Главные вкладки

    ООД по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе Тема: «Русский народный костюм»
    план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

    Сокольникова Татьяна Валерьевна

    ООД по художественно - эстетическому развитию  в подготовительной группе Тема: «Русский народный костюм»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл russkiy_narodnyy_kostyum-_zanyatie.docx23.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    ООД по художественно - эстетическому развитию

    в подготовительной группе

    Тема: «Русский народный костюм»

    Программное содержание: Дать детям понятие о русском народном костюме, об особенностях изготовления. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана и рубахи. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов. Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве.

                                                  Ход занятия

    Воспитатель: Ребята, где чаще всего вы слышите слова: выставка, экскурсовод, экспонаты? (В музее)

    Как нужно вести себя в музее?

    Сегодня мы посетим наш музей, где работает выставка русского народного костюма (рассматривание костюма, иллюстраций на доске).

    Садитесь на стульчики, а я вам расскажу о русском народном костюме.

    Одежда русских людей была  очень красивой.

    Есть такая пословица: «По одежке встречают, а по уму провожают»

    Как вы это понимаете?

    - В будни люди одевались просто и удобно.

    В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, какому роду принадлежит.

    - Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки)

    - А причёски? (коса или распущенные волосы).

    - Какие головные уборы носили замужние женщины? (кокошники, шамшуры – головной убор с платком).

      (Показ кокошника)

    У кокошников формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушами и другие.

    Как украшали кокошник? (Бусами, тесьмой, лентами).

         Вспомните, из какой ткани в старину шили одежду? (из льняной)

    Да, в старину была одна – единственная ткань, которую ткали сами крестьянки изо льна.

    Чем хороша и чем плоха эта ткань? (нити, из которых её ткут, спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается.)

        - Какие же наряды шили из льняной ткани?

    Раньше основными частями костюма были рубаха и сарафан.

    Женская рубаха была из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили.

    Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных  (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье).

    Сарафаны были – красным, голубым, жёлтым, коричневым цветом.

    Каждый цвет означал:

    Красный – тепло, праздник.

    Жёлтый – солнце, богатство.

    Голубой – небо, молодость.

    Коричневый – земля кормилица.

           

    - Вся одежда была украшена.

    - Чем? (стеклярусом, бисером, вышивкой, мехом).

    - Нитями какого цвета вышивали? (красными и золотыми)

    Пальчиковая гимнастика «Напёрсток»

    - Вышивает, шьёт иголка                (левая ладошка раскрыта, а в правой руке –

                                                                    воображаемая иголка)

    - Пальцу больно, пальцу колко     (иголка «шьёт» и задевает кончик

                                                                    указательного пальца на правой руке)  

    - А напёрсток в тот же миг,             (выполняют движение, как будто надевают

    - К девочке на пальчик. Прыг.         напёрсток на палец левой руки)

    -Говорят иголке – шей,                    (шьют)

    - А колоться ты не смей.                  (грозят пальцем)    

    Понёвный костюм  

    Другой костюм одежды состоял из рубахи, понёвы, передника.

    Что такое понёва?

    Понёва – одежда типа юбки, которую одевала женщина после замужества.

    Понёва шилась из шерстяной клетчатой ткани.

    Передник (или по – нашему фартук) густо украшен вышивкой, он защищает от загрязнения.

    Мужской костюм

    А теперь, обратите внимание на мужской костюм  (показ костюма).

    Каждая хозяйка в старину шила мужские рубахи. Рассмотрите ее внимательно. Сравните с рубашками, которые надеты на наших мальчиках. Найдите отличия. Да, эта рубаха сшита совсем из другой ткани, чем рубашки наших мальчиков. Вспомните, как называется эта ткань (льняная). Рубаха шилась длинной. Рукава на рубахе тоже широкие и длинные. Не закатав такие рукава, работать было невозможно. Именно с тех давних времен берет свое начало выражение: «Работать спустя рукава», значит плохо, кое-как. Вот и про ленивого так говорили: «Работает спустя рукава».

    -Есть еще одна особенность у старинной русской рубахи – это покрой ворота. Где у рубашек на мальчиках расположен ворот? А у старинной рубахи ворот расположен сбоку, как бы косо, поэтому такую рубаху называют косовороткой, косой ворот, косоворотка.

    -Для чего портнихи расшивали рубахи узорами? Да, вышивка украшала рубаху, а еще служила оберегом. Посмотрите внимательно, вышивка сделана крестом. Крест - магический символ, защищающий человека от злых сил.

    -Подумайте, почему вышивки-обереги расположены на рукавах, по центру и по низу рубахи, что они защищают у человека? (Узор по центру оберегал легкие, узор, расположенный слева оберегал сердце. Узоры по низу рукавов оберегали руки, сохраняли в них силу и ловкость, умение трудиться, а вышивка по низу рубахи не давал злой силе подобраться снизу).

    -Посмотрите на иллюстрации, чем подпоясывался мужчина? Обратите внимание, пояса разные: красивые, широкие и простые, узкие пояски. В старину пояс называли опояской или поясницей. Пояс был не только частью костюма, но и опознавательным знаком. А как вы думаете, почему пояс считался опознавательным знаком? Что такое – опознавательный знак? Посмотрите на иллюстрации. На одной изображен богатый костюм, и пояс широкий и расписной, а на другой иллюстрации костюм победнее и поясок узкий и попроще. Видите, пояс – опознавательный знак – сразу поймешь, богат человек или беден. У богатых людей пояс украшался бисером и красивым узором.

    -А что еще надевали мужчины? (Брюки). Их тогда называли «порты». Они были не очень широкими и черного цвета, цвета земли.

    -А какую обувь носили в давние времена? (Лапти). Да, простые люди плели себе лапти. А богатые ходили в сшитых из кожи сапогах.

    Вот как красиво и просто одевались люди в прошлом.

    А сейчас я вам предлагаю поиграть в народную игру «Поясок». Дети становятся в круг с закрытыми глазами. Выбранный считалкой водящий бежит по кругу и кладет поясок возле одного из детей. Ребенок берет поясок и догоняет водящего, стараясь стегнуть его пояском.

                                             Рисование

    Ребята, давайте вспомним, о чём я вам рассказывала.

    Рассмотрим русские народные костюмы.

    Все ли они одинаковые, или чем–то отличаются? (показ иллюстраций с разными росписями).

    Что на них изображено

    Цвета что означают? (красный – тепло, праздник; жёлтый – солнце, богатство; голубой – небо, молодость; коричневый – земля кормилица.

    Сегодня мы будем расписывать: девочки – сарафаны, а мальчики- рубашки.

    Работать будем цветными карандашами.

    Придумайте каждый свой орнамент, чтобы у вас была одежда яркая, красивая, нарядная. А потом подарим свои сарафаны и рубашки нашим куклам.

    (Пальчиковая гимнастика)

    Работа детей.

    Физминутка

    Выставка работ

    Посмотрите, какие красивые костюмы у нас получились. Как они называются? (русские народные костюмы).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Русский народный костюм"

    Дети  и  воспитатель  в  русских  народных  костюмах.  Рассматриавем  русский  народный  костюм. Называем  составляющие  костюма:  руба...

    Консультация на тему: «Русский народный костюм, как объект художественно-творческой деятельности дошкольников».

    Дошкольное детство - это самоценный период в жизни человека, в котором формируются психические процессы, свойства и качества личности, время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, п...

    Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию в подготовительной группе. Тема: «Русский народный костюм»

    Тема: «Русский народный костюм»Цель: формирование интереса к русскому прикладному искусству...

    Нод по художественно-эстетическому развитию Подготовительная группе. Тема: Дом. Его части. Стройка. Рисование «Дом моей мечты».

    Дети, живущие в Санкт-Петербурге, с детства оружены прекрасными домами и дворцами. Но в мире очень много разных построек, с которых дети узнают на занятии....