Занятие "В гостях у художника"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Герасимова Елена Федоровна

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_gostyah_u_hudozhnika.docx41.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

в подготовительной группе

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «В гостях у художника»

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Актуализировать знания детей о жанрах изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт).
  2. Познакомить детей с новой картиной пейзажа Онищенко В.А.
  3. Продолжать учить составлять композицию натюрморта, умение работать в коллективе.

Развивающие:

  1. Расширять кругозор, развивать наблюдательность, воображение и умение проводить анализ различных художественных изображений.
  2. Развивать речь детей, умение аргументировано и развернуто оценивать произведение искусства, осмысленно отвечать на поставленные вопросы.
  3. Формировать художественный вкус.

Воспитательные:

  1. Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно - творческой деятельности.

Активизация словаря: пейзаж, натюрморт, портрет, художник - живописец, художник-реставратор

Предварительная работа:

  • Знакомство с Третьяковской галереей.
  • Знакомство с жанрами живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, анималистика художников родного города.
  • знакомство с художниками родного города, встречи в детском саду и в музее;
  • знакомство с профессией художник, искусствовед, художник-реставратор.
  • чтение стихотворений о природе;
  • составление описательных рассказов по картинам;
  • беседы на темы: “Как вести себя в музее”, “Чем фотоаппарат опасен для картин”, “Кто такой реставратор?”, “Зачем искусствоведу перчатки?”, “Кто такой копиист?”.
  • создание вместе с детьми дидактических игр по ознакомлению с живописью;
  • изобразительная деятельность по наиболее понравившимся полотнам портретов, натюрмортов, пейзажей;
  • знакомство с техникой рисования разных художников, цветовой гаммой;
  • создание в группе подборки репродукций известных картин;
  • дидактические игры с цветом;
  • наблюдения в природе, экскурсии по городу, в Дом-музей им. П. Комарова, в библиотеку Н. Крупской
  • чтение и заучивание стихов о временах года;
  • рисование различными художественными материалами, в разной технике;
  • слушание песни «Если видишь на картине?»

Материал:

Холсты с незаконченным рисунком портрета, натюрморта, пейзажа; акриловые краски; палитры; банки с водой; кисти разных размеров; предметы для составления композиции натюрморта; мультимедийная установка, слайды к игре «Что перепутал художник?»;  презентация «Если видишь на картине»; мольберты; отрывки из музыкальных произведений; звуковое письмо художника.

Ход

Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости! Поздороваемся с ними. Они рады Вас видеть, и улыбаются Вам! Покажите, что Вы тоже им рады.

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Я дарю вам лучик этот,

Пусть вам так же ярко светит!

Воспитатель: Ребята, отгадайте кто это?
Кто умеет краской и холстом,
Рассказать нам обо всём.
Дети: Это художник.

Воспитатель:
- Кого называют художником?

Дети: Он пишет разные картины на холстах.

Воспитатель: Правильно, дети.
- Для чего нужна профессия художника?

Дети: художник помогает людям видеть красоту окружающего мира
Воспитатель: Замечательная профессия художник. Художник может нарисовать всё: дом, лес, людей, животных. А картины художник пишет. И пишет по своему замыслу.

Воспитатель: Хорошо! А как ещё можно назвать художника?

Дети: Художника можно назвать живописцем.

Воспитатель:  Почему?

Дети: Потому что в своих картинах он старается, чтобы все выходило, как живое.

Воспитатель: Ребята, какие жанры живописи вы знаете?

Дети: пейзаж, портрет, натюрморт, анималистика.

Воспитатель: Как много вы знаете! Молодцы!

Презентация «Если видишь на картине»

Воспитатель: Сегодня в наш детский сад пришло звуковое письмо! (воспитатель включает на мультимедиа письмо)

Все слушают письмо.

«Дорогие ребята! Я очень прошу Вас помочь мне в одном очень трудном, но полезном деле. Я знаю, что вы уже очень хорошо разбираетесь в таких жанрах живописи как портрет, натюрморт и пейзаж. Мне очень срочно нужно организовать выставку  в художественной школе. Я хочу пригласить вас к себе в художественную мастерскую и помочь мне разобрать репродукции картин по жанрам. Надеюсь, Вы мне поможете! Я буду вас ждать! Ваш друг, художник!»

Воспитатель: Вы хотите помочь Художнику?

Дети: Хотим.  Мы любим помогать.

Воспитатель: Как Вы думаете, мы сможем художнику помочь?!

Дети:  Да.

Воспитатель: Почему? 

Дети: Мы знаем, что такое портрет, натюрморт, пейзаж. Мы будем стараться, и у нас получится помочь.

Воспитатель: Что же нам надо для этого сделать?

Дети:  Надо всем вместе отправиться к художнику в мастерскую и разобрать репродукции картин по жанрам.

Воспитатель: Чтобы быстро попасть в художественную мастерскую, нам поможет вот этот волшебный колокольчик.

Воспитатель звонит в колокольчик и говорит слова, дети поворачиваются вокруг себя, воспитатель в это время одевает одежду художника: Колокольчик, позвони, в мир искусства позови

Художник: Привет друзья!

Я очень рад,

Увидеть снова всех ребят!

И так, в прекрасное вперед,

Где чудо красоты живет,

Должны мы многое узнать

Все видеть и запоминать,

Я буду в этом помогать!

На столах в хаотичном порядке разложены репродукции картин разных жанров живописи, табличками обозначено расположение трех мест: 1 - натюрморт,  2 - пейзаж, 3 - портрет

Обратить внимание детей на экспозицию репродукций с картин художников города Свободного (дети распределяют репродукции картин по нужным мольбертам)

После выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на жанр пейзажа.

Художник: Дети, скажите, эти репродукции относятся к какому жанру живописи?

Дети: Это жанр живописи – пейзаж.

Художник: Ребята, скажите, почему вы думаете, что это пейзажи?

(Выслушать ответы детей и обобщить их)

Художник: Совершенно верно. Художники изображают на картинах живую природу: лес, поле, горы, море, рощу, деревню или город. Пейзаж также может включать изображение человека, природных явлений, например, грозы, дождя, радуги, шторма. В пейзаже художник изображает природу так, как её увидел только он один, передает свое настроение, состояние – то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер, дождь или снег.

Художник: Ребята, как называют художника, который пишет только пейзажи? (пейзажист)

Художник: Молодцы! К какому жанру живописи относятся эти репродукции?  Предложить детям подойти к  натюрмортам.

Дети: Это жанр живописи – натюрморт.

Художник: Ребята, как вы поняли, что это натюрморты?

 (Выслушать ответы детей и обобщить их)

Художник: Натюрморт - это слово французское, в переводе на русский язык означает «неживая природа». Художник изображает на картине неживые предметы: предметы быта, посуду, рыбу, овощи, фрукты, цветы в букете. Иногда мы порой перестаем замечать, какие предметы нас окружают. А художник в самом простом предмете может увидеть необычное, прекрасное и изобразить это. То, на что мы иногда смотрим равнодушно, на картине удивляет и радует своей неожиданной красотой.

Игра “Создание натюрморта”.

Дети присутствующие на занятии делятся на две  команды для того чтобы, собрать натюрморты. Атрибуты к проведению данной игры располагаются на одном столе  в смешанном беспорядке. Команды составляют натюрморты, художник рассматривает с ребятами правильность создания натюрмортов, предлагает детям определить,  какие у них получились натюрморты: бытовой или природный, или природно-бытовой, благодарит детей, беседа о жанрах продолжается.

Художник обращает внимание на то, что две картинки остались (или нечаянно повесили на стенд). Показывает детям рисунки. На одном – клумба с цветами, на другом – яблоня с яблоками). Правда, красиво!? Почему их не повесили?

Художник наблюдает за реакцией детей. Если дети молчат, говорит: «Да, это красиво нарисовано, но разве это натюрморты? Дети, как вы считаете? (Ответы детей). Да, в натюрморте могут быть нарисованы цветы, но какие? Уже сорванные, поставленные в вазу. Это могут быть и фрукты, и овощи, но какие? Собранные и красиво разложенные на столе.»

Художник: Кто же это мог мне их подложить? (на обратной стороне портрет Незнайки)

Дети определяют, что это, наверное  Незнайка постарался. 

Художник: Нужно обязательно ему сообщить, что на его рисунках нарисованы не натюрморты.

Художник: Ребята, вот такие художники, как Незнайка все время что-то путают. Вот смотрите. Как вы думаете, что перепутал художник?

Упражнение «Что перепутал художник?» (на мультимедиа)

Художник: Молодцы ребята! Предложить детям подойти к  портретам.

Репродукции, какого жанра  живописи находятся здесь?

Дети: К жанру живописи – портрет.

Художник: Ребята, по каким признакам вы поняли, что это портреты?

(Выслушать ответы детей и обобщить их)

Художник: Здесь крупно нарисованы люди, хорошо видны их лица.

Художник: Ребята, вспомните, как называют художника, который пишет только портреты?

Дети: Художник, который пишет только портреты,  называется портретист.

Художник: Совершенно верно. Подумайте и скажите, что портрет может рассказать нам об изображенном человеке?

(Выслушать ответы детей и обобщить их)

Художник: Молодцы, правильно.

По портрету мы можем узнать не только внешние данные человека – какие у него глаза, волосы, во что он одет, но и можем узнать о его настроении, характере, понять, что он чувствует. Мы, зрители, это понимаем по выражению лица человека, по его позе. Так же можем узнать о том, в какое время жил человек.

Художник: Я сейчас расскажу вам о внешнем виде одной девочки (мальчика) из нашей группы. А вы постарайтесь по моему описанию узнать, про кого я рассказала.

Дает описание (не глядя на ребенка). После того как дети узнают по описанию своего товарища, предложить посмотреть друг на друга, рассмотреть, какие у мальчика, девочки, сидящей рядом, глаза, волосы, рот, нос. 

Художник: Кто хочет описать портрет своего товарища.

Выслушать несколько описаний.

Художник: Вы дали словесный портрет человека, а художники пишут  портрет человека на холсте.

Предложить детям определить, кто на портретах изображен спокойным, а кто задумчивым, а кто сердитым или веселым.

Игра " Мимика" (показать, как дети сердятся, грустят, удивляются, веселятся)                                                                    

У каждого портрета свой характер, свое настроение. Послушайте музыку и найдите портрет, который наиболее подходит к этой мелодии. (Звучит музыка разного характера, дети подбирают к ней портрет, объясняют свой выбор).

Художник: Молодцы ребята! Скажите мне, когда художник пишет сам свой портрет, как будет называться этот портрет? (автопортрет)

Хорошо! Вы, как настоящие искусствоведы, правильно разобрали по жанрам все репродукции картин!

Художник: Прекрасно, когда рядом с нами находятся талантливые творчески одаренные люди. Кто-то сочиняет стихи, кто-то живет музыкой. А кто-то берет в руки кисти, краски, мольберт… и появляются на свет чудо картины.

Ребенок:

Все кто любит живопись, Рериха, Дали

В художественную школу, на выставку иди.

Пейзажи, натюрморты, графика, портрет

Выставка скульптуры - чего там только нет.

Закаты и рассветы над вековой тайгой,

И заросли черемухи над тихою водой.

Все что сердцу мило, красу родной земли

Художники в картинах нам рассказать смогли.

Художник: А теперь пришла очередь моего сюрприза (Подходит и снимает красивую упаковку  с  картины.) Какая красивая картина!

(Дать время на восхищенное рассматривание)

Чем отличается эта картина от всех остальных?

Дети: Она большая и это не репродукция.

Художник: Да, картина действительно настоящая. А написал её мой коллега и друг, художник Владимир Анатольевич Онищенко, который живет в нашем городе. Он узнал, что в нашем детском саду дети очень любят рисовать и даже имеют картинную галерею, и решил сделать нам такой подарок. Но с условием, ему бы очень хотелось узнать ваше мнение о картине, понравилась ли она вам или нет и почему.

Художник: Давайте немного отойдем в сторону и встанем удобно, ведь это репродукцию можно смотреть близко, а настоящую картину лучше рассматривать немного издали.

Художник: Понравилась вам картина? (Да, понравилась)

Как вы думаете, как называется эта картина? (выслушивает ответы детей).

А Владимир Анатольевич назвал картину «Зимний лес».

Художник: Если вам понравилась эта картина, то, может быть, мы немного попутешествуем по ней? Согласны?

Посмотрите, от самого края картины в лес убегает тропинка, словно приглашает нас в гости, нужно сделать всего лишь один шаг!

Предлагаю одеться потеплее (дети выполняют движения, имитирующие одевание) и закрыть глаза, представить, что шагнули в картину.

Художник:  Раз… и мы в лесу, открывайте глаза, ребята. (Звучит спокойная музыка)

Чтобы лес нам показал свою красоту, послушайте стихотворение:

Здравствуй, лес, прекрасный лес, полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь ветвями днем и темными ночами?
Что ты шепчешь на заре весь в блестящем серебре?
Кто в глуши твоей таится, что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи. Ты же видишь – мы свои!

Художник: Ребята, давайте остановимся в самом начале, на поляне (показывает указкой), здесь нет ни одного дерева, как будто специально оставили место для нас. Посмотрите, как спокойно и тихо в лесу. Природа спит. Оглянитесь по сторонам, если вы будете внимательными, то лес, как волшебная книга, раскроет вам свои тайны и загадки. Обратите внимание на красоту зимней природы. Что вы видите вокруг себя? А ты? А ты? (Ответы детей.)

Все в этом зимнем царстве покрыто снегом. Ребята, поднимите голову, посмотрите, какие высокие ели! Остановимся около этих лесных маленьких красавиц-елочек, ветви от тяжести гнутся, снег прижал все веточки, и они не шевелятся, стволы облеплены снежными фигурами – настоящая нежная сказка. Как вы думаете, какое у них настроение? Хорошо ли им здесь?.. Почему?..

Представьте, что мы осторожно приподняли еловые веточки, какую лесную картину можно там увидеть?

Может быть, кто-то из вас увидел что-нибудь интересное и расскажет об этом?..(ответы детей)

(выключается музыка).

Давайте послушаем лесную тишину, почему так тихо?..Ой нет, что-то слышно…Прислушаемся. Что вы слышите в этом лесу?

Дети: Снег поскрипывает под ногами. Где-то кричит ворона. Дятел стучит по дереву. Где-то рядом с лесом дорога, потому что слышно шум машин и т.д.

Художник: Ребята знаете, но даже  карканье вороны не разбудит спящий зимний лес.

А запахи, какие! Вы представили, какие запахи?

Дети: Пахнет свежестью, морозным воздухом, пахнет елью и т.д.

Художник: Ребята, обратите внимание, какое красивое небо? Какие краски использовал художник? (ответы детей)

Зима — очень красивое время года! Какими ласковыми словами можно назвать зиму на этой картине? Ребята, скажите – какой может быть зима? (Вьюжная, снежная, веселая, морозная…)

Ребята, я знаю интересную зимнюю игру. Поиграем вместе?

Физкультминутка «Зима». Импровизация движений (под музыку А. Вивальди). 
«Мы зимой в снежки играем, 
По сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду летим,
И Снегурку лепим мы,
Гостью-зиму любим мы».

Художник: Понравился вам этот уютный уголок природы? И мне тоже очень понравился.  Пора прощаться с лесом.

Лес волшебный, до свидания!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!

А нам, ребята, пора возвращаться. Закроем глаза и шагнем обратно. Раз... Все на месте?.. Тогда раздеваемся, отряхиваем снег, погреем руки и за дело! (Дети разогревают руки с помощью массажного шарика Су Джок).

Что мы скажем художнику? Спасибо за его картину, как будто и, правда, мы там побывали, отдохнули, сил набрались. Но чтобы хорошо понять картину, её нужно рассматривать много раз и каждый раз находить в ней что-то новое.

Художник: Ребята, перед вами сегодня представлены репродукции картин. Репродукции – это фотографии, которые сделаны для того, чтобы в любом месте, в любое время человек мог познакомиться с той или иной картиной.

А вот настоящие картины, написанные художниками,  обязательно находятся где?, правильно в музее или картинной галерее. Все они созданы для того, чтобы прикоснуться к искусству, ощутить себя частью огромного мира. Именно там можно увидеть настоящие шедевры, которые написаны великими художниками за многие годы. Эти картины называют подлинниками. Они хранятся особо тщательно, ведь многим из них уже сотни лет. За ними присматривают и ухаживают специальные художники – реставраторы. Они много знают о свойствах красок, о том, как уберечь картину от старения. Благодаря им, многие произведения сохранились до наших дней.

Художник: Но некоторые картины все-таки иногда приходится реставрировать.  Со временем краска в некоторых местах отстает. Вот как раз я сегодня и решил отреставрировать некоторые картины.

Поможете мне? (Да)

Приглашает детей пройти в художественную мастерскую. Работа детей под музыку.

Во время работы воспитатель побуждает детей к смешиванию красок для получения необходимых оттенков и цветов.

Рефлексия.

Художник: Вы ребята, молодцы. Сегодня мне так помогли, я очень рад.

Художник: Но,  вам, наверное,  уже пора возвращаться в детский сад. До новой встречи в музее. А картину, что подарил вам мой друг художник, вы повесьте у себя в группе, и будете любоваться ею.

Колокольчик, позвони, в детский сад ты нас верни.

Воспитатель:

Ребята, где мы с вами были? Что делали? Смогли мы помочь художнику? Почему смогли? Вы молодцы! Очень хорошо справились со всеми заданиями.

Нам с вами по плечу любое дело

И если только захотим,

На клочке бумаги белой,

Мы в красках мир изобразим.

(Воспитатель раздает раскраски пейзажа, натюрморта, портрета, которые дети могут раскрасить на свой вкус и подарить другу или повесить дома)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие "В гостях у художника"

музыкальное развлечение, как дети Кощея Бесцветного сделали добрее, и подружили его с красками радуги!...

Развлечение к недели юных художников На тему: «В гости к художнику»

Образовательная область: Познавательное развитие.Цель: Вызвать   интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству.Обучающие задачи:Учить детей различать и называть цвета. Учить отг...

Конспект занятий по развитию речи « В гостях у художника» Рассказ по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» ( с использованием интерактивной доски)

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.Цели :развивать творческое воображ...

«В гостях у художника» (Интегрированное занятие ИЗО + музыка)

Открытое занятие в подготовительной группе...

Конспект занятия "В гостях у художника"

Художник- одна из самых древних профессий на Земле. Изобразительное искусство, а именно так называется то, чем занимаются и что изучают художники....

Конспект занятия в старшей группе на тему "В гостях у художника"

Познавательное занятие в старшей группе«В гостях у художника»Цель: Поддержать интерес к изобразительной деятельности. Закреплять знания о цветах основных и производных, тёплых и холод...

Тема ««В ГОСТЯХ У ХУДОЖНИКА» (знакомство с профессией художника)

Тема ««В ГОСТЯХ У ХУДОЖНИКА»(знакомство с профессией художника)                                  ...