План работы по изодеятельности в старшей группе.
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Чижова Виктория Валерьевна

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. А добиться этого как нельзя лучше помогают изобразительная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию воспитателя

 «Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе изодеятельности»

Выполнила:  воспитатель МКДОУ «Сказка»

Чижова В.В.

 

Костомукша 2019


Пояснительная записка

Широко раскрытые,

большие глаза,

удивительные глаза.

Глаза ребенка.

Глаза гения.

Подлинная красота

доступна только

таким глазам.

Э. Межелайтис

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает гуманистическую направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. А добиться этого как нельзя лучше помогают изобразительная деятельность.

Изобразительная деятельность – это деятельность креативная, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому.

Актуальность выбора данной темы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием видов изобразительного искусства, их особенностями, многообразием используемых материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои неповторимые работы. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Целью работы над темой является создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Цель достигается путем решения следующих задач:

Обучающие:

  • обучать приемам рисования, лепки, аппликации, конструирования;
  • обучать приемам и технологии изготовления композиций;
  • изучить свойства материалов, используемых в работе;
  • обучить приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развивать у детей творческий потенциал;
  • развивать образное мышление и воображение;
  • создать условия к саморазвитию личности ребенка;
  • развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство коллективизма;
  • воспитывать аккуратность;
  • воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

 

Этапы работы над темой:

I Диагностический этап работы над темой самообразования:

1. Изучение методической литературы по теме:

2. Диагностика уровня развития художественных способностей детей.

II Прогностический этап.

1. Определение целей и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблем.

3. Разработка перспективного плана работы на сентябрь – май.

III Практический этап:

1. Работа с детьми по плану.

2. Работа с родителями по плану.

3. Разработка картотеки игр по изобразительной деятельности.

IV Обобщающий этап.

1. Диагностика уровня развития художественных способностей детей на конец года.

2. Анализ данных по итогам учебного года.

V Внедренческий этап.

1. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

2. Консультация для воспитателей «Методика проведения ИЗО деятельности в разных возрастных группах

 детского сада».


План работы с родителями

№ п/п

Вид мероприятия

Сроки

1

Анкета для родителей «Мой ребенок и творчество».

сентябрь

2

Консультация для родителей «Зачем детям рисовать».

октябрь

3

Буклет «Учите ребенка рисовать»

ноябрь

4

Мастер – класс «Увлекательный мир оригами»

декабрь

5

Консультация «Развитие творческих способностей»

январь

6

Консультация «Формируем творческую личность»

март

7

Консультация «Развитие изобразительной деятельности в семье»

апрель


Перспективный план по самообразованию

Количество занятий: 2  занятия в месяц

Продолжительность занятия: 25 минут.

 

Месяц

Число занятий

Тема

Программное содержание

1

Мониторинг

сентябрь

3

Рисование «Аквариум»

Учить детей самостоятельно находить способы изображения, художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия данной темы; совершенствовать художественно – графические навыки.

Развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы; развивать чувство ритма, цвета, композиции.

Воспитывать эстетические и нравственные чувства,   желание сочувствовать, сопереживать и помогать

4

Лепка «Ёжик»

Создать условия для развития умений и навыков работы с пластилином (отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, мелкой моторики пальцев рук, образного мышления, умения создавать знакомый образ с опорой на жизненный опыт. Содействовать воспитанию любви к животным.

октябрь

1

Рисование «Осенние деревья»

Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные формы деревьев, большие, маленькие, высокие, стройные, продолжать изображать листья. Закрепить приемы работы кистью (концом кисти всем ворсом). Учить детей правильно располагать сюжет на бумаге.

Развивать чувства композиции, цветовосприятия.

Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

3

Аппликация «Сказочный город»

Упражнять в работе с ножницами и бумагой. 

Развивать самостоятельность, творчество в выборе материала, цветовом решении работы, элементов декорирования. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать умение восхищаться работами сверстников.

ноябрь

1

Конструирование из бумаги «Сказка оригами»

Научить детей изготавливать игрушку-лису путем складывания квадратов; соблюдать алгоритм действий в ходе работы.

Развивать мелкую моторику рук внимание, творческое мышление и воображение.

Воспитывать любовь к художественному творчеству.

3

Лепка «Кто в лесу живет»

Учить детей планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, передавать форму и пропорциональное соотношение частей;

Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость;

развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой.

Декабрь

1

Конструирование из бумаги «Домик»

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Развивать у детей художественный вкус, творческие способности и фантазию, глазомер, приучать к точным движениям пальцев, пространственное воображение.

Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.

3

Пластилинография «Вот и пришла зима…»

Способствовать овладению начальными технологическими знаниями, умениями и навыками, использовать навыки творческого сотрудничества.

Способствовать развитию  творческих способностей,  сенсорики, мелкой моторики рук,  пространственного воображения,  технического и логического мышления, глазомера, способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

Воспитывать уважительное отношение к результатам труда.

Январь

2

Рисование «Зимний лес»

Учить детей создавать образ зимнее природы, передавать ее красоту и разнообразие.

Развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.

Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кисти.

Воспитывать умение восхищаться природой.

3

Аппликация «Веселые человечки»

Учить вырезать круг и овал из квадрата и прямоугольника, срезая углы.

Развивать воображение, мелкую моторику.

Воспитывать активность и самостоятельность.

Февраль

1

Рисование «Сова»

Познакомить детей с лесной птицей совой, особенностями внешнего вида, и условиями жизни, выяснить её роль в природе и для человека.

Развивать умение создавать композицию, правильно подбирать краски.

Воспитывать интерес к природе, учить заботиться о птицах в зимний период времени.

3

Ручной труд «Веселые снеговички»

Учить детей создавать поделки из гофрированного картона. Закреплять технику бумагокручения.

Развивать творческие способности и воображение детей, мелкую моторику.

Воспитывать аккуратность.

Март

1

Рисование «Жираф»

Учить рисовать жирафа, воспитывать бережное отношение к живой природе, закрепить умение рисовать животных и составлять  уравновешенную по формам и правильную по цвету композицию. Развивать мелкую моторику, творческий потенциал.

Воспитывать уважительное отношение к животным.

3

Лепка «Подснежники – первые весенние цветы»

Учить детей создавать цветы нетрадиционным способом (холодный фарфор).

Развивать мелкую моторику рук,  эстетическое восприятие, воображение детей, творческие способности; аккуратность, последовательность выполнения работы.

Воспитывать интерес к холодному фарфору, желание радовать окружающих своей работой; бережное отношение к природным объектам.

Апрель

2

Лепка «Космические дали»

Побуждать детей создавать сюжетные  композиции, дополнять их деталями, дополнительными материалами (бисер, бусины) обогащающими изображения.

Развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельной творческой деятельности и эмоциональную восприимчивость на красоту окружающего мира.

Воспитывать положительный настрой, интерес к познавательным занятиям.

3

Аппликация «Нарциссы – весенние цветы»

Упражнять в вырезании круга из квадрата.

Развивать навыки работы с бумагой, выполнения аккуратных точных сгибов.

Развивать воображение, творчество у детей.

Воспитывать любовь к природе.

Май

2

Аппликация «Есть у нас танкисты…»

Продолжать учить детей использовать в аппликации метод обрывания бумаги.

Учить приклеивать обрывную цветную бумагу по силуэту танка.

Развивать логическое мышление и способность действовать согласно алгоритму.

Воспитывать аккуратность в работе, чувство гордости к своей Родине.

3

Рисование «Цветы»

Учить рисовать длинными, короткими мазками, примакиванием, круговыми движениями яркие цветы разной формы при помощи смешивания красок и наложения их друг на друга.

Развивать творческий потенциал, самостоятельность.

Воспитывать умение восхищаться живой природой.

4

Мониторинг.


Список использованной литературы

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
  2. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
  4. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  5. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
  6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей Москва, 2001.
  7. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
  8. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с., ил.
  9. Богатеева З. А.Занятия аппликацией в детском саду; Кн. Для воспитателя дет. сада .-М.: Просвещение,1988.-224 с.: ил.
  10. Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста», методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика -2006г.
  11. Колдина Д.Н. «Лепка сдетьми 5-6 лет»  -  М.: Мозаика-Синтез, 2013.



Предварительный просмотр:

Вид деятельности: Тематическое занятие «Аквариум».

Цели:

  • Создание образа аквариума с уникальными рыбками.
  • Создание условий для творческого применения  освоенных ранее приемов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности.

Задачи:

  • Образовательные: закрепление и обобщение знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях; учить детей самостоятельно находить способы изображения, художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия данной темы; совершенствовать художественно – графические навыки; продолжать формировать художественные потребности, умение анализировать свой труд и труд других детей.
  • Развивающие: развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы; развивать чувство ритма, цвета, композиции; развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; развитие интереса к  окружающему миру.
  • Воспитательные: воспитывать эстетические и нравственные чувства,   желание сочувствовать, сопереживать и помогать, бережное отношение к окружающей природе и домашним питомцам.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", рассматривание иллюстраций к этому произведению.
  2. Рассматривание картинок и фотографий, иллюстраций и открыток  с изображением морских, речных и аквариумных рыб для обогащения художественных впечатлений детей.
  3. Беседы о жизни морских и речных рыб.
  4. Подвижная игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два..».
  5. Рассматривание водных растений и сравнивание их с наземными (чем похожи, чем отличаются).

Методические приемы: Рассмотреть с детьми рисунки с  разнообразными аквариумами, определить какими материалами они созданы; обратить внимание на осанку детей при рисовании, сюрпризный момент.

Литература: Т.Г. Казакова, Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. И.А. Лыкова, Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. И.А. Лыкова, Изобразительная деятельность в детском саду.  Старшая группа. И. А. Лыкова, Программа художественного воспитания, обучение и развитие детей 2-7 лет «Цветные ладошки».

Материалы и оборудование:

  • Для педагога: аквариум, иллюстрации  с изображениями рыб, детские работы с аквариумами, выполненные различными художественными материалами, мульти – медийное оборудование, подборка слайдов диковинных рыб и водных обитателей, доска магнитная.
  • Для детей: акварельная бумага А4, акварель, кисти, тряпочки, простые карандаши.

План:

1. Организационный момент.
2. Беседа.
3. Творческая работа.
4. Динамическая пауза.
5. Итог занятия:
выставка и анализ детских работ

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

П.:

Все в сборе!  
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала, 
Надо «Здравствуйте» сказать!  

Д.: Здравствуйте.

П.:  Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим!  (Передаем  воздушный шарик –  солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми  и ласковыми.

2.  Беседа

П.: Дети, подойдите ко мне. Посмотрите,  какой большой и красивый аквариум. А какие  рыбки плавают в нём? 
Из каких частей состоит рыбка? А на какие геометрические фигуры они похоже? (чешуя, тело – овал, хвостик – треугольник, плавники, глазки).  Предложить детям показать части тела рыбы, объяснить их назначение. Плавники служат рулём и тормозом, хвост служит мотором рыбы.

А кто попробует нарисовать рыбку? Ребенок рисует рыбку на магнитной доске.

3. Практическая работа

П.: Какими материалами и техниками пользуется художник для создания таких красивых аквариумов. А какие еще материалы можно использовать? (Ответы детей) 
Но можно еще и своими ручками нарисовать рыбку.

4. Пальчиковая гимнастика:

Моя рыбка все время молчит,
Не поет, не рычит, не урчит.
Не пойму почему, вот беда.
Может в рот ей попала вода?

Ребята, присаживайтесь на свои места. У вас есть  акварель, широкая и узкая кисточки, карандаш. Давайте попробуем с помощью этих материалов создать образ аквариума, но чтобы у каждого из вас он был разным и непохожим на другие. 

5. Физминутка

Рыбки весело играют 
В синей солнечной воде, 
То сожмутся, разожмутся, 
То зароются в песке.

Превращение в чаек.

Мы чайки, раскрыли крылья и кружим над рекой, ищем добычу. Увидели рыбу, спустились к воде, (наклонились) поймали рыбу и улетели на берег. 
Дети выполняют действия, выражая своё отношение к художественному слову через движения, мимику.

6. Анализ и выставка детских работ

П.: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Мы справились с заданием (нарисовали аквариум)? У кого получились самые красочные рыбки? Как их название? У какого самые веселые? У кого самый интересный, веселый, красивый, прозрачный, волшебный аквариум? Почему? и.т.д. ( По ходу работы)

П.: Вы сегодня все отлично поработали. Наше занятие подошло к концу.  До встречи на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация воспитателя ГБДОУ № 40 Приморского района г. Санкт-Петербурга "Методика работы по изодеятельности в старшей группе детского сада"

В основе современного образования лежит личностно-ориентированное обучение. Только через взаимодействие воспитателей – детей – родителей возможно развитие ребенка, формирование знаний и навыков, обога...

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу ».

Главной задачей является формирование у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты. ...

Кружковая работа по изодеятельности в старшей группе с использованием креативных методов рисования

Предлагаю вашему вниманию план кружковой работы по изодеятельности с использованием креативных методов рисования с детьми старшей группы....

План кружка по Изодеятельности для старшей группы

Программа кружкастаршая группаРуководитель кружка: Банцадзе Галина  ВикторовнаПояснительная записка.В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создан...

План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"

Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...

План работы с палочками Кюизенера. Старшая группа. Подготовительная группа

Удовлетворять естественные потребности детей в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования. Педагоги  адаптируют и развивают технологии и...

План работы с родителями в старшей группе группе на 2021–2022 учебный год

План работы с родителями в старшей группе группе на 2021–2022 учебный год...