Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 классы
рабочая программа по рисованию

В документе представлена рабочая программа по изобразительному искусству

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программы. Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикаловой, Л.В.Ершовой, Г.А. Поровская, А.Н. Щирова, Н.Р. Макарова, Е.В. Алексеенко.  Изобразительное искусство. 1 – 4 класс. М.; Просвещение, 2013.  УМК «Перспектива».

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве.
  • способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности,  разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В программе «Изобразительное искусство» на изучение предмета отводится:

В 1 классе   – 33 часа,

Во 2 классе – 34 часа,

В 3 классе – 34 часа,

В 4 классе – 34 часа.

Согласно учебному плану МБОУ Школы № 108 «Взлет» г.о. Самара отводится на изучение предмета 1 час в неделю.

Учебно – методический комплект

Программа «Изобразительное искусство». Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, Г.А. Поровская, А.Н. Щирова, Н.Р. Макарова, Е.В. Алексеенко.  Изобразительное искусство. 1 – 4 класс. М.; Просвещение, 2013.

Учебники:

  1. Изобразительное искусство. 1 класс. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова – М.; Просвещение, 2015.
  2. Изобразительное искусство. 2 класс. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова – М.; Просвещение, 2016
  3. Изобразительное искусство. 3 класс. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова – М.; Просвещение, 2017
  4. Изобразительное искусство. 4 класс. Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова – М.; Просвещение, 2018

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

-  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

  1. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  3. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
  5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Регулятивные:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование  знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов процессов, схем решения учебных и практических задач.

Коммуникативные:

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.
  2. Активное использование речевых средств информации и коммуникативных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
  3. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

  1. Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.
  2. Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.
  3. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
  4. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликции и пр.)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идеи: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография  и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТГ., Русский музей, Эрмитаж - и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелю и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.) Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём, фактура - средства художественной выразительности изобразительных искусств. Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приёмы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы в живописи. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов.

Цвет — основа языка живописи. Живописные материалы. Красота и разнообразие  природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия — основа языка рисунка. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Использование простых форм для создания выразительных образов.

Объем — основа языка скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.  Элементарные приёмы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание; набор объёма; вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний, Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и за рубежного искусства, изображающих при роду (на пример, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К.. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими  наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония, Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России).   Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт  художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.  

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гуаши, акварели, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.


Тематическое планирование

1 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

ВОСХИТИСЬ КРАСОТОЙ НАРЯДНОЙ ОСЕНИ (8 Ч)

1

Какого цвета осень. Живая природа: цвет.

1

2

Пейзаж в живописи «Твой осенний букет». Декоративная композиция Осенние перемены в природе. планы.

1

3

Пейзаж: композиция, пространство, «Осенний лес»

1

4

В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция«Ветка рябины»

1

5

Щедрая осень. Живая природа. Натюрморт: композиция

1

6

В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент народов России

1

7

Украшение закладки или открытки простым орнаментом, используя чередование растительных элементов. «Хохломские узоры»

1

8

Коллективная работа. Проект «Щедрый лес и его жители»

1

ЛЮБУЙСЯ УЗОРАМИ КРАСАВИЦЫ ЗИМЫ (7 Ч)

9

О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России

1

10

В гостях у народной мастерицы У. Бабкиной  «Русскаяглиняная игрушка»

1

11

Живая природа: пейзаж в графике «Зимнее дерево»

1

12

Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике

1

13

Белоснежные узоры. «Вологодское кружево»

1

14

Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция «Новогодние игрушки»

1

15

Коллективная работа. Проект «Я люблю тебя, Россия!»

1

РАДУЙСЯ МНОГОЦВЕТЬЮ ВЕСНЫ И ЛЕТА (15 Ч)

16

Декоративная композиция «По следам зимней сказки»

1

17

Сюжетная композиция «Зимние забавы»

1

18

Защитники земли Русской. «Образ богатыря»

1

19 - 20

Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка

2

21

Краски природы в наряде русской красавицы. Народныйкостюм

1

22

Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет

1

23

Птицы – вестники весны. Декоративная композиция «У Лукоморья дуб зеленый…».

1

24

Дерево – жизни украшение.Образ дерева в искусстве

1

25

О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образсказочного героя

1

26-27

В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета

2

28

Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки.

1

29

Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи

1

30 - 31

Коллективная работа. Проект «Город мастеров»

2

32 - 33

Рисование на свободную тему

2


2 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

В ГОСТЯХ У ОСЕНИ. УЗНАЙ, КАКОГО ЦВЕТА ЗЕМЛЯ РОДНАЯ (11 Ч)

1

Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные

1

2

Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет

1

3

Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы

1

4

В мастерской ювелира-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор

1

5

Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень

1

6

Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте.

1

7

Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст

1

8

Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт

1

9

В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров

1

10

Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов Найди оттенки красного. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет

1

11

Загадки белого и чёрного. Графика. Линия, штрих, силуэт, симметрии

1

В ГОСТЯХ У ЧАРОДЕЙКИ – ЗИМЫ (12 Ч)

12

В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок

1

13

Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет

1

14

Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски

1

15

Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция

1

16

Храмы Древней Руси. Архитектура: объёмы, пропорции, симметрия, ритм

1

17

Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет

1

18

Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении

1

19

Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца

1

20

Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок

1

21

Русское поле. Воины-богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей – защитников земли Русской в искусстве

1

22

Народный календарный праздник Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры – символы весеннего возрождения природы: импровизация.

1

23

Натюрморт  из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости.

1

ВЕСНА – КРАСНА! ЧТО ТЫ НАМ ПРИНЕСЛА? (11Ч)

24

« А сама-то величава, выступает будто пава…» Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация

1

25

Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки

1

26

Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа

1

27

Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение

1

28

Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия

1

29

Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизация

1

30

Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок

1

31

Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура

1

32

Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму

1

33

Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор

1

34

Наши достижения. Наш проект: доброе дело само себя хвалит

1

3 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная (11 ч)

1

Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет, форма.

1

2

В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традиции мастерства. Знакомство с искусством мастеров Жостова.

1

3

О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства. Композиция в декоративной росписи. Круг, овал. Роспись подноса.

1

4

Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объем. Передача формы предметов с помощью цвета в живописи. Рисование с натуры натюрморта

1

5

Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Эскиз украшения – воздушного змея.

1

6

Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства. Эскиз лоскутного коврика.

1

7

Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет.

Композиция «Родные просторы».

1

8

Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства. Украшение тарелочки.

1

9

«Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции русского мастерства. Повтор узоров резьбы по дереву.

1

10

«То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. Изображение терема для сказочных героев

1

11

Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма, цвет, пропорции. Рисование по памяти птиц в разных поворотах.

1

В гостях у чародейки – зимы (12 ч)

12

Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объем и пропорции. Натюрморт из предметов крестьянского быта.

1

13

Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета. Передача образа заиндевелых растений. Зимний пейзаж.

1

14

Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Орнамент в украшении народной одежды..

1

15

Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация. Карнавальное шествие.

1

16

Всякая красота фантазии да умения требует. Маски – фантастические и сказочные образы, маски ряженых. Эскиз карнавальной маски (материалы по выбору).

1

17

В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги. Орнаментальная полоса.

1

18

Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма. Эскиз театрального костюма.

1

19

Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры. Сюжетное рисование на заданную тему.

1

20

«Город чудный…». Памятники архитектуры: импровизация. Старинный русский город-крепость.

1

21

Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр. Творчество А. Дейнеки.

1

22

 Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица. Творчество Рафаэля и Леонардо да Винчи. Женский портрет.

1

23

 Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет. Декоративная композиция (обрывная аппликация).

1

Весна – красна! Что ты нам принесла? (11ч)

24

Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиций мастерства. Зарисовки народных деревянных игрушек.

1

25

Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет. Иллюстрация сказки (бумажная аппликация).

1

26

Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет. Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой. Иллюстрация сказки

1

27

Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. Творчество И. К. Айвазовского.

1

28

Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства. Повтор узоров.

1

29

Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм.. Импровизация на тему платков.

1

30

В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет. Композиция на заданную тему.

1

31

Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба. Герб родного города.

1

32

32 Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет. Натюрморт с букетом сирени.

1

33

У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Импровизация по мотивам образов-символов.

1

34

Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект. Импровизация по мотивам образов-символов (тушь, фломастер).

1

4 класс

№ п/п

Тема

урока

Количество часов

1.

Восхитись вечно живым миром красоты Целый мир от красоты Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно

1

2.

Древо жизни — символ мироздания.

Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень

1

3.

Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет

1

4.

Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи

1

5.

Птицы- символ света, счастья, добра.

1

6.

Конь– символ солнца, плодородия и добра.

1

7.

Связь поколений в традиции Городца.

1

8.

Связь поколений в традиции Городца.

1

9.

Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет

1

10.

Движение – жизни течение.

1

11.

Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция

1

12.

Любуйся ритмами жизни природы и человека Родословное древо-древо жизни, историческая память, связь поколений

1

13.

Двенадцать братьев друг за другом бродят..»

1

14 .

Год не неделя – двенадцать месяцев впереди.

1

15.

Новогоднее настроение

1

16.

Твои новогодние поздравления

1

17.

Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия

1

18.

Зимние картины. Сюжетная композиция

1

19.

Ожившие вещи

1

20.

Выразительность формы предметов

1

21.

Выразительность формы предметов

1

22.

« Недаром помнит вся Россия про день Бородина…»

1

23.

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома

1

24

Народная расписная картинка- лубок

1

25.

Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих

1

26.

Восхитись созидательными силами природы и человека Вода- живительная стихия

1

27.

Вода - живительная стихия

1

28.

Повернись к мирозданию!

1

29.

Русский мотив

1

30.

Всенародный праздник-День Победы. Патриотическая тема в искусстве

1

31.

Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют

1

32

Орнаментальный образ в веках

1

33.

Орнаментальный образ в веках

1

34.

Сокровища России: музеи Москвы, Санкт-Петербурга.  

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе

Рисование с натуры современной машины...

Программа по изобразительному искусству"Природа и художник" Тематический блок: "Мир природы"

Данный материал подготовлен на основе программы Т.А. Копцевой "Природа и художник"...

" План-конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе"

quot; План-конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе"...

Рабочая программа по «Изобразительному искусству»

Рабочая программа по ИЗО для детей 4-6 лет...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс школа 21 века

Рабочая программапо изобразительному искусству       (указать предмет, курс,) (2 класс)(указание класса)...

Рабочая программа по изобразительному искусству.(Адаптация детей к школе.О.А. Куревина, Г.Е.Селезнёва «Путешествие в прекрасное»)

Данная программа использована в группе "Адаптация детей к школе".Изобразительное искусство(30 занятий в год – 1занятие в неделю)(О.А. Куревина, Г.Е.Селезнёва «Путешествие в прекр...

Рабочая программа «Приобщение к искусству и изобразительная деятельность»

Настоящая Рабочая Программа описывает курс подготовки по изобразительной деятельности (рисованию) детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы)....