Технологическая карта занятия "Подарок для мамы" ( техника Эбру)
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Шалабудова Елена Викторовна

К детям в гости приходит кукла Симка с необычным рисунком. Путем экспериментирования дети вспоминают свойства воды, изготовляют раствор для рисования в технике Эбру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД, по ОО «Художественно-эстетическое развитие»

с детьми старшей группы

Автор: Шалабудова Елена Викторовна, воспитатель, МБДОУ «Теремок»

Тема занятия: Рисование «Подарок для мамы» (техника Эбру)

Форма организации: подгрупповая

Форма проведения: нетрадиционная, интегрированное

Вид НОД: экспериментирование

Тип занятия: сообщение новых знаний

Программное содержание: познакомить детей с новой техникой рисования на воде; развивать познавательную активность детей через элементарное экспериментирование в рамках изодеятельности; развивать связную речь, обогащать словарный запас детей через поиск ассоциативных терминов сравнения; развивать творческие способности, воображение, фантазию; мелкую моторику пальцев рук;

воспитывать любовь к изодеятельности, самостоятельность, аккуратность, эстетический вкус.

Словарная работа: экспериментирование, загуститель, сыпучий, густой, раствор-основа, растягивает, закручивает. 

Оборудование к занятию: пластиковые тарелки, кисти, краски гуашевые, листы акварельной бумаги, одноразовые стаканы с водой, одноразовые рюмочки с сухим обойным клеем, салфетки, тканевые салфетки, (все по количеству детей) магнитная доска, вилки одноразовые, зубочистки, магнитная доска, карточки «Свойства воды», условные обозначения: нос, глаза, рот.

Предварительная работа: наблюдение на улице за дождём, лужами, снегом и льдом; исследование холодной и горячей воды, загадывание загадок, дидактические игры, чтение художественной литературы по теме.

Интеграция образовательных областей:

О.О. «Речевое развитие» - ответы на вопросы, игровая ситуация «Мы исследователи».

О.О. «Социально – коммуникативное развитие» - беседа о правилах безопасного поведения в ходе экспериментирования с различными предметами.

О.О. «Познавательное развитие» -  моделирование экологической цепочки «Свойства воды», экспериментирование: создание раствора для рисования.

ОО «Физическое развитие» - пальчиковая гимнастика «Умывалочка».

Технологическая карта хода занятия

Методы, приёмы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 этап. Подготовительный. Время-3 мин.

1.Организационный  момент: звук колокольчика.  Словесный метод.

Воспитатель звонит в колокольчик и предлагает поиграть в игру «Скажи ласково». Приложение 1 

Выполняют просьбу воспитателя. Приветствие, участие в игре

2. Фонограмма из м/ф «Кто такие Фиксики».

Раздается запись фонограммы из м/ф,  воспитатель  обращает внимание на еще одну гостью: куклу Симку;  предлагает подойти к ней.

Под звучание музыки, идут к уголку экспериментирования. Находят куклу Симку.

Наглядный метод.

Кукла Симка принесла в подарок детям рисунок.

Мотивация к основной деятельности.

От имени куклы задает детям вопросы. Приложение 2

Предлагает рассмотреть рисунок, который принесла Симка. От имени куклы рассказывает о необычности техники рисования и узнает, хотят ли дети попробовать сделать такой рисунок сами.

Отвечают на вопросы, объясняя свой выбор.

Рассматривают рисунок Симки.

Слушают объяснение.

Соглашаются.

2 этап. Основной-15 мин.

Практический метод, игровой прием  - моделирование

Воспитатель интересуется, можно ли рисовать обычной водой. Предлагает  вспомнить  основные свойства воды и составить ее модель. Приложение 3

Берут по карточке, называ-ют свойство воды, крепят на мольберт

Предлагает детям  провести экспери-мент: нарисовать  рисунок на воде.

Подходят к столу, рисуют на воде. Делают вывод.

Практический и словесный  метод (рассказ и показ)

Рассказ воспитателя о технике Эбру и показ выполнения рисования по этой технике. Приложение 4

Слушают рассказ и наблюдают за действиями воспитателя

 Беседа о правилах безопасности -словесный метод

Предлагает вспомнить правила безопасности при работе с клеем, гуашью, водой и острыми предметами (вилки, зубочистки) и перейти в лабораторию и самим подготовить материал для рисования.

Называют правила, на мольберте (слайде) выставляются карточки-схемы правил.

Проходят к столам.

Динамическая пауза.

Предлагает подготовить руки к работе и проводит пальчиковую  гимнастику «Добрый день» Приложение 5

Повторяют движения за воспитателем.

Практический, словесный и наглядный метод

 Продуктивная деятельность (рисование)

Приглашает детей к столу. Опыт 1. Приложение 6

Предлагает аккуратно перелить раствор в тарелочку, организует рисование на подготовленной основе. Приложение 7 Оказывает необходимую техническую помощь и эмоциональную поддержку

Делают вывод: клей растворился в воде и

вода стала густая.

Дети выполняют  указания воспитателя.

3 этап. Заключительный – 2,5 мин.

Анализ детских работ.

Рефлексия.

Творческая выставка.

От имени куклы Симки хвалит детей за интересные рисунки. Дарит медали, уходит.

Воспитатель предлагает сделать выставку необычных рисунков, чтобы порадовать мам.

Дети благодарят за медали, участвуют в подготовке выставки.

Приложения

Краткое описание методики: Восточная техника Эбру – это техника рисования на воде. Для работы в этой технике применяются специальные инструменты и краска. Можно также использовать подручные средства-заменители: теплая вода, сухой обойный клей, краски гуашевые.

Приложение 1. Игра «Скажи ласково».

Цель: создать положительный эмоциональный фон, установить зрительный, тактильный контакт.

Правило игры: позвонить в колокольчик, называть имя соседа в ласковой форме и передать ему колокольчик. Игра продолжается до тех пор, пока не назовут имя каждого игрока.

Приложение 2. «В колокольчик позвонили и кого-то разбудили!».

Вопросы:

 - К какому празднику вы все готовитесь? (День матери).

 - А как вы можете порадовать ваших любимых  мамочек?

 - Хотите сделать подарок своими руками?

 - Какие подарки вы можете сделать сами? 

Приложение 3. Моделирование «Свойства воды»

      Берут по карточке и рассказывают о свойствах воды, крепят на мольберт.

(Карточки-подсказки свойств воды: вода - жидкая, твердая в виде льда, газообразная в виде пара не имеет формы; не имеет вкуса и запаха).

Приложение 4. Рассказ воспитателя (сопровождается показом)

    На воде все же возможно рисовать, а для этого нужно сделать ее густой, т.е воду нужно загустить. Это очень древняя техника рисования, которая пришла к нам из Турции и означает на турецком языке именно как рисование на воде. Нужно взять обыкновенную теплую воду и помешивая её круговыми движениями ложкой медленно насыпать сухой клей. Вода загустела, и у нас получился раствор для рисования. Теперь переливаем густой раствор-основу в специальную ёмкость. Затем краски наносятся вручную «кистями». Художник смешивает цвета, растягивает, закручивает. В результате такого рисования краска на воде тоже приобретает рисунок. Вот такой рисунок может получиться (показ рисунка).

Приложение 5. Пальчиковая гимнастика «Добрый день»

Текст

Движения

Раз, два, три, четыре, пять –

 Будем пальцы загибать.

 Вот большой, вот указательный,

 Будьте вы теперь внимательны!

 Средний мы сейчас загнём,

 Безымянный позовём.

 И мизинчик – молодец

 Опустился, наконец!

 Получились кулачки,

 Застучали молотки:

 Тук – тук – тук – тук!

 Вы послушайте свой стук!

  Хлопки в ладоши.

 

  Загибаем пальцы одновременно на обеих руках.

  Вращение кулачков.

 

 Стучать кулачками.

 Простучать ритм возле уха.

Приложение 6.  Опыт 1.

Дети берут ложечку и круговыми движениями мешают воду. Другой рукой берут рюмочку с сухим клеем и потихоньку высыпают в стакан с водой, продолжая помешивать воду.

Приложение 7. Продуктивная деятельность (рисование)

   1) Окунуть кисточку в краску; и постукивать по горизонтальной кисточке, чтобы получились брызги-капельки.

   2) Вилочкой  водить по поверхности, чтобы получились узоры. Фон  готов.

   3) Взять зубочистку и растягивать капельки краски в рисунок, можно вилочкой.

   4) Опустить  бумажную заготовку на поверхность раствора с узором и убрать как начнут заворачиваться края листа.

   5) Положить  на бумажную салфетку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД по нетрадиционной технике рисования в группе раннего возраста "Новогодняя ёлочка"

Образовательные области: Художественно-эстетическое……………………….Лексическая тема: ЗимаВид занятия:…рисование……&helli...

Технологическая карта (конструкт) организации совместной деятельности с детьми Тема: «Букет для мамы», нетрадиционная художественная техника рисования

Занятие по художественной деятельности разработано в соответствии с  ФГОС; примерной основной образовательной программой дошкольного образования для детей группы общеразвивающей направленности с ...

Технологическая карта "Подарок для мамы медвежонка»

Технологическая карта предназначена для детей второй младшей группы.  Материал предназначен  для  закрепления знаний детей об экспериментально - исследовательской деятельности....

Технологическая карта «Моя любимая мама».

Поможет воспитателю в проведению НОД по развитию речи, составление   небольшого  рассказа  по плану....

Технологическая карта изобразительной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности на тему: «Волшебные цветы в технике ЭБРУ».

Технологическая карта изобразительной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности на тему: «Волшебные цветы в технике ЭБРУ».Цель: создать условия для формир...