Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" "Зимушка Зима"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Скрыпченко Наталья Михайловна

Данная образовательная деятельность будет полезна воспитателям старшего дошкольного возраста. Данный вид деятельности носит интегрированный характер, а именно: интеграция живописи, музыки и литературы   в процессе изобразительной деятельности. Ведь эстетическое богатство действительности столь велико и многообразно, что его нельзя охватить и полностью передать с помощью одного вида искусства. Только совокупность видов искусств, т.е. процесс интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельности  может обеспечить нормальное художественно-эстетическое развитие. В детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zimushka_zima_.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 «Алёнушка» г. Строитель Яковлевского района Белгородской области»,

 воспитатель Скрыпченко Н.М., открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности «Зимушка – зима»

Тема: «Зимушка-зима»

Программное содержание:

Вызвать у детей радостные чувства от прихода красавицы-зимы, закреплять представления о её признаках. Формировать умение воспринимать образ зимы в различных произведениях искусства. Упражнять в изображении снежинки, осваивая смешанную технику (рисунок восковым мелком плюс акварельная заливка).

Развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия произведений живописи и музыки, развивать воображение, речь, зрительно-слуховую память.

Воспитывать интерес и любовь к искусству и родной природе через поэтическое слово, произведения живописи, классическую музыку. Воспитывать наблюдательность, внимание, способствовать развитию творческого мышления, инициативности.

Оборудование и материалы: репродукции картин: И.И. Шишкин «Зима», С. Жуковский «Зимний пейзаж», М. Васнецов «Зима». Портрет композитора П.И. Чайковского, листы тёмного картона и полоски белого картона  на каждого ребёнка, кисти №6, акварельные краски, восковые мелки, снежинка (образец), мольберты, снежинки, выполненные из разных материалов.

Музыкальный ряд: произведение  П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев»

Литературный ряд: стихотворения А.С. Пушкина, С. Есенина, Ф.И. Тютчева

Ход образовательной деятельности:

Дети входят в музыкальный зал

1. Организационный момент. Минутка «вхождения в день»

Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть. У вас хорошее настроение? Давайте пожелаем всем доброго утра.

Динамическая пауза «Доброе утро»

Доброе утро! Поворачиваются друг к другу

Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны

И сегодня весь день,

Будет веселее. Хлопают в ладоши

Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту

Носик и щёчки.

Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки вверх,

Как в саду цветочки! Выполняя «фонарики»

Разотрём ладошки,

Сильнее, сильнее! Выполняют движения по тексту

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрём

И здоровье сбережём.

Улыбнёмся снова, Разводят руки в стороны.

Будьте все здоровы!

2. Основная часть

- Вы любите отгадывать загадки? Тогда послушайте загадку, отгадав которую, вы узнаете, чему мы посвятим сегодняшнюю встречу.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром.

- Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? (О зиме).

- А подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему?

- На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? (Ответы.) Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.  (Ответы.) Да, зима – царица трёх месяцев: декабря, января, февраля. Сейчас на дворе второй зимний месяц. Назовите его? О январе в народе говорят: «Году начало, зиме серёдка». А на Руси январь называли просинец, так как в январе день начинает прибавляться, стоят сильные морозы, светит яркое солнце и небо синее – синее. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко», я буду начинать предложение, а вы его продолжите (бросает ребенку мяч).

 -  Осенью бывает листопад, а зимой….(снегопад)

 – Летом бывает дождь, а зимой…(снег)

 – Летом катаются на роликах, а зимой на …(санках)

 – Весной лес просыпается, а зимой…(спит)

 – Зимой катаются на коньках, а летом…(на велосипеде)

 – Летом бывает жарко, а зимой…(холодно)

 – Зимой деревья белые, а осенью…(желтые)

 – Зимой растут сугробы, а летом растут…(грибы, цветы)

 – Летом лепят из песка, а зимой…(из снега)

 – Зимой насекомые прячутся, а весной… (выползают)

А чтобы мы ещё лучше увидели, услышали и почувствовали зиму, я предлагаю отправиться в зимний лес. Готовы? Тогда в путь. (Музыка)

В зимний лес я приглашаю Вас пойти,

Интересней приключений, нам ребята, не найти.

Друг за другом становитесь,

Вы друг другу улыбнитесь,

По дорожкам, по тропинкам,

Не спешим, не отстаём,

  В зимний лес мы все идём!

(останавливаются около картины И.И. Шишкина «Зима»)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит.

И под снежной бахромой,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.       Ф. Тютчев

- Вы только посмотрите, какой лес? (большой, дремучий, непроходимый)

- Что за деревья растут в лесу? (ели) Какие они? (огромные, высокие, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко наверху)

-  А есть ли маленькие елочки в лесу? (Да, они чуть виднеются из-под снежных шубок)

- А что мы видим на земле? (Много снега, он лежит толстым слоем, на снегу нет следов – это немой, скованный морозом лес)

- Какого цвета снег? (снег слегка коричневатый, кремовый от стволов деревьев, а в глубокой тени голубоватый, даже синий.) Если закрасить снег в картине только одной белой краской, будет просто белое пятно. Поэтому он разноцветный.

- А что это лежит на земле под снегом? (упавшие деревья)

-А посмотрите  внимательно: есть ли в лесу ещё кто-то живой? Увидели птицу? Она, как и деревья, тоже словно заснула, задремала. Но давайте не будем никому мешать видеть зимние сны и пойдём дальше.

Переход к картине Васнецова «Зима»

- Как можно назвать зиму ласково? (зимушка.)

- С  помощью, каких слов можно рассказать о зиме? (снежная, морозная, холодная, студёная, красивая.) Да уж, похозяйничала зима в лесу. Обрядила сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные красавицы друг возле друга, стоят чинно, спокойно!

Сколько снегу намело! Показывают сугробы

Все тропинки занесло!

Мы дорожки разгребём!  Имитируют действия

И в снежки играть пойдём.  Играют под музыку

Снег сегодня белый, белый Руки вверх и медленно           опускают

От него кругом светло

Рукавички мы наденем            «Надевают рукавички»

Играть будет нам тепло!

Звучит музыка, дети «играют в снежки»

  Весело в снежки играть?     Да

И друг в  друга попадать?  Да

Переход к картине И. Грабаря «Зимний пейзаж»

Не замерзли? Свежо, морозно в лесу! А понюхайте воздух? Чем он пахнет? (ответы.) Да, ребята. «Мороз и солнце. День чудесный!» (А.С. Пушкин) Что может быть чудеснее русской зимы, когда небо чисто и воздух прозрачен. Поляна сверкает, словно усыпана блёстками. 

- Снег,  бывает какой? (мягкий, холодный, рассыпчатый, твердый, пушистый).  

-А можно ли есть снег? 

-А как вы думаете, есть ли от снега польза? Холодной зимой снег укрывает землю, и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые. Снег им помогает пережить сильные морозы. А ели, посмотрите, прижались друг к другу – вместе им не так холодно.

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой!         Ф. Тютчев

Переход к картине Жуковского «Зима»

Мы идём дальше. Посмотрите, какие красивые деревья стоят в лесу. Как вы думаете, какое у них настроение? Хорошо ли им здесь? На снегу есть след, как вы думаете, кто приезжал на санях сюда и зачем? (лесник – проверить, никто не вырубает маленькие елочки на новогодний праздник, дровосек – срубить сухие деревья, чтобы очистить лес и дать возможность молодым деревьям расти).

И вот на этой заснеженной полянке, мы немножко отдохнём.

Динамическая пауза «Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес    ходьба на месте

Сколько здесь вокруг чудес   разводят руки в стороны

Справа берёзка в шубке стоит,  руки отводят в указанную сторону

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,          отводят руки и прослеживают   взглядом

И на землю красиво ложатся  движение «фонарики» и смотрят вверх

Воспитатель: Сказочный зимний лес, добрые, прекрасные стихи о зиме. И не хватает, немного волшебства…  Я предлагаю вам окунуться в волшебный мир музыки П.И. Чайковского (показать портрет композитора), и послушать отрывок из его произведения «Вальс снежных хлопьев» (дети присаживаются на стулья). По окончании её звучания, вы поделитесь своими впечатлениями.

(Звучит отрывок из произведения П.И. Чайковского

«Вальс снежных хлопьев»)

- Вы готовы поделиться впечатлениями о прослушанной музыке? Какой вам показалась эта музыка? Какая она по характеру? (нежная, спокойная, таинственная, сказочная). Что вы представили, слушая это музыкальное произведение? Созвучно оно с тем настроением, которое присутствует на картинах художников?

- Слушая музыкальное произведение П.И. Чайковского, я представила заснеженный лес, услышала, как начинается буря: сначала первые лёгкие снежинки кружатся в воздухе, затем ветер дует всё сильнее и сильнее, а позже слышится завывание вьюги. И  вот всё вокруг занесено белым пушистым снегом! А давайте сейчас мы устроим здесь сказочную метель!

Крепче за руки беритесь,

В круг скорее становитесь!

Вы, ребята, покружитесь,

И в снежинки превратитесь!

- Сказочная поляна большая и снежинки могут летать по всей поляне.

(Звучит музыка, дети выполняют музыкально-двигательную импровизацию, во время танца воспитатель читает стихотворение)

Зима снегами вьюжиста, С утра и до темна.

Снежинки вьются, кружатся у нашего окна.

Как будто звёзды искрами рассыпались кругом.

Несутся, серебристые, Заглядывают в дом!

- И вот уже ветер собрал лёгкие, воздушные снежинки в большой сугроб…(присели) Какой красивый вальс снежных хлопьев у нас получился! А теперь вы покружитесь, и в ребяток превратитесь.

- Ребята, вы только посмотрите, сколько снежинок появилось во время сказочной вьюги! Какие они все разные и необычные. Из чего они сделаны? (из разных материалов: бумаги, макарон, ткани, ниток и т.д.) 

- Если бы все эти снежинки умели говорить, чтобы они рассказали о себе?   (лёгкие, нежные, пушистые, узорчатые, волшебные, холодные; умеют летать, кружиться, падать, таять). Рождение снежинки происходит на большой  высоте. Образуется она из капелек ледяного пара, которые превращаются в крохотные  кристаллики  льда. Маленькие льдинки опускаются всё ниже и объединяются в ледяные кристаллы – снежинки.

- Что есть у всех снежинок?  (лучики)

- Какие по длине лучики?  (длинные и короткие)

- Давайте посчитаем, сколько длинных лучиков у снежинки?  (6)

- А вот коротких лучиков может быть разное количество.

- Чем украшены лучи снежинок? (кольцами, короткими и длинными линиями, ромбами, овалами) Среди множества снежинок не бывает двух совершенно одинаковых. В тоже время, какой бы формы ни была снежная звёздочка, каждая из них – шестилучевая или шестигранная.

3. Практическая часть.

- Давайте пройдём к столу и выложим снежинку из бумажных полосок. Какие полоски по длине лежат у вас на тарелочках? Сначала берём длинные полоски и выкладываем одну полоску сверху вниз, вторую – слева направо, а третью – справа налево. Выкладываем так, чтобы они пересеклись друг с другом. А теперь нам понадобятся короткие полоски – ими мы украсим лучики по желанию.

Дети выкладывают снежинки из полосок бумаги на темном фоне под музыку.

Красивые получились снежинки, а давайте их теперь нарисуем (подходят к столу) и помогут нам в этом не краски и не карандаши, а восковые мелки.

  1. Восковыми мелками легким движением рисуем снежинку. Проводим линию сверху вниз, потом слева направо. Потом из левого верхнего угла проводим к середине, а от середины вниз. Так же из правого верхнего угла к середине и вниз.
  2. Посередине рисуем кружок, потом на кончиках лучей рисуем маленькие кружочки. Делаем на каждом лучике узор.
  3. Берём широкую кисть, обмакиваем в краску синего цвета и лёгкими движениями закрашиваем всю поверхность листа. Вот и получилась необычная снежинка.

По окончании работы дети выкладывают нарисованные снежинки на поляне.

4. Итог. Рефлексия. Хорошая прогулка сегодня у нас получилась? Что с собой принесла зима? Какие у зимы есть краски для природы?

Молодцы!

За старанье и уменье

Зима вас благодарит,

И шкатулку ледяную

Хочет вам она вручить.

Смотрите, какие в шкатулке снежки странные – ароматные, воздушные! Ай, да Зимушка-зима, эти снежки есть можно, это зефир! Угощайтесь на здоровье и любите зиму за её красоту и за зимние забавы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками 2 младшей группы «Зимушка – зима»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками  2 младшей группы «Зимушка – зима»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Зимушка-зима».

Образовательная область: «Речевое развитие».Интегрированные образовательные области: Познавательное  развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физиче...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по физическому и речевому развитию «Зимушка-зима».

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по физическому и речевому развитию«Зимушка-зима».   Интеграция образовательных областей (ОО) :«Физическая культура»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Зимушка-зима».

Образовательная область: "Речевое развитие".Интегрированные обрзовтельные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,физическое развитие....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности во второй младшей группе №1 «Зимушка-зима»

Публикуемый материал позволяет решать следующий ряд задач: -развивать воображение и творческую активность  «Познавательное развитие»-формировать у ребенка позитивное отношение к  творче...

Непосредственно- образовательная деятельность по образовательной области речевое развитие «Зимушка - Зима»

Непосредственно- образовательная деятельность по образовательной области речевое развитие «Зимушка - Зима»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зимушка – зима» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Зимушка – зима» для детей старшего дошкольного возраста....