План по самообразованию "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Михайлова Галина Алексеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 201» комбинированного вида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План по самообразованию

Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Разработала:     

                                                                                               воспитатель

                                                                                                       Михайлова Г. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Барнаул, 2019

План работы по самообразованию

Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

                                                     

Актуальность

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий творчеством для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех одинаково. Одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности.

Решить данные проблемы помогают нетрадиционные техники рисования. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок? Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

·        мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

·        пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

·        внимания и усидчивости;

·        изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает ребенка к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

 

Цель

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; развивать у детей дошкольного возраста художественно - творческие способности посредством нетрадиционных техник рисования.

 

Задачи

1.     Изучение методической литературы по данной теме;

2.     Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционных техник;

3.     Внедрение в работу новых методов и форм работы с детьми дошкольного возраста по рисованию;

4.     Формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

5.     Формирование умения детей самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

6.     Формирование умения детей передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;

7.     Развитие активности и самостоятельности детей в изобразительной деятельности;

8.     Развитие у детей пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

9.     Развитие у детей изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического и тактильного восприятия, мелкой моторики рук, внимания и усидчивости;

10.                       Воспитание в детях эмоциональной отзывчивости.

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию:

1.     Создание игровой ситуации, сюжета;

2.     Художественное слово;

3.     Пальчиковая игра;

4.     Физкультминутка;

5.     Показ воспитателя;

6.     Проговаривание последовательности работы;

7.     Подвижная игра;

8.     Музыкальное проигрывание;

9.     Поощрение.

 

Этапы работы:

1.     Теоретический этап.

·        Изучение методической литературы по данной теме;

·        Изучение опыта педагогов ДОУ;

·        Изучение методик и технологий педагогов в интернете.

2.     Практический этап.

·        Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми;

·        Работа с родителями: анкетирование, консультации, мастер-класс, оформление выставок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_na_god.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 201» комбинированного вида

План по самообразованию

Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

                                                                                                Разработала:      

                                                                                               воспитатель

                                                                                                       Михайлова Г. А.

г. Барнаул, 2019

План работы по самообразованию

Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

                                                     

Актуальность

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий творчеством для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех одинаково. Одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности.

Решить данные проблемы помогают нетрадиционные техники рисования. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок? Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимания и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает ребенка к творчеству?

При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования. Овладение техникой изображения доставляет малышам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Цель

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; развивать у детей дошкольного возраста художественно - творческие способности посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи

  1. Изучение методической литературы по данной теме;
  2. Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционных техник;
  3. Внедрение в работу новых методов и форм работы с детьми дошкольного возраста по рисованию;
  4. Формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
  5. Формирование умения детей самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
  6. Формирование умения детей передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
  7. Развитие активности и самостоятельности детей в изобразительной деятельности;
  8. Развитие у детей пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  9. Развитие у детей изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического и тактильного восприятия, мелкой моторики рук, внимания и усидчивости;
  10. Воспитание в детях эмоциональной отзывчивости.

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию:

  1. Создание игровой ситуации, сюжета;
  2. Художественное слово;
  3. Пальчиковая игра;
  4. Физкультминутка;
  5. Показ воспитателя;
  6. Проговаривание последовательности работы;
  7. Подвижная игра;
  8. Музыкальное проигрывание;
  9. Поощрение.

Этапы работы:

  1. Теоретический этап.
  • Изучение методической литературы по данной теме;
  • Изучение опыта педагогов ДОУ;
  • Изучение методик и технологий педагогов в интернете.
  1. Практический этап.
  • Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми;
  • Работа с родителями: анкетирование, консультации, мастер-класс, оформление выставок.

Примерный план самообразования на 2019 – 2020 уч. год

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практический выход

Изучение методич. литературы

В течение года

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - М.: изд-во «Скрипторий», 2003.

2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: изд-во «Карапуз Дидактика».

3. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. - М.: изд-во «ТЦ Сфера», 2014.

Изучение дополнит. источников

1. Изучение опыта педагогов ДОУ.

2. Изучение методик и технологий педагогов в интернете.

Работа с детьми

Сентябрь

Знакомство детей с красками: рассматривание, проговаривание основных цветов

Конспект

НОД: «Листья желтые летят».

Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – рисование пальцем; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику рук.

Октябрь

НОД: «Рябинка».

Цель: Продолжать формировать навыки пальчикового рисования; развивать чувство восприятия, цвета.

Конспекты

Совместная творческая деятельность педагога и детей: «Веселые мухоморы».

Цель: Продолжать формировать технику нетрадиционного рисования (рисование пальцем); активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Найди предмет такого же цвета».

Цель: Развивать умение находить в пространстве предмет определенного цвета; знания основных цветов.

Ноябрь

НОД: «Дождик».

Цель: Познакомить с техникой рисования ватными палочками, формируем умение наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.

Конспекты

Оформление выставки рисунков «Золотая осень»

Совместная творческая деятельность педагога и детей: «Лесные ягоды».

Цель: Продолжать формировать технику нетрадиционного рисования (рисование пальцем); активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Урожай».  

Цель: Развивать умение распределять фрукты по корзинам; моторику рук.

Декабрь

НОД: «Снег - снежок».

Цель: Продолжать знакомить с техникой рисования ватными палочками; формировать умение наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги.

Конспекты

Совместная творческая деятельность педагога и детей: «Украшаем ёлку».

Цель: Продолжать формировать техники рисования пальцами, ватными палочками; развивать творческое воображение, мелкую моторику.

Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку».

Цель. Развиваем умение располагать шарики по всей поверхности ёлки; развивать знание основных цветов.

Январь

НОД: «Звездное небо».

Цель: Познакомить с техникой печатания (печатки из картофеля); формировать навыки по приему примакивания, развивать чувство цвета.

Конспекты

Совместная творческая деятельность педагога и детей: «Рукавичка Деда Мороза».

Цель: Продолжать формировать техники рисования пальцами, ватными палочками, печатками; развивать творческое воображение, мелкую моторику.

Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».

Цель: Развивать умение находить предметы определенной геометрической формы.

Февраль

НОД: «Морозные узоры».

Цель: Познакомить с техникой рисования манной крупой; развивать мелкую моторику.

Конспекты

Оформление выставки рисунков «Зимушка - зима»

Совместная творческая деятельность педагога и детей: «Галстук для папы».

Цель: Продолжать упражнять в технике печатания; развивать чувство композиции, цвета.

Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Составь узор».

Цель: Развивать умение составлять узор из геометрических фигур; творческое воображение, мелкую моторику.

Март

НОД: «Солнышко».

Цель: Познакомить с техникой рисования ладошками; развивать умение быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки.

Конспекты

Совместная творческая деятельность педагога и детей: «Цветы для мамы».

Цель: Продолжать формировать навык рисования красками при помощи пальцев и штампов; закреплять знания цветов.

Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Составь букет». Цель. Развивать умение подбирать лепестки к цветам определенного цвета; творческое воображение, мелкую моторику.

Апрель

НОД: «Травка».

Цель: Упражнять в технике рисования ладошкой; формировать умение заполнять отпечатками всю поверхность; развивать восприятие цвета, творчество.

Конспекты

НОД: «Божья коровка».

Цель: Продолжать упражнять в технике печатания пробкой; развивать чувство композиции, цвета; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Совместная творческая деятельность педагога и детей: «Красивая тарелка».

Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования - пластилинография; развивать мелкую моторику.

Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Собери бусы».

Цель. Формировать умение располагать бусины, чередуя цвета в определенной последовательности; закреплять цвета; развивать мелкую моторику.

Май

НОД: «Гусеницы в траве»

Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – тычок жесткой кистью

Конспекты

Оформление выставки рисунков «Весенняя пора»

Развлечение «Разноцветные ладошки»

НОД: «Мои любимые животные»

Цель: Продолжать формировать технику тычка жесткой кистью

Развлечение: «Разноцветные ладошки».

Цель: Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий; активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация «Каждый ребенок талантлив»

Консультация

Октябрь

Консультация «Зачем крохе рисовать?»

Консультация

Ноябрь

Консультация «Развитие творческих способностей у ребенка средствами нетрадиционного рисования»

Консультация

Декабрь

Папка - передвижка «Разнообразие нетрадиционных техник рисования»

Папка - передвижка

Оформление альбома для родителей «Виды нетрадиционного рисования»

Альбом

Январь

Лэпбук «Нетрадиционное рисование»

Лэпбук

Консультация «Рисование с помощью круп»

Консультация

Февраль

Консультация «Виды дидактических игр, направленных на укрепление мелкой моторики рук»

Консультация

Выставка детско-родительских работ «Наше творчество!»

Выставка

Март

Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования «Ежик в лесу»

Конспект

Выставка

Изготовление родителями материалов для разных техник нетрадиционного рисования

Апрель

Консультация «Рисование мятой бумагой»

Консультация

Анкетирование на тему: «Любит ли ваш ребенок рисовать?»

Май

Фотоотчет «Мы любим рисовать!!!»

Фотоотчет

Презентация отчета по теме самообразования на родительском собрании

Выступление на собрании

Самореали-

зация

Май

Отчет по теме самообразования.

Выступление на педсовете

Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Материал содержит цель, задачи и план проведения семинара-практикума, а также краткое описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников...

Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста....

Опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста

В статье описываетяс опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста...

Мастер-класс. Тема:" Рисование крупой. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Крупа – прекрасный материал для поделок, подходит даже для совсем маленьких деток, ведь здесь не нужно ничего вырезать. Крупа хорошо помогает в развитии у детей моторики, координации...

План работы по самообразованию «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

И в десять лет, и в семь, и в пятьВсе дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетВсё, что его интересует....

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

Удивительные образовательные и творческие плоды дает рисование нетрадиционной техникой в детском саду. Максимально облегченные и стопроцентно привлекательные для детей занятия оригинальной живописью п...

«Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста .Рисование цветным песком».

Как рисовать крупойВариант 1  Рисование крупой по готовому трафарету с уже нанесённым клеевым слоем. В этом случае нужно лишь поэтапно отделять защитный слой от трафарета и посыпать пшеном нужног...