Статья "Игра как средство воспитания"
статья (подготовительная группа)

Калгина Марина Николаевна

В игре ребёнок познаёт мир. В данном случае мир искусства. Играя в "Литературно-художественное лото" и "Художественное лото", ребёнок знакомится с художниками и их творчеством легко и увлекательно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_put_k_poznaniyu_iskusstva.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - путь к познанию искусства.

Все мы хорошо знаем, что игра – является главной и основной деятельностью дошкольника. Поэтому именно через игру мы, взрослые, должны помочь ему сформировать психические качества: внимание, память, наблюдательность, сообразительность, эмоциональную радость.  От них  в дальнейшем будут зависеть его успешная учёба, трудовая деятельность, отношения с людьми, всестороннее развитие.

Эту же мысль высказывал А. М. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Искусство – это мир, где формируются духовные ценности, воспитывается понимание «прекрасного».  И мы вправе помочь детям в  формировании эстетического вкуса, возможности проживать и чувствовать эмоции.

В наш мир высоких технологий порой мы забываем о том, на чём воспитывались наши бабушки и дедушки, да и мы сами. Нам прививали любовь к искусству: книгам, картинам, музыки, театру. Мы ходили в музеи и восхищались полотнами известных художников,  читали много книг.  Кто  расскажет, о том, как вы были в художественном музее с ребёнком? Единицы. А кто не помнит картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели» или  В. Серова «Богатыри», картины  И.И. Левитана «Плес», «Золотая осень»,  И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору», «Рожь», «Зима» или  В.М. Васнецова «Иван – царевич на сером волке», «Аленушка».  Репродукции, которых висели на стенах в каждом доме.

Я не хочу сказать, что мы не прививаем детям  любовь и интерес к искусству. Вопрос не в этом, а в том,  как мы это делаем, что используем в своей работе? Это нужно понимать как родителям, так и воспитателям. Необходимо всячески развивать интересы детей, поощрять их стремление к познанию нового и интересного в мире искусства. При этом обеспечивая детей играми, которые влияют на их всестороннее развитие.

 Давайте научим детей понимать и ценить произведения искусства через игру. Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры. Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры.

Но, чтобы дети стали лучше ориентироваться в искусстве, для начала детей необходимо познакомить с художественными произведениями и авторами, которыми  их написали. Вот тут служит примером настольно – печатная игра «Литературно – художественное лото» или «Художественное лото» из серии «Развивающие игры», которая появилась у меня совсем недавно.  Дети моей группы, а она у меня старшая, очень заинтересовались игрой. Но играть мы не смогли. Я показывала карточку с изображением писателей, художников, картин, называла их. Мы с детьми долго рассматривали, обсуждали сюжеты картин, главных героев. Практика показала, что прежде, чем играть в эту игру необходимо познакомить детей с шедеврами живописи и с классиками русской и советской литературы. Поэтому следует издать приложение к игре, где все представленные портреты и картины были бы в увеличенной форме.

         Игра напоминает настольно-печатную игру «Лото». Кто в детстве не играл в эту игру?.. Когда вся семья собиралась за одним столом, сохранялось соответствующее эмоциональное настроение и непринужденность.  Все переживали радость от участия в ней и чувствовали удовлетворение от победы или разочарование от неудачи.

         «Литературно-художественное лото» или «Художественное лото» - это  яркая, привлекательная, интересная,  а также интригующая игра, но играть в неё, по моему мнению, могут только дети старших групп. Младшим она покажется скучной и трудной.

         Она относиться к развивающим играм. Поэтому, как и другие  развивающие игры одновременно является и игровой деятельностью, и формой обучения. Главная особенность игры состоит в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют имена писателей и художников, названия картин.

Эта игра способствует формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Воспитанию качества личности: самостоятельности, инициативности, организованности. Она учит детей применять имеющиеся знания на практике, активизирует разнообразные умственные процессы и доставляет эмоциональную радость детям.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми, не обижаясь на победу одних перед другими, поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

А поощрительно-контрольные жетончики, фишки-бонусы,  делают игру более увлекательной и интересной, вызывают у детей желание в неё играть.

Разрабатывая варианты знакомых детям игр, на основе этой игры можно придумать новые - полезные и увлекательные. Например, разрезать карточки - иллюстрации на маленькие картинки и организовать подвижную игру «К художнику беги», дидактические игры «Найди картины художника», «Картины перепутались», «Назови картину», «Назови писателя или художника», «Назови произведения этого творца».

Так же можно сделать красочный, современный  «Лепбук», так известная в наше время самодельная бумажная книжка с кармашками, окошками и дверками. Где в каждом кармашке находятся величайшие мастера слова и кисти, а так же их творения.

Из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод.  Игра для детей не является просто забавой. В игре ребенок познает мир. В данном случае мир искусства. Наблюдая и играя вместе с детьми, я вижу как дети реагируют на эту игру с огромным интересом, что  безусловно увеличивает её значение.

Учитывая уровень развития детей и их интересы, я могу быть уверенной в том, что дети смогут  в дальнейшем безошибочно ориентироваться в  мире искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Искусство танца – великолепное средство воспитания и развития маленького человека".

В консультации изложена проблема "куда отдать ребёнка", в какой кружок его записать....

Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)

Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....

Нравственное воспитание по средствам воспитания дошкольников любви к родному городу.

Конспект занятия в старшей группе «Наша Родина – Россия»...

Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности».

Семинар на тему: «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности».       Формирование основ толерантной культуры – одна...

Выступление в межрегиональном семинаре "Поликультурное воспитание в дошкольных образовательных организациях". Тема: "Мордовский национальный костюм как средство воспитания у детей любви к Малой Родине"

В данной статье говорится о мордовском народном костюме, как о  бесценном неотъемлемом достоянии культуры народа, накопленное веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, ...

Статья для родителей "«Подвижная игра - как средство физического развития личности и одно из самых важных средств воспитания ребёнка»

Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается статья в которой говорится о пользе подвижных игр с детьми. роль подвижных игр в воспитании высока, так как они развивают физическую акт...

Консультация для родителей "Народное творчество как средство воспитания и условия осуществления национального воспитания"

То, что впитает в себя ребенок в дошкольном возрасте в основном зависит от среды, в которой он воспитывается. Окружая детей своей заботой и лаской, а также включая народное творчество в свои занятия, ...