НОД Изобразительная деятельность. Рисование «Мордовские узоры» (нетрадиционная техника)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Губанова Галина Федоровна

 

 

  • формировать интерес к культуре мордовского народа;
  • расширить представления детей о предметах мордовского быта, избах и национальных блюдах;
  • способствовать развитию познавательных способностей; умению выделять общие и существенные признаки отличия мордовских узоров.
  • воспитывать толерантное отношение к культуре  мордовского народа, проживающего в нашем городе;
  • развивать коммуникативные умения, используя жесты, мимику, интонации
  • развивать интерес к народно - прикладному творчеству: особенностям узоров и орнамента мордовской вышивки, резьбы;
  • совершенствовать умение рисовать штампиками;
  • обогащать художественный опыт детей;
  • развивать эстетическое восприятие и творческое воображение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titulnyy_konspekt_na_seminar.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение  Самарской   области  основная общеобразовательная  школа  № 17 г. о.  Новокуйбышевск  Самарской  области  структурное  подразделение «Детский  сад «Алёнушка».

 

НОД

Изобразительная деятельность. Рисование

«Мордовские узоры» (нетрадиционная техника)

(старшая группа «Гномики»)

                                                                                  Воспитатель:

                                                                                                  Губанова Г.Ф.

2018 г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие»

  • формировать интерес к культуре мордовского народа;
  • расширить представления детей о предметах мордовского быта, избах и национальных блюдах;
  • способствовать развитию познавательных способностей; умению выделять общие и существенные признаки отличия мордовских узоров.

«Социально - коммуникативное развитие»

  • воспитывать толерантное отношение к культуре  мордовского народа, проживающего в нашем городе;
  • развивать коммуникативные умения, используя жесты, мимику, интонации

 «Художественно-эстетическое развитие»

  • развивать интерес к народно - прикладному творчеству: особенностям узоров и орнамента мордовской вышивки, резьбы;
  • совершенствовать умение рисовать штампиками;
  • обогащать художественный опыт детей;
  • развивать эстетическое восприятие и творческое воображение.

Методы и приемы:

Практические:

  • показ,  указания,  рисование элементов орнамента.

Наглядные:

  • рассматривание иллюстраций  костюмов, полотенец, скатерти, платков; предметов быта: изделий из глины, шкатулки, ухват, лопата, чугунка, макета мордовской избы на слайде.

Словесные:

  • рассказ, интерактивная беседа, вопросы, пояснения

Предварительная работа: знакомство с новыми экспонатами  в центре мордовской  культуры, с целью ознакомления с особенностями жизни и быта мордовского народа, проживающего в нашем городе. Знакомство с   национальным блюдом, рассматривание иллюстраций  «Славянская семья», «Истоки патриотизма».

Материалы и оборудование:

Мордовские  национальные костюмы (взрослый и детский), белые полотенца с вышивкой,  платки, скатерти,  мордовские  орнаменты, предметы мордовского быта: глиняные солонка, птичка, кувшин, сито, разделочная доска, чугунок, ухват, лопата, матрешки (русская и мордовская) на рисунках,  деревянная шкатулка, макет мордовской избы, фонограмма мордовской  мелодии.

 Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно - исследовательская

экскурсия по выставке

изобразительная

рисование узоров в мастерской

коммуникативная

вопросы, беседа, ситуативные разговоры

музыкальная

слушание мордовских мелодий

                               

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Этапы занятий

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Примите наше угощение – национальное мордовское блюдо «Панжака́й»

Дети заходят под мордовскую мелодию в музыкальный зал. Здороваются по- мордовски: «Шумбра́т». Дети экскурсоводы (Антон и Полина) приглашают сверстников на выставку

Экскурсия по выставке, оформленной на столах

Руководит детьми, помогает ведущим на выставке

Организует и поддерживает беседу по экспонатам выставки

Показывает  как завязывали платок мордовские женщины (на голове девочки)

Антон: Как и Россия, наш город многонациональный, здесь живут люди разных национальностей. Живут они дружно и мирно. У каждого народа есть свои традиции, обряды, особенные предметы быта, свои национальные костюмы.

Вот и у мордовского народа есть свои обычаи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Мордовский народ трудолюбив и гостеприимен. Есть у него свое народное творчество: вышивка, шитье бисером, резьба по дереву.

Полина: Приглашаем вас, гости дорогие, на нашу выставку. Она необычная. Посетив ее, вы узнаете, как мордовский народ жил раньше.

Антон: на этом столе находятся предметы мордовского быта. Мордовские умельцы украшали резьбой ставни окон, крыши домов, шкатулки.

Ребята, какие элементы орнамента вы видите на шкатулке?

Антон: Ребята, а как вы думаете, солонка, кувшин  и птичка из чего сделаны?

Антон: Правильно. Их делали из глины, а потом обжигали в печи, чтобы крепче стали.

А вот это что за предмет и для чего он?

Давайте двигаться дальше. Рассмотрим эти экспонаты.

Полина: Что вы здесь видите?

Правильно, это красивые платки с яркими цветами, которые носили женщины и бабушки.

Рассматривают как завязан платок на голове

Полина: посмотрите, на скатерти тоже алые розы и зеленые листья. Такую скатерть стелили на праздничный стол.

Скажите, пожалуйста, а какие цвета здесь преобладают?

         Дети  называют цвета на скатерти: красный, зеленый, желтый и черный

Полина: Ребята, а что вы еще здесь видите на столе?

Полина: а скажите, эти полотенца похожи на те, которыми вы вытираетесь в саду и дома?

Полина: в каждой мордовской семье женщины и девушки занимались рукоделием, вышивали узоры на полотенцах. Какие элементы узора вы заметили?

Полина:  вышивали также и цветы – символ благополучия. Вышивкой украшали е только полотенца, но еще и одежду: рукава рубахи, воротники, передники.

Расширились представления детей о предметах быта мордовского народа, проживающего в нашем городе, о народно – прикладном творчестве

Лексически правильно называют предметы быта

Проявляют любознательность, интерес

Называют элементы орнамента: геометрические фигуры: ромб, квадрат, круг, прямоугольник, треугольник

Определяют, что предметы сделаны из глины

Точно называют сито и знают его назначение

Четко называют что видят на столе: платки, скатерть, полотенца

Правильно определяют цвета на скатерти

Называют полотенце 

Дети отмечают различия полотенец. Знают, что мордовские полотенца украшены вышивкой.

Правильно называют геометрические фигуры: квадраты, кресты, ромбы, треугольники, галочки и линии

Сложились четкие представления об узорах на полотенце

Краткий рассказ об особенностях мордовской избы: в далекие времена люди и русские и мордва строили дома из бревен. Они назывались – избы. Посмотрите на макет мордовской избы. Что вы видите здесь необычного?

А для чего нужна печь?

Правильно, в ней варили еду, пекли хлеб, а еще печь долго хранила тепло и поэтому на печках спали дети, она согревала их ночью.

Дети, а что стоит в углу возле печки?

Ребята, скажите, а почему стол такой большой? Как вы думаете?

Уточняет и объясняет о «Красном угле»: в каждой избе был обязательно «Красный угол», он располагался справа или слева от двери. Это было священное место, где висели рушники, стояли иконы и божественные книги.

Давайте пройдем с вами дальше. Что вы здесь видите?

Ответ: большая печка, лавки, большой стол посередине 

Ответ: чтобы варить еду

Ответ:  ухват, лопата, чугунок

Семьи были очень большие: мамы и папы, дедушки и бабушки, их братья и сестры. Все они жили в одной избе и кушали все вместе за большим столом.

Понимают предназначение печки

Помогает детям сравнить рисунки русской и мордовской матрешек Посмотрите, вот они матрешки – красивые, расписные. А чем они отличаются друг от друга? Давайте посмотрим и сравним

Ответ: матрешки  

отличаются узорами.

На русской матрешке

узор растительный, а

 на мордовской –

геометрический

Описывают сходства и различия матрешек

     Ребята, а  вы хотите превратиться в народных умельцев?

Я приглашаю вас в мастерскую и предлагаю вам попробовать дорисовать узоры на матрешках, украсить им передники. Но делать мы это будем необычным способом. У вас на столах лежат штампики и краски. Давайте вспомним правила рисования.

А теперь не унывайте,                      Мастерами побывайте      Показать свое уменье,                   И старанье, и терпенье

Гостям нашим мы должны,

Мастера везде нужны!

Ребята, а вы оказывается художники, все ваши матрешки словно ожили.

Вот мордовские матрешки

До чего же хороши!

Их ребята из детсада

Расписали от души!

Мы с вами постарались и теперь оформим маленький вернисаж для родителей в раздевальной комнате.

           Давайте скажем нашим гостям: «До свида́ния» - «Няемозонк!»

Ответ: да

Ответ: при работе с красками надо быть аккуратными, не пачкать стол, за которым работаешь, руки, лицо, одежду

Приступают к работе

До свядания!

Правильно называют правила работы с красками

Освоили нетрадиционную технику рисования штампиками, Развились художественно – эстетический вкус и способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы Тема: «Развитие изобразительной деятельности дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования»

В материале представлена разработанная и апробированная система работы по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественны...

«Методическая разработка НОД» (изобразительная деятельность (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования - рисование трафаретом и штампом)

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию.Тема: «Морское путешествие». Возраст: 5-6 лет (старшая группа). ...

Консультация для родителей 1 младшей группы на тему: «Изобразительная деятельность в детском саду. Нетрадиционные техники рисования».

Цель: раскрыть роль изобразительной деятельности в жизни детей дошкольного возраста; познакомить с нетрадиционными техниками рисования в детском саду, обозначить их значимость в жизни ребенка; вызвать...

Консультация для родителей 1 младшей группы на тему: «Изобразительная деятельность в детском саду. Нетрадиционные техники рисования».

Консультация для родителей 1 младшей группы на тему: «Изобразительная деятельность в детском саду. Нетрадиционные техники рисования»....

Использование инновационных технологий в изобразительной деятельности в раннем возрасте. Нетрадиционная техника рисования.

Использование инновационных технологий в изобразительной деятельности в раннем возрастеНетрадиционная техника рисования...

Конспект НОД по изобразительной деятельности «Вальс снежинок» в нетрадиционной технике выполнения «рисование свечой»

Цель: познакомить с новой техникой рисования  - рисование свечой.Задачи:1. Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы;2. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычн...