Программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Акварелька»
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

 Маликова Сабира Башировна

 Значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста для развития воображения, творческих способностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akvarelka.docx46.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»

Программа кружка по художественно-эстетическому развитию

 «Акварелька»

Руководитель: Маликова С.Б.

г. Нижневартовск

Паспорт программы

Наименование программы.

Программа  кружка по художественно-эстетическому развитию, МБДОУ ДСКВ № 61« Соловушка»,  

 «АКВАРЕЛЬКА»

Разработчики программы

Воспитатель: высшей квалификационной категории Сабира Башировна Маликова

Целевая группа.

Дети группы общеразвивающей направленности, дети 6-го года жизни, группа №12.

Нормативно-правовые основы разработки программы.

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • ФЗ «Об образовании»  ст.26    п. 1   «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;
  • Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 г.
  • Постановление правительства РФ № 666 от 12.09.2008 г.
  • Устав дошкольного образовательного учреждения.

Цель программы.

  • Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста для развития воображения, творческих способностей. Показать актуальность кружковой работы в детском саду.

Задачи программы.

  •  Формировать  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к  художественной деятельности;
  •  Формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ.                                                                                                                  
  •  Знакомить  детей  различными  видами  изобразительной  деятельности,  многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними,  закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного  применения                                                                                                    
  •  Развивать  желание  экспериментировать,  проявляя  яркие  познавательные  чувства:    удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового.
  •  Воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом.  
  •  Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного  творчества.
  •  Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.

Ожидаемые результаты.

  • Формирование у ребенка положительное отношение к труду.
  • Выполнение различных манипуляции с краской.
  • Испытывать гордость за великие произведения русских художников, литературные произведения писателей.
  • Развитие мелкой моторики кисти рук.
  • Повышение уровня удовлетворенности родителей на 20%

Сроки реализации программы.

1год.

Пояснительная записка к программе кружка «Акварелька»

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше  мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"

   В.А. Сухомлинский.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы. Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.   Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.

 Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для  кружковой  работы, его высокое качество, разнообразие способов   рисования, поможет  ребёнку  увидеть  и  передать  на  бумаге  то,  что  обычными  способами  сделать  намного  сложней.  А  главное,  нетрадиционная  техника  рисования  даёт  ребёнку  возможность  удивиться  и  порадоваться  миру.

 Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.  Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать  Ребенку трудно общаться, но с помощью рисунка он передает свое настроение и благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радует всех своими великолепными произведениями. В своей работе я использую разные способы нетрадиционной техники рисования, и все пришлись мне и детям по душе. Самым доступным способом нетрадиционной техники рисования я считаю рисование пальчиками и печать от руки. Дети в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые желтые цыплята или утята. А когда после небольшой физкультминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисуют недостающие детали и перед глазами предстанет целая картина - радости нет предела. А как дети радуются, когда после того как им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след…,  а в итоге оказывается, что этот след похож на белую сказочную птицу, имя которой "Зима". Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники - художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях.

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю в первую или вторую половину дня.

Продолжительность занятия:                                                                                                                                                                                                   25 минут – старшая группа.                                                                                                                                                                                                             Общее количество учебных занятий в год – 67.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговой – в мае.

Нетрадиционные техники рисования.

Тычок  жесткой  полусухой  кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.                                                                                                                                                Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.                                                                              Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование  пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.                                                                                                                                 Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.                                                                                                                                             Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование  ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.                                                                                                                           Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.                                                                                                        Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск  поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.                                                                                                                                                         Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.                                                                                                                                         Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Рисование ватными палочками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.                                                                                                                                  Материал: мисочки с гуашью, плотная бумага, ватные палочки, салфетки.                                                                                                                      Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку  набирается краска разного цвета.

Оттиск  смятой  бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.                                                                                                                                                          Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.                                                                                                                                              Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые  мелки  +  акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.                                                                                                                                              Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.                                                                                                                              Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Свеча  +  акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.                                                                                                                                          Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.                                                                                                                                                            Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Монотипия  предметная

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.                                                                                                                                                   Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.                                                                                                                        Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Монотипия  пейзажная

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.                                                                                                                        Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.                                                                                                                                                                      Примерные темы для использования техники: “Море”, “Бабочка”,

Черно-белый  граттаж  (грунтованный лист)

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.                                                                                                                                                     Материалы: полукартон либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.                                                                          Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

Цветной  граттаж

Средства выразительности: линия, штрих, цвет.                                                                                                                                                                     Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.                                                                                                                                                        Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

Кляксография  с  трубочкой

Средства выразительности: пятно.                                                                                                                                                                                  Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).                                                                                                 Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Примерные темы для использования техники: «Травка на полянке», «Осенний пейзаж», «Закат», «Дно океана», «Аквариум», «Котёнок с нитками» и т. д

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура.                                                                                                                                                                  Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).                                                                                                                                                      Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки  листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.                                                                                                                                                                        Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.                                                                                                      Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тиснение

Средства выразительности: фактура, цвет.                                                                                                                                                                      Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.                                                                                                                                                                                                                Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Распыление краски на лист бумаги.

Способ рисования: на ворс щётки или кисти для клея нанести краску, направлять её на лист бумаги (на расстоянии 10 см.) и резкими движениями пальца свободной руки о ворс (от листа бумаги к себе) распылять краску.

Мармарирование листа бумаги.

Способ рисования: в ёмкость с водой капают несколько разноцветных капель краски для мармарирования, делают палочкой разводы и на поверхность этого слоя кладут лист бумаги, на котором остаются неповторимые разводы краски. Лист аккуратно выложить на салфетку для просыхания.                                                                                                                                                                                                                                Сложность техники: Работу необходимо делать в перчатках и в фартуке. Проводить процедуру нанесения краски, только индивидуально.

Рисование мыльными пузырями.

Способ рисования: Вариант № 1. В несколько ёмкостей с жидким мылом (1 ч. ложка воды к 1 ст. ложке мыла) добавить разную краску (5 ст. ложек на одну порцию), дуть в трубочку до образования мыльных пузырей и обмакнуть лист бумаги о них. Получится воздушно - сказочное изображение.                                                                                                                                                                                                                            Вариант № 2. За день до предлагаемого занятия необходимо смешать 80 мл. темперной краски и 80 мл. средства для мытья посуды в лотке ёмкостью 1 литр, помешивая добавить воды до краёв лотка. Таким способом развести 2-3 краски разного цвета. Отстоять смеси 12-14 часов. Для того, чтобы пузыри получились крупные и долго не лопались необходимо добавить несколько ложек сахара. С помощью соломинки подуйте в раствор, чтоб получились пузырьки. Аккуратно надавите бумагой на пузырьки, которые лопнут и оставят след. Повторить процедуру с каждым цветом.                                                                                                                                                                                               Сложность техники: Работу необходимо делать в перчатках и в фартуке. Проводить процедуру нанесения пятен только индивидуально. Следить за мерами безопасности детей при работе с мылом. Примерные темы для использования техники: “Открытка маме”, “Лоскутный коврик”, “Смешарики”

«Пуантилизм»  (ватная палочка или тонким концом кисти)

 Техника рисования. Сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.

"Рисование с помощью соли»

Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.

Используемая литература:                                                                                                                                                                                                                      1. А. А. Фатеева  "Рисуем  без  кисточки""                                                                                                                                                                           2. Т.Н. Давыдова  "Рисуем  ладошками"                                                                                                                                                                                                  3.  Г.Н. Давыдова  "Нетрадиционная  техника  рисования  в  детском  саду"- М.2007г.                                                                                                                    4. И.А. Лыкова  "Цветные  ладошки"                                                                                                                                                                                                           5. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»                                                                                                                                             6. И.А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».                                                                                     7. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.                                                                                                                                                                                   8. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.                                                                                                                                                                                    9. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.                                                                                                                                                   10. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г                                                                                                                         11. Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г                                                                                                                                         12. ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.                                                            

Перспективное планирование

Тема занятия

Техника, материалы.

Программное содержание

сентябрь

1

Мониторинг

Лист бумаги (А-4), акварельные краски, кисточки, вода.

Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

2

Мониторинг

Лист бумаги (А-4), акварельные краски, кисточки, вода.

Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

3

Мониторинг

Лист бумаги (А-4), гуашь, ватные тампоны кисточки, вода.

Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

4

Мониторинг

Лист бумаги (А-4), акварельные краски, кисточки, вода.

Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

5

Знакомство с нетрадиционными способами рисования. 

Осень на опушке  краски разводила.

Печатание листьями.                              Лист бумаги (А-4), осенние листья разных пород, гуашь, кисть, влажная салфетка.

Нетрад тех. Рис. Часть1, стр 5

Знакомство с особенностями работы карандашом, кистью, красками, гуашью, нетрадиционными способами рисования.

Познакомить с новой техникой печатания листьями. Развивать у детей видение образа и замысла через природные формы. Учить смешивать краски прямо на листьях для печати.

6

Осенние листья.

Набрызг.

Лист бумаги (А-4), осенние листья разных пород, гуашь, зубные щётки, палочки.

Учить создавать образ  используя смешение красок. Познакомить с новым способом оформления фона. Упражнять в рисовании с помощью данных техники.

7

Золотая осень

Рисование способом тычка

 Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию

8

Веточка рябины.

Скатывание салфеток, оттиск печатками

Гроздь рябины,  пальчиковая краска красного цвета, салфетки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины

Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и цвета. Закрепить знания и представления о цвете (красный),  форме (круглый),  величине (маленький),  количестве (много

октябрь

9

Рябина.

Рисование пальчиками.

Лист бумаги (А-4), гуашь, влажная салфетка

Нетрад тех. Рис. Часть1, стр 11

Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания.  (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие        

10

Ветка рябины.

Пластилиновая живопись                      Набор пластилина, трафарет ветки рябины на плотной бумаге, доска, приспособление для резания одинаковых форм

Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости; упражнять в передаче характерных особенностей рябины: сложный лист из расположенных попарно листочков, овальные грозди; учить новому приёму - расписной пластилин, полученный способом резания

11

Подсолнухи.

Рисование пальчиками, ватные палочки.

        

Учить рисовать пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.

12

Осеннее дерево.

Рисование ладошкой.

Лист ватмана тонированный с изображенным на нем стволом дерева; доска; пальчиковая краска желтая,  оранжевая, салфетки, засушенные листья знакомых детям деревьев

Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования –     «рисование ладошкой». Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цветовосприятие  навыки коллективной деятельности.

13

Мое любимое дерево.

 Монотипия.  

Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники-монотипия. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках.

14

Я в волшебном лесу.        

Печать поролоном по трафарету; способ тычка, чёрно - белый граттаж Лист А - 4, белый картон для граттажа, палочки для процарапывания, свеча, гуашь, жидкое мыло, жёсткая кисть, трафарет.

Развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными техниками выразительности образа леса; развивать чувство композиции

15

Осенние мотивы.

Кляксография.

Альбомный лист, гуашь, кисть, салфетка, фартук.

Нетрад тех. Рис. Часть1, стр 32

Познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его выразительности. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путём свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы лёгких, что даёт случайный, непредсказуемый эффект.

16

Дедушка Ёжок.

Рисование ладошкой.

Альбомный лист, гуашь, кисть, влажная салфетка, фартук.

Повторить с детьми новую технику нетрадиционного рисования –     «рисование ладошкой». Научить свободно и творчески проявлять себя, получать радость от полученной работы.

ноябрь

17

Спящий кот.

 (1-ый вариант)

Рисование по алгоритмическим схемам.

Альбомный лист, цветные карандаши.

Учить детей рисовать по трафарету.  Учить выделять основные, характерные детали животного. Создавать их геометрических фигур составлять животного. Закрепить знания и представления о форме (круглый), величине (большой).

18

Спящий кот.

(2-ый вариант)

Рисование по алгоритмическим схемам.

Альбомный лист, цветные карандаши.

Учить детей рисовать по трафарету.  Учить выделять основные, характерные детали животного. Создавать их геометрических фигур составлять животного. Закрепить знания и представления о форме (круглый), величине (большой).

19

Кошечка.

(3-ый вариант)

Рисование по алгоритмическим схемам.

Альбомный лист, цветные карандаши

Продолжать учить рисовать по алгоритмическим схемам. Учить детей выделять основные, существующие детали животного и показать, как их можно передать на бумаге. Отрабатывать свободное и уверенное формообразующие движения.

20

Утка с утятами.

Рисование по алгоритмическим схемам.

Альбомный лист, цветные карандаши.

Продолжать учить рисовать по алгоритмической схеме. Формировать творческую активность. Получить радость и удовлетворение от полученной работы.

21

Ёжик.

Рисование по алгоритмическим схемам.

Альбомный лист, цветные карандаши.

Учить детей рисовать по трафарету.  Учить выделять основные, характерные детали животного. Отрабатывать свободное и уверенное формообразующие движения.

22

Зайчик.

(1-ый вариант)

Рисование по алгоритмическим схемам.

Альбомный лист, цветные карандаши.

Учить детей рисовать по трафарету.  Учить выделять основные, характерные детали животного. Отрабатывать свободное и уверенное формообразующие движения.

23

Зайчик.

(2-ый вариант)

Рисование по алгоритмическим схемам.

Альбомный лист, цветные карандаши.

Учить детей рисовать по трафарету.  Учить выделять основные, характерные детали животного. Отрабатывать свободное и уверенное формообразующие движения.

24

Цыпленок.        

Рисование с помощью "Риса", ватные палочки        

Альбомный лист, клей ПВА, крупа-рис, ватные палочки, трафарет цыплёнка.

Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, "оживлять" работу с помощью ватной палочки

декабрь

25

Первый снег        

Оттиск печатками из салфетки        

Альбомный лист, краски, кисть, вода, салфетки для печатки.

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

26

Ночь и звезды

Рисование манкой, скатывание салфеток

Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования  манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба

27

Морозный узор.

Фотокопия - рисование свечой.

Альбомный лист, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, вода.

 Наблюдательность, Развивать зрительную способность замечать необычное в окружающем  мире и желание отразить увиденное в своём творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.

28

Зимние напевы.

Набрызг.

Альбомный лист, гуашь, кисть, зубная щётка, карандаш, салфетка, фартук.

Учить самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний пейзажа. Закрепить новый способ изображения снега -  «набрызг». Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами.

29

Елочка пушистая, нарядная

Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки

Познакомить с техникой тычкования.  Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма.        

30

 «Дед Мороз»

Рисование солью.

Соль, альбомный лист, краски, кисть, вода.

Научить новому приёму оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объёмности изображения. Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями.

31

Мониторинг

Гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования

Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

32

Мониторинг

Гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования

Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Выявить уровень знаний детей.

январь

33

Зимний лес.

Монотипия.

Плёнка для брошурирования, гуашь, жидкое мыло, альбомный лист, губка для смачивания водой поверхности листа.

Учить рисовать зимний лес гуашью с жидким мылом по оргстеклу; учить переносить рисунок на мокрый фон с оргстекла; делать дорисовки; развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.

34

Зайчишка.

Тычок жесткой полусухой кистью

Листы  тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.

35

Плюшевый медвежонок.

Рисование поролоном.

Альбомный лист, краски, 2 кусочка поролоновой губки, тонкая кисть, салфетка, вода.

Нетрад тех. Рис. Часть1, стр 17

Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки; закрепить умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. Продолжать учить детей рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.

36

Снегири на ветке.

Рисование способом тычка.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей.

февраль

37

Фантазии

Кляксография.

Альбомный лист, гуашь, кисть, салфетка, фартук.

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение

38

Сегодня мы волшебники.

Кляксография.

Альбомный лист, гуашь, кисть, салфетка, фартук.

Развивать умение узнавать того, кто «прячется» в цветном пятне; познакомить с нетрадиционным рисованием (кляксография) Совместная художественная деятельность.

39

Семь разноцветных братьев.

Оттиск газетой и посыпание работы крупной солью.

Соль, альбомный лист, краски, кисть, вода, газета.

Закреплять знания и умения детей в области изобразительного искусства. Доставить детям радость и удовольствие. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности, желание играть в игры с изобразительным содержанием Игровая художественная деятельность.

40

Дымковские краски в пластилиновой сказке.

Рисование пластилином.

Набор пластилина, трафарет «козлика» на плотной бумаге, доска, приспособление для резания одинаковых форм

Совершенствовать умение расписывать узорами «Козлика». Использовать разные элементы росписи. Совместная художественная деятельность.

41

Картинки малышам.

Свободная техника рисования.

Нарисовать в подарок малышам картинки по замыслу. Активизировать процесс выбора сюжета, цветовой гаммы. Вызвать желание подарить картинки детям младшей группы. Совместная художественная деятельность

42

Папина любимая кружка

Оттиск и рисование пальчиками.

Гуашь, штемпельная подушечка, печатки из картофеля, пенопласта

Упражнять в технике печатания оттиском и рисования пальчиками. Развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение их рисовать в композиции. Воспитывать доброе отношение к отцу посредством рисунка

43

Пароход.

Бумажная тарелочка.

Половинка бумажной тарелки, полоска оранжевой гофрированной бумаги, зеленая, черная, золотая бумага, клей ПВА, клей карандаш, ножницы.

Научить новым изобразительным приёмам. Развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение их рисовать в композиции.

44

Рисуем море из «Сказки о рыбаке и рыбки»

Расчёсывание краски.

Альбомный лист, гуашь, кисть №1, №4, вода, стека с зубчиками, салфетка.

Нетрад тех. Рис. Часть2, стр 11

Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Воспитывать у детей интерес к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина и чувство гордости за нашу Родину; закреплять умение рисовать

март

45

Ваза с тюльпанами.

Рисование ладошкой

Ватман с работой детей по пред. теме, пальчиковая краска красная, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов.

Упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности.  Развивать цветовосприятие. Копилка

46

Ветка мимозы

Скатывание салфеток

Листы с изображением ветки,  желтые салфетки, ветка мимозы

Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания.  Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники

47

Подснежники.

Фотокопия - рисование свечой.

Альбомный лист, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, вода

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

48

Мы любим красоту.

Свободная техника рисования

Создать выставку рисунков; учить располагать выставочные экспонаты, анализировать, делиться впечатлениями Совместно – самостоятельная деятельность воспитателя и детей.

49

Звездное небо

Печать поролоном по трафарету; набрызг Трафареты и принадлежности для рисования

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

50

Волшебная страна – подводное царство

Рисование по сырому фону Акварельные краски, поролоновая губка, кисточки №6, №2.

Учить рисовать нетрадиционным способом «по мокрому» листу. Учить передавать композицию в сюжетном рисунке. Воспитывать воображение и творчество

51

Как я люблю одуванчики

Рисование пальчиками.

Лист бумаги (А-4), гуашь, влажная салфетка

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техники их изображения -примакивания; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.

52

Колючая сказка.

Рисование штрихом.

Альбомный лист, простой карандаш ТМ.

Нетрад тех. Рис. Часть1, стр 24

Обучение ритмическому нанесению штриховки, отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу. Показать выразительные возможности простого карандаша. Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов – «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели.

апрель

53

Ночь и звезды.

Рисование манкой, скатывание салфеток

Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования  манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба

54

Космический пейзаж.

Граттаж.

Плотный альбомный лист, свечка тушь, мыло, кисть.

Нетрад тех. Рис. Часть2, стр 45

Научить новому способу получения изображения – граттажу. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.

55

Космический пейзаж.

Граттаж.

Плотный альбомный лист, заострённая палочка.

Нетрад тех. Рис. Часть2, стр 45

Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукции, чтение литературы о космосе.

56

Черёмуха.

Рисование методом тычка.

Альбомный лист, гуашь, кисть, 2-3 ватные палочки, салфетка.        Нетрад тех. Рис. Часть1, стр 16

Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черёмухи, её цветущих веток. Познакомить с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма.

57

Пейзаж у озера.

Монотипия.

Акварельные краски, набор кистей, альбомный лист, вода.

Нетрад тех. Рис. Часть1, стр 37

Напомнить нетрадиционную технику изображения  пейзажа – монотипией, показать её изобразительные особенности, закрепить понятие симметрии. Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры, а придумывать его самому.

58

Яблоня в цвету

Тычкование.

Рисование методом тычка.

Альбомный лист, гуашь, кисть, 2-3 ватные палочки, салфетка.        

Совершенствовать умение использовать способ рисования тычком для повышения выразительности рисунка.

59

Бабочка.

 Монотипия.

Акварельные краски, набор кистей, альбомный лист, вода.

Познакомить с техникой монотопия и кляксография. Развитие фантазии и творческого воображения.

60

Праздничный салют над городом.

Альбомный лист, восковые мелки, акварельные краски, кисть, салфетка, вода.

Нетрад тех. Рис. Часть1, стр 48

Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе; акварель и восковые мелки. Усвоить навык проведения непрерывных линий, достижение свободного движения руки в произвольном и заданном направлении.

май

61

Витражи для терема Лета.

Техника выполнения витражей – клеевые картинки.

Альбомный лист, кисть, вода, простой карандаш, клей ПВА, салфетка.

Нетрад тех. Рис. Часть1, стр 58

Средствами художественного слова показать, как прекрасна природа в летнее время. Продолжать знакомить детей с понятием «витраж», техникой его выполнения. Закрепить умению рисовать прямые линии в разных направлениях. Учить детей подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для летнего сезона.

62

Красивые цветы.

Рисование пальчиками.

Лист бумаги (А-4), гуашь, влажная салфетка

Познакомить с новой техникой рисования, рисование пальцами. Учить отражать в рисунке характерные особенности цветов. Совершенствовать умение работать в различных техниках.

63

Мониторинг

Гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования

Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

64

Мониторинг

Гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования

Выявить уровень изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Диагностическая карта педагогического  обследования детей кружка «Акварелька»

по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой

группа: №12                           дата обследования:                                       руководитель:

Ф.И. ребенка

Техничес- кие навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

Уровень

1

2

Количество обследованных детей:

Высокий уровень:

Средний уровень:

Низкий уровень:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

Работа по данной Программе  направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...

Программа кружка по художественно-эстетическому труду "Гномики"

Программа кружка по художественно-эстетическому труду - это создание поделок из природных и бросовых материалов, аппликаций из ткани....

Авторская программа кружка по художественно-эстетическому направлению развития детей в разновозрастной группе «Волшебные сказки» на 2015-2016 уч.год МБДОУ «Детский сад с.Каменка» Красноармейского района Саратовской области В

I.Пояснительная запискаНаши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старш...

Продолжение программы кружка раннего художественно-эстетического развития - тематический план для детей 6 лет

В программе предложены план  для детей пяти лет и для детей 6 лет на учебный год (с  сентября по апрель)...

Авторская программа кружка по художественно - эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебные краски Эбру».

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы...

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно – эстетическому развитию театральной студии «Золотой ключик» для детей старшего дошкольного возраста

Новизна программы:Коллективная театрализованная деятельность направлена на  целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических ...