«Керамическое чудо»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Фролова Татьяна Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keramicheskoe_chudo.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Керамическое чудо»

Непосредственно образовательная деятельность.

Подготовительная группа.

Образовательные области:  Художественное творчество.

Задачи:

обучающие:

  • ознакомить с гончарным промыслом, показать разнообразие изделий из глины; ознакомить с симметрией, которая сохраняет те или иные признаки по отношению к определенным преобразованиям; учить детей составлять узоры из знакомых им геометрических форм и линий; учить создавать эскиз по представлению, используя графические средства выразительности: линию, пятна, штрих;

развивающие:

  • развивать стремление детей быть оригинальными в сознании формы сказочного сосуда; побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного; развивать творчество, используя  нетрадиционные приемы рисования;

воспитательные:

  • воспитывать нравственно-эстетические чувства; продолжать знакомить детей с историей и культурой русского народа; приобщать к трудовой деятельности.

Материал: сосуды различной формы, вырезанные из бумаги; краски, кисточки.

Ход образовательной деятельности:

1. Посещение выставочного зала

(Воспитатель приглашает детей посетить выставку, где обращает внимание на различную форму сосудов.)

Воспитатель:  Принято считать, что керамические сосуды впервые возникли в Древние Греции и Риме. Слово «керамики» в переводе обозначает «глина», поэтому все сосуды можно назвать керамическими. Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения и разной формы. Амфоры—для хранения оливкового масла, кратеры—для смешивания вина с водой, килики—изящные чаши. В окрестностях древнего города Афин добывали отличную глину, лепили из нее сосуды, а затем расписывали специальным составом—его называли «черным лаком», а мастеров—вазописцами. По качеству глины, форме сосуда, характеру росписи в наше время ученые могут определить, где и когда он был изготовлен.  Сюжетами для росписи служили легенды, сцены из повседневной жизни.  Прекрасные расписные вазы были любимы греками. Потом это ремесло вышло далеко за пределы страны. Со временем люди придумали гончарный круг. На вращающемся круге под умелыми пальцами гончара возникли и крутобокий сосуд, и глубокая чаша, и фигурный квасник. Гончар вкладывает душу в свои изделия. Они для него живые, потому что части изделия называют носик, горлышко, тулово, шейка. Мы гордимся нашими мастерами, которые отображали в росписи нашу природу, передавая цвет неба, рек, лесов и полей. Мы живем в стране, где есть чем гордиться. У нас в Воронеже есть керамический завод, который выпускает изделия из глины. Этот сосуд был выпущен к 300-летию российского флота, а здесь отображены достижения нашей страны: освоение космоса и славный российский флот. После того как сосуды вылепят, их расписывают затейливыми узорами, покрывают глазурью и ставят в печь обжигать. Изделия становятся яркими и красивыми. Работа гончара очень кропотливая, требует большого труда, мастерства, фантазии.

1-ый ребенок

Мастера не любят скуки, Целый день в работе руки.

Лепят все: горшки и кружки,

Миски, разные игрушки.

Все стоит на полках в ряд

Дружный глиняный отряд.

2. Беседа

-Что выпускают на керамическом заводе?

-А что еще делают из глины?

-А кто нам дает глину? (Глину дает нам природа; ее можно найти под ногами, но чаще всего возле водоемов.)

-Какие свойства глины дают возможность лепить из нее?

-А какой неприродный материал напоминает глину?

-Что делает глину твердой и прочной?

-Кто помнит, какая птица использует глину в строительстве своего жилья? (Ласточка строит свое гнездо не только из веток и травинок, но использует и глину. Птица затыкает щели между ветками кусочками сырой глины; высыхая, она крепко склеивает остальной строительный материал. Гнездо становится таким прочным, что, случись ненароком ему упасть,- не разобьется.)

-Как помогли человеку наблюдения за ласточкой в его быту? (В далекие времена заметил это и стал использовать в строительстве дома—«мазанки».)

-Как еще исользовали глину в давние времена? (Делали «дощечки», на которых писали палочками; такие письмена хранятся в музеях.)

-Изделия из глины создает гончар. А кто же еще участвует в оформлении керамических изделий?

2-ой ребенок

Прекрасные эти кувшины и вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь—вазы!»-подумали мы.

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули скучая,

Потом мы к одной пригляделись  случайно,

Потом загляделись…

И, может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

То вазы—гиганты, то карлики—вазы,

И каждая ваза—с рисунком-рассказом.

3. Игра «Симметричные предметы»

 (Воспитатель уточняет, почему сосуды такие правильные и красивые, где в жизни можно встретить симметрию, и предлагает поиграть—назвать природные объекты, которые симметричны (листик, перышко, крылья бабочки, стрекоза).

-Ребята, к нам с просьбой обратился гончар. Он просит раскрасить эти красивые сосуды. Вы же умеете и любите рисовать.

4. Творческая  работа детей

(Дети самостоятельно выбирают технику оформления сосудов. За творческим процессом следит воспитатель, помогает по необходимости.

В конце занятиия организуется выставка расрашенных сосудов.)

5.Выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное пособие для воспитателей "Керамический промысел. Гжель"

Электронное пособие "Керамический промысел.Гжель" предназначена в помощь воспитателям ДОУ для ознакомления дошкольников с народным промыслом.  Презентация содержит материал об истории возникновен...

Мастер-класс "Использование керамических конструкторов на занятиях с детьми дошкольного возраста"

Разработка мастер-класса по использованию керамических конструкторов на занятиях с дошкольниками. Новый нетрадиционный конструктор интересен детям своей похожестью на настоящие строительные кирпичи и ...

Конспект НОД знакомство с керамической флористикой детей 5 лет

Цель – Формировать представление детей в профессии скульптора по керамической флористике....

Конспект по рисованию в подготовительной группе "рисование керамической фигурки с натуры.Конь"

Данный конспект поможет воспитателю провести занятие по изодеятельности. Содержит демонстрационный материал....

« Ручная и гончарная лепка из глины, роспись керамических изделий» МОК презентация

                                               Глиняная арт- терапия...

Новогодние керамические игрушки

Прекрасное время года – Зима! Замечательна она тем, что пробуждает воображение,фантазию . Глядя на эту белоснежную красоту, хочется творить! В канун Нового Года, по традиции, дети дела...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Рисование с натуры керамической фигурки животного. Конь»

Задачи:1. Учить детей рисовать керамическую фигурку, передавая плавность форм и линий.2.Развивать плавность, легкость движений, зрительный контроль.3. Учить слитно рисовать линии контура, ак...