Конспект ООД по декоративному рисованию "Жостовские подносы"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Кильдиярова Светлана Геннадьевна

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_risovaniyu_zhostovo.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

на тему «Жостовские подносы» (подготовительная группа)

 

Интегрированные задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с особенностями жостовской росписи; учить детей расписывать подносы прямоугольной формы по мотивам жостовской росписи с применением традиционной техники рисования – кистью и нетрадиционной техники – ватными палочками; активизировать в речи детей слова: поднос, Жостово, жостовская роспись, замалёвок, тенежка, бликовка, чертёжка.

Развивающие: совершенствовать навыки работы кистью; закреплять умение свободно пользоваться гуашью, накладывать цвет на цвет; развивать композиционное мышление, художественный вкус.

Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству; воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров.

Предварительная работа: Беседа «Территория развития жостовской росписи», «Мотивы Жостова»; чтение сказки-легенды «Цветок – огонь и цветок – снежинка», стихов о Жостове.

Оборудование: таблицы с элементами жостовской росписи, иллюстрации жостовских подносов, шаблоны форм подносов, гуашь, кисти, ватные палочки, подставка под кисти, баночка для воды, салфетки; магнитофон.

Ход:

1.Организационная часть

Дети сидят на стульях полукругом

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сели красиво, спинки держим прямо, ноги ставим вместе, глазки на меня. Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А для этого мы должны улыбнуться друг другу и поздороваться – доброе утро!

2.Основная часть

Воспитатель: Народное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Издавна люди украшали свой быт необычными вещами и изделиями.

С достижениями науки в нашу жизнь вошли фотографии, кинематограф, компьютеры, появились новые способы изображения. Но наряду с ними остаются в нашей жизни и традиционные виды изображения. Сегодня мы познакомимся с расписными подносами Жостова. Вспомним, что такое жостовская роспись, повторим, какие элементы ему присущи, рассмотрим этапы создания рисунка. И, конечно же, попробуем себя в роли художников жостовской росписи.

Воспитатель: А кто нам скажет, что такое поднос и зачем нужны подносы?

Дети: Подно́с – доска, металлический или пластиковый лист для подачи еды на стол, для переноски посуды.

Воспитатель: Правильно, поднос – необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, он необходим на столе как подставка под разные предметы. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол. Более широко он стал применяться с распространением чая и кофе: на поднос ставили самовары, чайники и кофейники.

Роспись металлических подносов появилась в России давно. А кто мне скажет, где именно появились жостовские подносы? Где зародилась жостовская роспись?

Дети: В селе Жостово, под Москвой.  

Воспитатель: Ребята, так что же художники жостовской росписи изображали на подносах?

Дети: Они на подносах изображали цветы.

Воспитатель: Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон подноса, – таков «классический» вид жостовской росписи (показ иллюстрации). Очень популярным является так же изображение фруктов (показ иллюстрации). Посмотрите, какого цвета фон?

Дети: Черный фон.

Воспитатель: Помимо чёрного фона были и цветные: зелёные и синие, разнообразные красные и "золотые".

Как вы думаете, подносы были одинаковой формы?

Дети: Нет, формы были разные: круглые, овальные, прямоугольные, квадратные.

Воспитатель: Подносы очень красивые, праздничные. А вам интересно узнать, как же создаётся такое великолепие?

Дети: Да.

Воспитатель: Замечательно, сейчас я вам расскажу. Такую красоту сделать, ребята, непросто. Нужно терпение, старание, не так ли?

Как правило, в центре композиции располагается один или несколько больших цветков: пион или георгин, по жостовской традиции большие цветы обязательно имеют розовый отсвет. В канву букета "вкалываются" мелкие полевые и садовые цветы и бутоны: анютины глазки, незабудки и др. При изображении незабудок вы в своих работах можете вместо кисточки применить ватные палочки, используя прием примакивания (показ таблицы с последовательностью выполнения). Между собой их связывают гибкие стебельки и веточки с листиками – так называемая "травка". Это обычная травка как в Хохломской росписи. Здесь надо немного потренироваться в прокручивании кисти по часовой стрелке пальцами. Прокручивания можно делать совсем небольшими, с помощью прокручивания кисти листья получаются как бы в движении, слегка с загнутыми кончиками. Крупные длинные листья изображаем мазком «зигзаг» - кончик, вся кисть, кончик, прокручивая кисть пальцами (показ таблицы с элементами росписи).

Обратите внимание на варианты простой уборки краёв подноса (показ таблицы с элементами оформления краев подноса).

Техника жостовской росписи делится на четыре этапа. Вначале художник наносит замалёвок (замалевку, подмалёвок). Повторите, пожалуйста.

Дети: Замалёвок.

Воспитатель: Широкой кистью – пятном – он рисует силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение на предмете.

Второй этап росписи – тенёжка (выправка). Повторяем.

Дети: Тенёжка.

Воспитатель: Как вы думаете, почему этот этап так назван? Тенёжкой он именуется потому, что начинается с прокладки теней, прописки затенённых мест тем же цветом, но более тёмным, и почти сливает их с фоном. Так рождаются таинственные тени, усиливающие трепетность изображения.

Далее художник приступает к бликовке – третьему этапу росписи, одному из наиболее ярко отличающих каждого живописца. Бликовка, повторите, пожалуйста.

Дети: Бликовка.

Воспитатель: Блики, разложенные на выступающих частях цветов, усиливают игру света.

Затем длинной кистью очень лёгкими и быстрыми касаниями умельцы очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве. Этот этап получил название чертёжки. Повторите – чертёжка.

Дети: Чертёжка.

Воспитатель: От какого слова образовано?

Дети: Чертить.

Воспитатель: Правильно, чертить.

Так четыре жостовских этапов, взявшись за руки, хороводом вяжут жостовский букет. Итак, давайте все вместе повторим их названия.

Дети: Замалёвок, тенёжка, бликовка, чертёжка.

Воспитатель: Молодцы!

А теперь встанем со стульев, и на минуту представим, будто эти замечательные цветочки с подноса ожили, проведем физкультминутку:

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки

Головой качают,

Тихо засыпают.

(Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки. Медленно разгибаем пальцы из кулачков. Покачиваем кистями рук вправо влево. Загибаем пальцы в кулак, качания головой. Приседаем, прикрывая голову руками).

Дети проходят к столам и рассаживаются

Воспитатель: Теперь тихонечко пройдите к столам, рассаживайтесь на свои места. Но прежде чем приступить к работе, давайте подготовим наши пальчики, проведем пальчиковую гимнастику:

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут как зайчики.

3.Продуктивная деятельность

Воспитатель: А теперь ребята, вы нарисуете собственные жостовские подносы. У вас на столах лежат шаблоны подносов. Ваша задача – разрисовать их. Но, сначала подумайте, как же будет выглядеть ваш поднос. С чего начнёте рисовать? Наверное, с крупных цветов в центре подноса, да, ребята? А потом уже перейдете к мелким цветам, листьям и травке. Итак, приступаем.

Фоновая музыка: русская народная песня «В камышах лебедушка» в исполнении Русского народного хора.

4.Рефлексия

Воспитатель: Ребята, молодцы, вы так хорошо сегодня потрудились, мои глазки не могут налюбоваться на ваши подносы! (Оценить совместно с детьми их работы)

-А вам самим понравилось их рисовать?

-А трудно было?

-Вспомните, а как называлась роспись, о которой мы беседовали?

-А почему она так называется?

-Что нового о ней узнали?

Спасибо за занятия, до свидания!

Литература

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная  группа. (Образовательная область «художественное творчество»): учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2014. – 216 с.
  2. Комарова Т.С.   Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительной к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.
  3. Гольская О.Г. Народные художественные промыслы России для дошкольников. Жостовская роспись. [Электронный ресурс]. URL.: https://nsportal.ru/user/664283/page/narodnye-hudozhestvennye-promysly-rossii-dlya-doshkolnikov-zhostovskaya-rospis
  4. Шаклеина И.Ю. Жостовская роспись. Как рисовать для детей поэтапно. [Электронный ресурс]. URL.: http://kladraz.ru/blogs/irina-yurevna-shakleina/master-klas-s-poshagovym-foto-yelementy-zhostovskoi-rospisi.html

Приложение 1

СКАЗКА – ЛЕГЕНДА «ЦВЕТОК-ОГОНЬ И ЦВЕТОК-СНЕЖИНКА»

(знакомство с жостовской росписью)

       Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней — так начинается наша сказка. Вся земля наша — земля мастеров. Все может человек: превратить дерево в расписной терем, камень — в украшение или в шкатулку, глину — в забавные игрушки или в посуду, железо — в невиданной красоты подносы.

       Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо.

       Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные.

       Под музыку педагог показывает красный и голубой цвета, спрашивает у детей о том, какая музыка какому цветку соответствует.

       Да, ребята, вот это цветок — огонь, а другой цветок — снежинка. Посадил их мастер у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.

       Взмахнул цветок-огонь своей шапочкой — разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной. Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли на них букеты. Взмахнул цветок-снежинка своей шапочкой — разлетелись вокруг сине-голубые цветы, упали на подносы. Стали букеты еще красивее.

Приложение 2

Стихи о Жостове

Жостовские кисти

В тиши родного края,

Под сенью сосен древних

Живет одна простая

Российская деревня.

Проснется спозаранку

В любую непогоду

И стелет самобранку

Для праздника природы.

На жостовском подносе

В зеркальной глади лака

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака,

Багрянец поздних листьев,

Лесной подснежник первый

А жостовские кисти

Нежнее легкой вербы.

В садах никто не сможет

Собрать таких букетов.

На сон цветной похожи

Живые самоцветы.

В тиши родного края,

Под сенью сосен древних

Находит их простая

Российская деревня.

П. Синявский

                                     

Жостовский поднос

Поднос из Жостова – великое творенье.

Не каждый знает путь его изготовленья.

Оттачивалось то нелёгкое уменье

Из века в век, из поколенья в поколенье.

Листу железа мастер для начала

Задуманную форму придавал.

И чтоб готовая поверхность засияла,

Её он черным лаком заливал.

Чтоб на подносе рисовать потом,

Он подмалёвку начинал.

И строил форму, и объём,

И цветовую гамму намечал.

И вот уже на черном, гладком поле

Прекрасные букеты расцвели.

И тоненькие, гибкие травинки

Со всех сторон цветочки оплели.

Борта подноса по краям

Орнамент мелкий украшает.

И под конец отделанный поднос

Умелец ярким глянцем покрывает.

Наталья Матвеева

 

                        

            

Жёстовский поднос

Кто смел раскинуть на подносе

такие яркие цветы?

В своем бесхитростном вопросе

едва ль ответ не спрячешь ты:

Смел – смелый,

смелая – сумела.

Из-под руки, как ветерки,

как стая ласточек, взлетела,

разбрасывая лепестки,

кипень цветочная.

И странно –

она напомнила на миг,

как возникает из тумана

давно готовый к жизни стих:

то восклицаньем,

то вопросом,

то в полумраке,

то в огне,

то звонким жостовским подносом

вдруг полыхнет на белизне.

Э.Межелайтис

 

                                  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе «Декоративное блюдце»

Программное содержание:Продолжать учить детей наклеивать элементы узора в центре круглой формы и по краямЗакрепить понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа»Развивать чувство ритма, чередуя элементы...

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе"Роспись жостовского подноса"

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров жостова....

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)»

Декоративное рисование по сказке «Курочка Ряба (по мотивам Дымковской росписи)» Цель: Закрепления знаний детей о дымковской росписи, формирование умения создавать узоры по собственном...

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе. Тема :«Жостовские подносы».

Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе.Тема :«Жостовские подносы».Цель : Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью. Основы изобр...

Конспект занятия по декоративной аппликации в младшей группе «Декоративное блюдце»

Конспект ОД по аппликации в младшей группе "Декоративное блюдце"...

Конспект занятия "Жостовские декоративные подносы"

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с изделиями народного творчества – жостовскими подносами.ЗАДАЧИ:- Закрепить знания детей о промысле (Жостовские подносы).- Учить составлять цветок из оторванных кусо...

Конспект занятия по рисованию «Роспись подноса гжельскими узорами»

Конспект занятия по рисованию в старшей группе«Роспись подноса гжельскими узорами»...