"Русский сарафан"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Биккужина Залифа Рафиковна

Содержание обучающих, развивающих и воспитательных задач построено с учетом принципа интеграции образовательных областей: познавательное, речевое, социально-личностное и физическое развитие в рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.  Для реализации поставленных задач были использованы все группы методов и приёмов: наглядные, словесные, практические, игровые, ИКТ. В ходе занятия использовала развивающую среду группы (столы, ковер, магнитную доску, компьютер, телевизор).  При проведении занятия учтены психологические и возрастные особенности дошкольников на занятии использовались: художественное слово, иллюстрации к сказкам, презентация, музыкальное сопровождение, которое побуждает детей к творческому поиску.

 В  занятие внесла игровую мотивацию: посещение музея – «Сказок» и  «Кукол». На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. В зале «Сказок»  дети рассматривали иллюстрации к сказкам и наглядный материал – разных кукол, что создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность   детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_sarafan.docx40.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №10 «Родничок»  Кувандыкского городского округа

 Оренбургской области»

Конспект интегрированного занятия по изобразительному искусству в старшей группе

«Русский национальный костюм. Сарафан».

Воспитатель: Биккужина З.Р.

Цель: формирование представлений детей о культуре и быте русского народа.

Задачи: 

  1. Обобщить и конкретизировать знания детей об истории русского национального костюма (символические значения вышивки, как оберега, источник знаний и украшений).
  2.  Развивать у детей желание рисовать узор, располагая его ритмично, красиво сочетая цвета, размещать узор на предложенной форме.
  3. Воспитывать чувство любви к Родине, гордость за свой народ и культуру.
  4. Активизировать словарь: орнамент, вышивка, узор, оберег, предки, лапти.

Материал: 

Иллюстрации к сказкам: «Курочка Ряба», «Царевна - лягушка», «Крошечка - Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».  

Куклы в русском национальном костюме, карточки с символическими значениями вышивки, бумажные силуэты кукол в сарафане, графические материалы,  русская народная музыка, тихая спокойная музыка.

Предварительная работа: экскурсия в музей, рассматривание иллюстраций к сказкам, где герои в русском национальном костюме, рассматривание иллюстраций русского национального костюма, беседа о России, рассматривание иллюстраций с орнаментом вышивки, беседы об истории русского национального костюма, раскрашивание силуэтов рубахи и сарафана.

Ход: 

Дети свободно играют, общаются. Воспитатель обращает внимание детей, загадывает загадку. На столе стоит глобус.

Воспитатель: Ребята, я хочу загадать загадку вам, внимательно послушайте!

На нём уместилась,
Вся наша Земля: 
Моря, океаны, 
Леса и поля. 
И северный полюс,
Там тоже найдёшь, 
А если захочешь — 
В руках унесёшь.

Дети: Это глобус!

Воспитатель: Правильно! Давайте рассмотрим глобус. Что обозначено на глобусе голубым цветом, а зеленым?

(Ответы детей)

Воспитатель: На глобусе показаны не только моря, но и страны. Как называется страна, в которой мы живём?

Дети: Россия.

Воспитатель: Да, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Какая наша страна по величине?

Дети: Большая, огромная?

Воспитатель: В нашей стране много всего удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди разной национальности: русские, украинцы, татары, армяне, казахи.

Ребенок:

Россия… как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих огней!

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю,

Степей задумчивую грусть!

Люблю все то, что называю

Одним широким слово Русь!

С. Васильев

Воспитатель: Мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. Но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались. Кто такие предки?

Дети: Люди, которые жили раньше, прабабушки, прадедушки.

Воспитатель: Ребята, где мы можем узнать, как жили наши предки?

Дети: Из книг, фильмов, музеев.

Воспитатель:  А сегодня я вам предлагаю побывать в нашем музее «Сказок».

Оформлен зал «Сказок». На стенде иллюстрации к русским народным сказкам «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Курочка Ряба», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Воспитатель:  И вот в сказках мы рассмотрим русский национальный костюм. Из какой сказки эти иллюстрации?

Дети: «Крошечка-Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Курочка Ряба», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Воспитатель: Обратите внимание, как одета баба?

Дети: Сарафан, сорочка, платок, лапти.

Воспитатель: На какой иллюстрации одежда рабочая и повседневная?

Дети: Курочка Ряба, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, «Крошечка-Хаврошечка».

Воспитатель: На иллюстрации, к какой сказке, одежда нарядная, праздничная?

Дети: Царевна-лягушка.

Воспитатель: Почему вы думаете, что здесь одежда нарядная?

Дети: Одежда украшена вышивкой, есть кокошник.

Воспитатель: Почему вы думаете, что здесь одежда повседневная?

Дети: Простой сарафан, платок, рубашка, лапти.

Воспитатель: Вам понравилось в музее «Сказок»?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда давайте чуть-чуть отдохнем, про лапти споём и дальше пойдем.

Физкультминутка (звучит аудиозапись «Эх, лапти, да лапти»)

Лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,

Эх, лапти мои, лапти липовые!

Вы не бойтесь, ходите,

Тятька новые сошьёт.

Эх, ну! Тьфу! Выставление поочередно правой и левой ноги на пятку

Хлопок в ладоши, наклон вниз

Шаг вправо, притом, шаг влево, притоп

Руки вверх, хлопок над головой. На слово «тьфу» резко отпускаем руки вниз.

Воспитатель: А сейчас мы пойдем в музей  «Кукол».

Посмотрите сколько здесь красивых кукол. Все они одеты в русский национальный костюм.  Посмотрите, во что одеты куклы?

Дети: Сарафан, рубаха, кокошник.

Воспитатель:   Правильно, это сарафан – длинная одежда без рукавов. Сарафан одевают поверх белой рубашки, которая называется сорочка ( показ динамической таблицы). 

 Давайте  посмотрим презентацию про русский сарафан. (Дети садятся на стулья).

     1 СЛАЙД

2 СЛАЙД

Шили сарафаны из разных тканей, и каждый цвет сарафана что-  то означал:

3 СЛАЙД

Красный – цвет огня, считалось, что красный цвет охраняет и защищает.

4 СЛАЙД

Зеленый – цвет жизни и растительности. Их одевали на рождение детей и празднование хорошего урожая.

5 СЛАЙД

Желтый, оранжевый – цвет пшеницы и солнца. В желтых сарафанах водили хороводы после посевов, тем самым призывая солнце обогревать поля к хорошему урожаю.

6 СЛАЙД

Синий и голубой – цвет неба и воды. В синих сарафанах отмечали, праздник Ивана купала.

7 СЛАЙД

Белый цвет сарафана  – чистота, честность, преданность.

Воспитатель: В старину  люди украшали свои изделия разнообразными узорами, Он называется орнамент – это чередование повторяющихся элементов. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

8 СЛАЙД

Крестик – огонь

Квадрат, ромб – поле, с точками – поле с пшеницей

Волнистая линия - вода

Цветок - радость

Круг - солнце

Воспитатель: - На сарафане орнамент располагается по подолу и в центре. Орнамент считался оберегом. Не только для красоты, но и для защиты от болезней, бед и несчастий, носили сарафаны.

На этом наша экскурсия в музей закончилась. И вас ребята ждет волшебный сундучок.

Дети проходят к сундуку.

Воспитатель:

Старый бабушкин сундук

Тайны жизни в нем живут

Наша женская судьба в нем свое добро нашла.

В сундуке моем добро

Бережно храниться.

Когда времечко придет,

Доченьке сгодиться.

Так говорили в старину. Давайте покажу, что в сундуке своём храню.

Воспитатель достает силуэты кукол в русском костюме.

Воспитатель: Наверно, давно лежали куклы в сундуке, все цвета сарафана выцвели, цвет потеряли. Давайте поможем куклам вернуть красивый наряд! Поможем?

Дети: Да.

Воспитатель: Помните, что на сарафане есть узор – орнамент – это чередование повторяющихся элементов.

(Включается русская народная музыка. Дети приступают  к раскрашиванию силуэтов кукол)

Воспитатель: ( После выполнения детьми задания) 

                     Куклы к празднику готовы,

                     Посмотрите на обновы –

А теперь ребята, вместе со своими куколками встаньте в хоровод и под веселую музыку пройдитесь по залу, пусть все полюбуются на вашу работу.

Расступись, честной народ!

На лужайке у ворот

Закружился, завертелся

Разноцветный хоровод.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, а теперь кто считает, что справился с сегодняшним заданием, и понравилось наше занятие  - похлопайте в ладоши, кто считает, что ему не хватило времени или что-то не получилось, пусть скажет себе: «не буду огорчаться, в следующий раз обязательно успею».

http://www.raskraska.com/catalog0001/683.gif

 

 

 

http://www.raskraska.com/catalog0001/683.gif

Биккужина Залифа Рафиковна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по рисованию "Нарядный русский сарафан".

Материал НОД можно использовать для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с традиционным русским сарафаном и его узорами. Развивать творчество детей....

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (музыка) с интеграцией образовательных областей. На тему: «Русский сарафан в музыке и живописи" (старшая группа)

«Давайте детям больше и больше содержания общего,человеческого, мирового, но преимущественно старайтесьзнакомить их с этим через родные и национальные явления».В. Г.БелинскийСейчас очень актуальна про...

Педагогический проект "Русский сарафан"

Любознательность и творческая активность – естественное состояние детей старшего дошкольного возраста. Открывать, изучать, узнавать новую информацию –  значит сделать шаг к новому и интересному....

Конспект НОД по рисованию "Русский сарафан"

Занятие по рисованию для детей старшей группы...

Конспект НОД (Художественное творчество – Рисование) Тема: « Русский сарафан»

-познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;-вызвать интерес к жизни наших предков;-воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной к...

Занятие для старших дошкольников Русский сарафан в рамках проектной деятельности

Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество....

«Девочка в русском сарафане» (поэтапное рисование)

Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) в старшей группе ...