Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Сказочная Гжель»
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Глаголева Нина Владимировна

Цель: Расписывание готовых бумажных форм гжельской росписью с использованием нетрадиционных материалов (ватные палочки).

Программные задачи:

Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.  Продолжать знакомить детей с гжельской  росписью,  ее историей. Познакомить с новым предметом посуды – квасник, с понятием «майоликовая керамика». Закрепить умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи:  точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька», мазок с тенью, цветы, листья, птицы. Развивать чувство цвета, умение составлять композицию узора, выделяя ее основную часть. Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи. Воспитывать в детях умение любоваться красотой гжельской росписи, отличать ее   своеобразие, колорит, нежность. Воспитывать интерес и уважение к труду гжельских мастеров – умельцев. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, музыке; чувство гордости за свой народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_risovaniyu_skazochnaya_gzhel.docx123.91 КБ

Предварительный просмотр:

Г-50 2

Конспект занятия по рисованию

в подготовительной к школе группе

«Сказочная Гжель»

                                                                                     

Цель: Расписывание готовых бумажных форм гжельской росписью с использованием нетрадиционных материалов (ватные палочки).

Программные задачи:

Обучающие: Учить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.  Продолжать знакомить детей с гжельской  росписью,  ее историей. Познакомить с новым предметом посуды – квасник, с понятием «майоликовая керамика».

 Развивающие: Закрепить умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи:  точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька», мазок с тенью, цветы, листья, птицы. Развивать чувство цвета, умение составлять композицию узора, выделяя ее основную часть. Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи.

Воспитательные: Воспитывать в детях умение любоваться красотой гжельской росписи, отличать ее   своеобразие, колорит, нежность.

Воспитывать интерес и уважение к труду гжельских мастеров – умельцев.

Воспитывать любовь к устному народному творчеству, музыке; чувство гордости за свой народ.

Демонстрационный материал:

Гжельские изделия, иллюстрации гжельских изделий, слайд – шоу «Сказочная Посылка с гжельской посудой, письмо, компьютерная презентация к занятию «Гжель», аудиозапись песни Ю. Чичкова «Незабудковая гжель».

 Раздаточный материал: готовые бумажные формы в виде посуды для росписи, гуашь белого и синего цветов, палитра, баночки с водой, 2 кисти №3,2, ватная палочка, салфетки матерчатые и влажные, подставки для кисточек.

Предварительная работа:

Познавательный рассказ воспитателя о гжельских мастерах. Просмотр видеофильма о гжельском промысле. Рассматривание гжельских изделий.

Ход занятия.

Воспитатель вносит посылку и демонстрирует её внешний вид.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, я сегодня обнаружила вот такую посылку. Как вы думаете, что может быть внутри неё и кто её прислал?

 (Дети называют самые разные предположения).

-А хотите узнать, что на самом деле находится  в этой посылке?

Ответы детей

Воспитатель: Но чтобы она открылась вам нужно отгадать загадку.

Сине – голубые

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые

Каждый удивиться!

Чудо на фарфоре –

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись…

Дети: Гжель!

Воспитатель: Молодцы! (Открывает посылку, достает письмо). Посмотрите, какой красивый, расписной, праздничный конверт. Скажите, а что на нем нарисовано? (Дети перечисляют элементы росписи).  Элементы какой росписи вы увидели на конверте?

Ответы детей:

Воспитатель: Давайте прочтем это письмо. (Достает письмо, читает).

       «Дорогие ребята, мы, гжельские мастера – умельцы, приглашаем вас мастерскую, расписать изделия для ярмарки».

Воспитатель: Ребята, вы уже познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи. Сегодня мы продолжим изучать тему “Сказочная Гжель”: повторим элементы гжельской росписи, и вы поработаете в творческой мастерской гжельской керамики.

Демонстрация презентации «Гжель».

 Гжель - это известный керамический центр, расположенный к юго-востоку от Москвы. Гжель называют родиной и колыбелью русской керамики. Пришло к нам это слово из седой старины и обозначает “жечь, обжигать”.

  Как и у всякой другой росписи, у гжели есть своя история. В начале 18 века по приказу Петра I купцом Гребенщековым была открыта фабрика по производству “табачных трубок и майоликовой посуды”. Спустя всего 16 лет изделия фабрики стали знаменитыми и популярными, благодаря своей самобытности и изящнсти.

 Я расскажу, что такое майоликовая керамика. Майолика изготавливается из белой глины, а рисунок на посуду наносится на сырое изделие, т. е. до обжига. Роспись майолики выполняется красками 4 цветов: желтой, зеленой, синей, черно-фиолетовой.

 Все изделия гжели отличаются замысловатой формой и прекрасными лепными украшениями. Особой пластической формой поражают квасники и кумганы. Они имеют цилиндрическое тулово, изящный носик и горлышко. Дырочка в центре тулова квасника предназначена для льда, чтобы квас всегда был холодным.

 А еще очень популярны и любимы гжельские игрушки. Они добры, веселы и полны народного юмора.

Беседа по слайдам.

Воспитатель задает воспросы, дети отвечают.

- О каком промысле мы сегодня говорили?

- Из чего гжельские мастера делают свои изделия?

- Какой цвет используется в гжельской росписи?

- Каким узором украшают мастера свои изделия?

- Какие изделия делали мастера из глины?

Воспитатель: Хотите побыть гжельскими  мастерами? Тогда выбирайте себе изделие, которое вам нравиться. Рассаживайтесь за столы. Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте? Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами – красками, подругой палитрой, верным стражем – платочком, который утешает принцессу, если она вымокнет в воде? Как вы думаете, ребята, а для чего мы будем использовать ватные палочки? (Рассуждения детей). Правильно, ватные палочки нам пригодятся для рисования элементов  росписи.

Прежде чем мы приступим к рисованию, разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Цветы»

Наши синие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Дети выбирают себе готовые формы и приступают к рисованию. Воспитатель контролирует готовность детей к занятию:

Всё в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

А как нужно держать кисть при рисовании?  

Дети демонстрируют правильное положение руки при рисовании.

В процессе рисования воспитатель напоминает приемы рисования: примакивания, «двойной мазок», следит за осанкой детей, координирует работу детей.

Физкультминутка.

 По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой.
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (
Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (
Повороты направо, налево, любуются цветами).

Воспитатель: Понравилось, вам, ребята, быть гжельскими мастерами? Какое настроение у вас было, когда вы расписывали изделия?

По окончании работы воспитатель предлагает детям поставить  свои работы к готовым гжельским изделиям, чтобы ими могли все  полюбоваться. Звучит песня «Незабудковая гжель».

Воспитатель: Молодцы, ребята.  Вы хорошо потрудились сегодня.

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Портрет друга»

Программное содержание: Дать представление о жанре портрета; развивать в детях способностьвглядываться в человеческие лица; учить рисовать портрет друга,правильно изображать черты его лица; разв...

КОнспект занятия по рисованию "Снегири" подготовительная к школе группа

Задачи: учить детей рисовать снегирей,используя метод тычка;закрепить умение закрашивать, не выходя за контур;формировать у детей представление о снегирях.Предварительная работа:Чтение рассказов о пти...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе. Тема: «Зимняя сказка».

Цели:– Продолжать знакомить детей с живописью. Закрепить умение рисовать воском, восковыми мелками. Обогащать словарь эпитетами, сравнениями.Развивать художественное восприятие.Воспитывать любовь...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Овощной суп»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе«Овощной суп»...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе. «Лошадка»

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе "Лошадка". Приложение к работе "Обучение рисованию детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии(дети с сохранным интеллектом)"...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Отражение в воде». Нетрадиционная техника рисования

Цель и задачи занятия:1. Развивающее.Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по сырому» с получением отпечатков как выразительно-изобразитель...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе "Сказочное царство".

Учить детей создавать рисунки по мотивам сказок, изображать сказочные дворцы, совершенствовать умение рисовать различными изобразительными материалами, закреплять умение выполнять рисунок в определённ...