – это твердая вода

ОПЫТ 3.

Открываем термос, дети видят пар, накрываю термос стеклом, затем подняв его, показываю детям. Что вы видите на стекле? (капельки воды)

Вывод: пар это вода. Вода может быть в газообразном состоянии.

ФИЗМИНУТКА.

Игра «Три стихии: земля, воздух, вода».

II часть.

Педагог: а сейчас пройдите к столам, где мы будем экспериментировать с красками, рисовать ими на воде. Конечно, краски растворяются в воде. Но все же это возможно. Но что для этого нужно? Как вы думаете? Ведь вода жидкая, а нам нужно сделать ее … Какой? (густой) Вы правы ее нужно загустить.

Что бы узнать какой загуститель мы будем использовать в работе, нужно отгадать загадку.

Я предмет ведь очень важный

Чтобы сделать куб бумажный 

Самолет, картонный дом, аппликацию в альбом,

Ты меня не пожалей.

Я липучий, вязкий...(клей)

Педагог: Да ребята, именно клей поможет нам изменить способность воды растворять краски. Прежде чем начать рисовать, что нужно сделать? (поиграть с пальчиками, разогреть их)

Пальчиковая гимнастка

К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник. Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

Педагог: Давайте попробуем все вместе порисовать на воде. Возьмите баночку с клеем, перелейте его в тарелочку с водой. Теперь возьмите вилочку и тихонечко размешайте. Теперь, когда мы приготовил основу, берем кисти, обмакиваем в краску и опускаем в воду, сделаем несколько разноцветных капель. Теперь берем зубочистку и «расчесываем» краску. А теперь возьмем бумагу, она лежит у вас на столе. Опускаем ее в наш волшебный раствор. А теперь будьте внимательны. Как только края листа станут заворачиваться, можно этот лист перевернуть и положить перед собой.

Дети экспериментируют самостоятельно. Педагог проходит по группе и помогает тем, у кого трудности.

Педагог: Ребята, посмотрите, какие волшебные картины у нас получились.

Способ рисования на воде – техника эбру. Причем очень древняя техника рисования. Техника эбру пришла к нам из Турции и переводится именно как рисование на воде. Ребята, как называется техника рисования на воде.
В емкость наливается раствор-основа, затем краски наносятся вручную «кистями». Художник смешивает цвета, растягивает, закручивает. В результате такого рисования краска на воде тоже приобретает рисунок, подобный мраморному. Вот такие рисунки могут получиться (как ваши).

Рефлексия:

Вот как много интересного вы узнали сегодня о воде.

И попробуйте догадайтесь о чем я скажу.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

Я летаю, я бегу

И стеклянной быть могу.

А что вы нового узнали? Чем еще мы сегодня занимались на занятии? Как называется техника рисования на воде? Ребята, вам понравилось занятие? Мы сегодня с вами столько всего успели. Мы все молодцы. Давайте пригласим гостей посмотреть на наши необычные рисунки. Галерея рисунков детей выполненных в технике эбру.

Ребята, если вам понравились наши исследования и вы хотите их продолжить, я предлагаю вам вот эти листы инструкции, по которым вы можете дома с мамой или с папой поэкспериментировать и сделать цветную мозаику.

(Детям раздаются листы с инструкциями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по изодеятельности в подготовительной группе «Диорама»

 данное занятие предполагается к проведению как итоговое в подготовительной группе по лепке, рисованию и аппликации....

Конспект открытого итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Поможем Айболиту»

Занятие в виде препятствий, которые должны преодолеть дети, чтобы помоч Айболиту....

Конспект открытого итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Поможем Айболиту"

Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ....

Конспект открытого итогового занятия по рисованию в старшей группе «Краски волшебницы Осени»

Конспект открытого итогового занятия по рисованию в старшей группе«Краски волшебницы Осени»Цель: закрепить палитру осенних красок; основные цвета; способы получения дополнительных цветов; сезонные изм...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе по теме "В гостях у Светофора" с применением элементов здоровьесберегающих технологий (психогимнастики и игрового стречинга)

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе по теме "В гостях у Светофора" с применением элементов здоровьесберегающих технологий (психогимнастики и игрового стречинга...

Конспект открытого итогового занятия по математике в подготовительной группе «Морское путешествие»

I. Программное содержание:Обучающие задачи:Закрепить знания о последовательности дней недели, времён годаПродолжать учить решать  и составлять арифметические действия  задачи.Закреплять умен...

Конспект открытого итогового занятия в подготовительной к школе группе «Как дети помогали Буратино».

Тематическое открытое занятие, направленное на закрепление и обобщение знаний по изученным темам. Все задачи решаются в игровой форме. Конспект будет полезен воспитателям ДОУ всех видов....