Декоративное рисование «Городецкая роспись» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Шикова, Лариса, Михайловна

1.Создать условия для рисования детьми фантазийных цветочных гирлянд по мотивам Городецкой росписи.   

2.Учить детей самостоятельно создавать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги.

3. Закреплять умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи,

 умение рисовать всей кистью и её концом.

4. Развивать чувство композиции.

5.  Развивать интерес к народным промыслам, самостоятельность, творческие способности.

6. Воспитывать уважение к труду народных художников, эстетического отношения к их изделиям. Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно-прикладном искусстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_konspekt_integrirovannoy_struktury.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Декоративное  рисование «Городецкая роспись»

в подготовительной к школе группе

 МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» №323 г.о. Самара

 Воспитатель: Шикова Л.М.

Программные задачи

1.Создать условия для рисования детьми фантазийных цветочных гирлянд по мотивам Городецкой росписи.  

2.Учить детей самостоятельно создавать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги.

3. Закреплять умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи,

 умение рисовать всей кистью и её концом.

4. Развивать чувство композиции.

5.  Развивать интерес к народным промыслам, самостоятельность, творческие способности.

6. Воспитывать уважение к труду народных художников, эстетического отношения к их изделиям. Воспитывать интерес к родной культуре, вызвать желание больше узнавать о народном декоративно-прикладном искусстве

Материал.

Для рассматривания - городецкие игрушки и предметы быта.

Образцы предметов с разной композицией городецких узоров, альбом «Городецкая роспись» таблица поэтапного изображения основных городецких узоров;

листы бумаги разного размера и формата  жёлтого цвета (прямоугольной, круглой, овальной, квадратной формы, гуашь в наборе, кисти № 2, №4, палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.

Предварительная работа: Знакомство с  легендой городецкой росписи, рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства, словарная работа: розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда.

Ход занятия.

Воспитатель: На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

 Воспитатель: Дети,  обратите внимание какие красивые расписные предметы: разделочные доски, конь – качалка, шкатулка. Все эти предметы расписаны городецкой росписью

Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-
роспись Городца!
Л. Куликова.

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

В городецкой росписи существует несколько мотивов, композиций.

 Это цветочный мотив, цветочный мотив с включением образов коней, птиц. И сюжетный мотив, где мастера изображали сюжет из жизни людей - застолье, чаепитие, гулянье, прогулки с кавалерами, стройка дома и т. д.

Воспитатель: Ребята, мы с вами будем украшать наши изделия цветочной гирляндой по мотивам городецкой росписи. Давайте  вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они располагаются в гирлянде

Дети: Одним из любимых элементов городецкой росписи является Розан,  купавка и ромашка.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на все предметы и скажите, что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд?

Дети:  Конь, птица, петух.

Теперь подумайте, что делает нарядными  и живыми городецкие узоры?

Дети:  оживки.

Воспитатель:Да это белая и чёрная оживки. Обратите свое внимание на то, как

по – разному, можно расположить гирлянды.

Гирлянды могут располагаться и снизу, и сверху, и посередине, но везде в центре гирлянды располагается большой цветок – розан, справа и слева от розана рисуются цветы среднего размера – ромашки, купавки.

Воспитатель: А теперь скажите, какие цветосочетания мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды?

Дети:  розовый с красным, голубой с синим.

Воспитатель: Цветов немного, но смешенные между собой они дают дополнительные оттенки: розовый, голубой, вишневый. Яркие цвета, положенные на желтый фон, создают радостное настроение.

Воспитатель: А для оживок, какие цвета возьмёте цвета?

Дети: Белый и черный.

Воспитатель: Дети, посмотрите, как правильно надо рисовать оживки и дуги.

 Показ:

- Оживку рисуем кончиком кисти.

Воспитатель: А дугу - начинаем концом кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом, и заканчиваем концом кисти.

А теперь давайте отдохнем, ручки, ножки разомнем.

Физкультурная минутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Воспитатель: А теперь вы самостоятельно можете приступить к работе и изобразить свою цветочную городецкую гирлянду.

Дети самостоятельно работают.

Звучит спокойная русская народная музыка.

Воспитатель напоминает детям,  что вначале продумываем как расположить элементы на листе тонированной бумаги, как выполнять подмалевку

Воспитатель: Давайте приступим к первому этапу выполнения. Берем розовый-розан (голубой) цвет и рисуем подмалевок круг в нашей работе. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем еще зеленые листья, создавая композицию.

(как получить розовый (голубой) цвет)

Воспитатель: Теперь переходим ко второму этапу выполнения 

2 этап: называют «теневка», т. к. здесь используются более темные краски бордовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. Кистью №2 рисуем тёмной краской сердцевину (кружочек) у цветка и бутона, дуги. На листьях с одной стороны тоже рисуем дуги.

 Кто мне подскажет, как можно бы это сделать, какой прием работы с кистью? (путем примакивания кисти).

(В ходе работы воспитатель напоминает о правильной осанке, помогает по мере необходимости)

Прежде чем приступить к 3 этапу, надо будет  подождать, что бы подсохла краска.

(гимнастика для глаз).

Пальчиковая гимнастика «Кисточка»

Кисточку в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Заключительный этап росписи «оживка».

 3 этап: Завершающий этап росписи называют «оживка», т. к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской. Кистью № 2 наносим белой краской штрихи и мелкие детали у всех элементов целой композиции

Нанесем белую и черную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью.

Букеты собраны цветы,

Необычной красоты,

Рисунки яркие мерцают,

Оживка белая их оживляет.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.

В конце занятия устраивается выставка. Дети рассматривают, анализируют свою работу,   оценивают работы друг друга

Воспитатель:

Какие элементы городецкой росписи мы использовали в наших цветочных гирляндах? (Розан, купавка).

На каких изделиях выполняется роспись?

(Она выполняется на деревянных изделиях: ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

Литература:

1. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С. Комарова Москва «Просвещение» 1991

2. «Здравствуй, мир!» А.А.Вахрушев; Е.Е. Кочемасова; Ю.А. Акимова;
И.К. Белова; Москва, «БАЛАС» 2003 г.

3. «Цветная тропинка»; «Изобразительная деятельность в детском саду»; И.А.Лыкова; Российский учебник, Москва, «Вентана-Граф», 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова И.В. Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «Городецкая роспись»

Конспект ООД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «Городецкая роспись» Цель: продолжать знакомство детей  с городецкой росписью, её колоритом, основными э...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»

Цель.  Закрепление знаний о городецкой росписи, её колорите, особенностей.Задачи.1.      Продолжать формировать у детей умение рисовать узор по мотивам городецкой росписи...

Конспект занятия декоративное рисование в подготовительной к школе группе «Городецкая роспись».

Конспект занятия  декоративное рисование в подготовительной  к школе  группе   «Городецкая роспись»....

Открытое занятие в подготовительной к школе группе на тему " Городецкая роспись"

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ»

Цель.  Закрепление знаний о городецкой росписи, её колорите, особенностей.Задачи.1.    Сформировать у детей умение рисовать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на до...