Использование нетрадиционных техник в рисовании с детьми. Опыт работы.
консультация по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Шелохнева Наталья Алексеевна

"Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shelohnyova.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Использование нетрадиционных техник в рисовании с детьми подготовительной группы»

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.

Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как

педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с

нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию

воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы,

выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы

изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно

решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился

наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают

свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется

желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным,

непохожим на другие.

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения

последовательности производимых действий. Так, дети учатся планировать

процесс рисования.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует

положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение,

снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению

уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по

стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.).

Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая

нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками.

Эта и другие техники требуют точности и быстроты движений (нужно

выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно

определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась

бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе

результата можно и не достигнуть).

Рисование с использованием нетрадиционных техник не

утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность,

работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на

выполнение задания.

Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществить

индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование

же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей. У

них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теп-

лые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные

нормы, правила поведения.

В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности. Например: кляксография, ниткография, рисование вдвоем на длиной полоске бумаги, точечный рисунок, поролоновые рисунки, мелками, свечой, разрисовка камешков, метод пальцевой живописи, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж и многое другое.

Работая в детском саду воспитателем, наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. В настоящее время использую новые и довольно интересные программы и педтехнологии, стараясь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

Главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно. Это обучения детей рисованию в нетрадиционной технике. Настолько это интересно и увлекательно.

Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Точечный рисунок. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Томпониравание. Из поролона делаются разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Ниткография. Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной, будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Монотипия это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единобразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Рисование на мокрой бумаге. До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Рисуем с помощью открыток. В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

Коллаж. Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько выше описанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Тиснение. На готовую форму из картона намазывается пластилин толщиной 1-2 мм, затем форма оборачивается фольгой. Сверху вдавливается рисунок (принцип печати). Работа декорируется бусинками, бисером и т.д.

Печать листьев. Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.

Раздувание краски. Эта техника чем-то похожа на кляксографию. Так же как и при кляксографии на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

Фотокопия – рисование свечой. Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок. Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.

Техника выполнения витражей – клеевые картинки. Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

Граттаж - техника выцарапывания рисунка на картоне, залитом тушью. Картон заливают парафином, сверху наносят тушь и, когда краска высохнет, пером выцарапывают рисунок. Получаются на цветном фоне белые штрихи.

Существует еще много нетрадиционных техник. Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применении.

2-я младшая группа

рисование жесткой полусухой кистью

пальчиком

ладошкой

печаткой из различных материалов

средняя группа

оттиск поролоном

печать ластиком, листиком

свеча + акварель

рисование мятой бумагой

монотипия предметная

старшая и подготовительная

монотипия пейзажная

рисование зубной щеткой

расчесывание краски

набрызг

раздувание краски

фотокопия

ниткография

граттаж

рисование солью, песком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ : «Использование нетрадиционных техник в рисовании младших дошкольников».

САМООБРАЗОВАНИЕ  НА ТЕМУ : «Использование  нетрадиционных  техник  в рисовании  младших   дошкольников»....

Использование нетрадиционной техники в рисовании, лепке, аппликации

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство поз...

Конспект занятия по использованию нетрадиционных техник в рисовании "Загадочный мир - подводное царство" в средней группе.

Использовать цвет, как средство передачи настроения, создавать новые цветовые тона путем смешивания красок....

Конспект занятия по использованию нетрадиционных техник в рисовании «Сказочная птичка»

·         познакомить с новой нетрадиционной техникой – рисование палочкой;·         закрепить приёмы рисования птицы...

Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе с использованием нетрадиционной техники «хеппенинг» (рисование ладошкой и овощами) «Букет для мамы»

Непосредственная образовательная деятельность быда представлена на районном этапе Всероссийского конкурса "Воспитатель года - 2020"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисованию) с использованием нетрадиционных техник (пуантилизм – рисование) для детей раннего возраста 2 -3 лет «Украсим рыбку»

Учить детей использовать в рисовании нетрадиционный способ (пуантилизм) - рисование ватными палочками, развитие творческих способностей, эстетического вкуса, интереса к рисованию, развитие мелкой мото...

Курсовая работа ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В РИСОВАНИИ ГРАФИЧЕСКИМИ ЖИВОПИСНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Актуальность Изобразительная деятельность дошкольников является  неотъемлемой частью этого возраста. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка и аппликация. В данной работе будет р...