НОД по изобразительной деятельности св ст.-подг.гр. " Пейзаж"
методическая разработка по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Трапезникова Надежда Энгельсовна

Нод по изобразительной деятельности всегда считается одним из сложных видов деятельности. Знакомство с жанрами изобразительного искусства очень ценно для развития у детей художественно - эстетического вкуса. Эту работу обязательно надо проводить с детьми старшего возраста. Предлагаю Вам разработку  конспекта НОД - знакомство детей с творчеством И.И.Шишикина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_izobrazitelnoy_deyatelnosti_v_starshey.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

НОД по изобразительной деятельности

в старшей - подготовительной группе

« Пейзаж»

Подготовила:

Трапезникова Н.Э.,

старший воспитатель

осп «Шалакушский детский сад»

Шалакушской СШ

2017 г

Цель: Продолжить знакомство детей с пейзажем как жанром изобразительного искусства. Подвести к пониманию того, что художник не просто изображает природу, но и передаёт своё отношение к изображаемому. Продолжить знакомство детей с творчеством И.И.Шишкина – русского художника-пейзажиста. Развивать воображение фантазию. Пополнять словарный запас детей ( понятия: «этюдник», пейзаж, набросок, художник-пейзажист). Продолжать учить рисовать пейзаж, передавая строение деревьев разных пород. Совершенствовать умения пользоваться приёмами рисования.

Предшествующая работа: Наблюдения за состоянием погоды( природы) её изменениями по сезонам( на прогулках, экскурсиях, прогулках за пределы участка). Рассматривание репродукций картин художников, рассматривание альбомов, слайдов, совместных рисунков родителей и детей на тему: « Родная природа», наборов открыток « Русские художники», конкурс чтецов в вечернее время для родителей( стихи русских поэтов «Времена года», разучивание стихов и песен- использование в праздниках «Золотая осень», « Осенинка», « Зимушка- зима», « Весна- красна», «Лето, ах, лето!» и другие. Рисование деревьев и кустарников.

Методические приёмы: Рассматривание картин Левитана, Скребицкого, Саврасова, Шишкина, вопросы к детям, обсуждения, мнения детей по поводу увиденного, анализ ответов педагогом, поощрения словесные, анализ рисунков в ходе занятия и впоследствии, кто из детей не успел выполнить работу до конца.

Материал: «этюдники» (сделаны из коробок из- под конфет) в них вложены простой карандаш, резинка; бумагу- цвет, размер, качество- дети выбирают самостоятельно, краску тоже сами.

Музыкальное сопровождение: « Времена года» П.И Чайковский

Организационный момент: Дети сидят за столами, перед ними «этюдники».

 Ход занятия:

Я хочу загадать вам загадки: где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы, или осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья, или снег, который никогда не потемнеет и не растает? – Дети: На картинах художников- пейзажистов.

Изображения природы ( лес, луг, река, море), написанные художником, называются пейзажем.

Человеку всегда свойственно было наблюдать за природой, стремиться выразить своё отношение к увиденному. В пейзаже художник изображает природу так, как её увидел только он один. И то особенное, что ему открылось, он вложил в своей картине, в привычные очертания деревьев, снега, неба.

Каких художников вы знаете, репродукции каких художников вы запомнили? ( Левитан, Скребицкий, Саврасов, Шишкин).

«Царём лесов» называли И.И.Шишкина его друзья. Почему?( воспитатель предлагает детям стать участником путешествия).

- Чем отличается обыкновенный художник от художника- путешественника? Дети: Художник, чтобы запомнить и рассказать другим увиденное, вовсе не ведёт запись в книжке, а быстро всё зарисовывает ).

- Сейчас мы отправимся в путешествие по излюбленным местам И.И.Шишкина. Представьте, что мы художники- путешественники. Что возьмём с собой в путешествие? ( «этюдники», карандаш и др.) Звучит музыка Чайковского, берут этюдники и подходят к стене, где вывешены репродукции картин Шишкина.

- Куда, ребята, мы пришли? ( лес, поляна). Сейчас вспомним те уголки природы, где любил бывать Шишкин, писать свои картины.

                                   Картина « Рожь».

- Как называется картина? – Лёгкий ветерок чуть колышет золотые колосья ржи. Кто-то скрылся за поворотом. Вы не успели разглядеть? (ответы детей на воображение: художник, косари, сестрица Алёнушка и братец Иванушка….)  - Печально смотрят на них сосны- великаны, жалко им детей, но помочь им они не в силах. – Сосен становится всё больше, и вот мы уже в сосновой роще.

                                  Картина « Корабельная роща».

- Где в лесу можно погреться на солнце, где – спрятаться в тени? Почему? ( на берегу ручья можно погреться на солнце, т.к. он освещён лучами солнца, в чаще леса – прохладно, в тени деревьев).

- Какие цвета помогают художнику передать ощущение теплоты камней, нагретой воды? ( жёлтый, оранжевый, коричневый; тёплые, сочные цвета).

- Хотелось бы вам очутиться на верхушке одной из сосен? Что бы вы оттуда могли увидеть?

- Почему роща названа « корабельной»? ( сосны высокие ипрямые, как мачты, а их шевелящие от ветра ветви похожи на паруса.

- А ещё можно сравнить сосны с героями русских былин- богатырями. Золотятся на солнце их доспехи. Рядом с такими гигантами всё кажется маленьким и незначительным. ( можно сравнить нас с мальчиком- пальчиком, дети присаживаются и смотрят на пейзаж снизу). –Какими кажутся деревья, если на них смотреть с очень низкой точки? ( великанами высокими, стройными).

                                 Картина « Лесные дали».

- Какая из картин вызывает у вас чувство полёта?

- мы словно разбегаемся с высоты холма, широко распахиваем руки как крылья. И как птица, летящая на этой картине, высоко поднимаемся в воздух. И летим! Летим высоко над густым непроходимым лесом и манящим прохладой озером.

- Какие детали вводит Шишкин в картину, чтобы мы ощутили чувство полёта? ( больше половины картины занято изображением неба, неясные очертания леса, которого мы видим с высоты птичьего полёта).

- Какие краски самые лёгкие, прозрачные? Что ими написано? ( серый, белый, голубой, серебристый – ими написано небо бескрайнее, своим серебристым отливом, своей освежающей прохладой).

- Насладившись ощущением полёта, мы возвращаемся в лес. В лесу сейчас тихо и даже дрёмотно. – Какая часть суток изображена художником? ( утро). Почему? ( туман, солнечные лучи).

                             

Картина « Утро в сосновом лесу»(бору).

- Вы устали? Отдохните, полюбуйтесь медведями.( предложить детям глубоко подышать возле картины). – Какой запах вы чувствуете в этом лесу? ( запах хвои, влажного леса, грибов, ягод, цветов и травы).

                              Игра « Войдём в картину».

-( дети будут входить в картину слева, из центра, справа.)

- Стоя на месте, вы должны сказать, что с вами произойдёт, если вы окажетесь внутри пейзажа. « Входить» в картину опасно. Почему? Почему? ( этот уголок леса принадлежит медведям, здесь растёт корень сухого дерева, кажется, что это громадный леший поднимается из- под земли.) Поэтому дети садятся в страхе, « сжимаясь в комочки», на корточки, чтобы леший их не заметил.

- Если « входить» в картину из центра, дети должны изображать действо особенно осторожно- « на цыпочках», затаив дыхание, т.к. медведица, присматривающая за медвежатами, может услышать хруст лежащих под ногами сучьев и обернуться.

- Если « входить» справа- высоко поднимая ноги, « перешагиваем» через сухой обломанный ствол.

- Побывав в излюбленных уголках природы Шишкина, вновь насладившись его картинами, мы сейчас с вами сами будем рисовать тот уголок природы, который бы вы хотели изобразить.

 -Дети выбирают место работы ( столы, мольберты, спец. тумба для рисования, настенные доски). Самостоятельная творческая деятельность под музыкальное сопровождение «пение птиц, шум леса, родника, журчание ручейка…..

Вывод: Понравилось вам наше путешествие? По чьим излюбленным местам мы путешествовали? Почему Шишкина называют « царём лесов»? Рассматривание рисунков детей ,анализ, поощрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе "Осенний пейзаж"

Цель:  развивать творческие способности детейЗадачи:- знакомить детей с рисованием в проэкции.- развивать чувство цвета, формы и величины, творческое воображение, мышление, композиционные умения ...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)

Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Зимний пейзаж» с использованием ИКТ

Во время занятия дети "путешествуют" по виртуальному музею, где знакомятся с репродукциями известных художников, изображающих зимний пейзаж. Затем, на подготовленных заранее листах с фоном, изображают...

Конспект ООД по изобразительной деятельности в средней группе "Зимний пейзаж"

Создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности в процессе рисования пейзажа....

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Космический пейзаж».

Конспект занятияпо изобразительной деятельностив старшей группе «Космический пейзаж»....

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Космический пейзаж».

Цель: изображение космического неба и летящей ракеты.Задачи:Воспитательные:воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение обр...