гжельская керамика
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Cибирёва Елена Николаевна

конспект занитий по рисованию в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhelskaya_keramika.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Solnyshko

Занятие по изобразительной деятельности

с использованием приёмов  декоративной росписи

 в подготовительной к школе группе

по теме:

 

"Гжельская керамика"

(Цикл занятий для детей 6-7лет)

Тема: «Гжельская  керамика».

Цель:

Расширять знания детей об истории гжельского промысла. Учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать эстетический вкус.

Материалы.

 Выставка изделий гжельских мастеров «Это звонкая сказка – Гжель». Магнитофон, аудио кассета с записью народных мелодий.

Ход занятия

1-й этап

Педагог предлагает детям вспомнить, какие изделия они знают, и приглашает их в новое увлекательное путешествие в Страну синей гжели. Можно рассказать о гжельском промысле или прочитать рассказ  Н.С. Сурьяниновой «Синие цветы гжели»: №Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, - называют «гжелью» по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Там на заводах создают фарфоровые вещи, разные по форме и по росписи.

И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами.

За что гжель нравится всем? Чем она отличается?

Да прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: синий на белом фоне. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

По белому фону чашки или подсвечника ведёт рука художника кисточку с краской… То сильнее, то слабее нажимает на неё. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получается роспись!

Самый любимый узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками, а иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает так: самой розы нет, есть только её лепестки. А ещё украшают фарфор диковинными птицами и сценками из жизни людей.

Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Каждый художник придумывает свои вазы, маслёнки, чайники. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – весёлые, красивые.

Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

Гжельские мастера – большие фантазёры. Одни чашки – стройные, высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.

При виде гжельских чайников даже глаза разбегаются. Уж очень они хороши!

А этот совсем необычный, невиданный. Его словно составили из двух чайников.

Фарфоровая маслёнка «Рыба-кит»… На спинке кита вылеплен сказочный грод с башенками, церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собака бежит. Над головой кита –фонтан с завитушками, а глаз рыбы – точно раза. Сидит девушка на тракторе. Положила руку на руль, подбоченилась. Гордится своей работой.

Занятно сделан петух с пышным хвостом, задира-кошка, выгнувшая спину, и гордый конь.

Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. Грива-то его как роза.

А это скульптура – «Чаепитие». Уютно устроились у самовара две барыни. К ногам хозяйки прижалась кошка и словно прислушивается к их беседе.

Всем на удивление замысловатые кружки с крышкой. На одной нарисована роза, а по другой важно разгуливает сказочная синяя птица.

Делают в Гжели и часы. Форма у них не простая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами. На самую макушку петушок забрался. Так и кажется ,сейчас прокукарекает: «Спать пора!».

После чтения книги педагог предлагает рассмотреть иллюстрации.

2-ё этап

Педагог приглашает детей посетить выставку «Эта звонкая сказка – Гжель». Звучит народная музыка. Педагог рассказывает: «Сказки.. Они бывают разные: весёлые, грустные, оптимистические и не очень, но всегда поучительные и добрые. Искусство мастеров Гжели – словно звонкая сказка, она отражает характер русской души. Здесь можно увидеть Кощея Бессмертного, Ивана-Царевича, Конька-Горбунка и других сказочных героев».

Детям предлагается внимательно рассмотреть выставку, а затем – ответить на вопросы: почему данный промысел называется гжельским? Из чего мастера делают гжельские изделия? Какие элементы гжельской росписи можно выделить? Какие изделия тебе понравились  и почему? Как ты думаешь, для чего нужны гжельские изделия?

Рисование элементов гжельской росписи

Цель:

Расширять знания детей о гжельской росписи. Продолжать воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Закреплять навыки рисования всей кистью, её концом, без прорисовки узора карандашом. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Материалы:

 Выставка городецких, дымковских, филимоновских и гжельских изделий. Гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки, палитра. Рисунок: гжельская ваза для цветов.

Ход занятия

1-й этап

Перед детьми выставка изделий народного искусства. Педагог загадывает загадку:

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская, звонкая…

                (Гжель)

Педагог предлагает детям найти на выставке изделия из гжели, затем спрашивает: как вы догадались, что это гжельские изделия? Какие цвета используются для росписи изделий художниками Гжели? Какие элементы гжельской росписи вы можете выделить?

Педагог рассказывает: «Роспись наносится на поверхность обожженного изделия свободной кистью. Узор всегда связывается с формой, подчёркивает её особенность и целостность. Основные мотивы росписи – травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы. Кистью художник работает легко, разный нажим на кисть даёт возможность оттенить синий цвет. Художник наносит рисунок сразу кистью, бед предварительной прорисовки карандашом».

Педагог показывает последовательность выполнения элементов гжельской росписи: точек, прямых линий, бордюров, капелек и роз.  Показывает способ смешивания синей краски и белил для получения нужного оттенка; способ рисования прямых линий различной толщины. Педагог предлагает детям нарисовать в полосе орнамент из точек и прямых линий.

2-й этап

Педагог показывает способ рисования бордюра на гжельских изделиях из точек, дужек, прямых и волнистых линий. Предлагает нарисовать кистью бордюр для гжельской вазы.

3-й этап

Педагог показывает способ рисования капельки. Показывает, как с помощью капельки можно нарисовать листик, цветок, узор. Дети самостоятельно придумывают различные узоры с капелькой и продолжают украшать гжельскую вазу. В конце занятия педагог организовывает выставку работ.

4-й этап

Педагог показывает на гжельских изделиях розу и рассказывает: «Синяя роза – один из главных мотивов гжельской росписи. Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчётливо виден переход от тёмного к светлому оттенку синего цвета. Очень важно для получения хорошего мазка правильное распределение краски по кисти – к краю её должно быть больше, а к середине меньше. Роспись самого цвета необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. При работе можно вращать лист бумаги так, чтобы удобно было наносить мазки.

Педагог показывает детям особенности рисования мазка с тенями и способ рисования кистью гжельской розы. После этого предлагает детям нарисовать сначала мазок с тенями, а затем – гжельскую розу. Гжельские цветы, изображённые детьми, помещают в нарисованную гжельскую вазу.

Лепка и роспись гжельских изделий

Цель:

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Показать способ лепки культур малых форм. Закреплять умение украшать глиняные изделия гжельскими узорами. Формировать эстетическое отношение к народной игрушке. Развивать творчество и фантазию.

Материалы.

Гжельские игрушки – скульптуры малых форм. Глина, подставки, стеки, гуашь, краска, палитра, кисти, баночка для воды и салфетки.

Ход занятия

1-й этап

Педагог вместе с детьми рассматривает выставку гжельских игрушек; обращает их внимание на глиняные скульптуры малых форм: котика, собачку, козлика, мишку и предлагает выбрать наиболее понравившуюся игрушку в качестве образа для лепки. Педагог уточняет последовательность и способ лепки игрушек, по мере необходимости оказывает помощь детям.

2-й этап

После того как изделие просохнет, педагог предлагает детям покрыть его белой гуашью.

3-й этап

Педагог предлагает детям придумать гжельский узор и расписать игрушки. В случае затруднения дети могут воспользоваться подлинными образцами гжельских игрушек. По окончании работы педагог организует выставку работ. Дети любуются вылепленными и расписанными игрушками.

Литература по теме «Голубая Гжель»

Дорожкин Ю.Г. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Логинов В.М., Скальский Ю.П. Эта звонкая сказка – Гжель. – М.: Сварог, 1994.

Сурьянинова Н.С. Синие цветы Гжели. Книжка-картинка. – М.: Малыш, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сокольская керамика"

Презентация создана для дошкольников в ходе осуществления проекта "Сокольская керамика". Может быть использована воспиателями ДОУ, учителями начальной школы и педагогами дополнительного образования....

Занятие по рисованию в подготовительной группе Тема: «Балхарская керамика»

Познакомить детей с традиционным народным промыслом Дагестана...

Знакомство с народным промыслом "Гжельская керамика". Конспект занятия в подготовительной группе.

Цель.Познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом "Гжельская керамика".Воспитывать уважение к труду народных мастеров.Дать представление о художественных особенностях гжельской ро...

Проект"Семикаракорская керамика"

Проект"Семикаракорская керамика"...

ООД "Гжельская керамика"

Цель: Формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству. Образовательные области: «Познание»-з...

"Гжельская керамика"

Презентация...