Адаптированная рабочая программа по дополнительному образованию с использованием здоровьесберегающих технологий "Поющая кисточка"
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

 Вислова Елена Валерьевна

Материал содержит информацию по работе с детьми дошкольного возраста по дополнительного образования с использованием арома, цвето и музыкотерапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Астраханской области «Школа интернат № для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Рассмотрено на заседании методического  объединения воспитателей

Протокол №……от «…»……………20..

 

Утверждено педагогическим советом

Протокол № 1 от «…»……………20..

Утверждаю………………………. /Рябов И.В

Директор

ГБОУАО «Ш-И № для обучающихся с ОВЗ»

Адаптированная  рабочая программа

по дополнительному образованию

по изодеятельности с элементами

здоровьесберегающих технологий

для детей с ограниченными возможностями здоровья

«Поющая кисточка»

2019-2020 уч.г.

   

Составлено

Висловой Е.В.

Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне….

Э.Успенский.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Художественно – эстетической деятельности «Цветные ладошки»

По направлению: художественно – эстетическое развитие

Руководитель: Вислова Елена Валерьевна

Год составления 2019 -2020 учебный год ; старший возраст детей с ОВЗ

         Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач эстетического воспитания детей в изобразительной деятельности.   

 

СОДЕРЖАНИЕ 

  

  1. Пояснительная записка    
  2. Задачи художественно- творческого  развития  детей  5-6  лет
  3. Задачи художественно-творческого развития   детей 6-7  лет  
  4. Использование музыкотерапии  на занятиях по изо деятельности .
  5. Список музыкальных  произведений, используемых на занятиях кружка «Поющая кисточка».
  6. Использование ароматерапии в работе с детьми на занятиях по  изо деятельности .
  7. Взаимосвязь с психологом на занятиях по изо деятельности.
  8. Учебно-тематический план  обучения детей 5-6  лет.
  9. Учебно-тематический план  обучения детей 6-7 лет.
  10. Перспективное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности в подготовительной группе  (5-6  лет)
  11. Перспективное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности в подготовительной группе  (6-7  лет)
  12. .        Педагогическая диагностика.
  13. Циклограмма работы руководителя кружка.
  14. Список репродукций и предметов искусства, рекомендуемых для рассматривания и бесед в старшем дошкольном возрасте.
  15. Список литературы

Пояснительная записка 

  

             Программа составлена на основе Программы художественного  воспитания, обучения и развития детей  2-7  лет «Цветные  ладошки» Лыковой  И.А.

            В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

        Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. 

        В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

         Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. 

          Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

          Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребенка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребенок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С, Мухина B.C.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.

          Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно прикладного искусства в эстетической деятельности.

  

   

  

Изобразительная деятельность в старшей группе

 

Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет 

 

         Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры.

           Исходя из этого, воспитатель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач.

  • Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений,   формирования   эстетических чувств и оценок.
  • Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект. - Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
  • Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (воскресный день в семье, детский сад на прогулке, профессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов).
  • Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка («населять» лес, водоём, пустыню соответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны). - Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка); отражать в своих работах обобщённые представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года).
  • Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к мышке, спортсмен бросает мяч рукой или отбивает ногой), изменяя статичное положение тела или его частей (приподнятые крылья, поднятые или расставленные в стороны руки; согнутые в коленях ноги); при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.
  • Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения
  • Формировать представления о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву, гончарное дело, ткачество, ковроделие и т.п.), знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера.
  • Совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью - умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков.

  

  

  

Изобразительная деятельность в  подготовительной к школе группе

 

Задачи художественно-творческого развития детей 6-7 лет. 

  

  • Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру.
  • Показывать детям, чем отличаются одни произведения искусства от других как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений; развивать воображение, формировать эстетическое отношение.
  • Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведения, о том, какими художественными средствами передается настроение людей и состояние природы.
  • Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (семья, дом, город, деревня, праздники, путешествия, в т.ч. космические, весёлые приключения, дальние страны); поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы были летом» (представители разных профессий с соответствующими атрибутами, инструментами, техникой); при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изображать животных с детёнышами в движении; учить передавать своё представление об историческом прошлом Родины посредством изображения характерных деталей костюмов, интерьеров, предметов быта.
  • Помогать детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность; показать возможность создания сказочных образов (Конька Горбунка, Русалочки, Жар-птицы, Дюймовочки) на основе фантазийного преобразования образов реальных;
  • Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла.
  • Учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (грустный человек или весёлый сказочный персонаж, добрый или злой и т.д.).
  • Совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности: продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки; передавать достаточно сложные движения (например, птичка вспорхнула с ветки, олень мчится, запрокинув голову, танцующая девочка одной рукой придерживает юбочку, а другую руку с платочком подняла вверх); создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации содержания. - Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости; создавать композицию в зависимости от сюжета - располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями (например, туристы поднимаются в горы и держатся друг за друга); изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры; выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учить планированию - эскиз, набросок, композиционная схема.
  • Поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям, использование различных материалов (гуаши, акварели, пастели и др.) с учетом присущих им художественных свойств, выбор средств, соответствующих замыслу, экспериментирование с материалами и средствами изображения.
  • Учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа (плавные движения при создании пластичного образа из глины, широкие движения кистью в коллективной композиции).
  • Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами;   совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков);

самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно - гуашь, для предварительных набросков или эскизов - уголь или простой карандаш).

  

Использование музыкотерапии  на занятиях по изо деятельности.

«Там, где бессильны слова

, во всеоружии своём является

 более красноречивый язык – музыка».

П.И. Чайковский

  В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира. Через музыку, рисование можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, сопереживание, воспитывать чувство прекрасного. Музыка, воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысливается и запоминается. Дети очень эмоционально на нее откликаются и безошибочно узнают даже через некоторое время. Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.

Актуальность проблемы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ диктуют Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, устанавливающие нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Содержание программы  строиться с учетом принципа взаимодействия образовательных областей, соответствовать возрасту и психолого – педагогическим особенностям детей, а также специфике и возможностям образовательных областей

 Основная общеобразовательная программа, в соответствии с которой мы работаем, предполагает достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, через решение следующих задач:

- формирование эстетического восприятия окружающего мира;

- развитие музыкально-художественной деятельности

- приобщение к миру искусства;

- воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;

- развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;

- умение «творить» в изобразительной, музыкальной, речевой и творческой деятельности.

Взаимосвязь музыкальной деятельности и изобразительной деятельности в ООД способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной  выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

 Раскрыть самоценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально-положительным отношением – задачи, которые успешно решает музыкальная деятельность. Достичь этого можно воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка. Рисование под музыку, как один из приёмов арт-терапии, активно используется в работе с нашими детьми. Такой вид самовыражения позволяет им ощутить и передать внутреннее эмоциональное состояние, которое появилось в результате наблюдения явлений природы, слушания литературных, музыкальных произведений.

В работу с детьми  включаются в тему рисования, аппликации или лепки дождь, снегопад, полет осенних листьев, осеннее дерево и пр. При создании этих образов подбирается  соответствующая музыка. Дети предварительно слушают  эту музыку, неоднократно беседуют со взрослыми по созданию этого произведения и только после этого рисуют. Таким образом, сочетая изобразительную деятельность со специально подбираемым музыкальным сопровождением, стабилизируется и развивается эмоционально-волевая сфера детей.

 Работа в этом направлении позволяет говорить о закономерностях влияния музыки и рисования под музыку (арт-терапия) на развитие эмоциональных качеств и состояние детей и сделать следующие выводы:

1. Рисование под музыку позволяет детям выносить вовне свои эмоции и чувства.

2. Существенно обогащается эмоциональная сфера детей, и совершенствуются способы регуляции собственных эмоций и чувств.

3. Арттерапия позволяет погашать даже негативные эмоции и отреагировать на них адекватным путём.

 Особенности организации ООД

Методика работы  с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.

Содержание работы планируется исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно.

При подготовке к ООД большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата (рисунка, поделки).

 Интегрированная ООД имеет отличительные особенности.

Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность (слушание, наблюдение, рассматривание и т. д.) учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – ООД должна быть небольшой по объему, но емкой, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Второй особенностью является логическая  взаимообусловленность,  взаимосвязь  интегрированных

предметов. Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как “настроение”, с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.

Важной особенностью интегрированной ООД является смена динамических поз и видов детской деятельности, здоровьесберегающие технологии. Во время ООД предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием, динамические паузы, потешки.

 Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, в педагогическом процессе используется большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Они распределяются так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.

 Интегрированная ООД способствуют эмоциональному развитию дошкольников, поскольку основана на элементах музыки, живописи, литературы, повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса, целостной картины мира и расширению кругозора. Так, к окончанию учебного года у старших дошкольников сформировалось эмоциональное и осознанное отношение к искусству, повысились творческая активность, самостоятельность, инициативность, снизились напряженность, скованность, поведение стало более открытым.

Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, самостоятельной деятельности дошкольников. Система интегрированного обучения способствует также эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ и их сотрудничеству с родителями, образуя тем самым детско-взрослое сообщество.

В результате работы по интеграции наблюдается заметный рост в уровне творческого развития детей, который выражается в оригинальности, продуктивности в работе детей, в умении видеть прекрасное в окружающем мире, в улучшении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, а это не что иное, как новый уровень личности ребёнка. В продуктивной деятельности происходит совершение умения изображать предметы по памяти и с натуры, развитие наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги, совершенствуется техника изображения, развитие свободы и одновременно точности движений руки под контролем зрения, их плавности, ритмичности и т. д. В дальнейшей работе с детьми мы планируем продолжать интегративный подход к организации педпроцесса, обеспечивая тем самым новый, более высокий уровень развития детского творчества.

Список музыкальных  произведений, используемых на занятиях кружка «Поющая кисточка».

.

Музыка Вивальди «Времена года»«Осень»«Зима».

П. И. Чайковский «Времена года»«Осенняя песня».

Детские песенки: Чунга-Чанга, из мультфильма «Дед Мороз и лето»«Крылатые качели», «Антошка» и др.

С. Прокофьев «Петя и волк».

Д. Кабалевский «Клоуны».

П. И. Чайковский «Щелкунчик» -отрывки«Вальс цветов»«Танец феи Драже», рост елки, тема Мышильды, Щелкунчика, «Детский альбом»«Марш деревянных солдатиков»«Баба-Яга».

К. Сен-Санс «Карнавал животных»: Осел, Слон, Лебедь, Аквариум, Кенгуру.

Н. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»-отрывки «Море».

Слушание релаксирующей музыки«Волшебство природы».

Природа, птицы, животные (звуки ,голоса, шумы окружающего мира).

Использование ароматерапии в работе с детьми на занятиях по  изо деятельности .

Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.

Применение средств ароматерапии в студии рисования  позволяет  поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.

Рядом с обонятельным участком мозга находится лимбическая система, которая отвечает за эмоции. Вдыхание аромата всегда даёт эмоциональную окраску и импульсы от аромата практически мгновенно даёт команду всему телу на изменение.

На протяжении всей жизни человек встречается с разными ароматами, и они могут вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции. Ароматы выстраивают ассоциативные ряды, с помощью которых также можно отследить, что мешает человеку двигаться в жизни в состояние успеха, радости, счастья. Негативные ассоциации могут подсказать, на каком событии произошла фиксации, и дать тему для дальнейшей коррекции и освобождения от блока, связанного с ароматом.

Запах (аромат) — это информация. И в эфирных маслах хранится много информации способной открыть глаза и пролить свет на то, что происходит в конкретный момент у конкретного человека. Создание аромата для каждого человека — это красивый творческий процесс, который уже помогает настроиться на новую волну.

Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки, аромамедальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута. Этот метод применяется для ароматизации воздуха в студии рисования.

Эфирные масла, благодаря механизму воздействия, способны мгновенно изменять состояние человека.

Каждое эфирное масло многофункционально, так как оно многосоставное. Через обонятельные рецепторы ароматические вещества попадают непосредственно в мозг. Каждый аромат определяется так же, как свет и звук: частотой колебаний, на которые нос и реагирует. Ароматы используют для повышения производительности труда, как умственного, так и физического; обладают бактерицидным, антисептическим, противовоспалительным действием; воздействуют на нервную систему, делясь на стимуляторы, адаптогены, седативные масла; благотворно воздействуют на сферу эмоций и психическое здоровье.

Ароматерапия способствует поддержанию психического здоровья детей, создает благоприятный эмоциональный климат, помогающий ребенку улучшить его интеллектуальную деятельность и речевые коммуникации.

Цель

Использование элементов ароматерапии для создания условий психоэмоциональной разгрузки и повышения умственной и физической работоспособности детей  во время  занятий по рисованию.

Задачи

1.Корректировать деятельность эмоционально-волевой сферы детей.

2.Повыcить умственную активность, нормализовать двигательную активность.

3. Активизировать познавательные процессы - внимание, память, воображение, мышление.

4. Создание психологического комфорта.

5.Развитие внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.

Ожидаемые результаты

1.Укрепление психоэмоционального состояния ребенка, через стабилизацию эмоциональной сферы.

2.Развитие навыков самоконтроля, умение управлять своими эмоциями, чувствами.

3.Формирование и активизация психических познавательных процессов – памяти, внимания, воображения, мышления.

4. Повышение умственной работоспособности, снижение двигательной расторможенности.

Важно помнить, что:

Самостоятельное применение эфирных масел без предварительных знаний может навредить.

Для коррекции психоэмоционального состояния важны натуральные, качественные эфирные масла.

Синтетические масла, химические составляющие забивают обонятельный анализатор и блокируют возможность корректного воздействия на организм человека.

Всегда важны дозировки, показания и противопоказания по здоровью, правила методов использования.

Взаимосвязь с психологом на занятиях по изодеятельности.

«Цвета действуют на душу:

 они могут вызывать чувства,

пробуждать эмоции и мысли,

 которые нас успокаивают и волнуют,

 порождают печаль и радость».

Гете

Цветотерапия – коррекция психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в преодолении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.

Одним из основных требований к подбору материала является цвет, т. к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Все это побудило меня к использованию в своей работе одного из средств здоровьесбережения- цветотерапию.

Еще в древние времена люди заметили, что цвет одежды, предметов быта, освещения и т. п. способен влиять на физическое и психологическое состояние человекаЦветом исцеляли в Древнем Египте, Китае, Индии, Персии. Современная наука подтвердила лечебные свойства цветов. На основе исследований их влияния сформировалась цветотерапия - методика улучшения здоровья человека с помощью цвета.

 В детском учреждении активно использует такой способ, как раскраска, которую любят все дети. Во-первых, это своеобразная диагностика, позволяющая отслеживать душевное состояние ребёнка. Во-вторых, корректируя инструменты для рисования (карандаши или фломастеры, гуашь или мелки, гелевые ручки или акварель) и предлагаемые оттенки, можно помочь малышу в преодолении многих трудностей.

Цветотерапия — универсальная методика, которая не имеет возрастных ограничений.

На занятиях по обучению рисованию активно используется методика подачи цвета. В этом принимает участие психолог учреждения. Занятие строится таким образом, чтобы продолжало работу психолога по гармонизации настроения ребенка. Используется как индивидуально, так и группой детей.

Психологом  для определения внутреннего состояния детей  используются различные цветовые тесты:

  • цветовые пирамиды Пфистера;
  • тест Фрилинга;
  • цветовой тест отношений (ЦТО) Бажина и Эткинда.

Но самым популярным был и остаётся тест Люшера.

Основные задачи цветотерапии:

  • повышение уровня коммуникативности, эмоциональной отзывчивости;
  • обогащение сенсорного и эмоционального опыта;
  • формирование навыков самоконтроля;
  • улучшение психологического микроклимата в коллективе;
  • стимуляция интеллектуальной деятельности;
  • создание особого настроения;
  • психофизическая релаксация, снижение эмоционально-психического и телесного напряжения;
  • коррекция психоэмоционального состояния;

лечение психических расстройств и некоторых соматических состояний

Непосредственный контакт в играх с детьми помогает установить доверительные отношения, удается корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т. е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет на физическое и психическое здоровье детей.

Учебно-тематический план  обучения детей 5-6  лет.

Тема

Количество часов

1.

Рисование гуашью

(освоение цветовой гаммы, тонирование)

3

2

Рисование восковыми мелками, акварелью

4

3

Рисование пальчиками, ладошками.

3

4

Кляксография,   набрызг

3

5

Рисование солью, крупой, мыльными пузырями, ватными палочками

5

6

Оттиск смятой салфеткой, целлофаном,  листьями, штампом, поролоном, трафаретом

7

7

Монотипия

2

8

Рисование тычком, ватными палочками

4

9

Рисование гуашью на камешках

1

10

Ниткография

1

11

Торцевание

3

 Всего

36 занятий

Структура занятия

Каждое занятие состоит из:

25% теоретической части;

75 % практической части

1 академический час соответствует  25 -30 минутам занятия в зависимости от возраста детей (в соответствии с СанПин).

Учебно-тематический план  обучения детей 6-7 лет.

Тема

Количество часов

1

Рисование гуашью

6

2

Рисование восковыми мелками, акварелью

7

3

Рисование пальчиками, ладошками.

4

4

Тиснение

1

5

Рисование пастелью

1

6

  Набрызг

1

7

графическим карандашом, черным маркером

2

8

Оттиск печатками, трафаретом, смятой бумагой, листьями , поролоном,  пенопластом

6

9

Граттаж

1

10

Монотипия

4

11

Рисование тычком

3

 Всего

36 занятий

Структура занятия

Каждое занятие состоит из:

25% теоретической части;

75 % практической части

1 академический час соответствует 20-25 минутам занятия в зависимости от возраста детей (в соответствии с СанПин).

 Перспективное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности в подготовительной группе  (5-6  лет) 

Месяц

Название занятия

Задачи занятия

Количество

занятий

Сентябрь

«Весёлое лето»

«Летняя палитра»

«Деревья в нашем парке»

«Кошки на окошке»

Рисование простых сюжетов с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами.

  Создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры.

Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны.  

Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы.

2

2

2

2

Октябрь

«Осенний натюрморт» 

  

    

«Осенние листочки» 

  

  

«Игрушка дымковская» 

  

  «Нарядные лошадки»

Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; развитие воображения.

 Рисование осенних листьев с натуры, передавая их форму карандашом и колорит - акварельными красками.

 Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.

 Декоративное оформление вылепленных лошадок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).

2

2

2

2

Ноябрь

«Золотая хохлома»

 

 

 

«Белая берёзка»

 

 

 

 

«Лиса-кумушка»

«Чудесные превращения кляксы»

Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка,  ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи.

 Рисование осенней берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник

Создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности.

 Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами: опредмечивание - «оживление» необычных форм.

2

2

2

2

Декабрь

«Белая береза под моим окном…»

 

 

 

«Волшебные снежинки»

 

 

 

 

«Еловые веточки»

 

 

 

«Кошка с котятами»

Изображение зимней (серебряной) березки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.

 Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам.

 Рисование еловой ветки с натуры; создание коллективной композиции

«рождественский венок»

Учить детей рисовать пушистый мех животного с помощью жесткой кисти. Учить составлять композицию, учитывая передний и задний план. Развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность

2

2

2

2

Январь

«Веселый клоун»

 

 

 

 

«Весело качусь я под гору в сугроб»(2 занятия)

 

   

«Сказочная гжель»

 

Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме - в движении и с передачей мимики (улыбка, смех).

Развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений).  

Познакомить детей с традиционным русским промыслом - «гжельская керамика»; освоить простые элементы росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки). Воспитывать уважение к народным умельцам.

2

4

2

Февраль

«Наша группа»

 

 

 

 

«Волшебные цветы»

 

 

 

«Папин портрет»

«Милой мамочки портрет»

 

Отражение в рисунке личных впечатлений о жизни в своей группе детского сада; сотворчество и сотрудничество.

Рисование фантазийных цветов по мотивам экзотических растений; освоение приёмов видоизменения и декорирования лепестков и венчиков.

 

Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди

 Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека.

2

2

2

2

Март

«Солнышко нарядись» 

  

  

  

  

«Солнечный цвет»

 

 

«Дымковская барышня»

 

 

 

 

«Весеннее небо»

Рисование солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам).

 Экспериментальное (опытное) освоение цвета; расширение цветовой палитры «солнечных» оттенков.

 Декоративное оформление вылепленных фигурок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, штрихами.

 Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому».

2

2

2

2

Апрель

«Я рисую море»

 

 

 

 

 

«Морская азбука»

 

 

 

«Превращения

камешков»

 

 

 

«Наш аквариум»

Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому.

 Изготовление коллективной азбуки на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которых начинаются на разные буквы алфавита.

 Создание художественных образов на основе природных форм (камешков). Освоение разных приёмов рисования на камешках различной формы.

 Составление гармоничных образов рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников).

2

2

2

2

Май

«Зелёный май»

 

 

 

 

 

  

  

  

«Радуга-дуга»

«Неприбранный стол» 

  

  

  

  

  

«Рисуем музыку»

Экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение «весенней» палитры. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.  

Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно- выразительными средствами. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.  

Закрепить знания о жанре живописи- натюрморте. Учить детей рассматривать натуру, сравнивая длину, ширину, цвет, форму предметов. Учить делать подготовительный набросок, т.е. строить рисунок, намечая основные контурные очертания простым карандашом; затем закрашивать акварельными красками.  

Продолжать развивать творческую активность и воображение детей.  Учить ассоциировать музыку со своим настроением, называть своё душевное состояние и выражать его на бумаге при помощи цветовых пятен, линий, образов.

Закреплять умение детей смешивать цвета.

2

2

2

2

Итого :

72 часа

  

  

 Перспективное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности в подготовительной группе  (6-7  лет) 

  

Месяц

Название занятия

Задачи занятия

Количество

занятий

Сентябрь

«Улетает наше лето»

 

 

 

 

«Чудесная мозаика»

 

 

 

«Весёлые качели»

 

 

 

«Ветка рябины»

 

 

Создание условий для отражения в рисунке летних впечатлений (самостоятельность, оригинальность, адекватные изобразительно-выразительные средства).

Знакомство с декоративными оформительскими техниками (мозаикой) для создания многоцветной гармоничной композиции.

Отражение в рисунке своих впечатлений о любимых забавах и развлечениях; самостоятельный поиск изобразительно выразительных средств.

Учить детей передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение веток и листьев, их цвет и оттенки. Закреплять умение красиво располагать ветки на листе бумаги. Упражнять в рисовании карандашом и гуашью. Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности в изображении.

2

2

2

2

Октябрь

«Лес, точно терем

расписной..»

 

  «Деревья смотрят в озеро»

 

 

 

«Летят перелётные птицы»

(по мотивам сказки М.Гаршина)

«Осенние дары»

 

 

 

 

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции.

Ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками (монотипия, отпечатки.)   Создание сюжетов по мотивам сказки, комбинирование изобразительных техник, отражение смысловых связей и пространственных взаимоотношений.

 Закрепить знания о жанре живописи- натюрморте. Учить детей рассматривать натуру, сравнивая длину, ширину, цвет, форму предметов. Учить делать подготовительный набросок, т.е. строить рисунок, намечая основные контурные очертания простым карандашом; затем закрашивать акварельными красками.

2

2

2

2

Ноябрь

«Такие разные зонтики»

 

 

 

«Мы едем, едем, едем в

далёкие края…»

 

 

«По горам, по долам…»

 

 

«Разговорчивый родник»

 

 

 

Рисование узоров на полукруге; осмысление связи между орнаментом и формой украшаемого изделия (узор на зонте и парашюте).

 Отображение в рисунке впечатлений о поездках - рисование несложных сюжетов и пейзажей (по выбору) как вид за окном во время путешествия.

 Отражение в рисунке своих представлений о природных ландшафтах (сюжет на фоне горного пейзажа).

  Ознакомление с изобразительными возможностями нового художественного материала - пастели. Освоение приёмов работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушевка).

2

2

2

2

Декабрь

«Морозные узоры»

 

 

 

 

«Дремлет лес под сказку сна»

 

 

 

 

 

«Гжельская сказка»

«Сказочная птица»

 

Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и пр.).  Создание образа зимнего леса по замыслу, самостоятельный выбор оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев.

Совершенствование техники рисования концом кисти (рука на весу).

 Закреплять знания детей о холодной гамме оттенков гжельской росписи; учить получать разные оттенки. Учить создавать декоративную композицию, используя только белый и синий цвета. Продолжать знакомить с приёмами рисования элементов росписи. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности.

Закреплять знания детей о тёплых цветах и их оттенках; умение смешивать гуашевые краски, рисовать кистью.

 Учить создавать в рисунке образ сказочной птицы, рисуя необычные элементы на хохолке, хвосте, оперении с помощью узоров, оттенков цвета. Развивать чувство цвета и ритма в узоре, творческую активность.

 

2

2

2

2

Январь

«В рождественскую ночь»

 

 

 

 

 

 

«Баба Яга и Леший»

 

 

 

 

«Кони-птицы»

 

   

«Народный индюк (по мотивам дымковской игрушки)»

Познакомить детей с историей праздника Рождества, его особенностями. Учить создавать композицию со свечой и ёлочной веткой. Воспитывать чувство уважения к русской культуре, её истокам.

Рисование сказочных сюжетов по замыслу: самостоятельный отбор содержания рисунка (эпизода сказки) и способов передачи действий и взаимоотношений героев.

Создание условий для рисования детьми фантазийных коней-птиц по мотивам городецкой росписи.

Развитие чувства цвета, формы и композиции. Оформление лепных фигурок по мотивам дымковской (вятской) игрушки. Освоение узора в зависимости от формы.

2

2

2

2

Февраль

«Пир на весь (декоративная посуда и сказочные явства)»

 

 

 

«Морские коньки играют в прятки»

 

 

«Белый медведь и северное сияние»

 

 

 

 

«Я и папа»

Рисование декоративной посуды по мотивам «гжели», дополнение изображениями сказочных яств и составление коллективной композиции (праздничный стол).

Самостоятельный выбор художественных материалов и средств образной выразительности для раскрытия предложенной темы.

Поиск способов изображения северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию. Рисование северного сияния по представлению: подбор гармоничного цветосочетания. Рисование парного портрета в профиль, отражение особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретных людей (себя и папы).

2

2

2

2

Март

«Мы с мамой улыбаемся»

 

 

 

«Букет цветов»

 

 

 

 

«Золотой петушок»

 

 

 

«Чудо - писанки» (беседа о декоративно-прикладном искусстве)

Рисование парного портрета анфас с передачей особенностей внешнего вида, характера и весёлого настроения конкретных людей (себя и мамы).

  Рисование с натуры; возможно точная передача формы и колорита весенних цветов в букете. Развитие способности к передаче композиции с определённой точки зрения.

Рисование сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развитие воображения, чувства цвета, формы и композиции.

Ознакомление детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству.

2

2

2

2

Апрель

«Золотые облака» (весенний пейзаж)

 

 

«Заря алая разливается»

 

 

 

«День и ночь»

 

 

 

«В далёком космосе»

Дальнейшее знакомство детей с новым художественным материалом - пастелью. Освоение приёмов передачи нежных цветовых нюансов.

  Рисование восхода солнца (зари алой) акварельными красками.

Совершенствование техники рисования «по мокрому».

Ознакомление с явлением контраста в искусстве, пояснение специфики и освоение средств художественно -образной выразительности.

 Создание рельефной картины (панорамы), включающей разные космические объекты (солнце, планеты, звёзды, созвездия, кометы). Формирование навыков сотрудничества и сотворчества.

2

2

2

2

Май

«Весенняя гроза»

 

 

Отражение в рисунке представлений о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза) разными средствами ху-

2

 

 

 

 

«Букет с папоротником и

солнечными зайчиками»

 

 

 

 

 

 

 

«Лягушонок и водяная лилия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мой любимый детский

сад»

дожественно-образной выразительности. Знакомство с принципом асимметрии, позволяющей передать движение.

 Составление сложных флористических композиций со световыми эффектами (солнечными зайчиками) по представлению или с натуры. Дальнейшее знакомство с жанром натюрморта. Развитие способности к формообразованию и композиции. Воспитание эстетического вкуса, интереса к природе.

 Составление сюжетных композиций, самостоятельный выбор художественных материалов, изобразительно-выразительных средств и технических способов. Создание интереса к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах.

Закреплять умение детей рисовать гуашью, смешивать краски для получения нужного оттенка. Учить представлять настроение своей картины и передавать его в цвете. Развивать творческую активность и самостоятельность.

2

2

2

Итого :

72 часа

 

Педагогическая  диагностика 

  

Показатели художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

 

        Общие показатели развития детского творчества:

  • компетентность (эстетическая компетентность)
  • творческая активность
  • эмоциональность  

-произвольность и свобода поведения

  • инициативность
  • самостоятельность и ответственность
  • способность к самооценке

        Специфические показатели развития детского творчества в продуктивных видах деятельности (по данным исследований Т.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой, Б.А. Флёриной, А.Е. Шибицкой):

-убъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского творчества; -нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа;

-большая динамика  малого опыта, склонность к экспериментированию с художественными   материалами   и инструментами;

-индивидуальный «почерк» детской продукции;

-самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции, художественных материалов и средств художественно-образной выразительности;

-способность к интерпретации художественных образов; общая ручная умелость.

        Экспериментальная модель выразительного художественного образа как интегральной художественно-эстетической способности включает комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):

-восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;

-осмысленное «чтение» - распредмечивание и опредмечивание - художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии, (носителем эстетического выступает выразительный образ как универсальная категория); интерпретация формы и содержания, заключённого в художественную форму;

-творческое освоение «художественного языка» - средств художественно образной выразительности;

-самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов в изобразительной деятельности;

-проявление эстетического отношения во всех видах детской художественной деятельности и повседневной жизни (таких, как: самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание);

-экспериментирование с художественными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.

  

Методика проведения   диагностики.

 

         Педагогическая  диагностика  детей проводится  с  детьми   в   естественных  условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши,  салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать).

Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.

           По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

          Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведенная в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.

  

«Портрет» художественно-творческого развития детей дошкольного возраста  (методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.) 

  

1.  Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности: 

  1. увлечённость;
  2. творческое воображение.

 

2.  Характеристика качества способов творческой деятельности: 

  1. применение известного в новых условиях;
  2. самостоятельность в нахождении способов (приёмов) создания образа;
  3. нахождение оригинальных способов (приёмов), новых для ребёнка.

 

3.  Характеристика качества продукции: 

  1. нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа;
  2. соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным  художественным требованиям.

Циклограмма работы руководителя кружка

«Поющая кисточка»

Е.В. Висловой

ГБОУ АО «Школа –интернат №3»

по ИЗО деятельности с детьми старшего возраста (5-7 лет)

Дни недели

Распорядок дня

Содержание деятельности

Понедельник

14.30 -15.00

15.00-15.30

15.30-15.45

15.45-16.15

16.15-17.00

Работа с   документацией

Подготовка к занятию.

Занятие в старшей группе

(1 подгруппа)

Подготовка к занятию

Занятие в старшей группе (2 подгруппа)

Уборка оборудования  

Индивидуальная работа

Четверг

14.30 -15.00

15.00-15.30

15.30-15.45

15.45-16.15

16.15-17.00

Работа с   документацией

Подготовка к занятию.

Занятие в подготовительной группе

(1 подгруппа)

Подготовка к занятию

Занятие в подготовительной группе (2 подгруппа)

Уборка оборудования  

Индивидуальная работа

 

Список репродукций и предметов искусства, рекомендуемых для рассматривания и бесед в старшем дошкольном возрасте

НАТЮРМОРТЫ  

Врубель М. «Сирень»;

 Кончаловский П. «Персики», «Сирень», «Сирень белая и розовая»

Мане Э. «Белая сирень», «Васильки», «Одуванчики»

Машков И. «Розы в хрустальной вазе», «Синие сливы»

Садовников В. «Цветы и фрукты»

Толстой Ф. «Букет цветов, бабочка и птичка», «Клубника»

Хруцкий И. «Натюрморт со свечой», «Фрукты»

  

ПЕЙЗАЖИ  

Айвазовский И. «Волна», «Девятый вал», «Радуга», «Чёрное море»

Бакшеев В. «Голубая весна»

Борисов-Мусатов В. «Весна»

Бродская Л .«Овёс», «Таёжный мороз»

Бродский И. «Осенние листья»

Васильев Ф. «Деревенский пейзаж», «Мокрый луг», «Оттепель», «Перед дождѐм» Васнецов В. «Река Вятка»

Волков Е. «Ранний снег»

Гаврилов В. «Свежий ветер»

Грабарь И. «Иней», «Мартовский снег»

Грицай А. «Весна в городском парке», «Ледоход»

Дубовский Н. «Притихло»

Жуковский С. «Заброшенная терраса», «Зимний вечер»

Зверьков Е. «Голубой апрель», «Ледоход на Мезени»

Куинджи А.И. «Днепр утром», «Зима», «На Севере диком», «Ночь над Днепром» Куприянов М. «Абрамцево», «Солнечный день»

Левитан И. «Большая вода», «Весна. Большая вода», «Золотая осень», «Март», «Озеро. Русь»

Мухин А. «Последний снег»

Остроухов И .«Золотая осень», «Осень»

Поленов В .«Московский дворик»

Полюшенко А. «Май»

Рерих Н. «Небесный бой»

Ромадин Н. «Весна», «Кудинское озеро»

Рылов А.«В голубом просторе»

Саврасов А. «Грачи прилетели», «Осень»

Саврасов В. «Радуга»

Сомов К. «Радуга»

Степанов А. «Журавли летят», «Лоси»

Шишкин И.И. «Берёзовая роща», «Дебри», «Зимний лес», «Зимний лес. Иней»

«Корабельная роща», «Рожь», «Утро в сосновом бору»

Щербаков Б. «Тишина. Озеро Неро»

  

ПОРТРЕТЫ  

Аргунов И. «Автопортрет», «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»

 Боровиковский В. «Портрет Лопухиной»

Брюллов К. «Автопортрет», «Всадница», «Итальянский полдень», «Портрет А.Н. Демидова»

Василенко В .«Юрий Гагарин»

Васнецов А. «Весна» Васнецов В .«Автопортрет, «Гусляры», «Снегурочка» Венецианов А. «Портрет крестьянской девочки», «Спящий пастушок»

Дейнека А. «Автопортрет», «Бег», «Раздолье», «Тракторист», «Юность»

Кипренский О .«Автопортрет», «Бедная Лиза»

Кончаловский П. «Автопортрет»

Крамской И. «Неизвестная»

Кустодиев Б. «Автопортрет», «Купчиха»

Левитан И .«Автопортрет»

Лиотар Ж.-Э. «Шоколадница»

Ломакин О. «Портрет экскаваторщика Н. Мокина»

Маковский К. «Дети, бегущие от грозы»

Матейко Я. «Портрет детей художника»

Мурильо. «Мальчик с собакой»

Нестеров М. «Портрет В.И. Мухиной», «Портрет скульптора Ивана Дмитриевича Шадра»

 Перов В. «Тройка»

Прянишников И. «Воробьи»

Ракша Ю. «Дети на изгороди»

Рембрандт. «Портрет пожилой женщины»

Репин И. «Стрекоза»

Матвеев Ф. «Вид Рима. Колизей»

Пименов Ю. «Новая Москва»

Поленов В. «Московский дворик»

Сергеев М. «Сказание о невидимом граде Китеже»

Щербаков Б. «Ростов Великий»

 Юон К. «Купола и ласточки»

 

  Открытки и календари (плакаты) с видами города Астрахани , в котором проживают дети

  • Открытки с видами Москвы, Санкт-Петербурга
  • Открытки с видами столиц зарубежных государств (например, Берлин (Германия), Париж (Франция), Лондон (Великобритания), Рим (Италия),

Токио (Япония), Пекин (Китай)

 

 

Список   детских книг с иллюстрациями известных художников. 

Билибин И. Русские народные сказки «Белая уточка», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сказка об Иване-царевиче, Жар птице и о сером волке», «Царевна-лягушка.

Васнецов Ю. «Три медведя» Л. Толстого, русские народные песенки в обработке К. Чуковского «Пятьдесят поросят», «Русские народные сказки» из сборника A.  Афанасьева, сборники русских народных потешек «Радуга-дуга» и «Ладушки»

Владимирский Л. «Волшебник изумрудного города» Н. Волкова

Демченко О. «Сказки-крошки» B.    Кротова, «Почему пантера чёрная, а леопард - пятнистый?» Л. Генденштейна по мотивам сказки Р. Киплинга

Дехтерёв Б. «Красная шапочка» Ш. Перро

Дубинчик Т. «Жили у бабули» по книге К.Д. Ушинского «Родное слово», альбом для рисования «Помаляка», «Колобок»

Елисеев А. русская народная сказки в обработке М. Булатова «Лисичка со скалочкой»

Конашевич В. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» А. Пушкина; «Чудо-дерево», «Путаница» и «Мойдодыр» К. Чуковского; «Золушка» Ш. Перро; «Горшок каши» братьев Гримм; «Сказки» Г.-Х. Андерсена; «Старик-годовик» В. Даля; «Сказ про муравья и великана» Н. Кончаловской; русские волшебные сказки «Ненаглядная красота»; английские детские песенки «Плывёт, плывёт кораблик»; английские народные сказки «Как Джек ходил счастье искать»; французские народные песенки «Сюзон и мотылёк»; польские народные детские песенки «Дедушка  Рох»

Лебедев В. «Разноцветная книга», «Усатый-полосатый», «Цирк» и «Мистер Твистер» С. Маршака

Маврина Т. Русская народная сказка «Как у бабушки козёл», книжка потешка «Плетень», «Сказка о золотом петушке» А. Пушкина

Манухин Я. Былина в обработке А. Нечаева «Микула Селянинович»

Орлова Н. Русские народные сказки «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Двенадцать месяцев» С. Маршака Пахомов А. «Азбука» Л. Толстого, «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «А что у вас?» С. Михалкова Пивоваров В. «Старушки с зонтиками» Мануэля Лопеса Рачев Е. русские народные сказки «Волк и козлята», «Лиса и журавль», венгерская сказка «Два жадных медвежонка» Репкин П. венгерская сказка «Два жадных медвежонка», «Краденое солнце» К.Чуковского, «Сорока-белобока» Е.Благининой, словацкая сказка «У солнышка в гостях» Савченко А. русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Волшебник Изумрудного города» Н. Волкова)  Сутеев В. «Слонёнок» Р. Киплинга, «Сказки в картинках» В. Сутеева, «Кто сказал «мяу?» С. Маршака Токмаков Л. книга шотландских песенок «Крошка Вилли Винки» Федотова М.книги для бесед по картинкам «Где мы были летом?», «Как мы провожали осень?», «Что мы делали зимой?», «Как мы встречали весну?» Г. Фроловой Чарушин Е. «Медвежата», «Олешки», «Вот они какие», «Тюпа, Томка и сорока» и «Моя первая зоология» Е. Чарушина, «Детки в клетке» С. Маршака, «Лесные разведчики» В. Бианки, «Лягушка-путешественница» Н. Гаршина. Чекмарёва И. «Тихие стихи и звонкие песни» В.Петровой, «Один и много» С. Теплюк, «Зайкины истории»

 

Список   литературы

 

  1. Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001.
  2. Арапова-Пискарёва Н.А. О российских программах дошкольного образования//До-школьное воспитание. - 2005. - №9.
  3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Искусство, 1974.
  4. Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.
  5. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства// Проблемы и споры. -

М., 1987.

  1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Владос-Пресс, 2006.
  2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М.: Просвещение, 1988.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967.
  4. Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  5. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988.
  6. Гильдебраннд А. Проблема форм в изобразительном искусстве. - М.: Изд-во МПИ,1991.
  7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ Академия, 1997.
  8. Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М., 1995.
  9. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000.
  10. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольников. - М.: Просвещение, 1973.
  11. Давыдов         В.В.         Проблемы         развивающего         обучения:         Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.
  12. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. - М.: Просвещение, 1999.
  13. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные пики, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера, 2005. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.:
  14. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с "детьми: руководство для детских психологов, педагогов,
  15. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  16. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  17. Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников.

- М.: Педагогическое общество России, 2005.

  1. Копцева Т. Природа и художник. - М.: Сфера, 2000.
  2. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования. - Ярославль: Академия развития, 2001.
  3. Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев:  школа, 1986.
  4. Курочкина Н.А. Знакомим с книжной графикой. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  5. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду (программа и конспекты занятий). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965.
  7. Лялина Л.А. Дизайн и дети (из опыта методической работы). - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  8. Мелик-Пашаев А.А. Художественные способности как проявление и форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. - М., 1995.
  9. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма освоения социального опыта. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. - М., 1981.
  10. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.
  11. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз, 1999.
  12. Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... - М.: Апрель: ACT, 2005.
  13. Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда: Интегративная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств: Изобразительное искусство и среда (природа-архитектура-среда). 1-11 классы. М.: Магистр, 1995.
  14. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  15. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. - М.: Просвещение, 1985.
  16. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - М.: НИИ ХВ РАО, 1994.
  17. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1992.
  18. Учебные планы дошкольных образовательных учреждений. Учебное пособие/Сост. И.А. Патронова, О.А. Куликова, Л.Л. Тимофеева. - М.:

Педагогическое общество России, 2006.

  1. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Диагностика речевого развития дошкольников (3-7 лет). - М.: РИНО, 1999.
  2. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956.
  3. Цукарь А.Я. Уроки развития воображения. - Новосибирск: РИФ плюс, 1997.
  4. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. - М.: Просвещение, 2003.

  

  

 

 



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Астраханской области «Школа интернат № для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

«Та страна, которая будет учить

 своих детей искусству,

 превзойдет все остальные» (Д. Дидро).

Консультация

 для педагогов

 «Дети рисуют музыку»

Выполнила

педагог

Вислова Е.В.

Астрахань 2019 год

Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку»

Краски и звуки в природе существовали всегда. Близки друг к другу тембр в музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи (не даром в музыке существует понятие «мелодический рисунок»). Ритм также является универсальным компонентом художественного языка и важнейшим выразительным средством и музыки, и изобразительного искусства.

Колорит – одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, тембр в музыке главный фактор её изобразительности, т. е. колорит является наиболее «музыкальным» элементом живописи, а тембр – наиболее «живописным» элементом музыки.

Примеры сопоставления колорита (цвета) в живописи и колорита (тембра) в музыке многочисленны. Известный художник В. Кандинский соотносил с определённым цветом тот или иной тембр. Голубой цвет ассоциировался у него с тембром флейты, красный – трубы, синий – виолончели.

Выдающиеся русские композиторы Н.Римский – Корсаков и А.Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им «окрашенной» в определённый цвет и в связи с этим имела тот или иной колорит. Так, «до мажор» у Н. Римского – Корсакова – «белый», «до минор» – «багряный, несколько зловещий, трагический. У некоторых композиторов зрительно – цветовые представления настолько сильны и ярки, что приводят к созданию звуковых музыкальных образов. Сопоставления музыки и живописи не ограничивались лишь областью колорита, тембра.

Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но и неотъемлемым компонентом архитектуры и живописи. Семантически родственны ритмы стройных, восходящих линий в архитектуре и живописи, стройных восходящих голосов в музыке, восходящих лирических чувств в литературе. Существует двусторонняя связь между слуховым и зрительным восприятием. Эту связь уловили художники древности, которые сопровождали звучание музыки различными зрительными демонстрациями.

Цвето – звуковые соощущения характерны не только для композиторов, художников, искусствоведов. Они могут возникнуть у любого взрослого человека и у ребёнка.

Одной из форм непосредственного отклика ребёнка на музыку может являться детский рисунок. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребёнка – это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать».

Взаимодействие музыки и живописи в процессе музыкального восприятия влияют на характер детских рисунков. В результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков новым содержанием, творческое решение детьми изобразительных задач. Созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Настроение музыки в рисунках детей чаще всего передаётся с помощью колорита, цвета; громкость, сила звучания – с помощью величины изображения, темп – динамичности движений.

Сопоставление произведений музыкального и изобразительного искусства является наиболее обоснованным при опоре на ассоциативно – образную связь, семантическое родство этих видов искусства. Дети передают в рисунках и процесс развития музыкального образа. Можно сказать, что в процессе рисования они «живут» в музыке, воплощая её динамичный характер, в ритме музыки дети рисуют снежинки, цветы и т. д. Процессуальность музыки, её развитие дети переживают как определённый сюжет.

В рисунках детей проявляется индивидуальный характер их восприятия: у одних превалирует слуховое восприятие, у других – зрительное. Это отмечается в тех случаях, когда дети рисуют два рисунка на одну и ту же тему: первый – после знакомства с музыкой, второй – после демонстрации картины (диапозитива). Если у детей преобладали зрительные впечатления, после знакомства с диапозитивом в значительной мере менялись цветовая гамма и даже композиция рисунков. У других детей первоначальное впечатление от музыки было настолько сильным, что картина (диапозитив) не оказывает существенного влияния на характер рисунков.

Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них подлинным праздником. Звучание прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, большие листы бумаги и разноцветные краски, обязательная похвала педагога создают особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая её в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Астраханской области «Школа интернат № для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

«Та страна, которая будет учить

 своих детей искусству,

 превзойдет все остальные» (Д. Дидро).

Консультация

для родителей

«Рисуем музыку вместе!»

Выполнила

педагог

Вислова Е.В.

Астрахань 2019 год

Консультация для родителей «Рисуем музыку вместе!»

Известно, что дошкольники, слушая музыку, различную по художественным достоинствам, «заражаются» отношением к ней взрослых. Отсюда понятно, что именно от музыкальных предпочтений педагогов и родителей зависит успешность формирования основ музыкальной культуры у дошкольников. Одни и те же навыки и умения дети могут приобретать на различном по своему художественному уровню репертуаре. «Низкий» уровень произведения при положительном отношении взрослого дезориентирует в представлениях о красоте музыки, ценностных ее эталонах искусства. Как и общая культура человека, музыкальная формируется с раннего возраста: ребенок начинает осваивать «язык» музыки, ее «речь» еще до рождения. Опыт восприятия произведений «разных эпох и стилей» способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребенка.

Чтобы заинтересовать ребенка музыкой, развивать его мышление, воображение, необходимо побуждать его к сравнениям, высказываниям.

В раннем и младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не могут сами выразительно двигаться, высказываться о характере произведения, им, естественно, необходима помощь. Так, слушая с ребенком музыку, родители могут, облегчая его усвоения не только мимикой, но и интонацией, пояснить: «Какая необыкновенно ласковая, нежная музыка!» Можно нежно прикоснуться к руке малыша, побудить его выразить характер музыки музыкально-ритмическими движениями, ритмопластикой. Малыши лучше воспринимают мелодию с голоса, поэтому можно негромко подпевать мелодию во время звучания произведения, выводить ее на «голос» (вокальное уподобление характеру музыки). Этот метод способствует и тому, что дети сами начинают напевать полюбившиеся и запомнившиеся им мелодии. Мимическое, интонационное, тактильное двигательное, ритмопластическое уподобление - все это помогает взрослому научить ребенка слушать и слышать музыку. Уже младшие дошкольники могут воплощать в рисунках свои музыкальные впечатления   (полихудожественное уподобление). Например, передавая смену характера музыки («Фея зимы» муз. Прокофьева, балет «Золушка») ребенок может воспроизводить с помощью тычковых кисточек на тонированной голубой бумаге белые линии или точки. Дети постарше 5-лет могут рисовать музыку цветными пятнами (цветовое уподобление) применяя разные техники для создания образа, близкого к музыкальному.

В старшем дошкольном возрасте дети могут более самостоятельно решать поставленные перед ними задачи. Их творчество проявляется в процессе развития умения слышать музыку, согласовывать свои действия с ее постоянно меняющимся характером. Так постепенно накапливается опыт восприятия музыкальной классики, так появляются любимые произведения, предпочтения. Формируются основы музыкальной культуры.

Только в детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. Колыбельная песня для малыша неотделима от сопутствующих ее звучанию ощущений: монотонного покачивания, сумеречного света, тактильного комфорта, спокойной улыбки матери. У искусства свой особый предмет для «разговора»: человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественно-изобразительных образов. Музыка - языком интонаций, а танец - движением. Поэтому человек, слушающий музыку, зачастую достраивает звучащий фон образами визуальными, а тот, кто смотрит на картину, подстраивается к ее изображению.

Понять природу этого единства взрослому помогает эмоционально – образный словарь. Взаимопроникновение элементов языковой культуры, присущих различным видам художественной деятельности, прослеживается наиболее отчетливо: веселую, радостную музыку мы определяем словами, в которых заключены зрительные смыслы (яркая, светлая, солнечная, радужная). В дошкольном возрасте языковые границы еще не установлены – довольно часто малыши, говоря об интенсивности света или цвета, уподобляют слова «тихий» или «громко». Сам по себе эмоционально – образный словарь довольно беден. Однако освоение его не представляет больших трудностей в силу присущего детям синестезийного восприятия, склонности к фантазированию и игре. Стоит взрослому использовать термин, характерный для описания изобразительного языка (например, «тусклая»), как тут же появляются вполне конкретные цветовые уточнения (дети могут «видеть» мелодию серой, коричневой, черной.)

Поэтому взрослому не стоит ограничивать ассоциативные ряды, воспроизводимые детьми, даже в том случае, если они увидят от характера музыкального звучания – попытайтесь совместно найти «общий эмоциональный знак», присущий называемым цветам, и то ощущение, которое эти цвета вызывают.

Многочисленные эксперименты показывают: чтобы музыкальный образ получил адекватное преломление в образе пластическом, дошкольникам недостаточно прямого «общения» с классической музыкой. На первых этапах прослушивания музыки необходимо проживание музыкальных интонаций в словах, т.е. ребенок должен осознать, какая по характеру музыка звучит, какие чувства вызывает. В дальнейшем это поможет найти наиболее точный и емкий способ воплощения музыкального образа в различных видах художественно – эстетической деятельности.

От выбора художественной техники зависит успех детского творчества, так как любой материал может не только способствовать воплощению замысла, но также мешать этому воплощению. Предположим, вы выбрали музыкальный образ, настраивающий на отражение в рисунке динамичного эмоционального состояния, движения (например, «Зимнее утро» Чайковского, «Ночь» Р. Шумана, «Баба Яга» М. Лядова). При выборе художественной техники необходимо учитывать, что само воплощение замысла будет происходить стремительно, без мелкой детализации и вырисовывания. Здесь лучше всего подойдут материалы, позволяющие быстро создавать изображение: восковые мелки, пастель, сангина, уголь. Восковые мелки и уголь хорошо сочетаются с акварелью. Однако последовательность работы с помощью этих материалов различна: акварельный подмалевок предшествует угольной графике, в то время, как в ансамбле с восковыми мелками, акварель лишь достраивает графический образ, внося новые цветовые оттенки.

Дошкольникам наиболее доступно беспредметное рисование: пятном, точками, линиями: не отвлекает на решение сложных изобразительных задач, позволяя каждому подстраиваться к музыкальным интонациям на уровне чувствования «кончиком пера». Здесь линии и цвета действительно поют, танцуют, скачут, кружатся вместе с кисточкой, перышком, угольком, пальчиком.